Воспитание как приоритетное направление развития образования
Оценка 4.6

Воспитание как приоритетное направление развития образования

Оценка 4.6
docx
29.01.2020
Воспитание как приоритетное направление развития образования
ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.docx

ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Богданова Т.В., Виноградова Т.В.

учителя начальных классов

МАОУ СОШ №11 г.Тамбов

e-mail: tatyana_bogdanov@bk.ru , vinogradova-681202@mail.ru

Воспитание – великое дело:

им решается участь человека.

В.Г. Белинский

 

     С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором ему предстоит разобраться, что-то познать и достичь… А это невозможно без социализации и культурного обогащения человека. Конечно, в первую очередь, этот процесс зависит от семьи. Но и школа – один из главных помощников на пути становления и формирования полноценной личности, яркой и самобытной.

     Сомневаться не приходится в том, что школа по сути своей есть особое социокультурное пространство, где ребёнок впервые знакомится с новыми социальными ролями, получает определённый багаж знаний, раскрывает свой творческий потенциал.

         Переход современной школы к новым Федеральным государственным стандартам ставит перед нами проблему: как научить детей не только предметно-практическим действиям, освоению образовательной программы, но и научить продвигаться в развитии по сравнению с самим собой за счёт освоения универсальных учебных действий, воспитать у него духовно-нравственные качества, социокультурные компетенции. В этом случае ученик становится активным участником образовательного процесса, имеет право на ошибку, учится сам себя контролировать и оценивать, анализировать свои ошибки, выдвигать и обсуждать со сверстниками и педагогом свои предположения, думать и принимать решения самостоятельно, т.е. заниматься личностно значимой деятельностью.

     И помочь ему сделать правильный выбор, принять единственно правильное решение должны мы, педагоги.

     В настоящее время нам приходится работать в условиях: расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности; плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии; резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы; ограниченности общения со сверстниками; разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности; нарастания межнациональных напряжений.

    Поэтому, одной из главных задач является организация внеурочной деятельности, цель которой - создание условий для  проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

     Во внеурочной деятельности мы вовлекаем детей в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать  новое, становятся более открытыми и способными выражать собственные мысли, умеют принимать решения и помогают друг другу, реализуют свои возможности.

         Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты.

         Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как   ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов.

         По нашему мнению реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

·        овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять своё здоровье и физическую культуру;

·        формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

·        формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

В нашей школе широко представлена программа внеурочной деятельности. Мы, учителя начальных классов, реализуем её по следующим  направлениям. 

Спортивно-оздоровительное. В ходе реализации программы «Подвижные игры» мы проводим игры на свежем воздухе, игры-эстафеты, участвуем в  «зимних забавах» (катаемся с горок на лыжах и санках, строим крепость, играем в снежки). Знакомим ребят с играми народов России (русскими, бурятскими, татарскими, чувашскими, якутскими, народов Сибири и Дальнего Востока). Считаем, что данное направление позволит учащимся  укрепить здоровье, развить двигательные способности, получить теоретический и практический опыт здорового образа жизни.

Общекультурное. Реализуя программу «Разговор о правильном питании» мы проводим игровые занятия, КВНы, ролевые игры, устраиваем встречи с врачами - диетологами  и работниками школьной столовой, проводим экскурсии на ТАКФ, Хлебозавод. Проводя работу в этом направлении, мы стараемся сформировать у учащихся основные представления и навыки рационального питания, связанных с соблюдением режима дня и правил гигиены и научить их выбирать полезные продукты и блюда. Общеинтеллектуальное. Рабочую программу «Организация проектной деятельности» мы разработали на основе авторской программы внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного края «Окружающий мир» Р. Г. Чураковой. В ходе реализации данной программы мы формируем у ребят умение проектировать свою деятельность                                                       (использовать средства Интернета для нахождения  иллюстраций, аудио объектов; пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой; использовать сканер, микрофон  и принтер для ввода и вывода информации). Результатом данной работы стали детские методические пособия: «Опыты, наблюдения, эксперименты», «Определитель растений родного края» с рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами, картотека  и презентация по теме «Редкие и исчезающие растения и животные нашего региона». Данное направление позволит нашим ребятам научиться организовывать собственную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей, доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Социально-педагогическое. В данном направлении мы реализуем программу «Дети и дорога». Опираясь на психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста, мы проводим игровые занятия, ролевые игры, путешествуем по нашему микрорайону (выбираем безопасный путь в школу). На аудиторные занятия приглашаем сотрудников дорожной полиции, линейного отдела железной дороги,  стрелковую команду станции Тамбов-Мичуринского отряда ведомственной охраны. Привлекаем ребят к участию в творческих конкурсах: «Дорога глазами детей», «Безопасное колесо». Данное направление сформирует у учащихся     умение общаться, решать проблемные ситуации цивилизованными методами, а главное – сохранить свою жизнь.

         Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования  строго ориентированы на воспитательные результаты.

         Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

         Мы стараемся сделать пребывание ребёнка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребёнка, сохранении и приумножении здоровья детей.

 

Список литературы:

1.     Асмолов А.Г. «Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества», «Вопросы образования» №3, 2010 год.

2.     Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения: [духовно-нравственная природа урока] / В. С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2009 год.

3.     Ксензова Г. Ю. Психологические основы воспитательной деятельности учителя: [духовное и нравственное становление учителя] / Г. Ю. Ксензова; Центр "Педагогический поиск". - М.: Педагогический поиск, 2011 год.

4.     Нарбутовских И. А. Образный тренинг как средство развития креативных качеств обучающихся: метод.материал к программе "Основы социокультурного системного подхода в образовании" Екатеринбург, 2009 год.

5.     Нравственность. Здоровье. Семья: методическое пособие для учителя. Ч. 2: Ценностные ориентации семьи / А. С. Белкин, А. В. Катаев, К. В. Попков;  Екатеринбург: Учебная книга, 2010.  

 


 

ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Поэтому, одной из главных задач является организация внеурочной деятельности, цель которой - создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора,…

Поэтому, одной из главных задач является организация внеурочной деятельности, цель которой - создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора,…

ТАКФ, Хлебозавод. Проводя работу в этом направлении, мы стараемся сформировать у учащихся основные представления и навыки рационального питания, связанных с соблюдением режима дня и правил…

ТАКФ, Хлебозавод. Проводя работу в этом направлении, мы стараемся сформировать у учащихся основные представления и навыки рационального питания, связанных с соблюдением режима дня и правил…

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020