Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Притяжательные местоимения 6 класс
Оценка 4.6

Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Притяжательные местоимения 6 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
29.05.2018
Вопросительные местоимения. Относительные местоимения.  Притяжательные местоимения 6 класс
Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Притяжательные местоимения Цели: - познакомить с разрядом вопросительных, относительных и притяжательных местоимений и их назначением в речи; формировать умение употреблять в речи вопросительные и относительные местоимения с учетом особенностей их склонения, формировать умение интонационно правильно произносить предложения с вопросительными и относительными местоимениями; - развивать способность анализировать, сравнивать, доказывать; способствовать развитию речевой деятельности учащихся - прививать интерес к изучению русского языка. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация 1. Словарный диктант. Пробираешься по узкой тропинке, в осеннюю ненастную пору, щуриться от ярких солнечных лучей, звуки пастушьего рожка, восхищаешься чудесной картиной, раздаваться в вечернем воздухе, наслаждаться птичьим пением, при легком дуновении ветра, горячего летнего солнца. - Назвать качественные, относительные, притяжательные прилагательные. - На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные и что они обозначают? (на вопрос чей?, чья?, чье? и обозначают признак принадлежности ) 2. Записать, раскрывая скобки. К (он), о (она), от (он), над (он), вокруг (они), напротив (она), с (она), благодаря (он, она, они), навстречу (он). 3. Притяжательные местоимения Притяжательные местоимения очень любили своё имущество. Они даже стремились жить одной семьёй, хотя их было-то всего пять. Правда, иногда к ним приезжали в гости их родственники, бывшие по совместительству ещё и личными местоимениями. Самым любимым их развлечением было пересчитывать своё добро. Они садились в круг и нетерпеливо ждали, когда же наступит их минута. — Моё! — кричало местоимение Моё. — Нет, наше, — возражало Наше. — Это совсем не твоё, — говорили они постоянно друг другу. — Но и не ваше, — слышали ежеминутно в ответ. — Ты за своим бы успевал смотреть! — не выдерживало обиженное. — Главное, их добро не трогаю, чем они недовольны? — думал каждый про остальных. Да, в характере этих притяжательных, как бы притягивающих к себе богатство, было много общего с притяжательными прилагательными. У них они и позаимствовали не только значение, но и морфологические признаки - род, число, падеж. Морфологических признаков у них побольше, чем у личных, есть, чем гордиться. Счастливые! (Л. Кохановская III. Формирование новых понятий и способов действия 1. Чтение теоретического материала § 57, 58, 59 IV. Применение. Формирование основных навыков и умений 1. Подчеркни вопросительные местоимения. Каков наш общий дом, где живет все человечество, дом, который называется планета Земля? С незапамятных времен людям не давали покоя вопросы: какая Земля – круглая или плоская? Что находится за горизонтом? Сколько лет нужно, чтобы обойти вокруг Земли? Какие народы живут на севере и на юге? 2. Определи разряд местоимений, расставь знаки препинания. К которому часу ты вернешься? Я пока не знаю к которому часу мне удастся вернуться. Как зовут новенького? Я не успел узнать как зовут новенького. Где ты проведешь каникулы? Пока неясно где я буду отдыхать летом. Чей это котенок? За все утро я так и не узнал чей это котенок. Почему Люба такая грустная? Никто не знает почему Люба такая грустная. 3. Подчеркни притяжательные местоимения, укажи их род, число, падеж. С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне. Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи, - и все на наш редут. Теперь отдыхай, уж не ступит нога в твое позлащенное стремя. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно. V. Этап информации о домашнем задании § 57, 58, упр. 782, 788 VI. Подведение итогов урока. VII. Этап рефлексии Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения Цели: - дать понятие об отличительных признаках неопределенных местоимений (неопределенности), об образовании и написании неопределенных местоимений; формировать умение находить неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль, условия выбора дефисного или раздельного написания; дать понятие о том, как образуются и как изменяются отрицательные местоимения; формировать умение распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами; - формировать навык выразительного чтения; - воспитывать культуру речевого общения. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация 1. Словарный диктант Покровительственный тон, диванные подушки, кожаный портфель, стеклянные дверцы, лекарственные растения, тыквенные семечки, травяной покров, оловянный ковшик, песчаный бережок, информационное сообщение, платяной шкафчик, берестяная грамота, старинная аллея, мужественный поступок, экспедиционное судно, конопляное масло, свиная тушенка. 2. Найди лишнее слово. Кто, каков, таков, чей Меня, себя, тебя, его Собой, себя, о себе, о тебе III. Формирование новых понятий и способов действия 1. Слово учителя У вопросительных местоимений много родственников. Кроме братьев-близнецов (относительных местоимений), есть еще много детей и внуков. Вопросительные, как нормальные отцы, отдали им свой корень, а уж дело матерей (частиц –то, -либо, -нибудь, кое-, не) дать жизнь своим детям Понятно, что дети имеют свой характер, им отец не указ. Поэтому нет никакой вопросительности в новых жителях города Местоимение. А чем же они отличились Достаточно посмотреть на их лица, и ты сразу поймешь их характер. Они ни хорошие, ни плохие, ни умные, ни глупые. Они неопределенные, какие-то бесхарактерные, неточные, приблизительные. Вот послушайте стихотворение. 2. Чтение стихотворения. Где-то кто-то для кого-то Из чего-то сделал что-то. Это что-то - не пустяк! - Кто-то сделал кое-как. Оба влезли в это что-то, Оттолкнулись кое-чем И поплыли кой за чем. Тут заметил кое-кто: - Что-то вроде бы не то? Где-то что-то просочилось, Как-то набок накренилось... Крик послышался: - Тону-у-у! -Кто-то явно шёл ко дну. Только, к счастью, в этот раз Кое-кто кого-то спас! А тому, кто сделал что-то Из чего-то для кого-то, Сделав это кое-как, Надавали как-никак! То-то всыпали ему Кое-чем по кой-чему. - На что указывают местоимения в этом стихотворении? (на неопределенные предметы, признаки, количества) 2. Чтение теоретического материала на стр. 254- 255 IV. Применение. Формирование основных навыков и умений 1. Подчеркни неопределенные местоимения. Три черных собаки на чем-то сидели, Три черных собаки куда-то глядели, Три черных собаки увидели что-то, Три черных собаки вскочили с чего-то, Три черных собаки к чему-то подкрались, Три черных собаки за чем-то погнались, Но кто-то ни капельки не растерялся, Вильнул кое-чем и на что-то взобрался. 2. Вставь вместо точек неопределенные местоимения с частицами -то, -либо, - нибудь, кое-. В соседней комнате кто-..… пел. Вчера кто-….. был у вас в гостях? На террасе стояли какие-….. цветы. Когда будешь возвращаться, купи каких-…… цветов. У кого-….… есть сегодняшняя газета? Мне надо ……-что сказать вам. Чья-..… ручка упала. Вы где-….… отдыхали в этом году? 3. Запиши местоимения в два столбика: раздельно и через дефис. (Кое) о (ком) вспомнить, (кто) нибудь поможет, (кое) с (кем) поговорить, кого (либо) позвать, кому (то) позвонить, что (либо) привезти, (кое) с (чем) не согласиться, (кое) кого расспросить, (кое) кем заменить, (кое) в (чем) сомневаться, кому (нибудь) довериться, (кое) у (кого) узнать, кого (нибудь) разыскать. Пишется раздельно Пишется через дефис 4. Чтение грамматической сказки и перевод её на язык науки. Давным-давно в королевстве Орфография, которым управляла принцесса Грамматика, жили премудрые вопросительные местоимения. Когда в государстве возникал спор или подданные Грамматики чего-то не знали, всегда обращались к эрудированным вопросительным местоимениям. У них был широкий кругозор, так как эти любознательные жители волшебной страны постоянно интересовались: Кто? С кем? Какие? Кого? Чей? Многие в Орфографии завидовали популярности вопросительных местоимений, но самыми завистливыми были двойняшки Не и Ни, любящие всё отрицать. - Почему всё обычное, даже неприличное любопытство называют любознательностью? Разве можно так бессовестно внедряться в чужую личную жизнь,- недоумевало Не. - Пора прекратить это безобразие!- поддержало сестрицу Ни. - Отныне мы объявляем вопросительным местоимениям, эти всезнайкам-зазнайкам, войну!- гневно заявили частицы. И что после этого началось! На все свои вопросы бедняжки вопросительные местоимения стали получать только отрицательный ответ: - Кто? – Никто. - Какой? – Никакой. - Чей? – Ничей. - Кого? – Никого. Так в стране появились новые жители отрицательные местоимения. - Это же государственный переворот! – кричала негодующая Грамматика.- Не потерплю бунтарей в своей стране! Прочь, прочь, чужаки! Правительницу поддержали вопросительные местоимения: им-то не очень хотелось родниться с отрицательными частицами. Но новые жители быстро заполонили Орфографию, многие бескорыстно предоставляли им приют, ведь не всем же были по душе постоянные допросы. - Что же делать? – недоумевала властительница Орфографии. - Издайте, ваше величество, новый указ, новое правило, - посоветовали принцессе придворные вельможи. После долгих размышлений строгая Грамматика издала специальный указ, который смог примирить жителей волшебной страны: В местоименьях отрицательных, Когда предлог внутри, Слов пишем не одно, а три: Например, не к кому зайти после уроков; Ни к кому не заходил. Благодаря этому правилу в сказочном государстве воцарился мир. Вставь вместо точек е или и. Я н… с кем не простилась. Н…кто н…кого не обидит в нашей семье, н…кто н…кому грубого слова не скажет. Я н…чего не слышал, кроме шума листьев. Н… у кого было спросить, когда приедет моя подруга. Н…на чем было написать ему записку. V. Этап информации о домашнем задании § 59, упр. 794 Придумай грамматическую сказку о неопределенной жизни слабых бесхарактерных местоимений. VI. Подведение итогов урока. VII. Этап рефлексииВопросительные, относительные и притяжательные местоимения 6 класс
ВОП местоим Word Document.docx
Вопросительные местоимения. Относительные местоимения.  Притяжательные местоимения Цели: ­ познакомить  с разрядом  вопросительных, относительных  и притяжательных  местоимений  и их назначением  в речи; формировать   умение   употреблять   в   речи   вопросительные   и   относительные     местоимения   с   учетом   особенностей   их склонения,   формировать   умение   интонационно   правильно   произносить   предложения   с   вопросительными     и относительными местоимениями; ­ развивать способность анализировать, сравнивать, доказывать; способствовать развитию речевой деятельности учащихся ­ прививать интерес к изучению русского языка. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация 1. Словарный диктант. Пробираешься   по   узкой   тропинке,   в   осеннюю   ненастную   пору,   щуриться   от   ярких   солнечных   лучей,   звуки пастушьего рожка, восхищаешься чудесной картиной, раздаваться в вечернем воздухе, наслаждаться птичьим пением, при легком дуновении ветра, горячего летнего солнца. ­ Назвать качественные, относительные, притяжательные прилагательные. ­ На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные и что они обозначают?  (на вопрос чей?, чья?, чье? и обозначают признак  принадлежности ) 2. Записать, раскрывая скобки. К (он), о (она), от (он), над (он), вокруг (они), напротив (она), с (она), благодаря (он, она, они), навстречу (он). 3. Притяжательные местоимения Притяжательные местоимения очень любили своё имущество. Они даже стремились жить одной семьёй, хотя их было­то  всего   пять.   Правда,   иногда   к  ним   приезжали   в   гости   их   родственники,   бывшие   по   совместительству   ещё   и личными местоимениями.  Самым любимым их развлечением было пересчитывать своё добро. Они садились в круг и нетерпеливо ждали, когда же наступит их минута.  — Моё! — кричало местоимение Моё. — Нет, наше, — возражало Наше.  — Это совсем не твоё, — говорили они постоянно друг другу.  — Но и не ваше, — слышали ежеминутно в ответ.  — Ты за своим бы успевал смотреть! — не выдерживало обиженное.  — Главное, их добро не трогаю, чем они недовольны? — думал каждый про остальных.  Да,   в   характере   этих   притяжательных,   как   бы   притягивающих   к   себе   богатство,   было   много   общего   с притяжательными прилагательными. У них они и позаимствовали не только значение, но и морфологические признаки ­ род, число, падеж. Морфологических признаков у них побольше, чем у личных, есть, чем гордиться. Счастливые!   (Л. Кохановская III. Формирование новых понятий и способов действия 1. Чтение теоретического материала § 57, 58, 59 IV. Применение. Формирование основных навыков и умений 1. Подчеркни вопросительные местоимения. Каков наш общий дом, где живет все человечество, дом, который называется планета Земля? С незапамятных времен людям не давали покоя вопросы: какая Земля – круглая или плоская? Что находится за горизонтом? Сколько лет нужно, чтобы обойти вокруг Земли? Какие народы живут на севере и на юге? 2. Определи разряд местоимений, расставь знаки препинания. К которому часу ты вернешься? Я пока не знаю к которому часу мне удастся вернуться. Как зовут новенького? Я не успел  узнать как зовут новенького. Где ты проведешь каникулы? Пока неясно где я буду отдыхать летом. Чей это котенок? За  все утро я так и не узнал чей это котенок. Почему Люба такая грустная? Никто не знает почему Люба такая грустная. 3. Подчеркни притяжательные местоимения, укажи их род, число, падеж. С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне. Сквозь дым летучий французы  двинулись, как тучи, ­ и все на наш редут. Теперь отдыхай, уж не ступит нога в твое позлащенное стремя. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно. V. Этап информации о домашнем задании § 57, 58, упр. 782, 788 VI. Подведение итогов урока. VII. Этап рефлексии Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения Цели: ­ дать понятие об отличительных признаках неопределенных местоимений (неопределенности), об образовании и написании   неопределенных   местоимений;   формировать   умение   находить   неопределенные   местоимения, объяснять их синтаксическую роль, условия выбора дефисного или раздельного написания; дать понятие о том, как образуются и как изменяются отрицательные местоимения; формировать умение распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами; ­ формировать навык выразительного чтения; ­ воспитывать культуру речевого общения. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.   Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация 1. Словарный диктант Покровительственный  тон, диванные подушки, кожаный портфель, стеклянные дверцы, лекарственные растения,   тыквенные   семечки,   травяной   покров,   оловянный   ковшик,   песчаный   бережок,   информационное сообщение, платяной шкафчик, берестяная грамота, старинная аллея, мужественный поступок, экспедиционное судно, конопляное масло, свиная тушенка. 2. Найди лишнее слово. Кто, каков, таков, чей Меня, себя, тебя, его Собой, себя, о себе, о тебе III. Формирование новых понятий и способов действия 1. Слово учителя   У   вопросительных   местоимений   много   родственников.   Кроме   братьев­близнецов   (относительных местоимений), есть еще много детей и внуков. Вопросительные, как нормальные отцы, отдали им свой корень, а уж дело матерей (частиц –то, ­либо, ­нибудь, кое­, не) дать жизнь своим детям Понятно, что дети имеют свой характер, им отец не указ. Поэтому нет никакой вопросительности в новых жителях города Местоимение. А чем же они отличились Достаточно посмотреть на их лица, и ты сразу поймешь их характер. Они ни хорошие, ни плохие, ни умные, ни глупые. Они неопределенные, какие­то бесхарактерные, неточные, приблизительные. Вот послушайте стихотворение. 2. Чтение стихотворения. Где­то кто­то для кого­то Из чего­то сделал что­то. Это что­то ­ не пустяк! ­ Кто­то сделал кое­как. Оба влезли в это что­то, Оттолкнулись кое­чем И поплыли кой за чем. Тут заметил кое­кто: ­ Что­то вроде бы не то?  Где­то что­то просочилось,  Как­то набок накренилось... Крик послышался: ­ Тону­у­у! ­Кто­то явно шёл ко дну.  Только, к счастью, в этот раз  Кое­кто кого­то спас!  А тому, кто сделал что­то  Из чего­то для кого­то, Сделав это кое­как,  Надавали как­никак! То­то всыпали ему  Кое­чем по кой­чему. ­ На что указывают местоимения в этом стихотворении? (на неопределенные предметы, признаки, количества) 2. Чтение теоретического материала на стр. 254­ 255  IV. Применение. Формирование основных навыков и умений 1. Подчеркни неопределенные местоимения. Три черных собаки на чем­то сидели, Три черных собаки куда­то глядели, Три черных собаки увидели что­то, Три черных собаки вскочили с чего­то, Три черных собаки к чему­то подкрались, Три черных собаки за чем­то погнались, Но кто­то ни капельки не растерялся, Вильнул кое­чем и на что­то взобрался. 2. Вставь вместо точек неопределенные местоимения с частицами ­то, ­либо, ­ нибудь, кое­. В соседней комнате кто­..… пел. Вчера кто­….. был у вас в гостях? На террасе стояли какие­….. цветы. Когда будешь возвращаться, купи каких­…… цветов. У кого­….… есть сегодняшняя газета? Мне надо ……­что сказать вам. Чья­..… ручка упала. Вы где­….… отдыхали в этом году? 3. Запиши местоимения в два столбика: раздельно и через дефис. (Кое) о (ком) вспомнить, (кто) нибудь поможет, (кое) с (кем) поговорить, кого (либо) позвать, кому (то) позвонить, что (либо) привезти, (кое) с (чем) не согласиться, (кое) кого расспросить, (кое) кем заменить, (кое) в (чем) сомневаться, кому (нибудь) довериться, (кое) у (кого) узнать, кого (нибудь) разыскать. Пишется раздельно Пишется через дефис 4. Чтение грамматической сказки и перевод её на язык науки. Давным­давно   в   королевстве   Орфография,   которым   управляла   принцесса   Грамматика,   жили   премудрые вопросительные местоимения.   Когда в государстве возникал спор или подданные Грамматики чего­то не знали, всегда обращались к эрудированным вопросительным местоимениям. У них был широкий кругозор, так как эти любознательные жители волшебной страны постоянно интересовались: Кто? С кем? Какие? Кого? Чей? Многие в Орфографии завидовали популярности вопросительных местоимений, но самыми завистливыми были двойняшки Не и Ни, любящие всё отрицать. ­ Почему всё обычное, даже неприличное любопытство называют любознательностью? Разве можно так бессовестно внедряться в чужую личную жизнь,­ недоумевало Не. ­ Пора прекратить это безобразие!­ поддержало сестрицу Ни. ­   Отныне   мы   объявляем   вопросительным   местоимениям,   эти   всезнайкам­зазнайкам,   войну!­   гневно   заявили частицы. И что после этого началось! На все свои вопросы бедняжки вопросительные местоимения стали получать только отрицательный ответ: ­ Кто? – Никто. ­ Какой? – Никакой. ­ Чей? – Ничей. ­ Кого? – Никого. Так в стране появились новые жители отрицательные местоимения. ­ Это же государственный переворот! – кричала негодующая Грамматика.­ Не потерплю бунтарей в своей стране! Прочь, прочь, чужаки! Правительницу поддержали вопросительные местоимения: им­то не очень хотелось родниться с отрицательными частицами. Но новые жители быстро заполонили Орфографию, многие бескорыстно предоставляли им приют, ведь не всем же были по душе постоянные допросы. ­ Что же делать? – недоумевала властительница Орфографии. ­  Издайте, ваше величество, новый указ, новое правило, ­ посоветовали принцессе придворные вельможи. После   долгих   размышлений   строгая   Грамматика   издала   специальный   указ,   который   смог   примирить   жителей волшебной страны: В местоименьях отрицательных, Когда предлог внутри, Слов пишем не одно, а три: Например, не к кому зайти после уроков; Ни к кому не заходил. Благодаря этому правилу в сказочном государстве воцарился мир. Вставь вместо точек е или и. Я н… с кем не простилась. Н…кто н…кого не обидит в нашей семье, н…кто н…кому грубого слова не скажет. Я н…чего не слышал, кроме шума листьев. Н… у кого было спросить, когда приедет моя подруга. Н…на чем было написать ему записку. V. Этап информации о домашнем задании § 59, упр. 794 Придумай грамматическую сказку о неопределенной жизни слабых бесхарактерных местоимений. VI. Подведение итогов урока. VII. Этап рефлексии

Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Притяжательные местоимения 6 класс

Вопросительные местоимения. Относительные местоимения.  Притяжательные местоимения 6 класс

Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Притяжательные местоимения 6 класс

Вопросительные местоимения. Относительные местоимения.  Притяжательные местоимения 6 класс

Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Притяжательные местоимения 6 класс

Вопросительные местоимения. Относительные местоимения.  Притяжательные местоимения 6 класс

Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Притяжательные местоимения 6 класс

Вопросительные местоимения. Относительные местоимения.  Притяжательные местоимения 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2018