Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
06.09.2019
Предоставляемый для публикации материал содержит методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ в которых осуществляется внеурочная деятельность и занятия дополнительного образования в вокальных объединениях. Материал методических рекомендаций основан на изучении опыта работы и развития вокальной техники В.В. Емельянова и содержит упражнения для распевания в детском хоре
Вокальные упражнения в детском хоре.docx
Вокальные упражнения в детском хоре
Методические рекомендации
Медведева И.А.
Педагог дополнительного образования
Частное Общеобразовательное Учреждение
"ШколаИнтернат № 25" Среднего Общего Образования
Открытого Акционерного Общества
«Российские Железные Дороги» г. Вихоревка
Методические рекомендации подготовлены педагогом дополнительного
образования Медведевой И.А.
и предназначены для педагогов
общеобразовательных школ, в которых осуществляется внеурочная
деятельность и занятия дополнительного образования в вокальных
объединениях. Материал методических рекомендаций основан на изучении
опыта работы по развитию вокальной техники В.В. Емельянова, и других
педагогов, и содержит упражнения для распевания в детском хоре. Причиной
составления мною методических рекомендаций стала необходимость в
систематизации накопленных знаний, как теоретических, так и практических;
а также возможность заострить внимание на значении хорового пения.
Голос человека может не только красиво звучать, приносить
удовольствие себе и другим, но он еще способен оздоровить поющего
человека. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно
важных органов и систем организма. Кроме того, пение освобождает человека
от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит
человека к состоянию покоя и радости. [3]
Таким образом, мы сразу отвечаем на вопрос «Полезно ли петь?» А
полезно ли петь в хоре?
«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином
устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать
другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность
не
мере».
Георгий Александрович Струве
раскрывается
подавляется,
полной
в
но
В толковом словаре Владимира Даля хор определяется как собрание
певчих для согласного пения. Пение в хоре — это культурный досуг,
эстетическое развитие, раскрытие творческих способностей в любой области
жизни, важная часть ее здорового образа. Хоровое пение объединяет людей,
даёт им душевный подъём и чувство братского согласия, когда голоса
сливаются в унисоне или сложных гармонических аккордах, человек
3 чувствует, что он не одинок, что все люди – братья, что родство со всей
вселенной – не пустые слова. Врачи говорят о том, что дети, которые поют в
хоре, гораздо реже болеют, кроме того, пение снимает стресс, даёт человеку
расслабиться. Педагоги говорят о том, что пение развивает владение речью,
устраняет проблемы логопедии, помогает изучению математики и
иностранных языков. [2]
Еще во времена античности пение в хоре было включено в программу
обучения в школах, участвовать в хоре в те времена считалось «божественным
и небесным занятием, укрепляющим все хорошее и благородное в человеке» и
слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре». Русский
народ – певучий народ, этот вывод можно сделать хотя бы из того, что
издавна пение сопровождало любое действие человека об этом нам говорит
многообразие жанров русской народной песни. В современном мире во многих
странах «Хоровое пение» это обязательный предмет, оценка по которому
идет в аттестат. Хотелось бы надеяться, что и в нашей стране хоровое пение,
как и в прошлом – в настоящем и будущем останется всеобщим достоянием,
единой укрепляющей силой, а для этого учить хоровому пению необходимо с
младшего возраста. [5]
С точки зрения обучения вокалу, идеальное начало – это пение в хоре.
Развитие слуха – мелодического, ритмического, гармонического; ансамблевая
слаженность, стройность звучания, возможность раскрытия творческого и
художественного замысла – все это создается уже в хоре. За это время голос
крепнет, развивается, и уже становятся видны сольные таланты маленьких
исполнителей. Параллельно, на разных этапах развития, можно начинать
работать индивидуально, а также в других составах – ансамблем, дуэтом,
трио и т.д.
Зачастую, педагоги сталкиваются с такой проблемой: сначала дети с
энтузиазмом посещают занятия, будь то в музыкальной школе или в
общеобразовательной, но, впоследствии, начинают лениться, интерес заметно
слабеет. Для того чтобы занятия проходили на творческом подъеме, педагогу
необходимо постоянно самосовершенствоваться, быть в курсе новых идей,
методик, практик. Первостепенное значение здесь имеет, конечно же, подбор
репертуара, который являет собой большую и кропотливую работу по многим
параметрам, одно из которых и есть тот самый интерес к исполняемому
произведению. В свою очередь, репертуару предшествует комплекс правильно
подобранных упражнений, с точки зрения вокальных задач, которые не
должны выглядеть как скучные повторы одного и того же распевания, а быть
интересными, разнообразными и, поскольку мы имеем дело с обучающимися
младшего школьного возраста, носить игровой характер. Это не говорит о
том, что на уроках хорового пения должны быть только игры, но элементы
игровой деятельности имеют место.
4 Упражнения методических рекомендаций составлены для
использования в детском хоре, направлены на развитие вокальной техники, и
составлены с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Вокальные упражнения
Первая группа упражнений носит разминочный характер. Это
упражнения на разогрев мышц голосового аппарата и на развитие правильного
дыхания на опоре.
Упражнение 1 «Массаж». Сначала нужно разогреть ладони друг о друга
растирающими движениями, после чего производится массаж лица, шеи и
брюшной области. Лицо массируется мелкими круговыми движениями, шея и
живот – крупными. При необходимости, в процессе можно разогревать ладони
повторно.
Упражнение 2 «Слоник» Есть и другие названия этого упражнения,
например, «Хоботокулыбка», «Солнышкотучка», «Печальрадость», или
«Светлотемно». Выполняется оно следующим образом: 1и – вытягиваем
губы вперед «трубочкой», брови хмурим, тем самым, как бы собирая все лицо
в одну точку, 2и – растягиваем мышцы лица в широкой улыбке, поднимая
брови высоко вверх, как бы восторгаясь чемто и удивляясь одновременно.
Для разнообразия ребята могут работать в паре, им очень интересно смотреть,
как гримасничает их сосед.
Упражнение 3 «Футбол» Предлагаем ребятам представить, что щеки –
это ворота, а язык – мяч, и поочередно «попадаем в ворота» нажимая языком
то в левую, то в правую щеки. Можно ставить указательные пальцы снаружи
на щеки, чтобы почувствовать работу языка.
Упражнение 4 «Кисточка» В медленном темпе проводим языком по
поверхности зубов – «красим» их, то с внутренней стороны, то с наружной.
Упражнение 5 «Лошадка» В этом упражнении производим щелкание
языком – сначала хаотичное, затем подчиняясь жесту дирижера, начинать
выполнять с вступления по руке, постепенно увеличивая темп от медленного
к подвижному, заканчивать исполнение нужно также по жесту дирижера
«снятие». Кроме разминки для челюсти и языка, здесь есть задача учить
работать, подчиняясь дирижерскому жесту.
Упражнение 6 «Собачки» Упражнение выполняется совместно с
положением «Улыбка» из упражнения «Слоник». В состоянии эмоции
удивления и восторга, нужно высунуть язык и опустить его как можно ниже –
дышать часточасто, при этом периодически контролируя рукой работу
пресса. Разнообразить упражнение можно, предложив ребятам подвигаться на
месте или перемещаться по классу, изображая, как собачка бежит.
Упражнение 7 «Насос» Расположить руки, сжав в кулаки, в исходном
положении перед грудью,– «держим ручку насоса», затем, делая глубокий
вдох носом одновременно выпрямлять руки вниз, далее вверх – выдох через
рот и так далее. Темп можно постепенно увеличивать. Аналогичное
5 упражнение называется «Ладошки» или, как ребята говорят «Прокачка»,
когда такое дыхание производится, крепко сжимая и разжимая ладони. При
выполнении этого упражнения происходит обильное насыщение кислородом
резонаторов. [7]
Упражнение 8 «Зевота» Прикрывая рукой рот и широко открыв его,
происходит шумное зевание, вызывая тем самым звук, близкий к глубокому,
закрытому хоровому звучанию. [4] Можно разнообразить упражнения
синхронными поворотами влево и вправо.
Упражнение 9 «Бочкаобруч» Вдох с последующей фиксацией мышц
пресса и диафрагмы. В этом состоянии можно разговаривать, при этом следя
за тем, чтобы напряжение не ослабевало.
Упражнение 10 «Бассейн» Производим вдох с последующей фиксацией
и через узкую щель плотно сомкнутых губ производим равномерный выдох.
Обращаем внимание на то, чтобы выдох осуществлялся без толчков, ровным
потоком. Упражнение аналогично упражнению «Шарик», когда выдох
делается со звуком «ш» и «с». Обязательно производим снятие с опоры, не
доводим выдох до критической точки, делаем упражнение в состоянии
комфорта.
Следующая группа упражнений это, непосредственно, само распевание,
которое происходит по нарастанию степени сложности и постепенного
увеличения диапазона.
Упражнение 11 «Пчелка» Это упражнение – озвученный аналог
предыдущего упражнения, производится ровный выдох и ровное звучание.
При выполнении должна быть слышна четко фиксированная высота звука, без
дрожи, интонируем вместо «ш» звук «ж», а вместо «с» «з».
Упражнение 12 «Самолет» Интонирование одного звука на гласную «у»
здесь необходимо добиваться ровного и чистого звучания на одной
фиксированной высоте, без форсирования и дрожи, а также контролировать
равномерный экономный выдох. Разновидностью этого упражнения будет его
выполнение на «глиссандо», имитируя взлет и посадку самолета, а также
исполнение на «крещендо» и «диминуэндо». Или обыграть это упражнение
при помощи стихов:
Что ревешь, самолет? Ууу! (с повышением интонации)
Может заболел живот? Ууу!
Может у тебя не те Ууу!
Пассажиры в животе? Ууу! (волнообразно)
Н. Орлова
Упражнение 13 «Кошка» Когда интонируем в разных регистрах:
Кошка, как тебя зовут? (в нижнем регистре)
– Мяу! (в верхнем регистре)
Стережешь ты мышку тут?
– Мяу!
6 Мяу, хочешь молочка?
– Мяу!
А в товарищи щенка? (в верхнем регистре)
– Фррр! (в нижнем регистре)
Г. Сапгир
Разнообразить упражнение можно, разделив исполнителей на две группы
– дети и кошка, «отвечающая» им, или организовать этот диалог с педагогом.
Есть другие варианты упражнения:
Ежик и лисица
Бежит ёжик вдоль дорожек,
Да скользит по льдy.
Говорит ему лисица
"Дай переведу" (в нижнем регистре)
Отвечает серый ёжик:
У меня две пары ножек
Сам я перейдy." (в верхнем регистре)
Самуил Маршак
Здесь можно самим поиграть с интонацией, или предложить сделать это
детям:
Мышка или кошка?
Жил на свете кот — котишка
По прозванью Хитрый Тишка.
И жила на свете мышка
По прозванью просто Мышка.
Тише, тише, тише, тишь.
В темноте крадётся Мышь.
А за нею очень тихо,
А за ней крадётся Тихон.
Что ж произошло потом
С этой мышкой и котом?
Я не знаю — темнота.
Упражнение 14 «Моторная лодка»
Вибрация губ, сначала бесшумная, затем озвученная, далее можно
интонировать на вибрации два, три и более тона, совмещать вибрацию с
гласной. Упражнение может решать несколько задач: регуляция экономного
выдоха, разогревание губ, возможность хорошо распеться в головном
регистре. При выполнении предложить ребятам закрыть глаза и представить,
что они плывут на большой резиновой лодке по озеру.
Упражнение 15 «Скрип» Произносить текст нужно урчащим звуком без
фиксированной звуковысотности. Это упражнение В.В. Емельянова «Штро
бас», которое позволяет расслабить связки и извлекать свободный
естественный звук. После так называемого скрипа можно выводить его в
7 гласные звуки: ххха, хххэ, хххи, хххо, ххху. Либо «скрипеть» эти гласные
в последовательности аэиоу. [1]
А в реке, где много ила, "ххх",
Слышно песню крокодила "ххх".
Вот проблема! Вот напасти! "ххх"
Все боятся страшной пасти! "ххх"
Нет у бедного друзей, "ххх".
Ищет их он много дней, "ххх".
Крокодил лишь слезы льет, "ххх",
Хриплым голосом поет "ххх"!
Упражнение 16 «Коровка»
Выполняется на экономном выдохе с точной фиксированной интонацией
и четкой атакой, «уколом». После интонирования с закрытым ртом можно
добавлять гласную «у», тем самым, переходя на интонирование в фальцетном
режиме.
Упражнение 17 «Заинька»
Данное упражнение можно распевать по полутонам вниз и вверх в
пределах октавы.
Упражнение 8 «Качели» [6]
Есть качели на лугу – вверх, вниз, вверх, вниз!
Я качаться побегу – вверх, вниз, вверх, вниз! Данное упражнение помогает
понять и озвучить поступенное движение и скачками, его можно
сопровождать показом рукой звуковысотности.
Можно включать в программу распевания ритмоинтонационные
попевки. Сначала это могут быть отдельные слова, например, приветствие:
«здравствуйте», «привет», или имена ребят и педагога; затем усложнить
можно пением закличек или других детских попевок из народного фольклора
с простукиванием ритма кулаком о ладонь, притопыванием, или игрой на
музыкальных инструментах. Особое внимание обращать на акцентирование
сильной доли. Также полезно показывать ритм со смещением сильной доли.
8 Если такой прием использовать при работе над музыкальной фразой, особенно
при поступенном движении, то можно добиться в итоге ровного звучания.
Дождик лей, лей, лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, пуще
Дадим тебе гущи!
Далее усложнять, используя разные динамические оттенки от «пиано» до
«форте», разные темпы и регистры. Также можно применять такой прием, как
ритмодекламацию, который подходит как для распевания, так и для более
частных случаев – разучивания ритмическитрудных мест из произведений.
В особую группу входят упражнения, которые решают частные задачи,
то есть, те конкретные музыкальные примеры из произведений, которые будет
полезно отработать, например, в разных регистрах, на различных штрихах, в
различных техниках и так далее.
В заключении стоит отметить, что представленные методические
рекомендации не являются обязательными в применении именно в данной
последовательности, а также, то, что список вокальных упражнений
необходимо продолжить, изучая работу других авторов или находя
методические решения в ходе собственной работы.
Список литературы
1. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг
[Электронный ресурс] / В.В. Емельянов. — Электрон. дан. —
СанктПетербург: Лань, Планета музыки, 2015.
2. Буланов В.Г. Как пение способствует развитию различных и
весьма полезных качеств личности» Екатеринбург. 2003
3. Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению»
Учебнометодическое пособие. Музыкальная палитра Санкт
Петербург 2005
4. П. Г. Чесноков Хор и управление им Пособие для хоровых
дирижеров Издание третье Государственное музыкальное
издательство; Москва 2003
5. https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe
iskusstvo/library/2017/02/18/rolhorovogopeniyavvospitanii
lichnosti «Роль хорового пения в воспитании личности»
6. 2. https://shaltay0boltay.livejournal.com/260365.html «Есть качели
на лугу» Н. Ветлугина «Музыкальный букварь»
7. https://youtu.be/00KgMdC3fXU Открытый урок Самсоновой Н.А.
9 10 11
Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации
Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации
Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации
Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации
Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации
Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации
Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации
Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации
Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.