Волшебные числа в русских народных сказках
Оценка 4.8

Волшебные числа в русских народных сказках

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
чтение
16.05.2021
Волшебные числа в русских народных сказках
проект Волшебные числа в русских народных сказках.docx

 

Содержание

1. Введение………………………………………………………………

Актуальность темы исследования………………………… …… … 2

Цель и задачи работы…………………………………………… …  3

Предмет и объект исследования…………………………………...   3

Методы исследования……………………………………………..  3-4

 

2.  Волшебные числа в русских народных сказках.                        5-11

 

Заключение………………………………………………………….. 12-13

Список литературы………………………………………………… …14

Приложение 1

 

 


 

Введение

 

Актуальность темы исследования

В наш век компьютерных технологий, мобильной связи, всевозможных новинок в сфере электроники очень удобно жить и пользоваться достижениями рук человеческих. Ещё наши родители, учась в школе и вообразить не могли о том, что их дети смогут получать домашние задания по интернету, что можно сидя дома пообщаться и увидеться с друзьями с другого континента, отправить на дальние расстояния и получить письма не пользуясь услугами почты. И это всё необходимо и хорошо. Но существует проблема. Дети стали слишком много времени уделять компьютерным играм, всевозможным чатам и т.п. Стали меньше читать… А ведь книги воспитывают человека духовно. Читая книги, человек постоянно учится, познаёт новое и как следствие – становится интересным окружающим.

Выбор темы доклада - это огромное желание привлечь своих друзей к чтению! Это желание показать, что самые простые художественные произведения, которые мы знаем ещё с детского сада таят в себе сюрпризы и предоставляют нам пространство для неожиданных открытий.

Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.

Мне очень нравится читать их. И русские народные, и авторские, и сказки разных народов, - все они поучительные, несут в себе  что-то таинственное, волшебное, загадочное. Читая русские народные сказки, понимаешь, что в них отражается душа русского человека, уклад жизни, его вера, суеверия… Если имя героя, то обязательно со смыслом (Иванушка - дурачок, Василиса Премудрая, Елена  Прекрасная, Рукодельница, Ленивица и т.д.), если предмет волшебный, то к месту. И пословицы в сказках, и поговорки-поучения  - всему место найдется! Числительные не исключение.

Часто в русских народных сказках мы встречаем троекратный повтор. Любят русские к делу подходить с третьего раза! Характер такой! Число 7 к примеру, люди любили, считали счастливым, использовали в значении «много» ( за семью цепями, за семью дверями…). Разные числа использовал народ в своих произведениях.

Цель – проанализировать русские народные сказки, историю чисел древних славян, понять роль чисел в русских народных сказках, какой опыт хотел донести народ, передавая из уст в уста, из поколения в поколение народные сказания.

 Задачи:

1.     Изучить Русские народные сказки.

2.     Провести опрос среди учащихся.

3.     Проанализировать.

4.     Обобщить наблюдения, сделать выводы.

5.     Изготовить кубик-рубик с волшебными числами.

Предметом исследования - смысл чисел, приписываемый им носителями русского языка.

Объектом исследования стали числа в русских народных сказках.

Методы исследования

Цель и задачи определили выбор способов исследования.

1.Сначала необходимо изучить исторические справки о роли чисел у древних славян, какой смысл они несли, что обозначали.

2.Затем необходимо изучить русские народные сказки, провести сравнительный анализ – какие числа чаще встречаются в сказках,  какую информацию несут и расходится ли эта информация с нашими представлениями.

3. Провести социальный опрос среди учащихся по данной теме:

1.      С какими числами ты чаще всего встречался в русских народных сказках?

- 3

- 9

- 5

- 7

2.      Когда в сказках даётся испытание главному герою, то чаще он справляется :

- с первого раза

- с третьего раза

- с девятого раза

 

3.      Сколько даётся испытаний главному герою чаще всего ?

- одно

- три

- девять

 

4.      Считаешь ли ты, что числа в русских народных сказках несут определенный смысл?

- Да

- Нет

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волшебные числа в русских народных сказках.

В сказках, легендах и преданиях, пословицах и поговорках каждый день мы сталкиваемся с волшебными, магическими цифрами - тридевятое царство, три богатыря, три сына, семеро козлят и т.д.

Меня заинтересовал данный вопрос, почему именно эти числа встречаются так часто. А считают ли мои одноклассники, что народ намеренно выбирал количество испытаний в сказках, количество сыновей у царя и т.д. Считают ли, что числа несут определенный смысл?

Для выяснения данного вопроса было проведено анкетирование учащихся 2А класса, в количестве 25 человек по вопросам:

- С какими числами ты чаще всего встречался в русских народных сказках?

- Когда в сказках даётся испытание главному герою, то чаще с какой попытки он справляется ?

- Сколько даётся испытаний главному герою чаще всего ?

-Считаешь ли ты , что числа в русских народных сказках несут определенный смысл?

И вот что выяснилось.

          Ссылаясь на учёных- исследователей русских народных сказок, на опрос общественного мнения, проведенный среди учащихся - в русских народных сказках  преобладают цифра три, девять и цифра семь.

         О том, какой смысл несут числительные и как часто используются, хотелось бы показать на примере одной русской народной сказки « О молодильных яблоках и живой воде».

        Часто в сказках повествование начинается с того, что было у царя, или же у старика со старухою три сына (сказка «О молодильных яблоках» - не исключение).  Мало того, третий сын в сказках – всегда особенный! Почти в каждой сказке - третий сын в семье – дурак. Если посмотреть, как развивается каждая такая сказка, то получается, что именно этот дурак находит свое счастье и становится счастливым. «Умные» люди всегда считали дураками тех, кто честен, справедлив и открыт для всех. Конечно, они не станут хитрить для того, чтобы принести в дом богатство. И на преступление тоже не пойдут. Такие люди не станут просить ни у кого ничего для себя, только если их просьба поможет кому-то другому. Прагматичные люди всегда стараются только для себя, и такая щедрость души им не понятна. Однако за все всегда приходится платить. А тот, кто не пытается добыть себе богатство, а искренне помогает людям, того Высшие силы и награждают и счастьем, и богатством.

Как вывод : если мы встречаемся в сказке с тремя сыновьями, то вероятнее всего такое начало подсказывает нам, что все основные события будут разворачиваться вокруг третьего героя, который  в итоге с блеском выйдет из всех неурядиц.

       Далее, по сюжету, царь совсем постарел и стал терять зрение. И слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой.

       За тридевять земель, в тридесятом царстве В большинстве сказок, особенно более позднего периода, эти слова использовались как обычная и привычная присказка. Но далеко не каждый знает, что это, своего рода, определение расстояния до того места, где происходили события. А если быть точнее, какое количество времени понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель – это ни что иное, как число 27 ( 3 х 9 = 27). Именно такое количество дней, по древнему календарю, длился лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько дней. А вот тридесятое государство – это выражение пошло от крестьян. Они не умели считать больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять – это значит то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто нереально. Для наших предков именно эти места считались недосягаемыми. Вот и получается, что для наших далеких предков числа 27 и 30 были тем пределом, за которым творились чудеса. А в чудеса люди верили всегда.

          Послал царь старшего сына своего за молодильными яблоками. Собрался старший сын, доехал до трёх дорог. Выбрал первый путь – женатому быть и попадает в плен. Среднего сына посылают в дорогу и он на распутье выбирает тот же путь и тоже попадает в плен. Третьего сына посылают в путь – он выбирает самый опасный « Коня спасешь, себя потеряешь».

          Опять мы встречаемся с числом три, когда сказочный герой стоит перед выбором трех путей. Он оказывается возле развилки, камень у которой предлагает ему на выбор три дороги. Почему же именно три? Причем расположены они по возрастающей опасности: « Прямо поедешь – женатым быть, направо поедешь – себя спасешь, коня потеряешь, налево пойдешь коня спасешь, себя потеряешь». Третий путь самый опасный, трудный и главный герой всегда выбирает самый тернистый путь, который обещает не только большие опасности, но и большую награду. Выбирая самый опасный путь, герой совершает правильный выбор, так как для достижения наилучшего результата, для превращения своего опыта в настоящую мудрость нужно пройти все испытания.

          Избрав самый опасный путь Иван – царевич встречается с Бабой –Ягой. Да не с одной, а с тремя её сестрами, которые помогают Ивану. Каждая даёт волшебного коня для достижения тридевятого государства.

Самая старшая сестра Бабы – Яги – самая мудрая, даёт четкое указание Ивану – что нужно сделать. Сорвать всего три яблока и наполнить кувшин. Три яблока - это не много и не мало, это «среднее». Дальновидный запас. Если понадобится в дороге оказать кому - нибудь помощь или же в пути случится утрата, то хоть одно яблоко, да останется. Значит поход был не зря. Вообще, само наблюдение над природой наводило людей на мысль об особом значении этого числа. Они всюду встречали или думали, что встречают, деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды; перед ними стояли небесные светила - солнце, луна и звезды; в телах они наблюдали три измерения - длину, ширину и высоту; во времени - прошлое, настоящее и будущее. А так как религия древних была связана с явлениями природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и это число получило значение священного. Пифагорейцы, к примеру, считали число 3 совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его в виде треугольника. Число 3 вошло в христианскую религию, верующие представляют Бога в виде триединства: отец - сын - святой дух. Это число легло в основу композиционного построения ряда художественных произведений.

        Далее по сюжету, Иван – царевич сорвал 3  молодильных яблока, но ослушался Бабу- Ягу и заглянул в комнату Богатырки Синеглазки. Посреди комнаты стояла кровать, где спала девица Синеглазка, по правую руку от неё спали 6 девиц-богатырок и по левую руку 6 девиц –богатырок.

        Вот здесь мы впервые встречаемся с цифрой шесть. Которая ничего хорошего не предвещает. Число 6 – чётное число. В давние времена числа 4 и 6 считались самыми несчастливыми. Примета эта пришла к нам еще с тех времен, когда Новый год отмечался не 1-го января, а 1-го сентября. Декабрь и февраль считались, соответственно, 4-м и 6-м месяцами. Именно на эти месяца приходятся самые большие церковные посты. В те давние времена пост соблюдался очень строго. Считалось, что даже младенцев нельзя кормить. В такое время погибало очень много и детей, и взрослых. Сегодня эта примета уже не актуальна. Но, тем не менее, в сказках с этими цифрами связаны не очень хорошие события. Если мужику в сказке загадывали 4 загадки и ответ нужно дать в течение четырех дней – это к беде. То же самое касается и шестерки. Многие принцы, которые пытались спасти свою невесту от злых сил, погибали именно на шестом препятствии. Так и в сказке о « Молодильных яблоках» встреча Ивана- царевича с девицами-богатырками приводит к погоне за ним.

                Родились у Синеглазки и Ивана – царевича 2 сына. Число 2 в данном случае – символ пары. В русских сказках часто встречаются два героя, один попадает в беду, а другой его спасает. Их встреча является счастливым концом. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», и т.д.). А может быть и по-другому: один герой противопоставляется другому («Лиса и кувшин», «Волк и лиса» и т.д.). В сказке « О молодильных яблоках» старший и средний братья выбирают на распутье один и тот же « лёгкий» путь.

Также употребление числа два происходит из-за того, что в жизни всегда есть две противоположности: добро и зло, чёрное и белое, свет и мрак, тепло и холодно, богатство и нищета, и т.д., а на противопоставлении основаны многие сюжеты сказок.

Число 9 находится в непосредственной связи и зависимости от числа 3. Иногда оно мыслится как число 3, только в усиленной форме: 9 = 3x3. Интересно, что если в древнейших преданиях говорится о трех музах, то в более поздних - преимущественно о девяти. Числа 3 и 9 находили особое применение и в бытовых отношениях. Например, на пирах существовало правило - пить 3 чаши или 9, но никогда не 4 или 5. В речи ряда народов символом грозной опасности или наивысшего подъема, могучей силы выступает «девятый вал». Он как бы венчает какой - то процесс и кладет начало переходу к новому качеству.

    У славян поминки по усопшему отправляются на 9-й день после его кончины. По - видимому, это тоже свидетельствует о каком - то процессе обновления, но уже в потустороннем мире.

    От 3 х 3 = 9 делается шаг к 3 х 9 = 27. Это число тоже имеет магическую силу, например, от него происходит и знаменитое сказочное «за тридевять земель».

         Ещё в сказках часто встречается упоминание цифры семь – «за семью дверями, за семью замками…» и др. Семь – особое число, в нем есть некое волшебство. Семёрка в древности была окружена большим почётом.

В русской народной сказке « Семеро козлят» - данное число выбрано не случайно, ведь именно седьмой козлёнок спасается и рассказывает матери – козе об обидчике. Число семь в названии сказки сразу готовит нас к тому, что какие – бы события не происходили в сказке, пусть самые неотвратимые – всё непременно закончится хорошо.

Семерка всегда считалась очень счастливым числом. В русских народных сказках, семерка символизирует познание истины, учит такой пословице, как «семь раз отмерь, и только один раз отрежь».

Волшебное число “семь” широко использовалось в сказках, мифах. Чем же объяснить? Примерно четыре тысячи лет назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

Информация к размышлению: данные современной науки – инженерной психологии – подтверждают, что число семь – максимум запоминания человеком сигналов – символов. Семь – это «пропускная способность» нервной системы человека. Может в стародавние времена, путём собственных наблюдений люди знали об этом и использовали в сказках.

Число 12. Это число высшего совершенства, так считается во всем мире.

Почитание двенадцати опиралось в русской традиции, как на языческие корни, так и на христианские истоки, возможно, поэтому это число активно использовалось в русских народных сказках.

Символика 12-ти используется не только для обозначения количества («двенадцать братьев – молодцов», «двенадцать дочерей, одна другой краше»), но и для усиления таинственности, загадочности: ровно в 12 часов оживают покойники и начинают творить свои черные дела (« Рассказы о мертвецах»), страшные крики слышатся солдату из башни («Хитрая наука»). В 12 часов начинаются невероятные превращения и волшебство, поэтому символику числа 12 чаще всего используют именно в волшебных сказках («Елена Премудрая», «Кощей Бессмертный» и др.).

Число 33 – роковое число в сказках. Не стоит относиться к этому числу легкомысленно. Две тройки – это огромная сила и в то же время противодействие сил. Одна сила начинает мешать другой. Вот и получается противодействие. Так, в сказке Александра Сергеевича Пушкина, старуха прожила с дедом 33 года, а после этого начала требовать всевозможные блага. Помните сказку о золотой рыбке? Чем все закончилось? А как насчет тридцати трех богатырей? Огромная сила, против которой не устоит ни один враг. Размышляя о роковом значении числа 33, не стоит забывать, что Иисус

Христос был распят именно в 33 года.

Таким образом, проведенное мною исследование показывает, что в русских сказках и пословицах  чаще всего встречаются числа 3, 2 и 7. Волшебное, скрытое значение имеют только 3 и 7. Число 2 обозначает чаще всего количество и важно в противопоставлении. Числа 1, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 33 встречаются редко.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обращаясь к научной литературе - книге Проппа В.Я. «Исторические корни Волшебной сказки» мы нашли подтверждение многим нашим догадкам: самыми часто используемыми числами в русских народных сказках являются:

- число– «3» и «9» (39%);

- число –«2» ( 16%);

- число – «4» и «7» ( 6%);

- число – «5» (4%);

Остальные числа от 1% до 3%.

В сказках используются и другие числа. Но именно данные числа являются судьбоносными. Мы читали или слушали русские сказки и не обращали внимания на тайный смысл этих чисел. А напрасно.

Три сына, три царевны, три богатыря, можно загадать только три желания, или нужно пройти три испытания для того, чтобы получить то, что хочешь. Тройка – это очень мощное число, которое сильно влияет на нашу жизнь. Не будем сейчас вдаваться ни в астрологические, ни в христианские подробности. Самая важная мысль заключённая в цифре три – это то, что дети должны уяснить себе немаловажную истину: не стоит опускать руки, если что-либо не получается с первого раза. Следует подумать и попробовать еще раз. Не зря говорят, что Бог Троицу любит. Тому, кто пытается «пробить стену головой» не всегда суждено ходить после этого с повязкой на голове. То есть, не получилось один раз, значит, обязательно получится в другой. А если не во второй, то в третий раз.

Может поэтому и прославился русский народ своей стойкостью, своим крепким духом, который ничем не сломить!

Исследуя данную тему, я поняла, что, изучая числа и их роль в текстах русских народных сказок, можно лучше понять историю своего народа, его мировосприятие, а также связь с историей других народов мира.

Как видим, русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки — не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Список используемой литературы:

1.     Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л., 1990.

2.     Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Просвещение, 1977.

3.     Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.: «Наука», 1975.

4.     Померанцева Э.В.. Русская народная сказка. М., 1983.

5.     Пропп В.Я. Исторические корни волшебной  сказки – М., 1976.

6.     О славянских мифах. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: 

http://myfhology.narod.ru/heroes/.htm


 

Скачано с www.znanio.ru

Содержание 1. Введение………………………………………………………………

Содержание 1. Введение………………………………………………………………

Введение Актуальность темы исследования

Введение Актуальность темы исследования

Разные числа использовал народ в своих произведениях

Разные числа использовал народ в своих произведениях

Когда в сказках даётся испытание главному герою, то чаще он справляется : - с первого раза - с третьего раза - с девятого раза 2

Когда в сказках даётся испытание главному герою, то чаще он справляется : - с первого раза - с третьего раза - с девятого раза 2

Волшебные числа в русских народных сказках

Волшебные числа в русских народных сказках

Конечно, они не станут хитрить для того, чтобы принести в дом богатство

Конечно, они не станут хитрить для того, чтобы принести в дом богатство

Послал царь старшего сына своего за молодильными яблоками

Послал царь старшего сына своего за молодильными яблоками

А так как религия древних была связана с явлениями природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и это число получило…

А так как религия древних была связана с явлениями природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и это число получило…

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», и т

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», и т

Число семь в названии сказки сразу готовит нас к тому, что какие – бы события не происходили в сказке, пусть самые неотвратимые – всё непременно…

Число семь в названии сказки сразу готовит нас к тому, что какие – бы события не происходили в сказке, пусть самые неотвратимые – всё непременно…

Хитрая наука»). В 12 часов начинаются невероятные превращения и волшебство, поэтому символику числа 12 чаще всего используют именно в волшебных сказках («Елена

Хитрая наука»). В 12 часов начинаются невероятные превращения и волшебство, поэтому символику числа 12 чаще всего используют именно в волшебных сказках («Елена

Заключение Обращаясь к научной литературе - книге

Заключение Обращаясь к научной литературе - книге

Как видим, русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий

Как видим, русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021