Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации
Оценка 4.8

Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
06.09.2019
Вокальные упражнения в детском хоре  Методические рекомендации
Предоставляемый для публикации материал содержит методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ в которых осуществляется внеурочная деятельность и занятия дополнительного образования в вокальных объединениях. Материал методических рекомендаций основан на изучении опыта работы и развития вокальной техники В.В. Емельянова и содержит упражнения для распевания в детском хоре
Вокальные упражнения в детском хоре.docx
Вокальные упражнения в детском хоре  Методические рекомендации Медведева И.А. Педагог дополнительного образования  Частное Общеобразовательное Учреждение "Школа­Интернат № 25"  Среднего Общего Образования Открытого Акционерного Общества «Российские Железные Дороги» г. Вихоревка Методические рекомендации подготовлены педагогом дополнительного образования   Медведевой   И.А.   и   предназначены   для   педагогов общеобразовательных   школ,   в   которых   осуществляется   внеурочная деятельность   и   занятия   дополнительного   образования   в   вокальных объединениях.   Материал   методических   рекомендаций   основан   на   изучении опыта   работы   по   развитию   вокальной   техники   В.В.   Емельянова,   и   других педагогов, и содержит упражнения для распевания в детском хоре. Причиной составления   мною   методических   рекомендаций   стала   необходимость   в систематизации накопленных знаний, как теоретических, так и практических; а также возможность заострить внимание на значении хорового пения. Голос   человека   может   не   только   красиво   звучать,   приносить удовольствие   себе   и   другим,   но   он   еще   способен   оздоровить   поющего человека.   Доказано,   что   пение   гармонизирует   деятельность   всех   жизненно важных органов и систем организма. Кроме того, пение освобождает человека от   негативных   эмоций,   мыслей,   снимает   нервное   напряжение,   приводит человека к состоянию покоя и радости. [3] Таким образом, мы сразу отвечаем на вопрос «Полезно ли петь?» А полезно ли петь в хоре? «Хор   –   это   прообраз   идеального   общества,   основанного   на   едином устремлении   и   слаженном   дыхании,   общества,   в   котором   важно   услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не   мере».   Георгий Александрович Струве раскрывается подавляется, полной   в       но В толковом словаре Владимира Даля хор определяется как собрание певчих   для   согласного   пения.   Пение   в   хоре   —   это   культурный   досуг, эстетическое развитие, раскрытие творческих способностей в любой области жизни, важная часть ее здорового образа. Хоровое пение объединяет людей, даёт   им   душевный   подъём   и   чувство   братского   согласия,   когда   голоса сливаются   в   унисоне   или   сложных   гармонических   аккордах,   человек 3 чувствует, что он не одинок, что все люди – братья, что родство со всей вселенной – не пустые слова. Врачи говорят о том, что дети, которые поют в хоре, гораздо реже болеют, кроме того, пение снимает стресс, даёт человеку расслабиться. Педагоги говорят о том, что пение развивает владение речью, устраняет   проблемы   логопедии,   помогает   изучению   математики   и иностранных языков. [2] Еще во времена античности пение в хоре было включено в программу обучения в школах, участвовать в хоре в те времена считалось «божественным и небесным занятием, укрепляющим все хорошее и благородное в человеке» и слово «необразованный» трактовали, как «не умеющий петь в хоре». Русский народ   –   певучий   народ,   этот   вывод   можно   сделать   хотя   бы   из   того,   что издавна пение сопровождало любое действие человека ­ об этом нам говорит многообразие жанров русской народной песни. В современном мире во многих странах   «Хоровое   пение»   это   обязательный   предмет,   оценка   по   которому идет в аттестат. Хотелось бы надеяться, что и в нашей стране хоровое пение, как и в прошлом –  в настоящем и будущем останется всеобщим достоянием, единой укрепляющей силой, а для этого учить хоровому пению необходимо с младшего возраста. [5] С точки зрения обучения вокалу, идеальное начало – это пение в хоре. Развитие слуха – мелодического, ритмического, гармонического; ансамблевая слаженность,   стройность   звучания,   возможность   раскрытия   творческого   и художественного замысла – все это создается уже в хоре. За это время голос крепнет, развивается, и уже становятся видны сольные таланты маленьких исполнителей.   Параллельно,   на   разных   этапах   развития,   можно   начинать работать   индивидуально,  а  также  в  других   составах  –  ансамблем,  дуэтом, трио и т.д. Зачастую, педагоги сталкиваются с такой проблемой: сначала дети с энтузиазмом   посещают   занятия,   будь   то   в   музыкальной   школе   или   в общеобразовательной, но, впоследствии, начинают лениться, интерес заметно слабеет. Для того чтобы занятия проходили на творческом подъеме, педагогу необходимо  постоянно  самосовершенствоваться, быть  в  курсе  новых  идей, методик, практик. Первостепенное значение здесь имеет, конечно же, подбор репертуара, который являет собой большую и кропотливую работу по многим параметрам,   одно   из   которых   и   есть   тот   самый   интерес   к   исполняемому произведению. В свою очередь, репертуару предшествует комплекс правильно подобранных   упражнений,     с   точки   зрения   вокальных   задач,   которые   не должны выглядеть как скучные повторы одного и того же распевания, а быть интересными, разнообразными и, поскольку мы имеем дело с обучающимися младшего школьного возраста, носить игровой характер. Это не говорит о том, что на уроках хорового пения должны быть только игры, но элементы игровой деятельности имеют место. 4 Упражнения   методических   рекомендаций   составлены   для использования в детском хоре, направлены на развитие вокальной техники, и составлены с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста. Вокальные упражнения Первая   группа   упражнений   носит   разминочный   характер.   Это упражнения на разогрев мышц голосового аппарата и на развитие правильного дыхания на опоре.  Упражнение 1 «Массаж». Сначала нужно разогреть ладони друг о друга растирающими   движениями,   после   чего   производится   массаж   лица,   шеи   и брюшной области. Лицо массируется мелкими круговыми движениями, шея и живот – крупными. При необходимости, в процессе можно разогревать ладони повторно. Упражнение   2   «Слоник»   Есть   и   другие   названия   этого   упражнения, например,   «Хоботок­улыбка»,   «Солнышко­тучка»,   «Печаль­радость»,   или «Светло­темно».   Выполняется   оно   следующим   образом:   1­и   –   вытягиваем губы вперед «трубочкой», брови хмурим, тем самым, как бы собирая все лицо в одну точку, 2­и – растягиваем мышцы лица в широкой улыбке, поднимая брови высоко вверх, как бы восторгаясь чем­то и удивляясь одновременно. Для разнообразия ребята могут работать в паре, им очень интересно смотреть, как гримасничает их сосед.  Упражнение 3 «Футбол» Предлагаем ребятам представить, что щеки – это ворота, а язык – мяч, и поочередно «попадаем в ворота» нажимая языком то в левую, то в правую щеки. Можно ставить указательные пальцы снаружи на щеки, чтобы почувствовать работу языка. Упражнение   4   «Кисточка»   В   медленном   темпе   проводим   языком   по поверхности зубов – «красим» их, то с внутренней стороны, то с наружной. Упражнение   5   «Лошадка»  В   этом   упражнении   производим   щелкание языком –   сначала хаотичное, затем ­ подчиняясь жесту дирижера, начинать выполнять с  вступления по руке, постепенно увеличивая темп от медленного к   подвижному,   заканчивать   исполнение   нужно   также   по   жесту   дирижера «снятие».   Кроме   разминки   для   челюсти   и   языка,   здесь   есть   задача   учить работать, подчиняясь дирижерскому жесту. Упражнение   6   «Собачки»   Упражнение   выполняется   совместно   с положением   «Улыбка»   из   упражнения   «Слоник».   В   состоянии   эмоции удивления и восторга, нужно высунуть язык и опустить его как можно ниже – дышать   часто­часто,   при   этом   периодически   контролируя   рукой   работу пресса. Разнообразить упражнение можно, предложив ребятам подвигаться на месте или перемещаться по классу, изображая, как собачка бежит. Упражнение 7 «Насос» Расположить руки, сжав в кулаки, в исходном положении  перед  грудью,– «держим   ручку  насоса», затем,  делая   глубокий вдох носом одновременно выпрямлять руки вниз, далее вверх – выдох через рот   и   так   далее.   Темп   можно   постепенно   увеличивать.   Аналогичное 5 упражнение   называется   «Ладошки»   или,   как   ребята   говорят   «Прокачка», когда такое дыхание производится, крепко сжимая и разжимая ладони. При выполнении этого упражнения происходит обильное насыщение кислородом резонаторов. [7] Упражнение 8 «Зевота» Прикрывая рукой рот и широко открыв его, происходит  шумное зевание, вызывая тем самым звук, близкий к глубокому, закрытому   хоровому   звучанию.   [4]   Можно   разнообразить   упражнения синхронными поворотами влево и вправо. Упражнение 9 «Бочка­обруч» Вдох  с последующей  фиксацией  мышц пресса и диафрагмы. В этом состоянии можно разговаривать, при этом следя за тем, чтобы напряжение не ослабевало. Упражнение 10 «Бассейн» Производим вдох с последующей фиксацией и через узкую щель плотно сомкнутых губ производим равномерный выдох. Обращаем внимание на то, чтобы выдох осуществлялся без толчков, ровным потоком.   Упражнение   аналогично   упражнению   «Шарик»,   когда   выдох делается со звуком «ш» и «с». Обязательно производим снятие с опоры, не доводим   выдох   до   критической   точки,   делаем   упражнение   в   состоянии комфорта. Следующая группа упражнений это, непосредственно, само распевание, которое   происходит   по   нарастанию   степени   сложности   и   постепенного увеличения диапазона.  Упражнение   11   «Пчелка»   Это   упражнение   –   озвученный   аналог предыдущего   упражнения,   производится   ровный   выдох   и   ровное   звучание. При выполнении должна быть слышна четко фиксированная высота звука, без дрожи, интонируем вместо «ш» звук «ж», а вместо «с» ­ «з». Упражнение 12 «Самолет» Интонирование одного звука на гласную «у» ­   здесь   необходимо   добиваться   ровного   и   чистого   звучания   на   одной фиксированной высоте, без форсирования и дрожи, а также контролировать равномерный экономный выдох. Разновидностью этого упражнения будет его выполнение   на   «глиссандо»,   имитируя   взлет   и   посадку   самолета,   а   также исполнение на «крещендо» и «диминуэндо». Или   обыграть это упражнение при помощи стихов: Что ревешь, самолет? У­у­у!   (с повышением интонации) Может заболел живот? У­у­у!    Может у тебя не те У­у­у!    Пассажиры в животе? У­у­у!   (волнообразно) Н. Орлова Упражнение 13 «Кошка» Когда интонируем в разных регистрах: Кошка, как тебя зовут? (в нижнем регистре)  – Мяу!  (в верхнем регистре) Стережешь ты мышку тут?  – Мяу! 6 Мяу, хочешь молочка?  – Мяу! А в товарищи щенка?  (в верхнем регистре)  – Фррр! (в нижнем регистре) Г. Сапгир Разнообразить упражнение можно, разделив исполнителей на две группы – дети и кошка, «отвечающая» им, или организовать этот диалог с педагогом. Есть другие варианты упражнения: Ежик и лисица Бежит ёжик вдоль дорожек, Да скользит по льдy. Говорит ему лисица "Дай переведу" (в нижнем регистре) Отвечает серый ёжик: У меня две пары ножек Сам я перейдy." (в верхнем регистре) Самуил Маршак Здесь можно самим поиграть с интонацией, или предложить сделать это детям: Мышка или кошка? Жил на свете кот — котишка По прозванью Хитрый Тишка. И жила на свете мышка По прозванью просто Мышка. Тише, тише, тише, тишь. В темноте крадётся Мышь. А за нею очень тихо, А за ней крадётся Тихон. Что ж произошло потом С этой мышкой и котом? Я не знаю — темнота. Упражнение 14 «Моторная лодка» Вибрация   губ,   сначала   бесшумная,   затем   озвученная,   далее   можно интонировать   на   вибрации   два,   три   и   более   тона,   совмещать   вибрацию   с гласной. Упражнение может решать несколько задач: регуляция экономного выдоха,   разогревание   губ,   возможность   хорошо   распеться   в   головном регистре. При выполнении предложить ребятам закрыть глаза и представить, что они плывут на большой резиновой лодке по озеру. Упражнение 15 «Скрип» Произносить текст нужно урчащим звуком без фиксированной звуковысотности. Это упражнение В.В. Емельянова «Штро­ бас»,   которое   позволяет   расслабить   связки   и   извлекать   свободный естественный   звук.   После   так   называемого   скрипа   можно   выводить   его   в 7 гласные звуки: ххх­а, ххх­э, ххх­и, ххх­о, ххх­у. Либо «скрипеть» эти гласные в последовательности а­э­и­о­у. [1]          А в реке, где много ила, "ххх", Слышно песню крокодила "ххх". Вот проблема! Вот напасти! "ххх" ­ Все боятся страшной пасти! "ххх" Нет у бедного друзей, "ххх". Ищет их он много дней, "ххх". Крокодил лишь слезы льет, "ххх", Хриплым голосом поет "ххх"! Упражнение 16 «Коровка» Выполняется на экономном выдохе с точной фиксированной интонацией и четкой атакой, «уколом». После интонирования с закрытым ртом можно добавлять гласную «у», тем самым, переходя на интонирование в фальцетном режиме. Упражнение 17 «Заинька»  Данное   упражнение   можно   распевать   по   полутонам   вниз   и   вверх   в пределах октавы. Упражнение 8 «Качели» [6] Есть качели на лугу – вверх, вниз, вверх, вниз! Я качаться побегу – вверх, вниз, вверх, вниз! Данное упражнение помогает понять   и   озвучить   поступенное   движение   и   скачками,   его   можно сопровождать показом рукой звуковысотности. Можно   включать   в   программу   распевания   ритмо­интонационные попевки. Сначала это могут быть отдельные слова, например, приветствие: «здравствуйте»,   «привет»,   или   имена   ребят   и   педагога;   затем   усложнить можно пением закличек или других детских попевок из народного фольклора с  простукиванием   ритма   кулаком   о   ладонь,   притопыванием,  или   игрой   на музыкальных  инструментах.  Особое   внимание   обращать   на  акцентирование сильной доли. Также полезно показывать ритм со смещением сильной доли. 8 Если такой прием использовать при работе над музыкальной фразой, особенно при поступенном движении, то можно добиться в итоге ровного звучания. Дождик лей, лей, лей! Чтобы было веселей! Дождик, дождик, пуще Дадим тебе гущи! Далее   усложнять,   используя   разные   динамические   оттенки   от   «пиано»   до «форте», разные темпы и регистры. Также можно применять такой прием, как ритмодекламацию, который подходит как для распевания, так и для более частных случаев – разучивания ритмически­трудных мест из произведений. В особую группу входят упражнения, которые решают частные задачи, то есть, те конкретные музыкальные примеры из произведений, которые будет полезно отработать, например, в разных регистрах, на различных штрихах, в различных техниках и так далее. В   заключении   стоит   отметить,   что   представленные   методические рекомендации   не   являются   обязательными   в   применении   именно   в   данной последовательности,   а   также,   то,   что   список   вокальных   упражнений необходимо   продолжить,   изучая   работу   других   авторов   или   находя методические решения в ходе собственной работы. Список литературы 1. Емельянов,   В.В.   Развитие   голоса.   Координация   и   тренинг [Электронный   ресурс]   /   В.В.   Емельянов.   —   Электрон.   дан.   — Санкт­Петербург: Лань, Планета музыки, 2015. 2. Буланов   В.Г.   Как   пение   способствует   развитию   различных   и весьма полезных качеств личности» Екатеринбург. 2003 3. Кацер   О.В.     «Игровая     методика     обучения     детей     пению» Учебно­методическое   пособие.   Музыкальная   палитра   Санкт­ Петербург 2005 4. П.   Г.   Чесноков  Хор   и   управление   им  Пособие  для   хоровых дирижеров  Издание   третье  Государственное   музыкальное издательство; Москва 2003 5. https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe­ iskusstvo/library/2017/02/18/rol­horovogo­peniya­v­vospitanii­ lichnosti ­ «Роль хорового пения в воспитании личности» 6. 2. https://shaltay0boltay.livejournal.com/260365.html ­ «Есть качели на лугу» Н. Ветлугина «Музыкальный букварь» 7. https://youtu.be/00KgMdC3fXU Открытый урок Самсоновой Н.А. 9 10 11

Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре  Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре  Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре  Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре  Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре  Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре  Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре  Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре  Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре Методические рекомендации

Вокальные упражнения в детском хоре  Методические рекомендации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2019