Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. Порой это просто стрессовая ситуация и для детей, и для родителей. Для педагогов школ - этот процесс также является сложным. Учителям необходимо на данном этапе обеспечить щадящую адаптацию к школьной жизни, искать разные варианты учебно-педагогических действий, развивать и корректировать познавательные и коммуникативные способности ребенка.
Вопросы преемственности в образовании младших школьников и детей
дошкольного возраста.
Переход детей из одних педагогических рук в другие сложный момент в
жизни ребенка. Порой это просто стрессовая ситуация и для детей, и для
родителей. Для педагогов школ этот процесс также является сложным.
Учителям необходимо на данном этапе обеспечить щадящую адаптацию к
школьной жизни, искать разные варианты учебнопедагогических действий,
развивать и корректировать познавательные и коммуникативные способности
ребенка. Вспомним слова В.А.Сухомлинского: «Школа не должна вносить
резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
Преобразования в структуре и содержании дошкольного и начального
образования не сняли вопросов: «Нужно ли учить ребенка до школы? Чему
учить и как его учить?»
В связи с разработкой концепции непрерывного образования понятие
«преемственность» приобрело новую актуальность. Непрерывное образование
понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов
системы (целей, задач, содержания, методов, средств и т.д. на каждой ступени
образования) для обеспечения преемственности в развитии ребенка. При отборе
содержания непрерывного образования в концепции учитываются устоявшиеся в
дидактике принципы:
Развития – ориентирован на стимулирование и поддержку эмоционального,
духовного, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития
ребенка; создание условий для проявления самостоятельности; направлен на
овладение ЗУН, как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного
и начального образования.
Гуманитаризации – усиление гуманитарной направленности предметов
естественнонаучного и математического цикла; увеличение доли разнообразной
творческой деятельности детей.
Целостности образа мира требует отбора материала, воссоздающего
целостность картины мира. Обеспечение осознания разнообразных связей между
его объектами; умение увидеть один и тот же предмет с разных сторон.
Культуросообразности – понимается как «открытость» различных культур,
создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и
развитием культуры современного общества и формирование познавательных
интересов.
Вариативности – предполагает возможность сосуществования различных
подходов к отбору содержания и технологии обучения; обеспечение
дифференциации обучения. При этом очень важно сохранять инвариантный
минимум образования.На этих принципах, наиболее общих и значимых для дошкольного и
начального образования, происходит отбор содержания программ по подготовке
детей к школе и обучению их в школе.
Таким образом, содержание образования для каждой ступени образования
определяет решение следующих задач и целей:
Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного
и младшего школьного возраста
приоритетн
ые задачи
На дошкольной ступени:
приобщение детей к ценностям
здорового образа жизни;
развитие
обеспечение
любознательности,
способности
к
самовыражению;
эмоционального
благополучия каждого ребенка,
развитие
положительного
его
самоощущения;
инициативности,
произвольности,
творческому
формирование различных знаний об
окружающем мире, стимулирование
коммуникативной, познавательной ,
игровой и др. активности детей в
различных видах деятельности;
развитие компетентности в сфере
отношений к миру, к людям, к себе;
включение детей в различные формы
сотрудничества(со взрослыми и
детьми разного возраста).
к
На ступени начальной школы:
готовность
осознанное восприятие ценностей
здорового образа жизни и регуляция
своего поведения в соответствии с
ними;
активному
взаимодействию
с окружающим
миром
(эмоциональная,
интеллектуальная, коммуникативная
, деловая и др.)
желание и умение учиться,
готовность к образованию в
основном
звене школы и
самообразованию;
инициативность, самостоятельность,
навыки сотрудничества в разных
видах деятельности;
достижений
совершенствование
дошкольного развития, специальная
помощь
развитию
сформированных в дошкольном
детстве качеств;
процесса
обучения,
особенно в случаях
опережающего развития или
отставания
индивидуализация
по
Единые цели, стоящие перед дошкольным и начальным звеном непрерывного
образования:
воспитание нравственного человека
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие
детей
Анализ ситуации последних лет показал, что происходящие в системе
образования изменения имеют как положительные, так и отрицательные
тенденции:Отрицательные
тенденции ( )
В ДОУ неоправданное
увеличение предметным
обучением
Незнание
психологической
характеристики
дошкольника
Преобладание
вербальных методов в
ДОУ и в школе I ступени
Неполнота данных о
выпускнике ДОУ
Результат
раннее изучение
программы 1 класса
не происходит развитие
познавательных и
психических процессов
потеря интереса к учебе
«овзросление» детей
скачкообразный переход
к новым знаниям
перегрузка
нет индивидуального
подхода
дезадаптация детей
недостаток активности
детей
не усвоение нового
недостаток
самостоятельной работы
на нужном этапе не будет
осуществляться
дифференцированный
подход
необъективное
оценивание
Положительные
тенденции ( + )
1ые классы на базе ДОУ
Коррекционная работа
психолога (по
необходимости)
Опора на игру при
формировании учебной
деятельности
Результат
соблюдение режима дня
требования со стороны
взрослых остаются те же
планомерно вводятся
требования учителя
сплоченный коллектив
детей
обеспечение
эмоционального
благополучия каждого
ребенка
развитие его
положительного
самоощущения
формирование ведущей
деятельности как
важнейшего фактора
развития
Отказ от жестко
регламентированных
форм обучения в школе
положительная
адаптация в школе
(урокиигры, уроки
путешествия…)
Вариативность программ в
школе I ступени
Широкий спектр
образовательных услуг в
ДОУ
положительное
изменение
организационных и
содержательных сторон
образования
(дифференциация)
учитывается возрастные и
индивидуальные
особенности ребенка
появление новых типов
дошкольных учреждений:
минисады, школад/с,
группы кратковременного
пребывания, центры
развития детей и т.д.
В связи с выше сказанным, необходимо:
Рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями
образования как связь и согласованность каждого компонента образования
(целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации),
обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное
воспитание и обучение на данных ступенях образования.
Реализация преемственности между этими звеньями образования должна
обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом:
1. Сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;
готовности к школьному обучению (на дошкольной ступени образования);2. Опоры на уровень достижений дошкольного детства; сформированности
умений учиться как фундаментального новообразования; освоения разных форм
взаимодействия с окружающим миром (на начальной ступени образования);
3. Региональных особенностей (обновление содержания дошкольного и
начального образования на основе культурноисторического подхода).
Всю работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста планировать
с учетом принципа «не навреди» и направлять на сохранение здоровья,
эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Одним из существенных результатов преемственности между дошкольным и
начальным звеньями считать развитие ведущей деятельности каждого периода
детства (игровой – в дошкольном, учебной в младшем школьном). Она
является важнейшим фактором психического и личностного развития ребенка,
и ведет к безболезненной адаптации на последующей ступени образования. В
дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться формированию
психологического готовности к школе, развитию восприятия, воображения,
художественнотворческой деятельности детей. Необходимо усилить работу по
воспитанию нравственноволевых качеств, самостоятельности, инициативности.
Именно эти направления деятельности МДОУ должны стать ведущими.
Исключить практику приема в школу, противоречащую интересам ребенка,
нарушающую его конституционные права. Любая диагностика готовности детей
к школе может рассматриваться только как этап в организации последующей
индивидуализации обучения.
Осуществлять дальнейшую разработку документов,
раскрывающих
показатели готовности детей к обучению.
Дошкольные учреждения, начальные школы должны проводить педагогическую
пропаганду среди родителей, широкой общественности по разъяснению целей
воспитания и обучения на каждом возрастном этапе развития ребенка
Перед коллективом любой основной школы встает задача сделать школьную
адаптацию щадящей. При этом необходима целостность педагогической
среды, которая должна быть достигнута в результате психологопедагогической
подготовки самого учителя, поиска форм взаимодействия МДОУ школы I
ступени:
педагоги ДОУ должны заблаговременно знакомиться с программами и
учебниками для начальной школы,
с целью сохранения единого
образовательного поля, давать открытые занятие для учителей;
учителя начальной школы должны проводить открытые уроки для
воспитателей старших и подготовительных групп, а так же для своих коллег из
основной школы;
регулярно проводить совместные методические объединения учителей
начальной школы и воспитателей ДОУ, на которых необходимо вырабатывать
согласованные действия педагогов, вести поиск точек соприкосновения,
выстраивать, насколько это возможно, единый режим и ритм работы. При этомдолжны согласовываться методические позиции учителей и воспитателей, что
позволит педагогам предстать перед первоклассниками "командой" с общими
взглядами, концепциями;
полностью отказаться от репродуктивных способов обучения;
психолог должен систематически проводить исследования всех психических
процессов на всех ступенях обучения, организовывать коррекционную работу.
Цель исследований улучшение организации обучения и развития детей.
дважды в год проводить анкетирование родителей, цель которого та же
улучшение организации учебновоспитательного процесса. Искренние ответы
родителей способствуют созданию, совершенствованию оптимальных условий
проживания
среде.
во внеучебных формах организации жизни детей также существует
преемственность, сохраняется общеклассное пространство: чаепитие по случаю
Дня именинника, знаменательных дат, празднование Нового года, защитников
Отечества, 8 Марта, Дня Победы; дети участвуют в оформлении школы, класса
к разным мероприятиям, праздникам.
Предлагаю примерный план работы по преемственности, по организации
адаптационной среды между детским садом и школой 1 ступени:
педагогической
ребенка
новой
вмесяц
Учреждение
Задача
Содержание работы
Формы работы
По осуществлению преемственности
Сентябрь
В ДОУ
Влияние социальной компетентности на
речевую активность детей
октябрь
В ДОУ
в ДОУ
определение уровня интеллектуального
развития, развития тонкой моторики
руки, координации
движения рук и
зрения…
Первичное ознакомление с будущими
первоклассниками,
эффективность разнообразных приемов
по подготовке детей к школе
Посещение
школы детьми
подготовительной и старшей групп
(библиотека,
компьютерный класс,
физкультурный зал и т.д.)
Психологические исследования:
интеллект, эмоциональноличностная
сфера
Знакомство с детьми, посещение
учителями занятий
(будущих
первоклассников)
Оформление материалов, результат
Беседа с детьми, составление рассказов
Составление информационных карт на выпускника ДОУ
(первичное диагностирование )
ноябрь
ДОУ
школа
и
декабрь
В ДОУ
январь
В ДОУ
Февраль
В школе
Март
Апрель
В ДОУ
Май
строится работа
с родителями будущих
рекомендации по
Согласование методических позиции
учителей и воспитателей;
изучение правовых документов, на
которых
по
преемственности
Знакомство
первоклассников,
подготовке детей к школе
Речевая активность детей :
самостоятельное составление рассказа
пересказ
программой обучения в школе,
Эмоциональный климат в семье.
выявление уровня школьной зрелости
детей, комплектация класса
наметить главные направления работы с
трудными детьми
ознакомление воспитателей с
Совместное методическое объединение Выработка согласованных действий педагогов, , построение,
насколько это возможно, единого режима и ритма работы
Встреча классных руководителей с
родителями.
Обработка анкет , выстраивание дальнейшей работы, в связи
результатами данных анкетирования
Посещение занятий учителями
Комплексы физминуток со словесным материалом
Методическое объединение учителей и
воспитателей
«Круглый стол» с участием родителей
Психологопедагогический консилиум Информационная карта на выпускника ДОУ,
Выработка рекомендаций для воспитателей
Тесты для родителей, видеофильм
рекомендации родителям,
коррекционная работа с психологом
Участие в празднике "Прощание с
детским садом»
Видеофильмавгуст
В школе
Окончательная комплектация классов
ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
Сентябрь
Октябрь
ноябрь
декабрь
январь
Февраль
Март
Апрель
Май
1. Подготовительный этап
Встреча классных руководителей с
учащимися
родителями.
и
Ознакомление с режимом, основными требованиями
Совместное методическое объединение
учителей и воспитателей
Протокол заседания МО
Посещение уроков воспитателями
Мониторинг психофизиологического
состояния учащихся,
психолого
педагогическая
диагностика,
направленная на выявление уровня
адаптации
Выявление дезадаптированных детей
2. Адаптационный период
Коррекционная работа
Программа взаимодействия с дезадаптированными учащимися
работа
строится
изучение правовых документов, на
которых
по
преемственности
наблюдение за организацией и методикой
уроков;
наблюдение за организацией режима дня
физической нагрузкой школьника,
Осуществить анализ результатов адаптации
учащихся
Индивидуальное психологопедагогическое
сопровождение
дезадаптированных
учащихся (овладение основными навыками
взаимодействия в социуме)
«Круглый стол» по итогам
реализации программы в
адаптационный период
Стратегия по дальнейшему сопровождению дезадаптированных детей
Обеспечение совместных действий в
учебновоспитательном процессе
Психологовалеологическое
сопровождение
Результативность в обучении
3. Стабилизационный этап.
Динамика
отслеживание
процесса
самочувствия учащихся,
результатов учебного
Мониторинг
психо
физиологического состояния
учащихся
Сравнительный анализ с началом учебного года, планирование
дальнейшей работы с дезадаптированными учащимися, коррекционная
работа с данными детьми
Все описанные выше мероприятия позволят воспитателям, учителям,
родителям создать в совместной деятельности благоприятное воспитательное,
образовательное пространство на переходном этапе от дошкольного возраста к
младшему школьному возрасту и сделать школьную адаптацию щадящей и
эффективной.
Выделяют три группы факторов, влияющих на успешность школьной адаптации
и дальнейшее обучение:
нарушения в состоянии здоровья;
нарушения в поведении;
нарушения в функциональном развитии до школы (задержка в речевом и
моторном развитии)
В книге «Ступеньки к школе» М. М. Бузруких рассмотрены факторы
риска, а так же даны рекомендации, направленные на компенсацию и коррекцию
выявленных нарушений (которое можно использовать во время проведения
занятий, уроках, при организации групповой работы и на переменах), помогут
педагогам в работе:Отклонения
В состоянии
здоровья
В состоянии
психонев
рологического
статуса
Характеристика
Рекомендации
1. Организация индивидуального
и
дифференцированного
подхода, целесообразна работа в
малых группах.
2. Медленный темп работы,
дозирование учебной нагрузки,
предупреждение утомления.
Противопоказана
3.
учебного
интенсификация
процесса,
особенно
форсирование начального этапа
обучения.
1.
Рекомендуется щадящий
режим учебной и неучебной
работы.
2. Категорически
противопоказана
интенсификация обучения.
3.Необходим индивидуальный
подход и учет индивидуального
темпа работы, не исключены
индивидуальное
объяснение
нового материала и особый
подход при обучении письму.
и
быстрая
и
не способны
утомляемость
истощаемость
низкая
неустойчивая
работоспособность
выдерживать
интенсивную
нагрузку
комплексные
трудности – общее
снижение успехов в
обучении, особенно
во втором полугодии
первого класса
утомляемость
истощаемость
низкая
неустойчивая
работоспособность
выдерживать
длительную
и
интенсивную работу
при высоком уровне
интеллектуального
развития – приводят
к трудностям при
обучению письму и
математике
быстрая
и
неспособность
и
в функциональном развитии, несформированность вербально –
логического и наглядно – образного мышления
Нарушенияа) Задержка
или
нарушения речевого
развития
б)
Несформированность
зрительного
восприятия, зрительно
–
моторной
координации
в)
Несформированность
и
нарушения
деятельности
вызывает комплекс
трудностей
в
формировании
навыков письма и
чтения
затруднения при
раннем
обучении
иностранному языку
недостаточный
уровень
сформированности
логического
и
наглядно – образного
мышления
поведении
отклонения в
трудности при
обучению письму.
чтению, математике
могут
(которые
углубляться
и
усиливаться во 2
классе)
особые затруднения
испытывают
«леворукие» дети
медленный темп
деятельности при
выполнении любых
письменных заданий
быстрая
и
утомляемость
истощаемость
низкая
неустойчивая
работоспособность
и
низкая
1. Организация коррекционной
работы по развитию речи
(педагогической,
психологической,
логопедической)
2. Категорически
противопоказано форсирование
начального этапа обучения.
3. При наличии факторов риска
в отклонении состояния
здоровья и недостаточного
уровня сформированности
логического и наглядно
образного мышления необходим
щадящий режим и
индивидуальное дозирование
учебной и неучебной нагрузки.
1. Индивидуальная система
развивающих занятий по
развитию мелкой моторики
кисти, подготовки и обучения
письму.
2. Организация индивидуальной
работы по подготовке к письму,
индивидуальное объяснение при
изучении и написании букв и
цифр.
3. Категорически
противопоказано форсирование
скорости обучения письму на
начальных этапах.
4. При сочетании с
отклонениями
психофизического здоровья
необходима организация
психологической коррекции и
медицинской помощи.
1. Противопоказана
интенсификация учебного
процесса, особеннои
концентрация
внимания
работоспособность
медленный темп
деятельности
к концу первого
года
обучения
трудности учебной
деятельности
усиливаются
форсирование начального этапа
обучения.
2. Организация индивидуального
и подхода, индивидуальное
объяснение, пошаговая
разработка инструкции.
3. Целесообразна работа в
малых группах.
4. Организация щадящего
режима.
5. При сочетании с факторами
нарушения
психоневрологического статуса
– дополнительная консультация
у психоневролога.
5. Психологическая коррекция.
В структуре психологической готовности ребенка к школьному обучению
принято выделять следующие компоненты:
1. Личностная готовность.
2. Интеллектуальная готовность.
3. Социально – психологическая готовность.
От уровня сформированности всех вышеперечисленных компонентов зависит
успешность школьного обучения.
В последнее время в практике
общеобразовательных школ г. Лермонтова в соответствии с рекомендациями
Министерства образования РФ диагностика проводится не раннее сентября
месяца.
Целесообразность предварительного обследования ребенка до школы (за год,
полгода до начала школьного обучения) заключается в выявлении факторов
риска, влияющих на возникновение вероятных трудностей в обучении.
Предварительное обследование не должно носить травмирующий характер ни
для ребенка, ни для родителей. Полученные результаты должны явиться
руководством для специалистов по организации индивидуальной коррекционно
развивающей работы с ребенком по подготовке к школьному обучению.
В городе сформирован единый набор методик по диагностике ребенка к
школьному обучению, апробированный на практике:
Мышление
Логические
операции
Речь
Методика Э.Ф.Замбицявичене (состоит из 4 субтестов);
Методика оценки нагляднодейственного мышления
«Исследование соотношения развития мышления и речи»Память
Внимание
Тревожность
Самооценка
Мотивация
Методика «10 слов» А.Р.Лурия
Методика Пьерона – Рузера;
методика «Домик»
Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков,
на которых изображены типичные для жизни дошкольника
ситуации ( И.Е.Рогов. Настольная книга практического
психолога. «Владос», 2003 год, стр. 41)
тест Филлипса
/по выбору психолога/
/по выбору психолога/
В настоящее время существует множество пособий различных авторов по
подготовке детей к обучению в школе. Зачастую их содержание не учитывает
закономерность психического развития ребенка, роли ведущей деятельности,
направлено на формирование предметных знаний , а не на развитие ребенка,
носит репродуктивный характер. Кроме того, в большинстве пособий нет
методических рекомендаций для педагогов, отсутствуют программы по их
реализации, трудно предположить какие цели и задачи ставили авторы таких
пособий. Всем педагогам необходимо ориентироваться на учебнометодические
пособия, которые вошли в Федеральный перечень учебнометодических изданий
с грифом «Допущено» или «Рекомендовано». Пособия с грифом
«Рекомендовано» обозначают, что оно было апробировано на практике и
рекомендовано к использованию. Необходимо обратить внимание на ежегодное
утверждение Перечня учебнометодических изданий и, соответственно
изменения в рекомендуемых пособиях.АВТОР
НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНО
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ИЗДАТЕ
ЛЬСТВО
ГОДЫ
ИЗДАНИЯ,
ПРИГОДН
ОГО ДЛЯ
ИСПОЛЬЗ
ОВАНИЯ
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК, ЗРИТЕЛЬНО –
МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ, ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ
Безруких
М.М.
Безруких
М.М.
Безруких
М.М.
Безруких М.
М.,
Филиппова Т,
А
Безруких М.
М.,
Филиппова Т.
А.
Безруких М.
М.,
Филиппова Т.
А.
Захарова Ю.
Л.
Готов ли ребенок к школе? Тетрадь на печатной
основе с методическими рекомендациями по
социально – психологической и психико
физилогической адаптации ребенка к школе
Ребенок непоседа. Тетрадь на печатной основе с
методическими рекомендациями по развитию
внимания, зрительного мышления, печи v
гиперактивного ребенка
Леворукий ребенок. Тетрадь на печатной основе с
методическими рекомендациями по подготовке к
школе леворукого ребенка
Ступеньки к школе. Тренируем пальчики.
Тетрадь на печатной основе № I с заданиями на
развитие тонко ориентированных движений руки
Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры.
Тетрадь на печатной основе № 2 с заданиями на
развитие зрительного восприятия, зрительной
памяти и зрительномоторных координации
Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые
фигуры. Тетрадь на печатной основе № 3 с зада
ниями на развитие пространственного восприятия
и зрительной памяти
Тетрадь для штриховки (56 лет). Разнообразные
задания по подготовке руки к письму с подобран
ными к каждому рисункуобразцу загадками
2003
2003
2003
Вентана
граф
Вентана
Граф
Вентана
Граф
2000
Дрофа
2000
Дрофа
2000
Дрофа
2001
Детство
ПрессЗахарова Ю.
А.
Прописьштриховка (67 лет). Тетрадь для
занятий по подготовке руки к письму
2000
Детство
Пресс
КОМПЛЕКТЫ ПОСОБИЙ К ПРОГРАММЕ «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» (ПОД
РЕДАКЦИЕЙ Н. А. ФЕДОСОВОЙ)
Федосова П.
А.
и др.
Федосова Н,
А.
Тикунова Л.
И.
Сорокина Г.
И.,
Никольская
Р. И.
Волкова С.
И.
Плешаков А.
А_
Шпикалова
Т. Я.
Романина В.
И.
ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Преемственность. Программа к методическое ру
ководство по всесторонней подготовке детей 5
лет к обучению в школе с двумя вариантами
реализации: годичным и краткосрочным
(адаптационным)
КОМПЛЕКТ № 1 (ГОДИЧНЫЙ КУРС ПОДГОТОВКИ)
2000
АПКиПРО
ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
От слова к букве. Ч. 1,2. Тетради на печатной ос
нове с комплектом упражнений на развитие навы
ков речевого общения детей 56 лет
Хрестоматия для малышей
Риторика для малышей. Тетрадь на печатной
основе по развитию культуры речевого общения
Математические ступеньки. Тетрадь на печатной
основе с заданиями по развитию элементарных
математических представлений
Зеленая тропинка. Тетрадь на печатной основе по
формированию бережного отношения к природе
Волшебный мир народного искусства. Ч. 1, 2.
Тетрадь па печатной основе по приобщению детей
к
народному изобразительному творчеству
Конструирование. Тетрадь на печатной основе по
развитию навыков конструкторской деятельности
2000
Просвещен
ие
2001
2000
Просвещен
ие
Просвещен
ие
2000
Просвещен
ие
2000
2001
Просвещен
ие
Просвещен
ие
2001
Просвещен
иеНовицкая
М. Ю.
Родной дом. Тетрадь на печатной основе по
ознакомлению детей с традициями семейно
бытовой
культуры
2001
Просвеще
ние
КОМПЛЕКТ № 2 (КРАТКОСРОЧНЫЙ (АДАПТАЦИОННЫЙ) КУРС ПО
РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ)
Федосова Н.
А.
Федосова Н.
А.,
Игнатьева Т.
В.
Волкова С.
И.
Романииа В.
И.
ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с
комплектом упражнений по развитию речи и
фонематического слуха "
Развитие речи. Дополнительный материал.
Сказки, рассказы, стихи для чтения детям
2001
Владос
2001
Владос
Математика. Тетрадь на печатной основе по
развитию пространственных ориентировок
Конструирование букв и цифр. Тетрадь по
конструированию печатных букв и цифр
2001
2001
Владос
Владос
КОМПЛЕКТ ПОСОБИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
(КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮШЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ПОД РЕД. С. Г.
ШЕВЧЕНКО)
Шевченко
С. Г.,
Капустина
Г. Н.
Шевченко
С. Г.
Тригер Р.
Д.,
Владимиров
а Е. В.
Тригер Р.
Д.,
Владимиров
а Е. В.
Шевченко
С. Г.
ПОСОБИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Предметы вокруг нас. Тетрадь па печатной
основе № 1, 2. Формирование обобщенных
представлений о свойствах предметов: цвете,
форме, величине, количестве
Природа и мы. Тетрадь на печатной основе.
Формирование представлений о сезонных
изменениях в природе, о растениях, о
животных
Звуки речи, слова, предложения что это?
Тетрадь на печатной основе по подготовке
ребенка к обучению грамоте
Я учусь писать. Тетрадь с упражнениями на
развитие мелкой моторики кисти руки,
ориентирование на листе бумаги,
формирование графических навыков
Подготовка к школе детей с задержкой
психического развития, Кн. I. Программа и
методическое руководство по подготовке к
20002001 Ассоциац
ия
«XXI
Бек»
20002001 Ассоциац
ия
«XXI
век»
2003
Ассоциац
ия
«XXI
век»
20002001 Ассоциац
ия
«XXI
век»
2003школе детей с задержкой психического
развития; Кн. 2. Тематическое планирование
занятий по подготовке к школе детей с ЗПР
ПОСОБИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Бунеев Р.
Н., Бунеева
Е, В.,
Кислова "1 .
Р.
Дурова Н.
В.
Родина Н.
М.
Журова Д Е.
и др.
ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
По дороге к азбуке. Ч. 1, 2, 3, 4. Пособие для
дошкольников 46 лет
2003
Баласс
Ступеньки грамоты. Комплект учебно
наглядных материалов
Добро пожаловать на карнавал! Учебное
пособие по английскому языку для детей
старшего дошкольного возраста.
ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Обучение дошкольников грамоте.
Методическое пособие по основам
подготовки к обучению грамоте
дошкольников
2000
Школьная
2003
Пресса
Ювента
2000
Школьная
Пресса