Вокальная студия в общеобразовательной школе: основы организации, репертуар, планируемые результаты

  • docx
  • 14.09.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала студия (4).docx

Вокальная студия для детей и взрослых: организация, формы работы, репертуар.

Детская эстрада сегодня очень популярна. Система дополнительного образования, следуя веяниям нового времени, с каждым годом все активнее использует эстрадную музыку для приобщения детей к музыкальному искусству. Занятия эстрадным вокалом все больше привлекают современных детей, оказывают влияние на процесс их социализации. Именно поэтому проблема развития творческих способностей детей, формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития представляется актуальной и значимой. Развитие вокальных данных обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.

Актуальность проблемы развития и воспитания детского голоса в эстрадном пении сегодня стоит очень остро. Время предъявляет очень высокие требования к детскому голосу. Оптимальный период для начала вокального творчества – детство, когда человек открыт к общению и восприятию информации. Такая деятельность является жизненной необходимостью: правое полушарие — «эмоциональный мозг» является основой для развития левого полушария — «рассудочного мозга». Только в этом случае происходит равномерное развитие обоих полушарий. Современное вокальное искусство во всем многообразии средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности.

Но в настоящее время начала интенсивно развиваться система дополнительного образования, ориентированная не только на детей разного возраста, но и на взрослых. У людей есть потребность в занятии досуга, потребность в саморазвитии и творческой реализации. Более того, телевидение активно продвигает различные музыкальные проекты и конкурсы (программы «Голос», «Танцуй», «Новая звезда» и др.). В связи с этим более востребованными стали вокальные студии. Подобных учреждений много, большинство из них мало чем отличаются друг от друга. Но есть и уникальные проекты, например, студии, предлагающие семейные уроки вокала.

Таким образом, целью нашей статьи является выявление особенностей организации вокальных студий.

В процессе выяснения вопроса решим следующие задачи:

1. рассмотрим возникновение и функционирование вокальных студий как элемента системы дополнительного образования в исторической ретроспективе;

2. опишем этапы организации вокальной студии;

3. проанализируем собственный практический опыт по данному вопросу.

Вокальная студия на сегодняшний день является одним из самых неизученных элементов системы дополнительного образования; ни один словарь еще не сформулировал термин, который его определяет. Возникновение студии как клубной деятельности и элемента системы дополнительного образования рассматривается в работах С. Т. Шацкого, А. Ю. Зеленко, Е. Н. Медынского, В. И. Семеновой и других. В настоящее время нет специальных научных работ, посвященных открытию вокальной студии.

Понятие вокала происходит от латинского слова voce - голос, означающего искусство владения певческим голосом. Студия - от латинского слова studium - место учебы. Поэтому вокальная студия - это специальное, акустически подготовленное помещение, оснащенное оборудованием для занятий вокалом. Данная форма организации занятий включена в систему дополнительного образования, в рамках которой сформированы внешкольные образовательные учреждения.

"Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть российской системы образования приобрело системные черты в 90-е годы прошлого века. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а система внешкольного образования преобразована в систему дополнительного образования. Особенности формирования системы дополнительного образования детей в России исследовано В.В. Абрауховой, В.А. Березиной, Л.Н. Буйловой, И.А. Вербой, В.П. Головановым, М.Б. Ковалем, О.Е. Лебедевым, Е.Н. Медынским, Т.И. Сущенко, Л.И. Филатовой" [1, с. 3]. На разных этапах внешкольному образованию дается разное определение, например, Е.Н. Медынский считает, что внешкольное образование - это образовательная деятельность обществ, организаций, которая направлена на удовлетворение образовательных потребностей населения [1, с. 3]. Другие исследователи понимают внешкольное образование как организацию досуга, развитие способностей в различных областях науки, культуры и т.д.

О внешкольном образовании начали задумываться в XIX веке, дети рано начинали работать и не имели возможности получить полноценное образование. Специалисты считают, что впервые такая форма работы с детьми появилась к 30-м годам XVIII века, когда воспитанники Дворянского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге организовали литературный кружок. Примерно в то же время Екатерина I создавала парки для своего внука, к середине XIX века Пирогов Н.И. начал устраивать литературные беседы. В конце XIX века начали открываться первые кружки для детей при народных домах. Поэтому появление внешкольного образования следует отнести к концу XIX века, когда начали появляться различные курсы и кружки [1, с. 3]. "В начале XX века были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых в первую очередь была связана с культурно-просветительской работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и т.д.)" [1, с. 3].

В развитии внешкольного образования большая заслуга принадлежит выдающемуся педагогу, экспериментатору, автору многих работ. Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934). Он вместе с А.У. Зеленко создал первые клубные объединения. Внешкольному образованию в России отводилось большое место, но оно не успело сформироваться в единую систему

"В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" с 1992 года начался процесс эволюционной модификации системы внешкольной работы и внешкольного образования, ее перехода в новое качественное состояние" [1, с. 34]. Система дополнительного образования стала стремительно развиваться в связи с тем, что изменились ценностные ориентации, резко сократилось финансирование, поэтому, чтобы система не развалилась, руководители внешкольных учреждений начали внедрять платные образовательные услуги. Так появился новый термин - дополнительное образование, истоки его системы пришли из внеклассной и внеурочной работы. Его главное отличие заключается в том, что дополнительное образование проводится по конкретным образовательным программам. Появились возможности для повышения квалификации преподавателей, возможность ознакомиться с программами своих коллег, каждое учебное заведение начало создавать свои собственные образовательные программы. Дополнительное образование основано на свободе и интересах получателя данных услуг – ребенка или взрослого, что способствует их самореализации.

В вокальной студии вокал является доминирующим предметом. Параллельно с ним будут проходить и другие предметы: хореография, актерское мастерство. Но интерес тех, кто будет посещать вокальную студию, основан на вокале. Положительное влияние вокальных упражнений на физическое и психоэмоциональное состояние человека давно доказано. Пению во все времена придавалось большое значение. Но, помимо того, что уроки вокала приносят большую пользу, они могут и навредить. Чрезмерные нагрузки на голосовой аппарат, неправильная постановка звука, форсирование звука приводят к различным заболеваниям голосового аппарата. Поэтому, прежде чем начать заниматься вокалом, вам нужно найти квалифицированного преподавателя. Вот какие направления в принципе могут быть в вокальной студии:

- Индивидуальный вокал для детей с трех лет и взрослых;

- Вокальный ансамбль;

- Семейный ансамбль;

- Хор;

- Актерское мастерство;

- Музыкальное развитие детей от трех до пяти лет;

- Творческие студии: музыка, рисование, театр;

- Детский фитнес, беби-йога, хореография, акробатика;

- Индивидуальные консультации психолога, логопеда;

- Празднование детских дней рождения;

- Взрослый фитнес, хореография, йога;

- Сольфеджио и многое другое.

Поскольку я являюсь практикующим учителем музыки, мне наиболее близки вопросы организации и работы музыкальной студии в школе. Поскольку речь будет идти о музыкальной студии с эстрадным направлением, то целью ее создания является предоставление возможности учащимся реализовать свои творческие силы в эстрадно-песенном жанре.

Это направление деятельности студии можно выбрать не только из-за личных предпочтений ее организатора, но и из-за понимания того, что в большинстве случаев школьники не имеют возможности заниматься эстрадой: высокие цены на занятия в коммерческих музыкальных центрах и студиях, отсутствие в непосредственной близости учреждений с эстрадным отделением, большой конкурс и высокие требования к абитуриентам, отсутствие подходящей программы обучения, невозможность приобретения музыкальных инструментов или проведения занятий на дому, предвзятое отношение к эстрадному творчеству. В последнее время дополнительное образование в школе всеми силами пытаются поставить на коммерческую основу, но даже в этом случае музыкальная студия в школе будет самым доступным вариантом для большинства школьников.

Многие родители считают, что положительное влияние на развитие подростка может оказать только классическая, народная и духовная музыка, а значит, он должен получить классическое музыкальное образование в детской музыкальной школе, а не играть на электрогитаре и бить в барабаны. Довольно часто музыка рассматривается родителями исключительно с позиций получения музыкального образования, это становится задачей и даже целью. Ребенок вынужден заниматься музыкой не для развития своих творческих способностей, а для получения музыкального образования. Такой подход с большой долей вероятности может привести к тому, что он бросит занятия музыкой, воспринимая ее как еще один сложный, непонятный, ненавистный и неинтересный предмет.

Вы можете изменить отношение к урокам музыки, сместив акцент с образования на интерес и творчество. Игра на электроинструментах, выступления в составе музыкального коллектива, звуковая аппаратура и музыкальное оборудование очень интересны подросткам, в чем легко убедиться на примерах музыкальной культуры Японии, Южной Кореи и т.д. И реализовать этот интерес можно благодаря школьной музыкальной студии эстрадного направления, где музыка тесно связана с техникой.

Прежде чем приступить к созданию музыкальной студии, нужно понять, чем она отличается от музыкального кружка.

Кружок – это организация людей, объединившихся для какой-либо совместной деятельности.

Студия – специально оборудованное помещение для осуществления какой-либо деятельности.

Занятия в кружке также проходят в помещении, но в отличие от студии, это может быть любое подходящее помещение в школе, например, классная комната. В класс можно принести музыкальные инструменты и оборудование, но это не превратит его в музыкальную студию. Но и акустически отделанное помещение, в котором есть только музыкальный центр, пара акустических гитар и микрофон, также будет восприниматься скорее как кружок, чем как студия. То есть отличие кружка от студии заключается не только в чисто техническом вопросе оснащения помещения, но и на уровне психологии: с этой позиции "музыкальная студия" звучит и воспринимается солиднее, чем "музыкальный кружок". Но при этом важно привести в соответствие форму и содержание.

Конечно, оборудовать музыкальную студию в рамках школы так, как это себе представляют многие, сложно, даже бюджетный проект студии требует определенных финансовых вложений, к которым нужно быть готовым. Если по тем или иным причинам оборудование и отношение к проекту как к студии невозможно, то стоит остановиться на организации музыкального кружка, что тоже неплохо. Это может быть кружок пения, любителей авторской песни, игры на гитаре, кружок караоке или что-то другое.

Выбор помещения для музыкальной студии основывается на его назначении. Его можно использовать не только для проведения занятий, но и для хранения материально-технических средств. С одной стороны, оборудование, которое не используется на репетициях, занимает место в музыкальной студии, а с другой — позволяет собрать все оборудование в одном месте. Это значительно снизит вероятность его потери и поломки. Под студию лучше всего выделить небольшую, но отдельную комнату с ограниченным доступом. Размер помещения выбирается исходя из двух моментов: возможности нахождения в нем обучающихся (пять, шесть человек одновременно), музыкального оборудования и инструментов (от 15-18 м2.).

Для проведения качественных занятий и репетиций в музыкальной студии необходим репетиционный комплект звукоусиливающей аппаратуры, в состав которого входят:

- персональные мониторные системы музыкантов (гитарные, басовые и клавишные комбоусилители);

- комплект широкополосного звукоусиления, который используется для вокала и других музыкальных инструментов;

- аксессуары (микрофоны, микрофонные стойки, стойки для музыкальных инструментов и комбоусилителей, стулья, инструментальные и микрофонные шнуры, удлинители, чехлы и чемоданы для хранения аппаратуры и аксессуаров).

Если в задачи музыкальной студии входит также выступление ее участников на школьных концертах, то для этого необходим концертный комплект звукоусиливающей аппаратуры. Он может иметь различную конфигурацию, мощность и состав приборов, который подбирается исходя из характера проводимых мероприятий и параметров помещения. Если помимо выступлений в актовом зале необходимо проведение музыкальных мероприятий в различных небольших школьных помещениях и на улице, то для таких целей лучше приобрести мобильный комплект звукоусиливающей аппаратуры, который также можно использовать для записи вокала в студии.

В условиях крайне ограниченного бюджета ситуация на практике часто выглядит так: в учебном заведении есть какой-нибудь усилитель и пара акустических систем мощностью 300 Вт, с помощью которых более или менее успешно можно озвучить актовый зал площадью 120-150 м2. Можно ли обойтись им и для занятий в музыкальной студии и для проведения концертов? Можно, но, во-первых, это не позволит проводить занятия на качественном уровне, а во-вторых, во время концертов аппаратура будет работать на пределе своих возможностей с большой вероятностью выхода из строя, а звук будет немногим лучше, чем звучание музыкального центра в классе. В-третьих, постоянный перенос оборудования и его подключение потребует много сил и времени.

Репетиционные и концертные комплекты звукового оборудования призваны решать разные задачи, и попытка сэкономить, покупая что-то одно, приведет к одному: финансы будут потрачены, а вопрос проведения занятий в музыкальной студии и концертов на высоком уровне - уровень качества - не будет решен, что со временем станет настоящей проблемой на долгие годы вперед.

Приобретение музыкального оборудования и инструментов необходимо производить отдельно и желательно обращаться к компетентным поставщикам такого оборудования. Музыкальное оборудование, аппаратура и инструменты – товар довольно дорогой и часто возникает ситуация, когда бюджет небольшой, а обустроить музыкальную студию и актовый зал для концертов хочется. В условиях недофинансирования необходимо закупать оборудование по частям.

В каких формах работает музыкальная студия? Если целью создания музыкальной студии является предоставление учащимся возможности заниматься эстрадной музыкой, то занятия в ней должны проходить на бесплатной или условно-бесплатной основе. Музыкальная студия может быть закрытой или открытой.

Музыкальная студия закрытого типа создается для обучения в ней определенного ограниченного круга лиц. Например, организаторами музыкальной студии закрытого типа являются сами оьучающиеся, желающие создать свой музыкальный коллектив. Они могут приглашать других учеников, но деятельность в рамках студии направлена ​​на развитие музыкальных способностей ограниченного круга лиц.

В музыкальной студии открытого типа такого ограничения нет, но на практике количество учащихся ограничивается количеством часов работы музыкальной студии. Музыкальная студия открытого типа выглядит более привлекательно, ведь под руководством преподавателя появляется возможность правильно и эффективно организовать процесс обучения, а также увидеть его результаты. Но это не значит, что закрытая форма работы не имеет права на существование.

Обучение в музыкальной студии может быть индивидуальным или групповым. Индивидуальная форма обучения позволяет эффективно обучать сольному вокалу. Это снижает эффективность использования единственного помещения студии, так как в течение одного часа работает только один студент.

Групповая форма обучения может проходить в виде мастер-класса или работы с ансамблем. В этом случае пространство студии используется более эффективно, но нет возможности заниматься с каждым учеником отдельно.

Если количество желающих заниматься в музыкальной студии не превышает количества часов, отведенных на ее работу, то в этом случае можно ориентироваться на индивидуальные занятия. Если количество поступающих велико, то эффективнее перейти на групповой режим обучения с упором на самостоятельную работу. Вы не должны бояться этого. Если ученику действительно интересно, то дома он будет заниматься музыкой даже больше, чем требуется. Через 1-2 месяца работы станет понятно, кто приходит в студию просто пообщаться, а кто работает, узнает новое и интересно проводит время с пользой для себя и других.

Я считаю, что в групповом обучении в школьной некоммерческой музыкальной студии наиболее эффективным является тот подход, при котором больше всего внимания и времени уделяется тем, кто действительно работает и дает результат. Занятия в музыкальной студии – это не школьный предмет для обязательного изучения, а занятие для души и настроения.

В рамках школьной музыкальной студии невозможно, да и не нужно преподавать основы теории музыки, чем занимаются в детских музыкальных школах. Работа музыкальной студии с эстрадным направлением должна быть основана на интересе. Для этого важно реализовать два ключевых момента: сформировать быстрый и сильный первоначальный интерес к занятиям и обеспечить его переход в постоянный интерес на длительное время. Сильный первоначальный интерес вызван быстрым практическим успехом, который возможен благодаря ориентации методологии на практику, а не на теорию. Теория интересна, когда ее изучают через практику и вместе с практикой.

Одним из самых эффективных методов обучения детей в школьной музыкальной студии является разучивание популярных песен. Они хорошо известны и ученик при желании может самостоятельно выбрать песню и выучить партию.

Что касается репертуара для обучения, то разумно определиться с обязательными и свободными программами. В обязательную программу входит разучивание произведений, которые будут уместны для показа на том или ином празднике или концерте. В свободную программу включаются произведения, которые понравились ученикам студии. Это могут быть как собственные композиции, так и кавер-версии. Такое деление будет учитывать интересы как общественности, так и обучающихся.

Рассмотрим кратко особенности концертной деятельности как обязательную составляющую работы вокальной студии. Важнейшей частью творчества вокального коллектива является концертная деятельность. Это логическое завершение всех репетиционных и педагогических процессов. Каждый концерт – это наглядный показатель работы группы, проверка ее исполнительского уровня, ее творческий отчет, а также популяризация вокального искусства.

 Публичное выступление на концертной сцене вызывает у выступающих особое психологическое состояние, которое определяется эмоциональным приподнятым настроением, волнением. Участие в концертах раскрывает все возможности группы, ее творческие достижения, демонстрирует сплоченность, собранность, музыкальность, сценическое мастерство.

 Концертные выступления имеют большое воспитательное значение, так как наглядно демонстрируют тесную связь музыкального и общего образования выступающих, способствуют развитию и совершенствованию психофизического аппарата, формированию волевой и эмоциональной устойчивости личности.

Концерт - представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танца, песни, декламации, театральной миниатюры и т.п.). Понятие «концерт» (нем. «концерт» от лат. сoncerto — соревнуюсь) имеет две трактовки, одна из них — публичное исполнение музыкальных произведений по определенной, заранее составленной программе. Основные виды таких концертов: праздничные, тематические, отчетные, рекламные.

         Основные этапы организации и проведения концерта:

1. Выбор темы (формы проведения) концерта.

2. Выбор даты, времени и места проведения концерта.

3. Подготовка сценария и программы концерта.

4. Просмотр и выбор номеров концертов.

5. Подготовка ведущих.

6. Дизайн и размещение постеров.

7. Проведение генеральной репетиции концерта.

8. Организация и проведение концерта.

9. Последействие.

         Более подробно рассмотрю работу на каждом из этих этапов:

 Этап 1.

При определении темы (формы проведения) концерта необходимо учитывать календарно-образовательный период, актуальность задачи деятельности детского или взрослого объединения, тему учебного года, характеристики аудитории.

2 этап.

          При определении даты и времени концерта необходимо учитывать: режим обучения школьников; день недели, выходные и праздничные дни; отпускной период; возможность посещения концерта родителями; по возможности график работы взрослых участников.

          Оптимальное время для концерта – с 17.00 в будни и с 13-15 в выходные и праздничные дни.

Местом проведения концерта может быть: концертный (актовый) зал, большая зона отдыха, большой подъезд учебного заведения, холл на первом этаже, открытая сцена на улице.

 Этап 3.

При составлении программы или сценария концерта необходимо соблюдать следующие правила:

- концерт должен начинаться и заканчиваться ярким массовым номером;

- нельзя ставить однотипные номера подряд;

- после «громкого» массового номера следует ставить в программу выступление солиста с «более тихой» песней;

- следует учитывать возраст участников концерта – лучше начать концерт выступлением младших детей, а закончить выступлением старших участников

 4 этап.

Нужные номера для концерта необходимо просматривать и выбирать заранее - не менее чем за две недели до его даты. Необходимо ознакомить участников с проектом сценария.

При подборе концертных номеров к ним должны предъявляться следующие требования: номер должен иметь законченный вид, соответствовать теме (форме) концерта, содержание номера должно соответствовать возрасту и уровню подготовки вокалистов. Для усиления образно-эмоционального восприятия необходимо создать видеоряд на тему концерта.

Этап 5

         Конферансье – необходимое и важное содержание любого концерта.

Конферанс позволяет: создать праздничное настроение, представить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номерах, сгладить организационные недостатки во время концерта.

Ведущими детских концертов лучше всего подготовить двоих детей.

Этап 6

Провести рекламную кампанию концерта: за несколько дней до назначенной даты разместить афиши, содержащие информацию о концерте; распространить пригласительные билеты.

Этап 7.

Генеральная репетиция – необходимый этап в организации концерта. Он позволяет решить ряд организационных задач: организовать прогон программы, отработать построение, выход и уход участников.

Решая многочисленные проблемы музыкально-эстетического воспитания, совершенствуя формы и методы этого процесса, нельзя забывать, что наиболее эффективной основой музыкального воспитания является вокальное искусство. Искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, проверенным веками фактором формирования духовного, творческого потенциала общества.

 Певческое искусство – самый доступный и любимый вид творчества. Оно не требует никаких дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Человеческий голос – это особый дар природы. Этот голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и разнообразных оттенков. Певческим голосом человек начинает пользоваться с детства по мере развития музыкального слуха и речевого аппарата и продолжает развивать его на протяжении всей жизни. Вокальные студии призваны оказать методическую поддержку на этом пути.

 

Литература:

1. Кривых, С. В. Теория и практика дополнительного образования детей [Текст]: учебник / С. В. Кривых, Н. Н. Кузина. - Санкт-Петербург. : ИДПИ, 2011. - С. 3 - 43.

2. Александр Страшко. Музыкальная студия при школе http://www.studio.starport.ru/main/statyi/ms11.php


 

Скачано с www.znanio.ru