ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ СЕМЬИ ПИСАТЕЛЯ АКСАКОВА С.Т.
Шамсутдинова З.Ф., учитель начальных классов
МБОУ СШ № 64,г.Ульяновск
Семья – это первое общество, в которое попадает человек. Именно здесь он впервые учится общаться с людьми, вести совместное хозяйство, строить отношение с людьми разного возраста. В семье он впервые сталкивается с традициями, правилами и обязанностями. Здесь закладываются нравственные и духовные основы человека. Именно от близких людей, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер зависит, каким вырастет человек - добрым или злым, великодушным или алчным, героем или трусом.
Примером семейного воспитания, воспитания любви, сердечности, истинных человеческих отношений, уважения своих родителей и многому другому может служить семья Сергея Тимофеевича Аксакова.
Сергей Тимофеевич Аксаков, глава большой и дружной семьи, занимает видное место в истории нашей отечественной литературы. Воспитанный дружной, многодетной семье писатель эти отношения смог перенести и в свою семью. Любовь к природе, ко всему живому, уважение и почитание старших, сохранения любви, сердечности, теплого радушия во взаимоотношениях, а также тихого счастья, старался сохранить в отношениях с членами своей многодетной шумной семьи. Автор всем нам хорошо известной сказки «Аленький цветочек», Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1 октября) 1791г. в Уфе, в небогатой, но старинной дворянской семье.
Отец писателя Тимофей Степанович Аксаков- прокурор Уфимского Земского суда, по характеру тихий, застенчивый, но добрый и благородный. Он привил мальчику любовь к природе, т.к. сам воспитался среди нее.
Мария Николаевна Аксакова/урожденная Зубова/ - мать писателя, была умной и образованной женщиной. Именно благодаря ей Сережа научился рано читать. Первыми книгами, прочитанными маленьким мальчиком, стала серия «Детское чтение для сердца и разума» под редакцией Н.И. Новикова, которую принес в дом Аксаковых друг семьи Сергей Иванович Аничков. Сергей Тимофеевич пишет «Я так обрадовался, чуть не со слезами бросился на шею старику и, не помня себя, побежал прямо через сени в детскую, лег в свою кроватку, закрылся пологом, развернул первую часть своей книжки и, несмотря на разумную бережливость матери, прочел все с небольшим в месяц. В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир….».
Учась в Казанской гимназии и университете, Сережа прослыл отличным декламатором и мастерским актером. Эту славу он сохранил на протяжении всей своей жизни. Следуя традиции семьи, в которой он воспитывался, и уже, будучи женатым, он также сохранил любовь к книгам, чтению их вслух в своей семье.
Книга в дворянской семье являлась не только немым помощником в воспитании. Для более яркого и глубокого восприятия прочитанных книг домочадцы разыгрывали мини-спектакли, музицировали, читали по ролям.
Как раз Аксаковы являются ярким примером такой русской дворянской семьи, которая берегла традиции национального быта и сословного уклада. Сам Сергей Тимофеевич считал себя истинно русским человеком и старался сохранить и укрепить в своем доме дух русской старины.
Дом Сергея Тимофеевича был, совершенно особенным, в отношении общей любви, сердечности, теплого радушия, а также тихого счастья, которые царили в нем. Все было основано на полной свободе и взаимном доброжелательстве. Все держали себя с непринужденностью, в том числе и дети. Все любили «отесеньку» (так называли отца дети), доброго гения своей семьи.
Созданию сердечной атмосферы в семье много способствовала жена Сергея Тимофеевича, Ольга Семеновна, которой Аксаков посвятил альбом-послание, так называемый «зелёный альбом».
Альбом, хранящийся сейчас в Музее-заповеднике «Абрамцево», небольшого формата в зелёном сафьяне с золоченой застёжкой. На титульном листе – надпись: «Моей возлюбленной невесте 1816 года апреля 24 дня. Москва».
Послание раскрывает его чувства, переживания, его отношение к любви и браку. Его послания-письма приоткрывают завесу того периода жизни, о котором он, «самый автобиографичный писатель в мире», не сказал ни слова. Он пишет о своем детстве, отрочестве, юности, о своих литературных и театральных увлечениях, но нигде о своей личной жизни. Читатели знают, что история любви к Ольге Семеновне нигде не описана. И только эти послания в «зелёном альбоме», искренние, страстные, рассказывают о самом счастливом времени его жизни. Альбом писем-посланий можно назвать дневником, который является реликвией семьи Аксаковых. При помощи этого альбома новые члены семьи знакомятся с жизненным укладом ее и духовными ценностями.
Аксаков был счастлив как муж и отец. Его возлюбленная Оллина была дочерью суворовского генерала Семена Григорьевича Заплатина и пленной турчанки Игель-Сюмы, взятой в плен при осаде Очакова. Ольга рано лишилась матери и жила с отцом на окраине Москвы, она стала его другом и помощником. Старый воин не мог заменить дочери умершую мать, по-своему воспитывал её тем особым духом доблести, который потом оказал ей такую великую
поддержку в воспитании Богом данных детей.
Семья Аксаковых хранила традиции героического русского прошлого. Был, например, у Аксаковых в семье, совершенно особенный праздник –«Вячко», посвященный доблести и храбрости древнерусского витязя. Братья заранее готовились к этому празднику, отмечавшемуся 30-го ноября. В этот день сыновья наряжались в железные латы и шлемы, сестры – в сарафаны. Все вместе водили хороводы и пели песню, сочиненную Константином:
Запоём, братцы, песню славную,
Песню славную, старинную,
Как, бывало, храбрый Вячко наш…
Затем все вместе ели непременно русские блюда: пироги, кисели, смоквы.
Дети Аксаковых росли в атмосфере любви, добра, высокой нравственности и духовности. Родители уважали в ребенке личность. Всё, что для них было дорого – любовь к Родине, природе, литературе – они передавали своим детям.
В этой семье не существовало проблем отцов и детей. Младшие уважали старших, а старшие стремились понять младших, разделить их интересы и увлечения, стать их друзьями. В письмах к сыновьям Сергей Тимофеевич так и подписывался – «Твой отец и друг». Детей и родителей связывали не только родственные, но и духовные узы.
Даже когда кто-либо из детей уезжал из дома, шла обширная и постоянная переписка – такая была традиция в семье.
Письмо Ивана Сергеевича Аксакова семье можно прочитать ниже.
Крепостью родственных отношений в значительной степени объясняется причина того, что из восьми взрослых детей Аксаковых только трое – Григорий, Мария и Иван – создали свои семьи. Слишком сильны были семейные привязанности, и страшно было начинать свою собственную жизнь вдали от привычного домашнего круга. Особенно это касалось дочерей. Показательно в этом плане письмо старшей дочери Аксаковых, Веры, своей кузине Марии Карташевской, где она рассказывает о свадьбе сестры Машеньки:
«Событие радостное. Жених Машеньки – человек «прекрасный», «доброго, кроткого нрава, но сёстры грустят очень». И у всех такое чувство, что «прежняя семейная жизнь порушена навсегда».
Для Веры уход из родного дома – это «страшный переворот в жизни», потому что «как ни люби мужа, а прежняя семья, родные, отец и мать, не только не теряют своего значения, особенно для девушки, но еще и дороже становятся». Вера была первой помощницей и советчицей отца и матери, она была одаренной художницей, профессионально занималась живописью. Её работы высоко ценил Н.В. Гоголь и даже просил написать для него портрет Сергея Тимофеевича Аксакова. Так же, как её отец и братья, Вера Сергеевна прекрасно владела пером. На протяжении многих лет она вела дневники. Наиболее известен её дневник, посвященный событиям Крымской войны 1854-1855 гг., впервые опубликованный в 1913 году, где рассказывается о том, как семья Аксаковых переживала этот тяжелый для России период. Вести дневниковые записи тоже было одной из традиций аксаковской семьи.
Старший сын – первенец Аксаковых Константин – публицист, историк, филолог и поэт, глава славянофильского движения, родился в Оренбургском имении Ново-Аксаково. Он закончил Московский университет, словесный факультет и активно включился в общественную жизнь. Женат не был. Полный физической силы и здоровья Константин был сражен смертью горячо любимого «отесеньки». Тоска перешла в чахотку, и он умер на греческом острове Занте, куда родные отвезли его лечиться.
Второй сын - Григорий, родившийся тоже в Ново-Аксаково в 1820 году, единственный из детей писателя с ранней молодости жил вне родительского дома и был связан с родиной предков. Являлся губернатором Уфы, Самары и Оренбургского края. Григорий был женат на Софье Александровне Шишковой, дочери двоюродного брата адмирала Шишкова. В музее «Абрамцево» хранится рукописный альбом, подаренный невесте в день бракосочетания Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. Это дань давней семейной традиции - дарить на дни рождения и другие семейные торжества - творческие подарки: альбомы, рисунки, стихи, поделки.
Альбом, по своему содержанию, довольно своеобразен и явно выделяется среди традиционных домашних альбомов с их сентиментально- романтическими
стихами и рисунками. Он очень хорошо выражает дух аксаковской семьи. Непосредственное отношение к бракосочетанию имеет здесь стихотворение Ивана Аксакова «Душою светлой и прекрасной…» и рисунки сестёр, посвященные теме любви и материнства. Этот альбом также является реликвией семьи Аксаковых.
Говоря о Григории, нельзя не отметить и тот факт, что он единственный из сыновей подарил Сергею Тимофеевичу внуков: Ольгу, которой он посвятил сказку «Аленький цветочек». К сожалению, как и большинство дочерей Сергея Тимофеевича, Ольга Григорьевна не обзавелась семьей, хотя и прожила, довольно долгую жизнь. В память о знаменитом дедушке она собрала и сохранила очень важные семейные реликвии: письма, дневники, альбомы, портреты, книги, вещи, а что особенно важно, внучка сохранила архивы: Аксаковых, Тютчевых и Державиных. Благодаря Ольге Григорьевне, до нас дошли ценнейшие материалы выдающихся людей 19 века.
Еще у Григория Сергеевича были сыновья: Константин, Сергей, а также дочь Наталья. Вот одно из писем по случаю рождения сына Константина, названного в честь дяди Константина Сергеевича Аксакова.
К сожалению, мальчик прожил совсем недолго. Род Аксаковых продолжил Сергей Григорьевич Аксаков.
Третьим сыном Сергея Тимофеевича был Иван, не менее яркая личность в семье Аксаковых. Поэт, публицист, известный общественный деятель. Как и брат, Григорий, он окончил Петербургское училище правоведения, служил секретарем в Московском Сенате, потом в Калуге товарищем председателя Уголовной палаты; затем перешел на службу в Министерство внутренних дел. В 1852 году вышел в отставку и принял на себя редактирование славянофильских изданий: «Русская беседа», «Парус», «День», «Москва».
Женился Иван Аксаков в 43 года на старшей дочери поэта Ф.И. Тютчева, Анне, фрейлине Государыни Императрицы Марии Александровны. Познакомились они в доме-салоне тетушки Анны Федоровны – Дарьи Ивановны Сушковой, на одном из литературных вечеров. Между Тютчевой и Аксаковым возникла переписка, а со временем и чувства, переросшие в желание связать свои судьбы. Поселяются после свадьбы молодые в Абрамцево, в пустующем на тот момент доме, т.к. Ольга Семеновна и две дочери жили в Москве. Дом требовал ремонта, чем Иван сразу и занялся.
Надо сказать, что Ольга Семеновна всей душой приняла выбор сына. Она писала своей знакомой:
«Я только могу благодарить Бога за счастье Ивана моего, Господь награждает его такой необыкновенной девушкой». В свою очередь Ивану Сергеевичу не терпелось поскорее познакомить Анну Федоровну с маменькой, чтоб она могла суметь передать милой невесте все предания Аксаковского рода, все традиции и обычаи, т.е. изустную «Семейную хронику».
Так случилось, что детей у молодой семьи не было. Первенец умер уже в утробе матери, что и спровоцировало дальнейшее бесплодие.
Иван Аксаков, как и его предки, сохранил в своей семье традиции аксаковских литературных вечеров с чтением книг и декламацией произведений авторами, музыцированием, разыгрыванием домашних спектаклей. Об этом говорят письма Ивана к Анне Федоровне Тютчевой:
«Я воображаю, моя милая Анна. Наши чтения, беседы, декламации….»
После смерти мужа, Анна Федоровна издала сочинения Ивана Сергеевича и его переписку. Это стало также семейной реликвией Аксаковых.
Жизнь писателя С.Т. Аксакова и его семьи учит нас душевной близости, любви, заботе друг о друге, бережном отношении к родным и близким.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Амонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе / Шалва Александрович Амонашвили. - М.: Амрита-Русь, 2019. - 740 c.
2.Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников.-М.: Просвещение, 1979.
3. Васильева-Гангнус, Л.П. Азбука вежливости.- М.: Педагогика, 1982. - 128 с.,ил.
4. Каркошкина, Т.Н Нравственное воспитание в начальной школе: Праздники, игры, викторины - Волгоград: Учитель, 2007. - 105 с.
5. Лобанов М. П. Сергей Тимофеевич Аксаков. — М.: Мол. гвардия, 1987 год (2-е изд., 2005). (Жизнь замечательных людей).
6. Лопатина, А. Беседы и сказки о семье: 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина. - М.: Философская Книга, 2016. - 864 c
7. Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. — М.: Просвещение, 1985.
8. Праздникова Г.З., Годы детства – пора воспитания сердца. Воспитание школьников № 7 – 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.