Воспитание личности в коллективе и через него
Оценка 4.6

Воспитание личности в коллективе и через него

Оценка 4.6
docx
20.05.2020
Воспитание личности в коллективе и через него
статья о роли коллектива в воспитании личности
Воспитание личности в коллективе и через него.docx

Воспитание личности в коллективе и через него

 

Детский коллек­тив — основная база накопления детьми позитивного социаль­ного опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных ус­ловиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение спе­циально планируется и направляется педагогами-профессиона­лами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (круж­ки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те пра­вила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассив­но должен приспосабливаться к сложившимся или складываю­щимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом.

 Таким образом, коллектив открывает воз­можности накопления опыта коллективного поведения в позици­ях подчинения, активного противопоставления и руководства. В ко­нечном итоге это должно привести к формированию таких соци­ально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, ини­циативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник вос­принимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвер­диться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уро­вень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Что же такое коллектив ?

·         Коллектив - это малая контактная группа, члены которой объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности.

·          «Детский коллектив - это группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» (Н.К.Крупская).

Коллектив— это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, которые можно условно отнести к трем основным группам:

1. организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т.д.);

2. воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);

3. стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).

Чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем полнее и разностороннее его знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает в процессе коллективной деятельности.

 

Т.О.Принцип воспитания в коллективе и через коллектив утверждает новый подход к пониманию сущности и организации воспитания

Сущ­ность этого принципа состоит в создании правильного влияния коллектива на личность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.

К примеру, если у ученика есть какое-нибудь отрицательное качество, и он попадает в такой коллектив, в котором это качество осуждается, то этот ученик по мере общения в этой среде постепенно утратит это качество, а также может приобрести другие качества, или привычки, одобряемые в этом коллективе.

Воспитывать одного человека сложно, но воспи­тывать группу еще сложнее. В группе действуют раз­личные социально-психологические факторы: симпа­тии — антипатии, дружбы — вражды, притяжения — отталкивания. В группе зарождается групповое мне­ние, которое иной раз действует сильнее на юношу или девушку, чем цикл лекций о воспитании. С груп­пой нужно работать, воспитывать, и она станет дей­ственным средством в воспитании и перевоспитании личности.

 

Для этого нужно знать, какие этапы в своем развитии проходит группа, в чем состоит педагогическое руководство воспитательного коллектива.

Стадии развития коллектива

А.Н. Лутошкин выделяет 5 стадий развития коллектива:

1. «песчаная россыпь»

2. «мягкая глина»

3. «мерцающий маяк»

4. «алый парус»

5. «пылающий факел»

Чем более высокоорганизованна группа, тем большее воспитательное воздействие она оказывает на личность.

Методика работы с коллективом

Приемы, условия педагогического руководства детским коллективом:

1.      Умелое предъявление требований к учащимся. Наличие единых для всех, в том числе для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины;

2.      Наличие планов, социально и личностно значимой деятельности для всех членов группы, дальнейших целей - «система перспективных линий»;

3.      Необходимая организационная структура коллектива и органы самоуправления;
Самоуправление школьников - форма организации жизни и деятельности школьников силами самих детей. По существу, здесь работает еще один закон воспитания: воспитание успешно, если дети сознательно участвуют в деятельности как самостоятельные субъекты ее субъекты, а не марионетки в руках взрослых. Подлинное самоуправление детей в образовательных учреждениях должно возникать естественным путем, при наличии деятельности, разнообразных дел, для проведения которых нужны организаторы из учеников -активисты, входящие в органы самоуправления: различные советы, комитеты, комиссии, команды, инициативные группы, отряды и пр.

4.      Формирование здорового общественного мнения;

5.      Наличие традиций в коллективе;

6.      Игровое и эстетическое оформление всей жизни группы;

7.      Разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников;

 

Ребенок в коллективной деятельности и общении выражает себя в двух ипостасях: как личность (социальный человек, осознающий свою позицию в обществе) и как индивидуальность (как уникальная и самобытная личность). Воспитание коллектива организуется для самоопределения личности воспитанников, для раскрытия ими своей индивидуальности.

Сегодня, когда осмыслено прошлое, ясно, что попытки переделать индивидуальную природу человека оказались прямолинейными и упрощенными. Нельзя доводить дело воспитания до абсурда, культивируя только коллективизм и ущемляя при этом развитие индивидуальности. Гармония личного и коллективного в наибольшей степени соответствует зрелым представлениям о воспитании

Вопрос об отношениях коллектива и личности — один из ключевых и  важных.

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений — сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, системы ценностных ориентации, линию поведения.

Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления.

Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию.

Под вклю­ченностью личности мы будем понимать не только полное принятие индивидуумом целей, мотивов и ценностей органи­зации, но и проявление таких его личностных черт, которые способствуют укреплению коллектива как организованной системы.

Полная включенность в организацию должна совмещать в себе,

во-первых, собственную активность личности,

во-вто­рых, пристрастность к активности других членов,

в-третьих, знание и предвидение активности всех членов организации, что является основой проявления активности и самого инди­вида.

Педагог, воспитатель определяет состояние организован­ности коллектива не только и не столько по конечному про­дукту деятельности, т. е. по количеству выполненной рабо­ты, к чему мы, кстати говоря, более привычны, сколько по социально-психологическому основанию — по включенности личности учащегося в коллектив.

Этапы развития личности в коллективе называются фазами развития личности. Можно выделить три такие фазы.

1. Адаптация — активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами общения и деятельности.

2. Индивидуализация — поиск средств и способов для про­явления своей индивидуальности, ее фиксации.

3. Интеграция — складывающиеся у индивида новообразова­ния, которые отвечают необходимости и потребности группово­го развития и собственным потребностям индивида осущест­вить значимый "вклад" в жизнь группы. Индивид начинает трансформировать групповые взаимодействия.

 

Практика педагогического взаимодействия и концептуаль­ный анализ позволяют сформулировать ряд принципов всесто­роннего развития личности в группе.

 

1.Принцип активности.

2. Принцип деятельности.

Организация совместной деятельности ребенка со взрослым и сверстников. Чтобы совместная деятельность ребенка отвечала задачам всестороннего развития личности, она должна быть:

а) подлинно совместной деятельностью, в которой воплоще­ны отношения ответственной зависимости;

б) социально значимой, интересной для детей

в) динамичной, осуществляющей изменение социальной ро­ли ребенка в процессе взаимодействия и функционирования;

г) эмоционально насыщенной коллективными переживаниями, дающими возможность для действенного сострадания неудачам и искренней радости сорадования успехам других людей.

 

3. Принцип коллективности.

4. Принцип личностного подхода

 

Для воспитания личности в коллективе воспитателю необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников:
   1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности и общении;
   2) освоении взрослых форм общения и деятельности;
   3) открытии себя как личности и индивидуальности.

1.      Личностное самоутверждение в коллективной деятельности и общении
   Коллектив и личность взаимодействуют, неизбежно испытывая противоречия. Именно эти противоречия становятся движущей силой взаимного развития. Например, важным способом организации коллективной деятельности является поручение, которое дает и контролирует воспитатель или актив. Но индивидуальность воспитанника всегда проявляется в стремлении к творческой инициативе при выполнении поручения.
   Развитие коллектива должно сохранять и оберегать внутреннюю свободу личности, ее право на инициативу: без этого невозможно осуществление нравственного выбора, а значит, и самоопределения. Природа коллективного воспитания в том и состоит, чтобы совершенно разные дети, разные индивидуальности нашли в совместной деятельности общие ценности, настроились на общие цели и добровольно, искренне объединили свои силы, способности, индивидуальные достижения и личностные ресурсы.
   Коллектив помогает каждому воспитаннику найти свой собственный путь в жизни, самоопределиться. Человек способен вступать в контакт с обществом, то есть проявлять себя как личность, не только адаптируясь к его требованиям, но и сопротивляясь им, преобразуя обстоятельства и себя.
   Одним из ведущих мотивов поведения и деятельности школьников является их стремление найти свое место среди товарищей по классу, утвердиться в их признании. Нетрудно себе представить, какой комплекс чувств переживает ребенок, если это его стремление не находит удовлетворения, если одноклассники к нему равнодушны или относятся с пренебрежением, а иногда и с неприязнью.
Положение ребенка в системе межличностных отношений в коллективе нередко прямо зависит от его взаимоотношений с учителем и от участия в системе отношений, организованных педагогами. Поэтому так важно, особенно на первом и втором этапах развития коллектива, помогать детям с неблагополучным социальным статусом выходить из положения "непринятых" и "отверженных".

Для этого воспитателю необходимо;
   - открывать и "демонстрировать" неизвестные одноклассникам положительные качества таких детей;
   - внушать им оптимизм, веру в себя, поддерживать эмоционально;
   - включать в общее дело с воспитанниками, имеющими более высокий социометрический статус.
   Не меньшей заботы воспитателя требуют и неформальные лидеры коллектива, его "звезды". Это, как правило, яркие, активные экстраверты, которые по своим психологическим особенностям более коммуникативны и деятельны, но не обязательно нравственно цельные люди. Поэтому воспитателю не всегда стоит спешить превращать "звезд" своего коллектива в формальных лидеров.

 

  2. Освоение взрослых форм общения и деятельности.
   В многообразии проявления коллективных отношений для воспитания одними из самых ценных являются отношения дружбы.
   Современные экономические условия и особенности производственных технологий объективно вызывают к жизни потребность в воспитании у детей и подростков опыта работы единой Командой, в воспитании культуры партнерских отношений.
Культура партнерства предполагает воспитание таких качеств, как готовность к сотрудничеству, корпоративность, высокая работоспособность, ответственность, толерантность, умение договариваться, доверие к партнеру.

   Важное значение для воспитания культуры партнерских отношений могут иметь коллективные деловые игры, КТД, игровые тренинги.

 

   3) Открытии себя как личности и индивидуальности.
   В коллективной деятельности ребенок проявляет свои индивидуальные возможности интеллекта, воли, особенности характера, творческие способности. Его собственные усилия всегда индивидуальны, но совершаются они ради признания коллективом.

Воспитателю необходимо создавать специальные педагогические условия, которые способствовали бы обогащению жизни коллектива индивидуальными проявлениями его членов:
   - серьезное изучение личности каждого воспитанника, обращение особого внимания на его достоинства, достижения, на мотивы его поведения и деятельности, на уникальные, неповторимые черты его личностных проявлений;
   - установление отношений с воспитанниками по модели субъект-субъектного взаимодействия (особой атмосферы доверия, доброжелательности, сотрудничества);
   - обогащение содержания и форм коллективной деятельности, организацию ярких событий коллективной жизни, где расширялись бы возможности для проявления в коллективе "богатства индивидуальностей", для свободы выбора каждой личностью своего индивидуального способа участия в общей коллективной жизни;
   - заботу о преодолении "конфликтов индивидуальностей", переориентацию их энергии в конкурсные формы творческой деятельности, в инновационные проекты и коллективные дискуссии;
   - помощь в организации усилий воспитанников по самореализации, самосовершенствованию, стремлений что-то исправить в своей жизни, в отношениях с товарищами, в преодолении дурных привычек;
   - поддержку у членов коллектива чувства собственного достоинства, самоуважения, осознания своей самобытности, принятия себя и укрепление решимости оставаться самим собой.

 

Т.О. Коллектив играет огромную роль в воспитании личности. Он:

- формирует нравственные качества и ориентиры личности.

- обеспечивает разнообразный опыт деятельности и общения,

- создает условия для развития организаторских умений и способностей,

- учит сотрудничеству.

Но любая группа  играет свою роль в воспи­тании детей лишь тогда, когда они счи­тают себя членами этой группы, осознают себя как единое целое и преломляют свои желания в фокусе групповых интересов.

Поэтому главная задача педагога - способствовать формированию коллектива, обладающего необычайной человеческой привлекательностью для каждого его члена: в нем "легко дышится", в нем увлекательно действовать и интересно общаться. В нем царит свобода морального выбора и личной ответственности, вера в свои силы и уважение к товарищам и воспитателям. Коллектива, где ребенку будет легко и комфортно.


 

Воспитание личности в коллективе и через него

Воспитание личности в коллективе и через него

Воспитывать одного человека сложно, но воспи­тывать группу еще сложнее

Воспитывать одного человека сложно, но воспи­тывать группу еще сложнее

Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах

Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах

Но индивидуальность воспитанника всегда проявляется в стремлении к творческой инициативе при выполнении поручения

Но индивидуальность воспитанника всегда проявляется в стремлении к творческой инициативе при выполнении поручения

Т.О. Коллектив играет огромную роль в воспитании личности

Т.О. Коллектив играет огромную роль в воспитании личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020