Волонтёрское движение в школе
Оценка 5

Волонтёрское движение в школе

Оценка 5
Лекции
doc
классное руководство
4 кл—11 кл
22.08.2018
Волонтёрское движение в школе
На сегодняшний день добровольчество является самым важным инструментом социального, экономического и духовного развития общества. Ведь волонтером быть престижно во всем мире, это социально одобряемая добровольческая деятельность. Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни. Например, в России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителей и врачей, которые много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам. Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний. С одной стороны, волонтерство способствует поддержке нуждающихся слоев населения, с другой стороны, способствует профилактике девиантного поведения подростков, развитию их активности в позитивном русле. Ведь подростки склонны объединяться вокруг каких-либо идей. В случае волонтерства – это идеи добра, взаимопомощи и милосердия, т.е. идеи позитивные и направленные на созидание, а не на разрушение и агрессию.
статья волонтерское движение.doc
Волонтерское движение в школе На   сегодняшний   день   добровольчество   является   самым   важным   инструментом социального,   экономического   и   духовного   развития   общества.   Ведь   волонтером   быть престижно во всем мире, это социально одобряемая добровольческая деятельность.  Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни. Например, в России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви,   позднее   –   с   инициативой   первых   некоммерческих   общественных   объединений   – земств, учителей  и врачей, которые много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско­турецкой   войны   добровольно   отправились   на   фронт,   чтобы   помогать   раненым солдатам. Почему   люди   идут   в   волонтеры?   У   каждого   свои   причины   и   немногие   изъявляют желание  откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека,  но кроме   морального   удовлетворения,   которое   приносит   безвозмездная   помощь   ближнему, движение   волонтеров   дает   целый   ряд   преимуществ,   особенно   молодежи.   Это   и   новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний. С   одной   стороны,   волонтерство   способствует   поддержке   нуждающихся   слоев населения,   с   другой   стороны,   способствует   профилактике   девиантного   поведения подростков,   развитию   их   активности   в   позитивном   русле.   Ведь   подростки   склонны объединяться   вокруг   каких­либо   идей.   В   случае   волонтерства   –   это   идеи   добра, взаимопомощи и милосердия,  т.е. идеи  позитивные  и направленные  на созидание,  а не на разрушение и агрессию. Исходя   из   выводов   исследований     Е.С.   Азаровой,   У.П.   Косовой   и   других, волонтерскую деятельность можно рассматривать как психолого­педагогический ресурс для приобретения   участниками   определенного   жизненного   и   практического   опыта,   реализации ими   своего   творческого   потенциала,   развития   нравственных   ценностей,   воспитания профессионально значимых личностных качеств. Итак, мне хотелось бы остановиться именно на   психологическом   аспекте   пользы   добровольческой   деятельности   для   учащегося   нашей школы. Во­первых, волонтерство способствует приобретению новых друзей и знакомых. Одно британское исследование показало, что все опрошенные добровольцы считают, что благодаря такому досугу они нашли новых друзей. Именно поэтому добровольчество часто является привлекательной   возможностью   для   людей,   страдающих   от   застенчивости.   Однако, добровольчество не менее привлекательно и для общительных людей. Во­вторых, волонтерство расширяет кругозор и позволяет проникнуть в «другой мир», отличный от собственного, увидеть изнутри, как живут другие люди. Все это делает жизнь ярче, осознанней и подталкивает к размышлениям. В­третьих, волонтерство   придает   смысл   жизни   (или   делает   его   более   полным). Человеку свойственно стремиться к самореализации (по А. Маслоу) или к нахождению своего собственного смысла (по В. Франклу). Особенно это актуально для людей, которые не видят непосредственных   результатов   труда   на   своей   основной   работе   и   не   получают   от   нее настоящего удовлетворения. При осознании, что занимаешься бесполезным делом, возникает чувство пустоты и бессмысленности жизни. Добровольчество помогает отдохнуть от гонок за внешними   ценностями   (деньгами   и   статусом)   и   сделать   работу,   продиктованную   своими моральными   принципами,   что   приносит   настоящее   удовлетворение,   т.к.   в   этом   случае реализуются истинные, внутренние смыслы человека. [10] В­четвертых, занимаясь волонтерством, человек развивается как личность: ­ развиваются коммуникативные и организаторские способности; 2 ­ развивается эмоциональный интеллект. Совершенствуются   навыки   планирования   и   организации   своего   времени. Раскрываются   творческие   способности,   которые   до   этого   могли   находиться   в   спящем состоянии (актерские, художественные, музыкальные и др.) Повышается уверенность в себе. Средства массовой информации сейчас часто провозглашают, что «сегодня в условиях социальных и экономических перемен назрела острая потребность общества в нравственных, духовно богатых и творческих людях, обладающих высоким уровнем профессиональной и личностной   культуры,   активным   интересом   к   практическому   участию   в   процессе преобразования России». И это действительно так! Но как воспитать нравственных, духовно богатых и активных подростков, неравнодушных к проблемам нашего общества? Привлечение школьников   к   участию   в   работе   волонтерских   объединений   –   прекрасный   способ формирования   в   подрастающем   поколении   именно   этих   качеств,   ведь   «волонтерство (добровольчество)   ­   институт   воспитания   честности,   справедливости,   дружбы,   верности, милосердия,   вдохновения,   ответственности,   созидательности,   терпимости, трудолюбия, добра».   Сегодня,   когда   в   образовании   идет   активный   поиск   новых   педагогических технологий, добровольчество может стать одним из основных факторов развития социальной компетентности школьников. [6] Главное   в   работе   волонтерских   объединений   –   принцип   добровольности.   Каждый волонтер сам принимает решение Кроме этого, волонтерская деятельность развивает коммуникативные навыки и умение работать в команде. Работа волонтеров по определению коллективная и в основе ее лежит общение   –   друг   с   другом,   с   теми,   кому   хочешь   помочь,   и   с   другими   волонтерскими объединениями для реализации общих проектов.  Подростки,   как наиболее активная социально демографическая группа, могут стать основой   развития   волонтерского   движения   в   школе.   Опыт   деятельности   по   созданию добровольческих   групп,   существующих   на   сегодняшний   день,   стал   основой   выявления некоторых технологических особенностей развития волонтерского движения подростков. Молодежное   волонтерское   движение,   как   правило,   организуется   на   базе образовательных   учреждений   (общего   или   профессионального   образования),   учреждений молодежной   сферы   (например,   молодежного   центра),   молодежных   общественных объединений и организаций. Деятельность, которая предлагается потенциальным волонтерам, может быть и должна быть   разнообразной,   однако   любой   ее   вид   должен   отвечать   важному   требованию:   быть направленной на решение проблем, близких и понятных волонтерам образом, для развития молодежного волонтерского движения необходим ряд условий: ­ наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами и координаторами волонтерской деятельности; ­   наличие   институциональной   «принадлежности»   волонтерского   движения (учреждения, организации, поддерживающих волонтерскую деятельность); ­   учет   специфики   мотивационной   структуры   молодежной   группы   по   отношению   к участию в волонтерской деятельности; ­ обеспечение благоприятного морального климата, престижности, создание «моды» на волонтерское   движение   в   молодежной   среде   (это   возможно,   прежде   всего,   в   среде образовательных учреждений); ­ использование значимой для молодых людей деятельности как основы волонтерства; ­ использование волонтерства как способа повышения социального статуса молодого человека. [11] Любое   поручение   ученику   должно   предполагать   действие,   к   которому   он   должен относиться с интересом, творчески, с душой, тогда оно расширит познавательный интерес, 3 приучит к принятию самостоятельных решений и нахождению правильных путей к решению того дела, к которому ученик приступает. В содержание волонтерской деятельности учащихся входит формирование у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно­этических качеств, чувства   патриотизма   и   др.;   вовлечение   обучающихся   в   проекты,   связанные   с   оказанием социально­психологической   и   социально­педагогической   поддержки   различным   группам населения; поддержка инициатив обучающихся в реализации программ профилактической и информационно­пропагандистской направленности. В целях организации волонтерского движения в школе было проведено исследование уровня мотивация к волонтерской деятельности учащихся.  Исследование   проводилось   Муниципального   бюджетного общеобразовательного учреждения  «Новоназимовская средняя общеобразовательная  школа № 4». В исследовании приняли участие учащиеся 9­11 классов в количестве – 28 человек. Возраст испытуемых – 14­17 лет.   базе   на Для   исследования   мотивационного   критерия   использовалась   методика   О.Ф. Потемкиной «Диагностика социально­психологических установок личности в мотивационно­ потребностной сфере». Методика   «Диагностика   социально­психологических   установок   личности   в мотивационно­потребностной   сфере»   содержит   ряд   шкал.   В   данном   исследовании   была использована одна из них ­ «Выявление установок, направленных на «альтруизм ­ эгоизм». Текст опросника состоит из 20 утверждений, на которые предлагалось ответить «да» или «нет», исходя из имеющейся у испытуемого тенденции поведения в данной ситуации. Для   частоты   эксперимента   выборка   была   разделена   на   контрольную   и экспериментальную группы по 14 человек. По количественным результатам методики «Диагностика социально­психологических установок   личности   в   мотивационно­потребностной   сфере»   у   8   испытуемых   (57%) контрольной   группы   и   у   5   испытуемых   экспериментальной   группы   (35%)   была   выявлена альтруистическая установка, желание помочь людям. И у 6 испытуемых (43%) контрольной группы и у 9 испытуемых (65%) экспериментальной группы была выявлена эгоистическая тенденция. Качественный анализ методики показал, что испытуемые, у которых была выявлена альтруистическая установка, имеют установку на то, чтобы действовать, прежде всего, на пользу   другим,   часто   в   ущерб   себе   (и   делу).   Это   люди,   о   которых   стоит   позаботиться. Альтруизм   наиболее   ценная   общественная   мотивация,   наличие   которой   отличает   зрелого человека. Такие люди могут быть весьма опасны для себя и окружающих, когда начинает самоотверженно «загонять» человечество (или просто семью или группу) в счастье. Но если они не позволяет себе такого, то может быть чрезвычайно полезен окружающим и, при этом, быть от этого счастливым вне зависимости от личного положения. Испытуемые,   у   которых   была   выявлена   эгоистическая   тенденция,   сосредоточены   в основном на своих личных интересах. Это не обязательно означает, что их интересы сводятся к материальной выгоде ­ просто при принятии решений они весьма серьезно учитывает то, как их последствия отразятся на нем лично. Результаты первичной диагностики показали, что наибольшее количество испытуемых имеют низкий уровень мотивации к волонтерской деятельности. Таким   образом,   была   подтверждена   необходимость   целенаправленной   работы   по приобщению учащихся к волонтерской деятельности. Для   эффективного   повышения   уровня   мотивации   учащихся   к   осуществлению волонтерской деятельности, был разработан комплекс занятий на основе Программы курса В.В.  Элуаер «Волонтёрство – это стиль жизни», 2012 года. 4 При разработке занятий были учтены требования, прописанные в Федеральном законе «Об   общественных   объединениях»   и   в   Федеральном   законе   «О   добровольчестве (волонтерстве)». Также   учитывались   возрастные   и   индивидуальные   особенности   учащихся   старших классов. Целью разработанных занятий является развитие школьного волонтерского движения, приобщение к добровольческой деятельности учащихся старших классов. В ходе реализации занятий решались следующие задачи: 1.   Обучение   принципам   коллективно­групповой   деятельности:   основы   общения   и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация. 2. Обучение социальному проектированию и организации деятельности: целеполагание, планирование, реализация, анализ достигнутых результатов. 3.Обучение сопутствующим основной деятельности умениям. 4. Способствовать формированию групп для реализации добровольческих инициатив. Ожидаемым результатом разработанного комплекса занятий, является формирование ответственной,   общественно­активной   личности   и   формирование   позитивных   установок, учащихся на волонтерскую деятельность. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 – 1,5 часа каждое. Количество участников 10­15 человек. Количество занятий – 6.  Подросткам свойственны стремление к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и стремлением к объединению в группы со сверстниками, с другой. Именно группа сверстников становится для них местом реализации основных потребностей этого периода: потребности   в   общении,   самореализации   и   уважении.   И   часто   именно   авторитетный   член группы становится сознательно или бессознательно кумиром для подражания. Очень важно, чтобы этим кумиром оказался  человек, чьим жизненными  ценностями являются  здоровье, любовь, самосовершенствование, помощь и поддержка других людей. Таким человеком может стать подросток – волонтёр. Организуя работу с позиции «на равных», подросток – волонтёр помогает принять участнику занятий на себя ответственность за свои решения и выбор. Для проведения   занятий   были   приглашены   учащиеся,   уже   занимающиеся   волонтерской деятельностью. После   формирующего   этапа   эксперимента   был   проведен   контрольный   этап эксперимента,  с  целью  выявления   эффективности  реализованных  условий  по  приобщению учащихся к волонтерской деятельности. По результатам первичной диагностики экспериментальной группы альтруистические тенденции   у   35%   испытуемых,   эгоцентрические   тенденции   у   65%   испытуемых.   По результатам повторной диагностики произошли значительные изменения. Альтруистические тенденции у 71% испытуемых, эгоцентрические тенденции у 29% испытуемых. Таким   образом,   можно   отметить,   что   произошли   заметные   изменения,   в экспериментальной группе ­ повысилась мотивация к волонтерской деятельности на  36 %, в то время как в контрольной группе изменений не выявлено. В   ходе   сравнения   контрольного   этапа   эксперимента   с   констатирующим   этапом эксперимента установлено, что предложенные условия способствуют более эффективному приобщению учащихся к волонтерской деятельности. Исходя   из     результатов   исследования,   можно   судить   о   том,   что   разработанный комплекс   занятий   является   эффективным   средством   повышения   мотивации   учащихся   к волонтерской деятельности. Библиографический список 5 1. Азарова   Е.С.   Психологические   детерминанты   и   эффекты   добровольческой деятельности: Дисс.канд. псих. наук : 19.00.01 / Е.С. Азарова – Кемерово. – 2008. – 192 c. 2. Бодренкова   Г.   И.   Добровольчество   /   Г.   И.   Бодренкова   //   Социальная   работа.– 2016.№1. – С.52­56. 3. Всеобщая Декларация Добровольчества  (Провозглашено на XVI Всемирной Конференции   Добровольцев   Международной   Ассоциации   Добровольческих   Усилий (IAVE), Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год Добровольцев). 4.   Евсеева   А.Н.   Привлечение   добровольцев   к   работе   учреждений   социального обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы.–2014.­№1.С.10­13. 5. Ершова   Н.Н.   Модель   привлечения   волонтеров   к   социально   –   профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. –2007. – №2. – С.20­23. 6. Иванушкина   Т.И.   Социальное   и   профессиональное   самоопределение   молодежи через   участие   в   волонтерском   движении:   Профессиональная   ориентация,  психологическая поддержка молодежи / Т.И. Иванушкина. ­ М.: Академия, 2002. – С. 15. 7. Косова У.П. Психологические характеристики волонтерской деятельности / У.П. Косова // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 12. – С. 64. 8. Курс лекций. Волонтёрство ­ традиции и инновации. – М.: ЦСПГИ, 2011. – С. 43. 9. Левдер   И.   А.   Добровольческое   движение   как   одна   из   форм   социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2016. –№2. – С. 35­38. 10. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. / А.Г. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 С. 11. Прокопьева Ю. П., Прокопьева М. М. Мотивация волонтерской деятельности // Научно­методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 31­34.  12. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. – 382.с. 13. Федеральный   закон   «О   благотворительной   деятельности   и   благотворительных организациях» от 11.08.1995 N 135­ФЗ 6

Волонтёрское движение в школе

Волонтёрское движение в школе

Волонтёрское движение в школе

Волонтёрское движение в школе

Волонтёрское движение в школе

Волонтёрское движение в школе

Волонтёрское движение в школе

Волонтёрское движение в школе

Волонтёрское движение в школе

Волонтёрское движение в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2018