Одна из форм работы с родителями учащихся начальной школы «Воспитание культурных навыков через культурно-досуговую деятельность»
МБОУ «Лицей № 35 –
Образовательный центр «Галактика»
учитель начальных классов Ламзина О.В.
2022г
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя могут дать
детям большое человеческое счастье».
В.А.Сухомлинский
Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления Личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. В начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить чему-то ребёнка, а тем более раскрыть, развить его личность, индивидуальность.
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Также мы знаем, что результат обучения и воспитания детей будет тогда на высоком уровне, когда будет единство 3 звеньев: учитель, родитель и ребёнок. Если одно звено выпадает, то результата не будет.
«Культурно - досуговая деятельность, как фактор социализации личности»
Культурная, духовная жизнь наших воспитанников характеризуется рядом негативных процессов:
1. Такой важный социо институт – СЕМЬЯ, не в полной мере выполняет свои обязанности в разностороннем воспитание детей, их творческом развитии и успешной социализации.
2. В местах проживания сведены к минимуму учреждения культуры, культурно - досуговые центры.
Поэтому, особую значимость в формировании социальной активности личности приобретает воспитательная работа в школе, направленная на организацию культурно-досуговой деятельности. Работа в школе по данному направлению базируется на системе мероприятий, предусмотренных планом воспитательной работы, которые нацелены на удовлетворение не только потребности в отдыхе, но и развитие способностей личности.
Досуг - совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности. Культурно-досуговая деятельность имеет ряд преимуществ: она предполагает смену ролевого статуса; это свободная деятельность по интересам; участие в досуговой деятельности формирует социальную активность, способствует самоорганизации и включенности механизмов самоуправления; досуговая деятельность является фактором, позволяющим воздействовать на поведение личности и управлять им. Её специфика заключается в учёте характерных особенностей мышления обучающихся. Досуговая деятельность создает условия для самореализации себя, как личности, дополняет, и расширяет горизонты образовательно-воспитательного процесса, способствует ученику правильно и с пользой для своего развития и своих потребностей проводить свободное время. Приоритетной задачей культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении является создание развивающей среды жизнедеятельности на основе социальной активности личности.
Для успешной социализации воспитанников в школе необходимо выполнение ряда условий: конкретное планирование деятельности, кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение, педагогические условия.
Важнейшей воспитательной задачей школы является формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире, как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков; формирование четкой жизненной позиции; формирование социального интеллекта – способности уживаться с другими людьми; способности иметь дело с другими, иметь знания о людях, умения входить в их положение, ставить себя на их место; способность правильно и критически оценивать настроение, мотивацию поступков других людей. Это необходимо для межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Включенность ребёнка в социальную деятельность обусловлена стремлением быть в обществе других людей и быть индивидуальностью, основанном на мотивах познания, самоутверждения, сотрудничества.
.Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка, которая обеспечит воспитание свободной личности в любой момент их деятельности. Наиболее продуктивно это осуществляется в свободное от обучения время.
Для организации досуга в школе созданы условия для следующих видов внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, используются с учетом желания учащихся и направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, круглых столов, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся хорошо адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях педагоги стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в их духовном развитии.
Необходимыми элементами досуговой деятельности являются коллективно-творческие дела, массовые мероприятия. Праздники школьного календаря, ключевые общешкольные дела, тематические вечера, творческие и познавательные игры и другие воспитательные мероприятия стали традиционными. Они создают особую воспитательную среду для учащихся. Это и отдых для школьника, и свободное общение со сверстниками и педагогами, и развитие способностей и интересов.
Любой школьный праздник, коллективное дело основываются и на восприятии, и на активном действии, связанном с самыми различными формами самовыражения. Каждый может проявить себя и как исполнитель, и как организатор. Развиваются способности, формируются организаторские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива.
Характерной особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение младших школьников со старшими, педагогов, учащихся и родителей. Коллективные школьные дела становятся событиями не только для учащихся и педагогов, но и для родителей, а очень часто и для жителей окружающего социума. Праздники и совместные дела приносят радость, создают настроение, остаются в памяти каждого ребёнка.
Общешкольными, традиционными делами стали, например,праздники народного календаря: праздник Осени, день Учителя, Новый год, День матери, день Знаний, День Детства, Встреча Масленицы и др.
Сколько творчества, выдумки, души вкладывают в разработку сценария, в подготовку коллективных дел взрослые и дети. Творческое следование древнему принципу «Развлекая, поучать» - вот, где поистине волшебное зерно, из которого вырастает успех. Массовый праздник сближает, объединяет людей. Мы вместе, мы рядом, знакомые и незнакомые. Нам хорошо и интересно. Встреча Масленицы.
Коллективный выезд классом в Волжско-Камский заповедник
Коллективный выезд класса в с.Кырлай в Резеденцию Кыш Бабая
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.