Мутация голоса

  • Лекции
  • docx
  • 07.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал для изучения и понимания, что такое мутация. Мы рассмотрим три стадии мутации. Как заниматься с детьми во время мутации. И как помочь ребенку во время мутации. Мутация голоса (лат. – изменение, перемена) наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всём организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающей в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый называется МУТАЦИОННЫМ ПЕРИОДОМ.
Иконка файла материала Мутация голоса.docx
Мутация голоса. Особенности обучения в мутационный период. В мутационном периоде условно различают три стадии: 1. начальную; 2. собственно мутационную; 3. стадию завершения мутации. Они характеризуются определенными признаками. Все признаки мутации выявляются: • по изменениям в звучании голоса; • по субъективным ощущениям поющих детей; • при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии). Сопоставление данных, полученных тремя указанными способами, дает  возможность судить о стадии, особенностях и характере протекания мутации. Начальная стадия мутации начинается с потери верхних крайних нот. У  мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве.  Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении.  Портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряет  легкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается  голосовая утомляемость. При врачебном осмотре отмечается легкое  воспаление в виде покраснения слизистой оболочки гортани и небольшого  количества слизи на голосовых складках, вялость их смыкания. В средней мутационной стадии, все явления прогрессируют.  Усилившаяся охриплость и сипота, болезненные ощущения не только  затрудняют пение, но и делают его в некоторых случаях невозможным.  3начительно укорачивается диапазон детского голоса. У мальчиков он может сокращаться до нескольких нот. Резко падает сила звука. Значительное укорочение диапазона и резкое падение силы звука  являются самыми характерными признаками этого периода. Мутанты обычно  поют очень тихо и осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой  аппарат, быстро утомляются. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь  двумя голосами: детским и более низким, более близким по звучанию к  мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этомголос срывается или, как говорят, «петушит». Срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает еще до мутации, так как разговорный голос переходит во  взрослый раньше. Голоса девочек становятся грубыми, обретают различные «трескучие»  призвуки, отмечается резкая стертость тембра и падение силы звука  (беззвучие) на среднем участке диапазона (ми1 – си1; фа1 – до2). В этой стадии при ларингоскопии можно видеть значительные изменения  в гортани: сильное покраснение слизистой оболочки гортани и голосовых  складок, отечность в области черпаловидных хрящей (задняя стенка гортани), воспаление голосовых складок. Последние оказываются розовыми,  покрытыми обильной слизью, иногда отечными, в состоянии несмыкания,  особенно в заднем отделе, где видна треугольная щель. В этот период  отмечается скачок в росте гортани и голосовых складок. Но резонаторные полости заметно отстают от них. Формирование резонаторных полостей  заканчивается позже мутации. Для третьей, завершающей стадии, характерно постепенное увеличение  диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные  ощущения при пении понемногу исчезают, идет на убыль сипота и хрипота.  Мальчики привыкают пользоваться новыми низкими нотами, целиком  переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Тесситурой принято называть соотношение верхних и нижних нот в  пределах диапазона мелодии. Если преобладают высокие тоны, то говорят о  высокой тесситуре, если низкие, то о низкой. Диапазон голоса у ниx расширяется до октавы (рем – ре1), иногда и  6ольше. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть  еще слабыми по силе и неопределенными по тембру. Бывает трудно отличить  баритон от тенора. Стадии мутации у девочек обычно выражены неярко. Их голоса крепнут  и обогащаются тембровыми красками быстрее, чем у мальчиков, и потому тип и характер голоса выявляются раньше, хотя голоса еще и не имеют полного  диапазона.Мутация в среднем длится около полутора лет. Продолжительность  мутации подвержена значительным индивидуальным колебаниям, от  нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также  имеют широкие индивидуальные пределы. Педагогическая практика показала, что детям в период мутации петь  можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в  этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому  формированию взрослого голоса. Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они  могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого  напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без  намека на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже  оптимальной, т. е. возможной средней силы; их пение ограничивается по  времени; они должны часто отдыхать (через 3­5 мин), почти столько же,  сколько пели. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых  явлений в средней стадии мутации, когда пение из­за болезненных ощущений,  сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо  прекратить. Прекращают занятия и девочки на 1­2 месяца после появления  первых менструаций. Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья – завершающая  стадия. В этой стадии происходит становление взрослого голоса, его  формирование на новой физиологической основе. Роль учителя пения в этот период особенно значительна. Обычно подростки (особенно мальчики, а также девочки, у которых  формируется низкий голос) при появлении первых единичных нот с грудным  звучанием стараются искусственно сгущать тембр и распространять это  звучание на весь свой диапазон, т. е. поют еще несвойственным им звуком, что ведет к перенапряжению голосовых мышц. Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в характере и  диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение новым спосо6ом для них не станет естественным.Насколько естественным для подростка стал новый способ  голосообразования, определяет опытное ухо учителя. Мальчика можно переводить в тесситуру мужского звучания только  тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретет ровность и  устойчивость звучания в диапазоне рем – ре1. Пение в характере и диапазоне  детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно  развитого голосового аппарата к грудному регистру, дает возможность при  новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы.  Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон,  что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров). Такая манера  пения, тесно связанная с применением микстового регистра, позволяет  использовать голосовой аппарат в период мутации с наименьшим  напряжением и способствует более быстрому и легкому приспособлению  голосовых органов к новым условиям голосообразования. При работе с мутантами следует избегать двух крайностей: нельзя  форсировать формирование взрослого голоса, так же как нельзя и  искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна, так и другая крайность может нанести существенный вред  голосовому аппарату. Поэтому наблюдение за мутантами и воспитание их  голоса в завершающей стадии мутации является весьма ответственным  моментом в работе учителя пения. Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия  мутации проходит у подростков, певших в домутационные годы и имеющих  правильные вокальные навыки. Наиболее важным в этом отношении оказалось умение петь легким светлым звуком, максимально использовать головной  резонатор. У «крикунов» мутация наступает раньше, выражена более резко и длится дольше. В развитии певческих голосов школьников ясно выражены три периода: 1. домутационный: • до 9 ­10 лет — период фальцетного звукообразования (1­ые – 3­ьи  классы);• с 9 ­10 лет до мутации — период наиболее полного выявления всех  возможностей детских голосов: тембра, силы, типа голоса (3­ьи – 5­тые  классы); 2. период мутации (6­ые – 8­ые классы). 3. период возмужания взрослого голоса (9­ые –10­ые классы). Это период послемутационный, в котором еще могут сохраняться остаточные явления  мутации (неполный диапазон, фальцетное звучание головного регистра у  девушек, недостаточно сформированные верхние или нижние ноты,  неровность звучания на протяжении всего голоса и т. д.). Голоса юношей и девушек, пройдя перелом, продолжают еще  формироваться; наряду с общим возмужанием организма, идет дальнейшее  развитие взрослого голоса.

Посмотрите также