Занятие № 3.
Воля – путь к самовоспитанию.
Цели:
- раскрыть понятия «самовоспитание», «воля», «упорство», «настойчивость»;
- показать связь волевых качеств и успехов человека в жизни;
- рассмотреть способы развития волевых качеств.
Оборудование:
Таблички со словами «самовоспитание», «воля», «упорство», «настойчивость», памятка «Приемы воспитания воли».
Ход занятия.
Ι. Приветствие «Пожелание».
Все дети садятся в круг.
Ребята!
Давайте начнём сегодняшнее занятие с того, что выскажем друг другу пожелание на
день, и сделаем это так.
Первый участник встанет, подойдёт к любому, поздоровается с ним и выскажет ему
пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошёл первый участник, в свою
очередь подойдёт к следующему и т.д. до тех пор, пока каждый из нас не получит
пожелание на день.
ΙΙ. Связь с предыдущим занятием.
- О каком важном качестве человека мы говорили на прошлом занятии?
(об ответственности).
- В чем проявляется ответственность каждого из вас?
- В чем проявляется ответственность отряда в целом?
(Опора на таблицу, заполненную на предыдущем занятии).
ΙΙΙ. Переход к новой теме.
Ответственность человека проявляется в его поступках, влияет на развитие личности. Поступки человека, принятие решений, поведение во многом зависит от развития воли человека.
ΙV. Словарная работа.
Воля – это способность осуществлять свои желания, способность поставить перед собой цели.
Слово «воля» имеет несколько значений:
- свобода («выйти из вражеского плена на волю»);
- желание («волю первую твою я исполню как свою» - слова мудреца царю в «Сказке о Золотом петушке»);
- сознательный выбор («граждане России проявили свою волю на выборах Президента»);
- упорство и настойчивость («боксёр получил тяжелый удар, но проявил волю и продолжил схватку»).
Помещаем на доске таблицу.
Воля
Это
направление сил при встрече с препятствиями Способность
человека управлять собой Власть
человека над собой
Воля позволяет людям многого достигать в жизни, творить настоящие чудеса.
Рассказ воспитателя о Герое Советского Союза Алексее Маресьеве, о Владимире Дикуле.
V. Обсуждение.
- Как вы считаете, для чего вам нужна воля?
- В чём проявляется ваша сила воли?
- Вывод – воля – это путь к самовоспитанию.
Словарная работа.
Самовоспитание –
VΙ. Задание «Моя сила воли».
Цель: определить, где проявляется сила воли.
Ход проведения: на листочках дети озаглавливают стрелочки.
![]() |
Моя сила воли
Обсуждение:
· Как вы считаете, что происходит, когда снижается ваша сила воли?
Вывод: воля позволяет человеку решать жизненные задачи, преодолевать проблемы, достигать желаемой цели.
Важнейшими волевыми качествами являются: упорство и настойчивость.
Словарная работа:
· Упорство – стремление к достижению желаемого или необходимого несмотря на временные неудачи;
· Настойчивость – устойчивое стремление к достижению отдалённых целей несмотря на возникающие затруднения (можно использовать тест «Волевые качества», см. А.Г.Грецов, А.А.Аубель.
«Узнай себя. Психологические тесты для подростков», «Питер», 2008г., с. 65-69.
VΙΙ. Волевые качества можно развивать, волю необходимо воспитывать.
Памятка «Как воспитать волю?»
1. Соблюдение распорядка жизни.
2. Повседневный бытовой труд.
3. Учебный труд, занятия в кружках.
4. Формирование самоорганизованности и самодисциплины.
5. Готовность применять усилия.
Обсуждение:
- Какие вы испытываете трудности при выполнении повседневного бытового труда?
- Кого в нашем отряде вы можете назвать волевым человеком?
- Как вы считаете, что вам не хватает, чтобы быть волевым человеком.
Итог:
Главное, что нужно помнить, желая развить волевые качества – это то, что цели должны быть достойными. Иначе настойчивость и упорство становятся бессмысленными.
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»
Римский философ Сенека
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.