Материал для изучения и понимания, что такое мутация. Мы рассмотрим три стадии мутации. Как заниматься с детьми во время мутации. И как помочь ребенку во время мутации. Мутация голоса (лат. – изменение, перемена) наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всём организме
под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающей в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый называется МУТАЦИОННЫМ ПЕРИОДОМ.
Мутация голоса.docx
Мутация голоса. Особенности обучения в мутационный период.
В мутационном периоде условно различают три стадии:
1. начальную;
2. собственно мутационную;
3. стадию завершения мутации.
Они характеризуются определенными признаками. Все признаки мутации
выявляются:
• по изменениям в звучании голоса;
• по субъективным ощущениям поющих детей;
• при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).
Сопоставление данных, полученных тремя указанными способами, дает
возможность судить о стадии, особенностях и характере протекания мутации.
Начальная стадия мутации начинается с потери верхних крайних нот. У
мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве.
Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении.
Портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряет
легкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается
голосовая утомляемость. При врачебном осмотре отмечается легкое
воспаление в виде покраснения слизистой оболочки гортани и небольшого
количества слизи на голосовых складках, вялость их смыкания.
В средней мутационной стадии, все явления прогрессируют.
Усилившаяся охриплость и сипота, болезненные ощущения не только
затрудняют пение, но и делают его в некоторых случаях невозможным.
3начительно укорачивается диапазон детского голоса.
У мальчиков он может сокращаться до нескольких нот. Резко падает сила
звука. Значительное укорочение диапазона и резкое падение силы звука
являются самыми характерными признаками этого периода. Мутанты обычно
поют очень тихо и осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой
аппарат, быстро утомляются. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь
двумя голосами: детским и более низким, более близким по звучанию к
мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, «петушит». Срыв голоса в разговорной речи
у мальчиков бывает еще до мутации, так как разговорный голос переходит во
взрослый раньше.
Голоса девочек становятся грубыми, обретают различные «трескучие»
призвуки, отмечается резкая стертость тембра и падение силы звука
(беззвучие) на среднем участке диапазона (ми1 – си1; фа1 – до2).
В этой стадии при ларингоскопии можно видеть значительные изменения
в гортани: сильное покраснение слизистой оболочки гортани и голосовых
складок, отечность в области черпаловидных хрящей (задняя стенка гортани),
воспаление голосовых складок. Последние оказываются розовыми,
покрытыми обильной слизью, иногда отечными, в состоянии несмыкания,
особенно в заднем отделе, где видна треугольная щель. В этот период
отмечается скачок в росте гортани и голосовых складок. Но резонаторные
полости заметно отстают от них. Формирование резонаторных полостей
заканчивается позже мутации.
Для третьей, завершающей стадии, характерно постепенное увеличение
диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные
ощущения при пении понемногу исчезают, идет на убыль сипота и хрипота.
Мальчики привыкают пользоваться новыми низкими нотами, целиком
переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу.
Тесситурой принято называть соотношение верхних и нижних нот в
пределах диапазона мелодии. Если преобладают высокие тоны, то говорят о
высокой тесситуре, если низкие, то о низкой.
Диапазон голоса у ниx расширяется до октавы (рем – ре1), иногда и
6ольше. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть
еще слабыми по силе и неопределенными по тембру. Бывает трудно отличить
баритон от тенора.
Стадии мутации у девочек обычно выражены неярко. Их голоса крепнут
и обогащаются тембровыми красками быстрее, чем у мальчиков, и потому тип
и характер голоса выявляются раньше, хотя голоса еще и не имеют полного
диапазона. Мутация в среднем длится около полутора лет. Продолжительность
мутации подвержена значительным индивидуальным колебаниям, от
нескольких месяцев до нескольких лет.
Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также
имеют широкие индивидуальные пределы.
Педагогическая практика показала, что детям в период мутации петь
можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в
этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому
формированию взрослого голоса.
Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они
могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого
напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без
намека на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже
оптимальной, т. е. возможной средней силы; их пение ограничивается по
времени; они должны часто отдыхать (через 35 мин), почти столько же,
сколько пели. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых
явлений в средней стадии мутации, когда пение изза болезненных ощущений,
сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо
прекратить. Прекращают занятия и девочки на 12 месяца после появления
первых менструаций.
Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья – завершающая
стадия. В этой стадии происходит становление взрослого голоса, его
формирование на новой физиологической основе.
Роль учителя пения в этот период особенно значительна.
Обычно подростки (особенно мальчики, а также девочки, у которых
формируется низкий голос) при появлении первых единичных нот с грудным
звучанием стараются искусственно сгущать тембр и распространять это
звучание на весь свой диапазон, т. е. поют еще несвойственным им звуком, что
ведет к перенапряжению голосовых мышц.
Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в характере и
диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение новым спосо6ом для них не
станет естественным. Насколько естественным для подростка стал новый способ
голосообразования, определяет опытное ухо учителя.
Мальчика можно переводить в тесситуру мужского звучания только
тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретет ровность и
устойчивость звучания в диапазоне рем – ре1. Пение в характере и диапазоне
детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно
развитого голосового аппарата к грудному регистру, дает возможность при
новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы.
Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон,
что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров). Такая манера
пения, тесно связанная с применением микстового регистра, позволяет
использовать голосовой аппарат в период мутации с наименьшим
напряжением и способствует более быстрому и легкому приспособлению
голосовых органов к новым условиям голосообразования.
При работе с мутантами следует избегать двух крайностей: нельзя
форсировать формирование взрослого голоса, так же как нельзя и
искусственно задерживать период пения детским голосом.
Как одна, так и другая крайность может нанести существенный вред
голосовому аппарату. Поэтому наблюдение за мутантами и воспитание их
голоса в завершающей стадии мутации является весьма ответственным
моментом в работе учителя пения.
Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия
мутации проходит у подростков, певших в домутационные годы и имеющих
правильные вокальные навыки. Наиболее важным в этом отношении оказалось
умение петь легким светлым звуком, максимально использовать головной
резонатор.
У «крикунов» мутация наступает раньше, выражена более резко и длится
дольше.
В развитии певческих голосов школьников ясно выражены три периода:
1. домутационный:
• до 9 10 лет — период фальцетного звукообразования (1ые – 3ьи
классы); • с 9 10 лет до мутации — период наиболее полного выявления всех
возможностей детских голосов: тембра, силы, типа голоса (3ьи – 5тые
классы);
2. период мутации (6ые – 8ые классы).
3. период возмужания взрослого голоса (9ые –10ые классы). Это период
послемутационный, в котором еще могут сохраняться остаточные явления
мутации (неполный диапазон, фальцетное звучание головного регистра у
девушек, недостаточно сформированные верхние или нижние ноты,
неровность звучания на протяжении всего голоса и т. д.).
Голоса юношей и девушек, пройдя перелом, продолжают еще
формироваться; наряду с общим возмужанием организма, идет дальнейшее
развитие взрослого голоса.
Мутация голоса
Мутация голоса
Мутация голоса
Мутация голоса
Мутация голоса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.