Вокально-хоровые упражнения для подготовки старшего хора к пению.

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 03.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Важной частью работы с детским хоровым коллективом является вокальное воспитание и развитие детского голоса. Очень важно правильно подобрать комплекс вокально-хоровых упражнений для подготовки детского голоса к пению. Но не стоит забывать, что на развитие детского голоса влияет система таких упражнений, правильно поставленная работа над певческим дыханием, звукообразованием, артикуляцией и т.д. В вокальной педагогике достаточно много мнений хормейстеров о музыкальном материале, на котором должны строиться вокально-хоровые упражнения при подготовке хористов к пению.
Иконка файла материала Вокально-хоровые упражнения для подготовки старшего хора к пению.docx

ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕГО ХОРА К ПЕНИЮ

 

 

Важной частью работы с детским хоровым коллективом является вокальное воспитание и развитие детского голоса. Очень важно правильно подобрать комплекс вокально-хоровых упражнений для подготовки детского голоса к пению. Но не стоит забывать, что на развитие детского голоса влияет система таких упражнений, правильно поставленная работа над певческим дыханием, звукообразованием, артикуляцией и т.д. В вокальной педагогике достаточно много мнений хормейстеров о музыкальном материале, на котором должны строиться вокально-хоровые упражнения при подготовке хористов к пению.

На примере старшего хора «Камертон» ДШИ №1 им. Ю.А. Розума Саткинского муниципального района расскажу о своей практике и вокально – хоровых упражнениях применяемых при подготовки детей к пению.

Предшествует распеванию хора обязательная артикуляционная гимнастика и работа над дыханием. Выдох – это основа вокала. Поэтому перед тем, как переходить к «звуковым» упражнениям, работаем в режиме «без звука». Параллельно с дыханием тренируем остальную часть голосового аппарата: язык, гортань, пресс, мягкое небо, мышцы лица.

 Вокально-хоровые упражнения (распевание), готовят или «разогревают» каждого хориста для репетиционной работы, либо для концертного выступления и безусловно помогают участникам хора овладеть правильными приемами дыхания, способствуют развитию голоса и расширению диапазона. Упражнения также помогают освоить правильное звуковедение, и верное произношение текста, развивают навык внимания и понимания дирижерского жеста.

Не следует сразу начинать распеваться на весь диапазон. Это непродуктивно и опасно для детского голоса. Мы начинаем с грудного регистра, с голоса которым говорим. Упражнение строится на губной вибрации и вибрации буквы «р». Толчки с периодическим следованием дают звуки, насыщенные низкими обертонами, дают полноту характера тембра и оттенка. Обязательно кладём руку на грудную клетку, для ощущения «дрожания». В грудном регистре начинают распеваться как альты, так и сопрано. Упражнение выполняем от ля, си-бемоль малой октавы до ноты до, ре первой октавы. Упражнение 1,2.

Продолжаем работать в грудном регистре. Поём один звук закрытым ртом, на слоги «ма – мэ – ми – мо – му» с сочетанием штрихов legato и nonlegato. Таким образом, стараемся выработать насыщенное звучание, продолжая ощущать вибрационные ощущения в области груди. Упражнение 3.

Дальнейшая задача разогреть связки на натуральном, естественном певческом тоне. Упражнение начинаем закрытым ртом с ощущением округлости мягкого неба, необходимо понять ощущение «зевка», дыхательной опоры, выстраиваем интонационно, решая тем самым задачу унисона. Распевание начинаем на примарных тонах. После пения «закрытым ртом» переходим на исполнение гласных «ё-о», «ю-у», на слоги «ма-а», «ми-я» соединяя по два звука, при этом стараемся добиваться свободной, лёгкой нижней челюсти. Упражнение 4,5.

Постепенно звуковысотно поднимаемся выше, музыкальные фразы небольшие по диапазону и состоят от трёх до пяти нот, при этом мелодия усложняется. Отрабатываем тянущийся, певучий звук. Используем гласную букву «ю» и слог «лё». Исполняем по разному: слог растягиваем на всё упражнение и на каждый звук произносим слог. При выполнении упражнения добиваемся кантилены и ощущения лёгкого головного звучания. Очень часто говорю своим хористам, - «Поём вертикаль», т.е. звук отправляем звук в «купол». Упражнение 6.

В этой же тесситуре в динамике p c мягкой атакой исполняем параллельные терции по секундам вверх, добиваемся кантилены и распределения дыхания на певческую фразу. Упражнение развивает певческое дыхание, даёт ровность певческого тона при смене слога.  Упражнение 7.

Упражнения на staccato также разнообразны, они позволяют проследить за певческим дыханием и движением диафрагмы на касание каждого звука. Начинаем с примарного тона с движением вверх, исполняя упражнение на одном дыхании. Исполняем мажорное трезвучие вверх и вниз. Сначала берём короткую фразу, затем удлиняем с целью увеличения и укрепления певческого дыхания. Атака звука твёрдая, динамика от p до f. Упражнение 8.

Для подвижности, лёгкости и гибкости голоса, координации дыхания и правильного формирования звука использую смешанные по штрихам вокально-хоровые упражнения. Как правило, это восходящее движение на legato, нисходящие или звучание одного звука на staccato. Перед legato важно взять хорошее, «широкое» дыхание, Перед штрихом staccato обязательно атакировать звук, с целью яркого звучания. Упражнение 9,10.

В распевании хорового коллектива использую уже «впетые», удобные и знакомые детям вокально-хоровые упражнения, но периодически «включаю» новые, если есть необходимость отработки штриха, фразы, звука и т.д. при исполнении хорового произведения.

Для формирования гармонического слуха перехожу на пение канонов и небольших двухголосных р.н.п.

 Система вокально – хоровых упражнений в воспитании и формировании хориста очень важна. Система упражнений, т.е. целенаправленная повторность, цель которой совершенствование навыков. Начиная с несложного музыкального материала, начинается отработка и выработка певческих навыков – дыхания, звукообразования, артикуляции и т.д. Параллельно решаем задачи звучания унисона, воспитываются навыки ансамбля.

Обретённые вокально-хоровые навыки исполнения у хористов являются необходимым средством передачи художественного образа произведения, а также напрямую влияют на качество и выразительность исполнения.

 

 

 

Используемая литература:

1.    Гонтаренко Н. «Уроки сольного пения. Вокальная практика». Ростов-на-Дону «Феникс», 2016г.

2.    Добровольская Н. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре». М., «Музыка», 1987г.

3.    Добровольская Н. «Распевание в школьном хоре». М., «Музыка», 1969г.

4.    Струве Г. «Школьный хор». М., «Просвещение», 1981г.

5.    Шереметьев В. «Пение и воспитание детей в хоре». Ч., ТОО «Версия», 1998г.