Вольнолюбивый характер лирики Пушкина. Анализ стихотворения "Во глубине сибирских руд"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1. Слово учителя. А.С. Пушкин говорил: “Самостоянье человека – залог величия его”. Все произведения А.С. Пушкина о человеке. Для него важны нравственные понятия, которые относятся к человеку: дружба, братство, любовь, свобода. Лирика А.С. Пушкина отличается вольнолюбивым характером. Вспомните стихотворение “Узник”, изученное нами в 6 классе. Проблема свободы и несвободы – одна из основных в творчестве А.С. Пушкина. Наиболее ярко эта тема проявляется в стихотворениях, созданных в период восстания декабристов. 2. Рассказ учителя или заранее подготовленного ученика о восстании декабристов с использованием мультимедийной презентации, для создания которой использованы материалы сайта 1. Предпосылки восстания декабристов. Слайд 1,2. 2. Особенности декабристского восстания. Слайд 3. 3. Декабристские организации. Слайд 4–7. • “Союз спасения” (1816-1817 гг.) Петербург – 30 человек. • “Союз благоденствия” (1818-1821 гг.) Москва – 200 человек. • “Южное общество” (1821-1825 гг.) г. Тульчин, Украина. Руководитель – П.И. Пестель. • “Северное общество” (1822-1825 гг.) Петербург. Руководители – С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, И. Пущин, К. Рылеев.
Иконка файла материала Вольнолюбивый характер лирики Пушкина..doc
Вольнолюбивый характер лирики Пушкина. Анализ стихотворения "Во глубине сибирских руд" 1. Слово учителя. А.С. Пушкин говорил: “Самостоянье человека – залог величия его”. Все произведения А.С. Пушкина о человеке. Для него важны нравственные понятия, которые относятся к  человеку: дружба, братство, любовь, свобода. Лирика А.С. Пушкина отличается вольнолюбивым характером. Вспомните стихотворение “Узник”, изученное нами в 6 классе. Проблема свободы и несвободы – одна из основных в творчестве А.С. Пушкина. Наиболее ярко эта тема проявляется в стихотворениях, созданных в период восстания декабристов. 2. Рассказ учителя или заранее подготовленного ученика о восстании декабристов с использованием  мультимедийной презентации, для создания которой использованы материалы сайта  1. Предпосылки восстания декабристов. Слайд 1,2. 2. Особенности декабристского восстания. Слайд 3. 3.  Декабристские организации. Слайд 4–7.     “Союз спасения” (1816­1817 гг.) Петербург – 30 человек. “Союз благоденствия” (1818­1821 гг.) Москва – 200 человек. “Южное общество” (1821­1825 гг.) г. Тульчин, Украина. Руководитель – П.И. Пестель. “Северное общество” (1822­1825 гг.) Петербург. Руководители –  С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, И. Пущин, К. Рылеев. 4. План восстания. Выступление намечалось на лето 1826 года. Однако 19 ноября 1825 года в Таганроге внезапно скончался  Александр I. Трон должен был перейти брату покойного – Константину, т.к. у Александра не было наследников. Южное и Северное общества вели переговоры о координации действий и установили контакты с Польским  патриотическим обществом и Обществом объединенных славян. Декабристы планировали убить царя на  военном смотре, силами гвардии захватить власть и реализовать свои цели. Но еще в 1823 году Константин тайно отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к  следующему по старшенству брату – Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия  присягнули ему 27 ноября. После выяснения ситуации назначили переприсягу Николаю, которого из­за его  личных качеств (мелочности, солдафонства, мстительности и пр.) не любили в гвардии. В этих условиях у декабристов появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями  власти, оказавшейся в обстановке междуцарствия, а также неприязнью гвардии к престолонаследнику.  Учитывалось и то, что некоторые высшие сановники заняли выжидательную позицию по отношению к Николаю и были готовы поддержать активные действия, направленные против него. Кроме того, стало известно, что в Зимнем дворце знали о заговоре и вскоре могли начаться аресты членов  тайного общества, которое фактически перестало быть тайным. Декабристы планировали в сложившейся ситуации поднять гвардейские полки, собрть их на Сенатской площади и заставить Сенат "добром" или под угрозой оружия издать "Манифест к русскому народу", в котором  провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, учреждение Верховного  правительства, политические свободы и пр. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и  арестовать царскую семью, планировалось захватить и Петропавловскую крепость. Кроме того, П.Г. Каховский  взял на себя задачу перед началом выступления убить царя, но так и не решился ее выполнить.Руководителем восстания ("диктатором") был избран князь С.П. Трубецкой. 5. Ход восстания. Слайд 8–9. С раннего утра 14 декабря офицеры – члены "Северного общества" вели агитацию среди солдат и матросов,  убеждая их не присягать Николаю, а поддержать Константина и "его жену "Конституцию"".  Им удалось вывести часть Московского, Гренадерского полков и Гвардейский морской экипаж на Сенатскую  площадь. Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой, наблюдая за  выполнением всех частей плана, увидел, что он полностью срывается и, убедившись в обреченности военного  выступления, не явился на площадь. Это в свою очередь вызвало замешательство и медлительность действий.  Николай окружил площадь верными ему войсками. Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал­губернатор  Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче оружия, был смертельно ранен Каховским.  После этого в дело была введена артиллерия. Выступление было подавлено, а вечером начались массовые  аресты. 6. Итоги восстания. Слайд 10–11. 3. Пушкин и декабристы А.С. Пушкина с декабристами связывали очень теплые, дружеские отношения. Среди декабристов были И.И.  Пущин и В.К. Кюхельбекер, друзья А.С. Пушкина по Лицею, не забывавшие поэта и в период его Южной  ссылки. Слайд 1 – Помните, как произошла встреча А.С. Пушкина и И.И. Пущина в 1824 году в Михайловском? Слайд 2, 3. Из воспоминаний И.И. Пущина “Записки о Пушкине”: “… Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес, и снег им по брюхо, править не  нужно. Скачем опять в гору извилистою тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху  в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо  и засели в снегу нерасчищенного двора… Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно  говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе  страшный холод, но в иные минуты человек не простужается…” По свидетельству очевидцев, во время восстания декабристов И.И. Пущин воодушевлял солдат. На допросах он  не выдал ни одного из своих товарищей, а когда нельзя было уклониться от ответа, называл либо вымышленные  имена, либо имена умерших: “Заходила речь и о Пушкине: Николай: “Посылали ли Вы своему родственнику Пушкину письмо о готовящемся восстании?” Пущин: “Я не родственник нашего великого национального поэта Пушкина, а товарищ его по Царскосельскому  лицею… Общеизвестно, что Пушкин, автор “Руслана и Людмилы”, был всегда противником тайных обществ и  заговоров”. Здесь все характерно: и категорическое утверждение, что Пушкин был противником тайных обществ, и  характеристика его как “великого национального поэта”, который, как гордость России, требует к себе  бережного и уважительного отношения, и упоминание о наиболее безобидном в политическом смысле  произведении – поэме “Руслан и Людмила”. Верховный суд отнес Пущина к первому разряду государственных преступников и приговорил к смертной казни  отсечением головы. Затем “по царской милости” казнь была заменена двадцатью годами каторги. Вот как И.И. Пущин вспоминает об этом (Из воспоминаний И.И. Пущина “Записки о Пушкине”): “… Сцена переменилась. Я осужден: 1828 года, 5­го генваря, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с  товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, чтоПушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читы призывает  меня к частоколу А.Г. Муравьева (Слайд 4) и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукою написано  было: Чтение стихотворения “Мой первый друг, мой друг бесценный” наизусть специально подготовленным  учеником. Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог  обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнании. Увы, я не мог даже пожать руку той  женщины, которая так радостно спешила утешить меня воспоминанием друга; но она поняла мое чувство без  всякого внешнего проявления, нужного, может быть, другим людям и при других обстоятельствах; а Пушкину,  верно, тогда не раз икнулось”. – Послушайте несколько отрывков из писем Пушкина и воспоминаний декабристов и расскажите об отношении  Пушкина к декабристам. 1. 2. 3. 4. “Ты ни в чем не замешан – это правда. Но в бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои. Это худой способ подружиться с правительством” (В.А. Жуковский – А.С. Пушкину, 12 апреля 1826 г.) “В то время не было сколько­нибудь грамотного прапорщика в армии, который не знал бы наизусть  революционных стихов Пушкина” (И.Д. Якушкин. Из воспоминаний.) “Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке  со многими из заговорщиков. Все возмутительные рукописи ходили под моим именем…” (А.С. Пушкин –  В.А. Вяземскому, 10 июля 1826 г.) “Повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна” (А.С. Пушкин – П.А.  Вяземскому, 14 августа 1826 г.) 4. Чтение и анализ стихотворения “Во глубине сибирских руд”. Вместе с посланием И.И. Пущину с А.Г. Муравьевой, уехавшей в Сибирь к сосланному мужу Н.М. Муравьеву, А.С.  Пушкин передал декабристам стихотворение “Во глубине сибирских руд”. Чтение стихотворения учителем. В своих документах царское правительство утверждало, что идеи декабристов низменны и безумны, что заговор был составлен “горсткой извергов”. Великий русский писатель­революционер А.И. Герцен вспоминал, что после  подавления восстания аристократы отвернулись от арестованных. “Никто (кроме женщин) не смел показать  участия, произнести теплого слова о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руку, но которые за ночь были  взяты. Напротив, явились дикие фанатики рабства, одни из подлости, а другие хуже – бескорыстно”. – Как на фоне этих фактов общественной жизни можно оценить послание Пушкина декабристам? Возможный ответ: Нужно было обладать верность, преданностью друзьям и редкой смелостью, чтобы в этих  условия написать такое стихотворение. – Каков центральный поэтический образ стихотворения “Во глубине сибирских руд”? (Образ надежды.) – Как стихотворение дополняет ваши знания о личности поэта? (Верный товарищ и друг, свободолюбивый  человек.) – Что такое эпитет? – Что, по­вашему, имел в виду поэт, говоря о скорбном труде декабристов? Почему их терпение назвал гордым, “стремленье дум” – высоким, а свой голос – свободным? – Почему поэт так уверен: “Не пропадет ваш скорбный труд…”? – Почему, по­вашему, Пушкин вместо слова “шпага” употребляет слово “меч” (ср. выражение “карающий меч”)? Выразительное чтение стихотворения учащимися. 5. Ответ декабристов. Ссыльный поэт­декабрист А.И. Одоевский написал ответ на послание А.С. Пушкина. Слайд 5.Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки И – лишь оковы обрели. Но будь покоен, бард: цепями, Своей судьбой гордимся мы И за затворами тюрьмы В душе смеемся над царями. Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святой знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы: Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы. – Как поняли послание А.С. Пушкина те, кому оно было адресовано? – Что общего в стихотворении А.С. Пушкина и А.И. Одоевского? (Вера в будущее, в правоту своего дела,  надежда на справедливое возмездие.) 6. Подведение итогов урока. – Как вы понимаете слова А.И. Герцена: “После 1825 г. только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь  продолжала эпоху прошлую, наполняла своими мужественными звуками настоящее и посылал свой голос в  далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением”. Домашнее задание. Выучит наизусть стихотворение “Во глубине сибирских руд”.

Посмотрите также