Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования
Оценка 4.9

Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования

Оценка 4.9
Семинары
doc
история +1
23.01.2020
Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования
Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования.doc

Максимов Леонид Александрович,

учитель истории высшей категории

МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1»

 

Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования

 

         В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

         Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс в школе соответствовал этому направлению. Именно за эти 70 лет существования Советского государства из нашего обихода исчезли слова духовное, духовность.

         Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестокосерднее. Не стало доверия друг к другу.

         Огромную роль в вытравлении духовно-нравственных идеалов в Советское время играл учебный курс «История», в рамках которого преобладало атеистическое воспитание. В нашем школьном краеведческом музее имеется книга Доры Петровны Плоткиной «Атеистическое воспитание учащихся на уроках истории в 5-7 классах». В этой книге есть такие слова: «Уделяя большое внимание идеологической закалке учащихся, формируя у них научно-материалистическое миропонимание, школа раскрывает перед ними антинаучность идеалистического мировоззрения, религиозных взглядов на окружающий мир. Это особенно важно, так как религиозность еще сохраняется в нашей стране как пережиток прошлого в сознании и поведении некоторой части людей». Плоткина доказывает, что воспитание коммунистической сознательности и убежденности подрастающего поколения немыслимо без преодоления религиозных предрассудков.

         Сегодня положение с историческим образованием поменялось кардинальным образом. Если ранее историю человеческого общества рассматривали через призму общественных отношений и социально-политической борьбы, то сегодня история рассматривается как единый цивилизационный процесс. Огромное внимание уделяется культурно-историческому наследию человечества.

         Программа по истории средней общеобразовательной школы отмечает важность системного ознакомления с прогрессивным развитием культуры разных стран и народов, с их выдающимися деятелями и наиболее значимыми историческими памятниками.

            Государственный образовательный стандарт определяет, что необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими направлениями. Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно  ориентированной  личности.

Одной из целей школьного исторического образования является овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе.

Если мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были такие понятия как святость, духовность и любовь к Родине.

Государственный стандарт образования определяет, что «духовно-нравственное воспитание – это формирование и развитие в ребенке личностных качеств, которые не позволят ему совершать безнравственные поступки. Материал для этого может быть самым разным – от изучения основ религиозных культур до социально значимых практик».

На протяжении всего изучения истории учащиеся сталкиваются с ролью религии и церкви в развитии человеческого общества. В рамках исторического образования рассматриваются вопросы культурно-исторического наследия Русской православной церкви.

Впервые учащиеся знакомятся с научным определением религии в 5-м классе при изучении раздела «Жизнь первобытных людей». При изучении цивилизаций Древнего мира учащиеся знакомятся с языческими верованиями египтян, греков, римлян. Если ранее это преподносилось как реакционность, пережиток прошлого, показывалась реакционная роль религии в рабовладельческом обществе, то сейчас данный вопрос рассматривается в рамках культуры народов Древнего мира.

Очень важно отметить, что при изучении темы «Древняя Палестина» учащиеся знакомятся с библейскими сказаниями из Ветхого завета. Отдельно введена тема «Христианство». Если посмотреть учебники советского периода эта тема там тоже есть. Но постановка вопроса о происхождении этой мировой религии была совершенно иной. Так, Д.П.Плоткина отмечает, что «изучение возникновения христианства занимает исключительное место в атеистическом воспитании учащихся не только на уроках истории древнего мира, но и во всех школьных курсах истории».

Современная программа по истории требует рассмотрения земной жизни Иисуса Христа – как основателя новой религии, его учение, происхождение христианской церкви. Для духовно-нравственного развития  учащихся очень показателен отрывок из «Нагорной проповеди» Иисуса Христа.

В 6-м классе при изучении истории Средних веков хорошо показана роль Византийской империи как христианского государства. Учащиеся узнают о христианизации варварских германских племен и народов, причем показана добровольность этого процесса. Но основной упор здесь сделан на развитие римско-католической церкви и ее роли в становлении государств Западной Европы.

В 6-м же классе начинается изучение курса истории России. Уже с первых уроков шестиклассники знакомятся с летописными источниками. Самая первая летопись, дошедшая до нас, называется «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале 12 столетия. Нестор ставит вопрос: «Откуда есть пошла Земля Русская?» и дает ответ с присущим ему религиозным мировоззрением. Он дает объяснение, что славянские народы произошли от рода Иоафета, сына Ноя.

В рамках курса истории России рассматривается вопрос о принятии христианства Древнерусским государством и значение данного события для развития нашей страны. Показана выдающаяся роль киевского князя Владимира. Советская историография рассматривала причины христианизации Руси через раскрытие классовых корней новой религии. Эти классовые корни заключаются, по мнению ряда советских ученых в возникновении и непрерывном усилении феодального гнета. Современная историография больший упор делает на  политическую и культурную составляющую причин принятия христианства. Рассматривается именно культурное значение принятого Владимиром решения.

Учащиеся знакомятся деятельностью святых мучеников Бориса и Глеба. Древнерусская история знакомит учащихся с деятельностью Антония и Феодосия – основателей Киево-Печерского монастыря, иконописца Алипия, врача Агапита. Рассматривается церковно – архитектурное строительство, иконопись. Все это прививает подрастающему поколению чувство прекрасного, ориентирует его на духовно-материальные ценности.

Огромную роль Русская Православная церковь сыграла в объединении русских земель вокруг Москвы. Именно благодаря позиции митрополита Петра, поддержавшего московского князя Ивана Калиту, Москва превратилась в духовный центр Руси. Опять же большую роль в возрождении государства после татаро-монгольского нашествия сыграли монастыри, и подвижники церкви. Наиболее ярким и почитаемым среди настоятелей русских монастырей являлся Сергий Радонежский. Именно он благословлял князя Дмитрия Донского, вставшего на защиту государства и одержавшего победу на Куликовом поле. Это ли не пример патриотизма, который следует прививать нашим детям.

При изучении истории России 15-16 веков учащиеся знакомятся с религиозным спором иосифлян и нестяжателей. Подробно рассматривается Стоглавый собор и его решения. Конечно, не остается в стороне и установление патриаршества в 1589 году.

В 7 классе при изучении Смутного времени начала 17 века показана роль патриарха Гермогена в организации народного ополчения. Это имеет огромное значение в патриотическом воспитании учащихся. Нель забывать и о роли патриарха Филарета, который являлся соправителем первого правителя из династии Романовых. Семиклассники знакомятся  и с историей Раскола Русской Православной церкви, с церковными реформами Петра Первого.

В 8 классе ребята узнают о выдающихся деятелях церкви: о Серафиме Саровском,  Амвросии Оптинском, митрополите Московском Филарете, Иоанне Кронштадтском. Именно их учения приобщают учащихся к духовно-нравственным идеалам, человеколюбию.

При изучении истории Отечества 20 века учащиеся наглядно видят изменения государственной политики в области религии. Показана репрессивная политика Советского правительства в отношении церкви.

В постсоветский период мы вновь видим изменения религиозной политики. Учащиеся знакомятся с деятельностью патриарха Алексия Второго по возрождению церкви.

Таким образом, мы можем сказать, что в рамках школьного исторического образования идет приобщение  подрастающего поколения к исконным духовно-нравственным ценностям Российского государства.

В нашей Кяхтинской средней общеобразовательной школе № 1 кроме основного курса истории ведется элективный курс «Религия в истории бурятского народа». В Пояснительной записке курса сказано: «Религия относится к важнейшим феноменам жизни и культуры. В течение тысячелетия она являлась, а во многом является и ныне структурообразующим элементом культуры».

Программа данного курса ставит своей целью дать учащимся знания,
необходимые для выработки собственного подхода, который не зависели бы
ни от господствующих установок, ни от веяний моды. Религия при этом понимается и как феномен культуры, и как мировоззрение, и как механизм
выработки ценностей и норм, на которых основывается мораль.

Программа курса учитывает сочетание историко-хронологического и культурно-географического подхода. Курс рассчитан на 10 часов.

         В нашем школьном краеведческом музее есть уголок посвященный христианству, истории Кяхтинских церквей. Все это, так или иначе, приобщает учащихся к духовно - нравственной этике, способствует патриотическому воспитанию.

 

Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования

Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования

Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования

Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования

Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования

Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования

Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования

Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования

Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования

Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования

Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования

Вопросы религиозной культуры в рамках школьного исторического образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020