«Война грибов с ягодами». Русская народная сказка в литературной обработке В.И.Даля

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи урока: 1) Образовательные  Дать представление о литературном творчестве В.И. Даля, его толковом словаре.  Продолжать учить различать литературную сказку и обработку народной сказки. 2) Развивающие  Развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи в анализе художественных достоинств сказки.  Развивать, обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение. Помочь приобрести определённые умения обработки сказки.  Формирование умений: развитие навыков выразительного чтения, анализа художественного текста. 3) Воспитательные  Развить познавательный интерес школьников, дать почувствовать гордость за свою народную культуру, писателей, бережно относившихся к родному языку.  Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;  Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.  Приобщать к проблеме сохранения своего здоровья, воспитывать любовь к двигательной активности
Иконка файла материала конспект.docx
4 А КЛАСС Тема урока : «Война грибов с ягодами». Русская народная сказка в литературной обработке В.И.Даля. Цель урока: Показать суть литературной обработки фольклорной сказки Задачи урока: 1) Образовательные  Дать представление о литературном творчестве  В.И. Даля, его толковом словаре.   Продолжать учить различать  литературную сказку и обработку народной сказки.  2) Развивающие  Развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи в анализе художественных достоинств  сказки.         Развивать, обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение. Помочь  приобрести определённые умения обработки сказки.  Формирование умений: развитие навыков выразительного чтения, анализа художественного текста. 3)    Воспитательные    Развить познавательный интерес школьников, дать почувствовать гордость за свою народную  культуру, писателей, бережно относившихся к родному языку.  Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;  Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.  Приобщать к проблеме сохранения своего здоровья, воспитывать любовь к двигательной активности Материалы и оборудование: Словари Даля, его портрет, модели кузовка, рисунки грибов, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point Структура и содержание урока Организационный момент. Слайд 1 - Сегодня мы вновь в гостях у сказки. II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности. Слайд 2 На прошлом уроке мы подвели итог поэтического состязания А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. Каков он? (Александр Сергеевич Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, используя народные сюжеты, создали совершенно новые литературные сказки. Их с удовольствием читали современники, а теперь читаем мы). Слайд 3 – Попробуйте выстроить цепочку от народной сказки к авторской. I.III. Изучение нового материала 1.Определение темы и задач урока. Слайд 4 – О чем вам говорят эти опорные слова? Владимир Даль Казак Луганский Псевдоним Луганск Сказки Толковый словарь -Кому мы посвятим наш урок? Что мы уже узнали о В.И.Дале? (стр.117 учебника) – Найдите, как отзывался А.С. Пушкин о сказках В.И. Даля (с. 115 учебника). – Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке? (Какие сказки обрабатывал В. Даль? Биография В. Даля, основные события его жизни. Как он создавал свой словарь?) Слайд 5 2. Самостоятельная работа с новой информацией (биографическая справка — см. тетрадь). – Самостоятельно поработайте с биографической справкой Даля. Что вы узнали об этом человеке? (ответы детей). - В. И. Даль был офицером, потом окулистом (глазным врачом), но самым главным делом его жизни, которое принесло его имени славу и известность, а нам дало великолепный " Словарь живого великорусского языка". Он собирал русские слова, разъяснял их значение. За свою жизнь В. И. Даль собрал около 200000 слов. В.И.Даль собиратель слов – лексикограф Cлайд 6 (Учитель демонстрирует словарь В. И. Даля) 3. Словарная работа. – Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал “Словарь живого великорусского языка”. Откроем его — и посыпятся на нас звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие — разные русские слова. Те, которые мы употребляем с вами каждый день, и те, значения которых мы совсем не знаем. (Из словаря выпадают подготовленные заранее “ремешки”) 2Вот выпали из словаря “ремешки”, так называл Даль полоски бумаги, а на них — слова. – Вот, например, слово «дождь». – Объясните это слово. (Ответы детей) - Мы говорим “дождь”, а Даль в словаре рассказывает, что дожди бывают разные и для каждого народ придумал меткое название. Ситник или ситничек (от слова сито) — мелкий дождь. Ливень — проливной дождь, самый сильный. Сеногной — дождь во время покоса. Грозный дождь — с грозой. Грибной дождь — теплый и мелкий. Косохлест, подстега — косой дождь с ветром. Лепень — снег с дождем. – Каким же надо быть человеком, чтобы услышать, запомнить и понять все эти слова? (Любознательным, наблюдательным, чутким, проникновенным, любящим русский язык.) Слово для Даля — всегда картинка, образ. 4. Словесное рисование. – Попытайтесь и вы увидеть это слово... Закройте глаза... Что вы увидите под звуки дождя? Слайд 7 (звуки дождя) – Какую картинку вы увидели? (Лето. Тепло. Лесная полянка. Идет грибной дождь...) Слайд 8 – “Будет дождичек, будут и грибки”. 5. Работа с текстом сказки «Война грибов с ягодами» - На стр. 157 прочитайте название. -Как вы думаете, что такое обработка сказок? (В сказке сохраняется сюжет, герои, язык, идея, особенности текста) – Чем обработка отличается от записи народной сказки? (Писатель, обрабатывая народные сказки, делает текст более грамотным, подчёркивает его достоинства, сохраняет сюжет, персонажей) – Можно ли по названию определить, кто будут герои нашей сказки? – Как вы думаете, из-за чего могла начаться война у грибов с ягодами? – Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения? 6. Самостоятельное чтение. 7. Физминутка. 8. Работа с текстом сказки во время чтения. (Учитель заранее делит текст на смысловые части). 31.Чем оказалось богато лето? (ягодами и грибами) 2.Что задумал гриб-боровик? (вести войну против ягод) 3.Какие грибы он призвал на помощь? кто откликнулся на призыв гриба-боровика? Слайды 8, 9 4.Кто посетил ещё лес? (Варвара) – Что могло привлечь В.И. Даля в этой русской сказке? 9. Наблюдения над языком сказки. - Обратите внимание на цитату из статьи журнала «Москвитянин» Слайд 10 - Можете ли вы теперь ответить на вопрос, что же привлекло Даля в этой сказке? (Своеобразие, необычность русского языка) - Давайте найдем подтверждение в самой сказке. Для этого разделимся на группы (по 4 человека) 1 группа: Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. (Под дубочком сидючи, на грибы глядючи, сила великая, сладка ягода, полным-полнешенька, всем грибам голова...) Cлайд 11 2 группа: Найдите просторечные слова. (Вишъ, прет, помочь, скликать, сподряд, отказалися). Слайд 11 3 группа: Какие необычные сравнения-определения даются персонажам? В чем их необычность? (Дается характеристика героев, используется прием олицетворения: волнушки – старушки , опенки – ноги тонки , сморчки – старички) Слайд 12 4 группа: Найдите спрятавшиеся рифмы (Варвара - широкие карманы, волнушки - в кадушки, опенки - в бочонки, сморчки – в бурачки) Слайд 13 5 группа: Поработайте со словарем В.И.Даля. Найдите значение слов: кадушки, бочонки, бурачки, кузовки. 6 группа: Подберите и запишите подходящую по смыслу к данной сказке пословицу (Не рой другому яму, сам в нее попадешь) Заслушиваются ответы 1, 2, 3, 4 групп. – Почему так бережно обращался Даль с родным языком в ходе обработки сказки? (Чтобы сохранить меткое русское слово). Даль – один из первых русских писателей, который писал языком, каким говорил народ. IV. Обобщение знаний и умений учащихся.                                                                                         1. Выразительное чтение.                                                                                                                – В каком варианте сказка будет звучать интереснее: когда ее рассказывает один сказитель или при чтении по ролям? – Давайте распределим роли и поработаем с карандашом. Отметим, кому будут принадлежать слова в тексте. 4          Cлайд 14 автор гриб-боровик волнушки опята сморчки грузди с подгруздками травка - Так успела начаться война? - Ну и чем она закончилась? 2. Определение идеи сказки. - Какова же основная идея сказки? Чему учит сказка? (Надо всем жить дружно.) - К своим сказкам Даль подбирал пословицы по смыслу. Какая пословица подходит к данной сказке? Заслушивается ответ 6 группы. Cлайд 15 Смелость города берёт. Не рой другому яму, сам в неё попадёшь. Под лежачий камень и вода не течёт. – Даль собрал 30130 пословиц. Вот словарь пословиц Даля (учитель демонстрирует словарь). 3. Практическая работа со словарём. - Любой текст в обработке Даля начинал «играть». - Вот выпали из словаря следующие слова (кадушки, бочонки, бурачки, кузовки) Cлайд 16, 17 Заслушивается ответ 5 группы. - А что можно положить в кузовок? - С таким кузовком не только в лес по грибы да по ягоды ходили, но и играли в интересную, развивающую речь игру. Такую игру увидел Даль, когда в поисках новых слов для своего словаря, а может быть и по другому какому- то делу бывал в русской деревне. - Прочитаем, как он описывает её. 4. Чтение игры "Кузовок". Беседа. - Понятны вам правила игры? ( Да. Это похоже на игру в фанты.) - А каким словом у Даля назван фант? ( ЗАЛОГ) - Что нужно сделать, чтобы не отдать залог? ( Правильно подбирать слова, не ошибаться). - Поиграем? 57. Лексическая игра " Кузовок" . - Сыграем в игру, которой нас научил Даль. - Я достану из кузовка слова… на – кА (Назвать русскую народную сказку, назвать литературную авторскую сказку и ее автора, рассказать пословицу) 8. Рефлексия. Cлайд 18 V. Домашнее задание  Слайд 19    Прочитать любую сказку в обработке В.И. Даля (см. рекомендательный список). Найти свои “ремешки” в словаре Даля и прочитать их толкование. 6

Посмотрите также