«Воображение как элемент интеллектуального развития личности» (мастер-класс)
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
7 кл
26.02.2018
Основной целью этого мастер - класса является развитие воображения, образного мышления обучаемых, помогающее понять себя и окружающий мир, осознать себя личностью, существом духовным, частью Вселенной. Этот мастер-класс помогает педагогу в разработке собственного классного часа на подобную тематику. Не случайно эпиграфом выбрана цитата К. Г. Паустовского:
«Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком»
К. Г. Паустовский.Методическая разработка, которая может быть использована в процессе воспитательной работы
Мастер-класс.doc
Мастеркласс
Тема: «Воображение как элемент интеллектуального развития личности»
«Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть
человеком»
К. Г. Паустовский.
Целеполагание:
образное мышление обучаемых,
помогающее понять себя и окружающий мир, осознать себя личностью, существом
духовным, частью Вселенной.
Оборудование: репродукции картин, магнитофон, запись мелодии, словарная
справка, листы бумаги, карандаши.
развивать воображение,
Ход занятия: «Здравствуйте, я рада встрече с вами. Как вы считаете, хорошо или
плохо быть фантазером?
Писатель К. Г. Паустовский сказал: «Если исчезнет воображение, то ….»
Давайте попытаемся угадать, что имел в виду Паустовский.
Чтобы догадаться, попробуем включить свою фантазию и приступить к делу.
Посмотрите на две репродукции на доске. Попробуйте мысленно дорисовать
полотна, высказать свои ощущения. (Участники мастеркласса высказываются)
Репродукции картин из Государственной Третьяковской галереи
Николай Михайлович Ромадин «Керженец» (1946 год).
На данной картине художник запечатлел момент весеннего половодья, когда
река затопила рощу. В туманной дымке неслышно скользит лодка с двумя фигурами.
Прекрасна весна, тиха река «Керженец», но природа насторожилась. Так художник
передавал свои чувства ожидания, тревоги, находясь в эвакуации.
Аркадий Александрович Пластов «Сенокос».
Конец мая – начало июня. Бушующее силой лесное разнотравье. Уставшие, но
счастливые косцы. Пластов воспевает радость мирной жизни, великое счастье труда.
Скажите, каких литературных героев вы могли бы вписать в эти пейзажи и почему?
Что помогло вам дорисовать эти образы? (Воображение). А что такое
воображение? (Участники мастеркласса дают свои определения)
Давайте обратимся к словарным статьям из различных источников.
Воображение.
Способность воображать, фантазировать, мысленное представление. (Словарь
русского языка С. И. Ожегова).
Способность представлять отсутствующий или реально несуществующий
объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. (Словарь юного
психолога). Свойство литературного сознания, выражающееся в умении на основе
жизненного опыта создавать в своем представлении человеческие характеры,
картины жизни (Литературная энциклопедия).
Что общего в этих толкованиях? Обратите внимание на корень слова
«воображение» образ. Что выразили живописцы при помощи образов? (Видение
мира, ощущения). А что воссоздали мы? (Работая духовно, выражали свое
отношение к увиденному, сопереживали, сочувствовали).
Сядьте поудобней, можете закрыть глаза, настройтесь. Я предлагаю вам
послушать музыку. Расскажите, что вы себе представили.
Вам понравилось?
Поделитесь своими впечатлениями. Что позволило вам воссоздать такие
образы? (Творчески выражали свои чувства, образы).
Вы увидели, что, слушая одну и туже музыку, люди поразному ее
воспринимают, воссоздают разные образы. Все мы личности, которые посвоему
могут осознавать и выражать свои чувства и мысли.
А теперь попробуем сами с помощью фантазии создать некоторые
образы. (Работа воображения). (Добавить музыку).
1. Дует легкий ветер, он усиливается, стихает.
2. Идет теплый дождь, постучите пальчиками по телу, ощутите его
прикосновение.
3. Вы трава, медленно тянущаяся к солнцу.
4. Вы ива, качающаяся на ветру.
5. Вы тюльпан, раскрывающий свои лепестки миру, солнцу, радости.
Что вы чувствуете? Каким человеком ощущаете себя в этот момент?
Друзья, вы увидели, как художники при помощи красок и знания приемов
живописи создают удивительные картины, незабываемые по силе своего воздействия.
Композиторы и музыканты создают волшебный мир звуков, заставляющий душу
трепетать. Поэты же рождают прекрасные образы при помощи слов. Мы слушаем и
забываем, что стихи – искусственное создание человеческой мысли. Мы слушаем или
читаем и сочувствуем, сопереживаем, осознаем себя частицей этого прекрасного
мира. Мы сами становимся участниками рождения волшебства.
Послушайте строки Д. Самойлова и скажите, что вы себе представили. Какие
образы у вас возникают?
…Красиво падала листва, (Добавить музыку)
Красиво плыли пароходы.
Стояли ясные погоды,
И праздничные торжества
Справлял сентябрь первоначальный,
Задумчивый, но не печальный… (Ответы участников мастеркласса).
А я представила себе нашу речку «Быструю», красоту родных мест.
(Вставить слайд с осенним видом на реку «Быстрая») Вам понравились эти строки?
Каково ваше отношение к окружающей природе?
Итог.
Теперь вновь обратимся к словам замечательного русского писателя,
обладающего неистощимой фантазией, удивительным воображением, чутко
понимающего и любящего природу, посвятившего ей множество произведений, к
мудрым словам Паустовского. Как же мы их закончим?
«Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком».
Я надеюсь, что вам понравилось воображать и желаю, чтобы фантазия никогда
не покидала вас, а творчество было частью вашей жизни. У вас обязательно
получится.
Уважаемые коллеги, я надеюсь, что участие в мастерклассе наведет вас на
свои собственные методы и формы проведения внеклассного мероприятия по
развитию интеллектуальных способностей ваших воспитанников.
«Воображение как элемент интеллектуального развития личности» (мастер-класс)
«Воображение как элемент интеллектуального развития личности» (мастер-класс)
«Воображение как элемент интеллектуального развития личности» (мастер-класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.