ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.7

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
русский язык
Детсад—1 кл
27.01.2017
ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
Одной из приоритетных задач современного образования является обеспечение высокого уровня социально - коммуникативного развития детей как предпосылки их успешной адаптации и социализации в детское сообщество. Проблема формирования коммуникативной компетентности будущих школьников особенно актуальна в настоящее время, так как в Федеральных государственных образовательных стандартах и Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» главным принципом становится принцип развивающего образования.статья
Казазаева ТГ Казазаева ДА Нугаманова ЕВ Статья.doc
УДК 37                                                                         Казазаева Татьяна Георгиевна учитель МБОУ «Федоровская начальная  общеобразовательная школа №4» Казазаева  Дарья Андреевна воспитатель  МБДОУ детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»  Нугаманова Евгения Васильевна  воспитатель  МБДОУ детский сад  общеразвивающего вида «Белочка»  п.г.т. Федоровский Сургутского  района ХМАО­Югры ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ШКОЛЬНИКОВ  Одной   из   приоритетных   задач   современного   образования   является обеспечение высокого уровня социально ­ коммуникативного развития  детей как предпосылки их успешной адаптации и социализации в детское сообщество. Проблема   формирования   коммуникативной   компетентности    будущих школьников   особенно   актуальна  в   настоящее   время,  так   как   в  Федеральных государственных   образовательных   стандартах   и   Федеральном   Законе   «Об образовании в Российской Федерации» главным принципом становится принцип развивающего образования.  Вопросом изучения коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста   занималось   множество   ученных,   среди   них:   О.Е. Грибова, Л.Г. Соловьева, О.С. Павлова и другие.  Потребность в общении ­ одна из самых важных потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми ребёнок может почувствовать  и понять   самого   себя,   найти   свое   место   в   мире.   В   последнее   время  наряду   с термином   «общение»,   широкое   распространение   получил   термин «коммуникация».  По   мнению   психологов,  коммуникация..–..это   умение   и навыки   общения,   от   которых   зависит   успешность   людей   разного   возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих   разный   жизненный   опыт   и   отличающихся   друг   от   друга коммуникативными способностями [2, с.34].  Как отмечает Л.И. Галигузова, в данном определении обращают на себя внимание   два   момента:   во­первых,   коммуникативные   умения   —   это   именно осознанные коммуникативные действия ребёнка, которые базируются на системе элементарных   умений   и   навыков.. знаний   и   усвоенных   В   работах   П.Я.   Гальперина   утверждается,   что   о   наличии   общения свидетельствует умение отождествиться с партнёром по общению, возможность встать   на   другую   точку   зрения.   В   психологии   общение   рассматривается   как особая   деятельность   [1,   с.17].   Отсюда   следует,   что   общение   ­   это   всегда взаимная,   обоюдная   активность,   предполагающая   встречную   направленность партнёров. Однако общение ­ это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему, оно всегда имеет своё содержание, которое связывает. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого­либо события, или просто ответная улыбка. Главное чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение [3, с.19].                    Согласно данному определению можно сделать вывод, что у общения имеется   три   стороны   проявления:  коммуникативная,   интерактивная   и перцептивная. Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, обмен информацией, обмен переживаниями  [2, с.16]. Интерактивная сторона   общения   представляет   собой   взаимодействие  (и   воздействие)   друг   с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности [4, с.28]. Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей), восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга [1, с.35].  Коммуникативную   компетентность  можно   определить   как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения, или как свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения,   а   также  как   систему   внутренних   ресурсов,   необходимых   для построения   эффективной   коммуникации   в   определённом   круге   ситуаций межличностного взаимодействия [2, с.41].  Структура  коммуникативной   компетентности   включает   в   себя   эмоциональный   и   личностный, когнитивный, поведенческий компоненты. ……………………………………….   ценностно­смысловой, Коммуникативная   компетентность   будущего   школьника   должна базироваться на оптимизме, уверенности в себе, доброжелательности и уважении к   людям,   справедливости,   альтруизме,   честности,   стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неконфликтности. На наш взгляд, условно коммуникативные умения можно разделить на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении: ­ базовые: приветствие; прощание; обращение, просьба о помощи, оказание поддержки, помощи, услуги, благодарность, прощение; ­ процессуальные: умение анализировать ситуацию с точки зрения чувств и состояний партнёров, говорить и слушать других, сотрудничать, подчиняться. Работа   по   формированию   коммуникативной   компетентности     будущих школьников осуществляется в рамках Программы по преемственности между начальной   школой   и   дошкольной   образовательной   организацией,   в   форме проблемно­игровых   образовательных   ситуаций,   переходящих   в   сюжетно­ ролевую   игру,   поскольку   игра   является   ведущим   видом   деятельности   в дошкольном   возрасте,   а   также   даёт   возможность   ребёнку   развиваться   и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. В ходе работы установлено, что речь развивается только в процессе общения, в связи с потребностью в коммуникации. Вместе с тем, потребность в общении и характер отношений зависят и от партнёра по общению, от того, с кем общается ребёнок и от   уровня   развития   коммуникативных   навыков.   Проводимая   в   детском   саду работа,   в   содружестве   с   учителями   начальной   школы,   показала,   что коммуникативная   компетентность   проявилась   у   значительно   большего   числа старших дошкольников.   Таким образом, коммуникативная компетентность будущего школьника – это   целостная  система  психических  и  поведенческих  характеристик  ребёнка, способствующих   успешному   общению,    достигающему   цели  (эффективное)   и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон, формирующаяся в процессе продуктивного эмоционального общения. Список использованной литературы: 1.Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.[Текст]/ Большой психологический   словарь/Сост.   и   общ.   Ред.   Б.Г.   Мещеряков,   В.П.Зинченко.­ Спб.: Прайм ­ Еврознак, 2012.­ 672с. 2.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст].  М.: Психология, 2011.­ 248 с. 3.Мотивация и личность [Текст]. – СПб: Питер, 2014. – 352с. 4.Особенности психического развития детей 6 летнего возраста  [Текст].  /Под. Ред. Д.Б. Эльконниа, А.Л. Венгера. –М.: Педагогика, 2012. ­ 538 с. © Т.Г. Казазаева, Д.А. Казазаева,  Е.В. Нугаманова, 2016.

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017