«Воспитание гражданственности и патриотизма. Из опыта работы в ДОУ»

  • docx
  • 20.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала воспитание граж и патриотизма.docx

 «Воспитание гражданственности и патриотизма. Из опыта работы в ДОУ»

 

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее значение, стала задачей государственной важности. Государство пытается восстановить утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.

Проблеме воспитания патриотизма у подрастающего поколения уделено особое место и в правительственных документах. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в содержании которого отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников.

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. В это время происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. У ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.

Дошкольники очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для позитивной социализации, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Цель:  

Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями.

Задачи:

·         формирование гражданских, нравственно-духовных качеств личности;

·         формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к своей семье, родному дому, детскому саду, родному городу;

·         формирование семейных ценностей;

·         формирование коммуникативной культуры;

·         расширение представлений о стране. Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, малую Родину;

·         формирование базовых знаний о правах и обязанностях гражданина;

·         формирование уважительного отношения к труду людей, продуктам их деятельности;

·         формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа и уважения к культуре других народов;

·         воспитание уважения к защитникам родины, их подвигам во имя России;

·         формирование бережного отношения к природе и всему живому, воспитания чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы (экологическое воспитание);

·         формирование здорового и безопасного образа жизни.

Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС определяет формы работы с дошкольниками:

·         создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию: патриотических, тематические уголков в ДОУ;

·         организация целевых прогулок, экскурсий по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев, выставок;

·         организация тематических мероприятий (праздники, конкурсы, выставки, семейные викторины, «Уроки мужества», «Уроки Доброты»);

·         изготовление тематических альбомов;

·         проведение тематических занятий, целенаправленных игр;

·         проведение мероприятий, направленных на развитие экологической культуры: (экологические занятия, часы, викторины, игры, акции);

·         трудовые десанты по благоустройству группы, участка ДОУ, города;

·         беседы-рассуждения о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях;

·         чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей;

·         взаимодействие с социумом.

Задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и др.

Важная часть методологической работы по данному направлению – это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Решение программных задач возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников. 

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте:

Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия. Культура и традиции. Правила, по которым мы живем.

1Ознакомление с предметами ближайшего окружения

Задачи:

- воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в себе, патриотизма на примере других людей, прославившими Россию;

- воспитание чувства уважения, дружбы к близким людям и людям других национальностей;

- побуждать детей к выполнению общественно значимых дел, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

2Ознакомление с явлениями общественной жизни

Задачи:

- воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- воспитание любви к родному городу, краю, Родине (представление о городе, стране, городах нашей страны, столице, символике государства;

- знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

3Ознакомление с природой (экологическоетрудовое воспитание)

Задачи:

- воспитание заинтересованности и неравнодушного отношения к природе родного края;

- формирование взглядов и убеждения по сохранению и воспроизведению природных ресурсов;

- воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы;

- привитие бытовых и трудовых навыков.

Работа по формированию гражданско-патриотических чувств включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, занятия по знакомству с правовыми документами, правами и обязанностями гражданина, спортивные конкурсы, тематические и целевые прогулки, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

 Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день. При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир».

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну. Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям. Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение. Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку. Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как: «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель. Перетягивание каната. «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах. «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата. «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.

Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России». Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

Занятия можно проводить с помощью информационно-коммуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна. Последовательность проведения занятия может быть следующая: Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг». Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи». Прослушивание государственного гимна. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Одним из способов является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки). Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей. Также проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор. Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.

Проблема воспитания патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания будущего гражданина, как часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Каждому дошкольнику необходимо знать родную природу, историю своей Родины и культуру народа, к которому он принадлежит, осознавать свое место в окружающем мире.