Воспитание нравственных качеств дошкольников на занятиях детского объединения «АБВГДейка»
Выступление на педагогическом совете 25.11.2019
Подготовила: Кадонцева О.А., педагог дополнительного образования МАУДО ЦДТ «Радуга»
Нравственное воспитание является одной из сложнейших и актуальнейших проблем системы образования и общества в целом. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Всё чаще в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Поэтому проблема нравственного воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной в наши дни.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. Именно в этом возрасте происходит усвоение социальных и моральных норм и правил поведения.
Воспитание нравственных чувств и качеств у детей начинается с формирования у них представлений об этих чувствах и качествах. Этот процесс запускается именно в дошкольном возрасте, когда мы объясняем ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, что такое добро и зло, правда и ложь, сочувствие и сострадание. Главная задача педагога состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т. п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Мудрые люди утверждают, что доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг. Именно книги помогают ребёнку пройти длительный путь от усвоения элементарных нравственных понятий до более сложных форм нравственного восприятия и усвоения моральных норм и правил.
Одним из ведущих видов формирования нравственного сознания является чтение и анализ детской художественной литературы, чем мы и занимаемся на занятиях в детском объединении «АБВГДейка».
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Все дети могут сочувствовать, сопереживать, этому учить не надо. Задача педагога и родителей состоит в том, чтобы не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.
Чем меньше возраст читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык книги.
По мнению некоторых педагогов, детям достаточно просто читать книги, а беседа по прочитанному не нужна, так как художественное произведение уже само по себе воспитывает. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело».
В ходе беседы по прочитанному должны использоваться конкретные, лаконичные вопросы, сосредоточивающие внимание детей на главном.
Например, после чтения рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» я задаю детям следующие вопросы:
- Что купила мама детям?
- Когда хотела мама дать сливы детям?
- Что сделал Ваня, когда никого не было в комнате?
- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?
- Когда отец спросил, кто съел сливу, что ответил Ваня?
- Почему Ваня не сказал правду?
- Почему Ваня заплакал?
Важный вывод, который делают дети, отвечая на последний вопрос, почему заплакал Ваня: «Ему стало стыдно, что он сказал неправду».
Подводя итог беседы, я прошу ответить детей на следующие вопросы:
- Что плохого сделал Ваня?
- Почему Лев Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?
- Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли, быть честными.)
Беседуя с детьми по содержанию литературного произведения, нужно использовать разноплановые вопросы. Одни вопросы помогут детям точнее охарактеризовать героев произведения.
Например, прочитав сказку «Лисичка - сестричка и серый волк», я предлагаю детям охарактеризовать лису.
- Хитрая, умная, жестокая, - говорят дети.
- И только-то? – удивляюсь я и зачитываю отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка - простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.
Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так, после чтения сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», выяснив у детей, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирую фразу из текста. В ней заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?». Дети говорят, что бывает плохо. Я предлагаю рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашиваю: «Когда же так бывает?» - добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.
Иногда на занятиях целесообразно знакомить детей сразу с несколькими произведениям, похожими по содержанию. Например, рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом - котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. Беседа проводится сразу по двум произведениям. Это формирует у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников.
Воспитанию нравственных чувств у детей способствуют и такие игры и задания, как, например: «А если бы вы имели возможность, какие бы три добрых желания загадали?» (русская народная сказка «По щучьему велению») или в игре «Цветик - семицветик», в которой детям предлагается, сорвав лепесток задумать одно заветное желание.
Наблюдая за детьми на занятиях, я заметила, что слушая литературные произведения, дети сразу же стремятся выделить положительных героев и принимают их позиции. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
Ученые утверждают, что при слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а утверждает, что поступил как Буратино. Задача педагога: показать ребёнку, что он поступил не как Буратино и что нужно сделать, чтобы быть похожим на Буратино.
Подводя итог, хочется отметить, что дошкольный период детства сензитивен для нравственного воспитания, формирования у детей нравственного поведения, а также гуманного отношения к другим людям. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.