«Волонтерство в детском саду. С чего начинать…»
Оценка 4.8

«Волонтерство в детском саду. С чего начинать…»

Оценка 4.8
docx
социальная работа
5 кл—7 кл
30.01.2020
«Волонтерство в детском саду. С чего начинать…»
мастер-класс объясняет с чего можно начать , внедряя волонтерство в детском саду
Носкова Т.В. _мастер-класс.docx

Мастер-класс

«Волонтерство в детском саду. С чего начинать…»

Авторы:

Красноперова Татьяна Владимировна, воспитатель МБОУ НОШ с. Северный Носкова Татьяна Викторовна, старший воспитатель МБОУ НОШ с. Северный

Цель: распространение опыта организации волонтерского движения в детском саду для позитивной социализации дошкольников.

Оборудование: емкость, апельсины, орехи, крупа, песок, ватман с изображением дерева без листьев, листья зеленого и красного цвета.

Главная идея мастер-класса:

 «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь. Добру человек у человека учится». Ч. Айтматов

Ход мастер-класса.

Введение в тему.

Ведущий 1 ставит перед участниками банку.

С чем бы вы сравнили этот сосуд (Наша жизнь). Показывает апельсины, орехи грецкие, крупу. С чем можно сравнить их? (Наши дела: важные, не очень важные, но необходимые и повседневные, мелкие, к которым мы привыкли). Затем кладет в банку апельсины (Это важные дела). Как вы думаете, полон ли наш сосуд? По сути, он полон, но остались просветы, кладем в сосуд орехи и т.д. Мы положили в сосуд сначала апельсины (важные дела), и поэтому мы успели их выполнить, а если бы мы наполнили сосуд в первую очередь крупой (мелкими, текущими делишками, которым мы уделяем очень много времени и значения), вошли бы у нас в сосуд апельсины? Конечно, нет. 

Вывод: Так и в жизни, мы порой крутимся «как белка в колесе», а за текущими делами не замечаем важных, и у нас может не хватить времени, чтобы их выполнить, поскольку жизнь не бездонный сосуд, он рано или поздно наполнится. Как вы думаете, что мы сегодня можем с вами обсудить на мастер-классе?

Рассуждения участников: Кто такие волонтеры? В вашем понимании.

Мозговой штурм.

Делятся на две группы, ответы на вопросы записывают на листочках (разного цвета: зеленых и красных) и прикрепляют на дереве:

1.     Почему легко быть волонтером?

2.     Почему трудно быть волонтером?

Ведущий 1: Обратите внимание на цвет листвы, какого  цвета больше? Да, волонтером быть скорее трудно, чем легко. Поэтому воспитывать в детях способность отзываться на просьбу о помощи, стремление быть полезным обществу надо начинать воспитывать как можно раньше.

Сегодня мы познакомим вас с опытом организации волонтерской деятельности в МБОУ НОШ с. Северный Сарапульского района.

С чего мы начинали?

Наше учреждение является инновационной площадкой Российской академии образования по преемственности в вопросе внедрения современных технологий эффективной социализации. Среди технологий, автором которых является Н. Гришаева, есть удивительная на наш взгляд технология «Клубный час». Вот с нее- то все и началось. Проводя клубные часы для детей, мы обратили внимание на то, что дети старшего дошкольного возраста с удовольствием идут в младшие группы, играют с детьми, помогают одевать их на прогулку и в ходе рефлексивного круга (это тоже технология эффективной социализации) с радостью рассказывают об этом, как о добром и очень важном деле, которому они научились на клубном часе.

Это послужило толчком для создания волонтерского отряда. Но более подробно о самом создании мы вам расскажем позже, для начала стоит рассказать о педагогической технологии «Дети-волонтёры».

Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры» следующие:

1)развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

2) создание такой ситуации развития, при которой формирование

игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Практические советы: С чего можно начать воспитывать инициативность: коробочка хлопот, экран добрых дел, блокнот, в котором фиксируются добрые  дела.

Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.

Вопрос аудитории: предлагаете вы старшим детям, приходить к малышам в группу, для помощи, игр, как часто вы это делаете?

Несмотря на то, что данная технология удивительно проста в исполнении и давно входит в любую программу работы с дошкольниками, её реализация в большинстве ДОО проходит эпизодически. В чём же причины такого положения вещей? Большинство воспитателей (до 80 % от числа опрошенных) не считают организацию и проведение этой технологии своей первостепенной задачей, ссылаясь на недостаток времени и неумение это делать. А главное – они не видят, в чём могут быть преимущества данного подхода. Таким педагогам важно доказать, что неумение детей старшего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры кроется, прежде

всего, в отсутствии у дошкольника разновозрастного общения, в том, что им не был передан игровой опыт.

Для реализации данной технологии необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших.

Практическое задание: ведущий предлагает составить краткий план мероприятий для отряда волонтеров.

Выделить группу детей, желающих быть волонтерами.  Надо специально обучать старших детей по следующим направлениям:

«Научим малышей играть»,

«Научим разрешать конфликты»,

«Научим одеваться»,

«Знаем, как помочь в проведении занятий» и др.

Практические советы: Правила работы по технологии, соблюдение которых вам помогут избежать ошибок.

*Общение старших и младших должно быть эпизодическим ограниченным по частоте (не более трех–четырех раз в месяц) и по продолжительности (около 20–30 минут) старшие общаются с младшими исключительно добровольно, младшие при желании могут уклониться от общения.

*Необходимо до минимума свести подготовительную работу со старшими добровольцами. Не репетировать… каждый ребенок на что-нибудь да способен и наверняка будет очень стараться, а во время репетиций мы диктуем ребёнку свои условия, свои правила, своё видение, отсюда у детей появляется стеснение, в общем, не даём детям раскрыться, т.к. подвергаем действия детей критике

*Подготовительная работа нужна только при проведении совместных игр, ибо старшие, если перед ними поставить задачу самим организовать игру, могут растеряться. При этом следует ограничиться хороводными и подвижными играми.

*И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших дошкольников и младших детей и информирующих об этом всех педагогов и специалистов ДОО.

Работа в группах. Предлагается участникам ознакомиться с методиками, которые используются в работе с детьми и рассказать другим участникам.

Методика «Совместные подвижные игры»

Время проведения: В часы, удобные для обеих групп, по договоренности между воспитателями; на прогулке, в группе, музыкальном или физкультурном зале.

Число старших участников: 1-6 человек.

Практические советы:

1. Начинать играть с детьми младшего возраста лучше с хороводных игр, которые малыши уже знают и любят.

2. После двух-трех встреч, в ходе которых проводятся хороводные игры, можно переходить к подвижным играм.

3. Сначала старшие включаются в те подвижные игры, которые малыши уже знают. После этого старшие дети могут научить малышей правилам новой подвижной игры и ее проведению.

Методика «Совместные пешие прогулки»

Время проведения: Один раз в неделю.

Число старших участников: Все желающие.

Практические советы:

Вызвать у детей обеих групп положительную реакцию по поводу предстоящей прогулки.

Вспоминают правила поведения на улице и в общественных местах.

После прогулки обсудить с детьми ее результаты: что понравилось? что нет? что хотелось бы изменить? Что более всего запомнилось?

Методика «Подарки малышам»

Время проведения: По желанию старших детей.

Число старших участников: Все желающие.

Практические советы:

Изготовление подарков должно быть достаточно легким и быстрым и, вместе с тем, давать детям возможность реализовать свои индивидуальные умения.

Подарки должны быть такими, чтобы с ними можно было играть.

Дети старшей группы могут не только рассказать, но и показать, как можно играть с подарками

Методика «Концерты»

(«Концерт», «Концерт-драматизация сказки», «Концерт «Герои знакомых сказок»)

Время проведения: Один раз в месяц

Число старших участников: Не более 6 человек.

 

Практические советы:

На концерте дети могут петь песни, загадывать загадки, читать стихи, рассказывать сказки, танцевать, показать спектакль, предварительно договорившись, кто какую роль исполнит.

Для показа берутся простые, не требующие дополнительных репетиций, сказки, содержание которых все дети знают.

Таким вот образом организуется в соответствии с технологией работа волонтеров.

Ведущий 2. Прежде чем начинать деятельность отряда волонтеров, важно продумать и атрибутику, и организацию деятельности волонтерского отряда.

Мы начали работу с объяснения детям, кто такие волонтеры, в чем заключается важность их дел. Сшили повязки, как отличительный знак, с детьми придумали эмблемы, название, пилотки. Каждому волонтеру сделали книжку волонтера. Вся деятельность волонтерского отряда была построена по принципу «Семи добрых дел» (показывает книжки волонтеров, отличительную атрибутику).

Работа в группах. Попробуем с вами очертить круг этих семи добрых дел.

Участники в группах продумывают семь направлений работы волонтеров. Один из группы их озвучивает.

Ведущий 2. Откуда брать запрос на добрые дела? В группе стоит «Коробочка хлопот», куда все, кто просит поддержки, опускает листочек с запросом.

Каждый день, запросы озвучиваются, волонтеры решают, кто будет выполнять дело.

Вопрос участникам. Как вы думаете, важно ли освещать деятельность волонтерского отряда?

Как мы осуществляем информационную деятельности. В приемной размещен стенд, отражающий ежедневные дела волонтеров. Здесь важна оперативность, сегодня сделали - сегодня отчет о выполненном деле.

 Ведущий 2.

Памятка.

Шаги в организации волонтерской деятельности.

1.     Ситуативная помощь в ходе клубных часов

2.     Рефлексивный круг и обсуждение доброго дела

3.     Акции совместные

4.     Договор и принятие решения о создании отряда волонтеров

5.     Обсуждение как назвать, выбор эмблемы, атрибутики (повязки, пилотки, книжка волонтера)

6.     Изготовление информационного стенда

7.     Изучение запросов

8.     Договоренность о выполнении запросов, распределение обязанностей

9.     Размещение информации на стенде

10. Заполнение волонтерской книжки

11. Освещение общественности результатов деятельности

 

Ведущий 1. Рефлексия: Обратимся к дереву с листьями, которое вы оформили в начале нашего мастер-класса. У корней дерева, напишите одно из главных качеств, которое вы можете сформировать у детей, чтобы они стремились творить добро.

Заключение. Притча о добре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Указом президента РФ В. Путиным 2018 год объявлен годом добровольца (волонтёра). Я думаю, что это само за себя говорит, насколько важна и актуальна работа в данном направлении.

А девизом своей работы в рамках волонтерского движения считаю слова

 

ФГОС ДО определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «...ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности» (п.4.6.).

Слайд 4. Поэтому среди образовательных практик меня заинтересовало волонтёрство, которое уже показало свою эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих

интересов.

Для волонтёра ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям и желание им помочь, забота и бережное отношение к природе и ее обитателям, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь слабому, маленькому, одинокому, больному. Волонтёрство учит помогать нуждающимся без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя. По моему мнению, организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влияния на формирование и развитие личности ребёнка, развитой нравственно и духовно.

Слайд 5. Педагогическая технология «Дети-волонтеры», предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.

Слайд 6. На первом этапе в группе выделились добровольцы 5 - 6 детей, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Но после того как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес и желание сначала попробовать, а потом тоже активно включились в работу.

Слайд 7. На данный момент, волонтеры занимаются с малышами уже практически во всех режимных моментах, в течение всего дня. Проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений, оказание помощи при одевании детей на прогулку, совместные игры, уход за комнатными растениями и т.д.

Слайд 8. Хочу обратить внимание на то, что чрезвычайно осторожно нужно относиться к помощи и показу детям 3-4 лет бытовых и гигиенических умений, т.к. это возраст, когда у детей появляется ценное стремление пусть медленно и несовершенно, но сделать все самому: «Я сам!»

Слайд 9. Очень часто волонтёры дарят малышам подарки. И не просто дарят, но ещё и рассказывают и показывают, как можно играть с ними.

Слайд 10. Концерты, подвижные и хороводные игры, оказание помощи в мытье игрушек мы организуем во второй половине дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Мастер-класс «Волонтерство в детском саду

Мастер-класс «Волонтерство в детском саду

Ведущий 1: Обратите внимание на цвет листвы, какого цвета больше?

Ведущий 1: Обратите внимание на цвет листвы, какого цвета больше?

Несмотря на то, что данная технология удивительно проста в исполнении и давно входит в любую программу работы с дошкольниками, её реализация в большинстве

Несмотря на то, что данная технология удивительно проста в исполнении и давно входит в любую программу работы с дошкольниками, её реализация в большинстве

И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших дошкольников и младших детей…

И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших дошкольников и младших детей…

Концерт», «Концерт-драматизация сказки», «Концерт «Герои знакомых сказок»)

Концерт», «Концерт-драматизация сказки», «Концерт «Герои знакомых сказок»)

Договор и принятие решения о создании отряда волонтеров 2

Договор и принятие решения о создании отряда волонтеров 2

Слайд 4. Поэтому среди образовательных практик меня заинтересовало волонтёрство, которое уже показало свою эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится…

Слайд 4. Поэтому среди образовательных практик меня заинтересовало волонтёрство, которое уже показало свою эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится…

«Волонтерство в детском саду. С чего начинать…»

«Волонтерство в детском саду. С чего начинать…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020