Мутация голоса
Оценка 5

Мутация голоса

Оценка 5
Лекции
docx
музыка +1
Взрослым
07.11.2019
Мутация голоса
Материал для изучения и понимания, что такое мутация. Мы рассмотрим три стадии мутации. Как заниматься с детьми во время мутации. И как помочь ребенку во время мутации. Мутация голоса (лат. – изменение, перемена) наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всём организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающей в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый называется МУТАЦИОННЫМ ПЕРИОДОМ.
Мутация голоса.docx
Мутация голоса. Особенности обучения в мутационный период. В мутационном периоде условно различают три стадии: 1. начальную; 2. собственно мутационную; 3. стадию завершения мутации. Они характеризуются определенными признаками. Все признаки мутации выявляются: • по изменениям в звучании голоса; • по субъективным ощущениям поющих детей; • при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии). Сопоставление данных, полученных тремя указанными способами, дает  возможность судить о стадии, особенностях и характере протекания мутации. Начальная стадия мутации начинается с потери верхних крайних нот. У  мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве.  Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении.  Портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряет  легкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается  голосовая утомляемость. При врачебном осмотре отмечается легкое  воспаление в виде покраснения слизистой оболочки гортани и небольшого  количества слизи на голосовых складках, вялость их смыкания. В средней мутационной стадии, все явления прогрессируют.  Усилившаяся охриплость и сипота, болезненные ощущения не только  затрудняют пение, но и делают его в некоторых случаях невозможным.  3начительно укорачивается диапазон детского голоса. У мальчиков он может сокращаться до нескольких нот. Резко падает сила звука. Значительное укорочение диапазона и резкое падение силы звука  являются самыми характерными признаками этого периода. Мутанты обычно  поют очень тихо и осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой  аппарат, быстро утомляются. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь  двумя голосами: детским и более низким, более близким по звучанию к  мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, «петушит». Срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает еще до мутации, так как разговорный голос переходит во  взрослый раньше. Голоса девочек становятся грубыми, обретают различные «трескучие»  призвуки, отмечается резкая стертость тембра и падение силы звука  (беззвучие) на среднем участке диапазона (ми1 – си1; фа1 – до2). В этой стадии при ларингоскопии можно видеть значительные изменения  в гортани: сильное покраснение слизистой оболочки гортани и голосовых  складок, отечность в области черпаловидных хрящей (задняя стенка гортани), воспаление голосовых складок. Последние оказываются розовыми,  покрытыми обильной слизью, иногда отечными, в состоянии несмыкания,  особенно в заднем отделе, где видна треугольная щель. В этот период  отмечается скачок в росте гортани и голосовых складок. Но резонаторные полости заметно отстают от них. Формирование резонаторных полостей  заканчивается позже мутации. Для третьей, завершающей стадии, характерно постепенное увеличение  диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные  ощущения при пении понемногу исчезают, идет на убыль сипота и хрипота.  Мальчики привыкают пользоваться новыми низкими нотами, целиком  переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Тесситурой принято называть соотношение верхних и нижних нот в  пределах диапазона мелодии. Если преобладают высокие тоны, то говорят о  высокой тесситуре, если низкие, то о низкой. Диапазон голоса у ниx расширяется до октавы (рем – ре1), иногда и  6ольше. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть  еще слабыми по силе и неопределенными по тембру. Бывает трудно отличить  баритон от тенора. Стадии мутации у девочек обычно выражены неярко. Их голоса крепнут  и обогащаются тембровыми красками быстрее, чем у мальчиков, и потому тип и характер голоса выявляются раньше, хотя голоса еще и не имеют полного  диапазона. Мутация в среднем длится около полутора лет. Продолжительность  мутации подвержена значительным индивидуальным колебаниям, от  нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также  имеют широкие индивидуальные пределы. Педагогическая практика показала, что детям в период мутации петь  можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в  этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому  формированию взрослого голоса. Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они  могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого  напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без  намека на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже  оптимальной, т. е. возможной средней силы; их пение ограничивается по  времени; они должны часто отдыхать (через 3­5 мин), почти столько же,  сколько пели. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых  явлений в средней стадии мутации, когда пение из­за болезненных ощущений,  сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо  прекратить. Прекращают занятия и девочки на 1­2 месяца после появления  первых менструаций. Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья – завершающая  стадия. В этой стадии происходит становление взрослого голоса, его  формирование на новой физиологической основе. Роль учителя пения в этот период особенно значительна. Обычно подростки (особенно мальчики, а также девочки, у которых  формируется низкий голос) при появлении первых единичных нот с грудным  звучанием стараются искусственно сгущать тембр и распространять это  звучание на весь свой диапазон, т. е. поют еще несвойственным им звуком, что ведет к перенапряжению голосовых мышц. Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в характере и  диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение новым спосо6ом для них не станет естественным. Насколько естественным для подростка стал новый способ  голосообразования, определяет опытное ухо учителя. Мальчика можно переводить в тесситуру мужского звучания только  тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретет ровность и  устойчивость звучания в диапазоне рем – ре1. Пение в характере и диапазоне  детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно  развитого голосового аппарата к грудному регистру, дает возможность при  новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы.  Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон,  что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров). Такая манера  пения, тесно связанная с применением микстового регистра, позволяет  использовать голосовой аппарат в период мутации с наименьшим  напряжением и способствует более быстрому и легкому приспособлению  голосовых органов к новым условиям голосообразования. При работе с мутантами следует избегать двух крайностей: нельзя  форсировать формирование взрослого голоса, так же как нельзя и  искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна, так и другая крайность может нанести существенный вред  голосовому аппарату. Поэтому наблюдение за мутантами и воспитание их  голоса в завершающей стадии мутации является весьма ответственным  моментом в работе учителя пения. Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия  мутации проходит у подростков, певших в домутационные годы и имеющих  правильные вокальные навыки. Наиболее важным в этом отношении оказалось умение петь легким светлым звуком, максимально использовать головной  резонатор. У «крикунов» мутация наступает раньше, выражена более резко и длится дольше. В развитии певческих голосов школьников ясно выражены три периода: 1. домутационный: • до 9 ­10 лет — период фальцетного звукообразования (1­ые – 3­ьи  классы); • с 9 ­10 лет до мутации — период наиболее полного выявления всех  возможностей детских голосов: тембра, силы, типа голоса (3­ьи – 5­тые  классы); 2. период мутации (6­ые – 8­ые классы). 3. период возмужания взрослого голоса (9­ые –10­ые классы). Это период послемутационный, в котором еще могут сохраняться остаточные явления  мутации (неполный диапазон, фальцетное звучание головного регистра у  девушек, недостаточно сформированные верхние или нижние ноты,  неровность звучания на протяжении всего голоса и т. д.). Голоса юношей и девушек, пройдя перелом, продолжают еще  формироваться; наряду с общим возмужанием организма, идет дальнейшее  развитие взрослого голоса.

Мутация голоса

Мутация голоса

Мутация голоса

Мутация голоса

Мутация голоса

Мутация голоса

Мутация голоса

Мутация голоса

Мутация голоса

Мутация голоса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2019