Воспитание ценностного отношения к прекрасному, эстетического сознания

  • docx
  • 27.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала воспитание прекрасного.docx

 

«Воспитание ценностного отношения к прекрасному, этического сознания»   

Эстетическое воспитание является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования эстетическое воспитание предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития эстетических представлений благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, образную особенность восприятия и мышления, способности к обобщению и систематизации полученных представлений. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности. В этот период происходит становление самостоятельности суждений, попытки интериоризации социального опыта и формирование личного отношения к прекрасному и безобразному. Вопросами эстетического воспитания занимались: Ю. Б. Борева, 5 А. И. Бурова, Е. О. Гусева. Вопросами эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста занимались: Н. Варкин, Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских.

Эстетика (от греч. αίσθημα – чувство, чувственное восприятие) – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Предметом эстетики является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Благодаря способности к восприятию прекрасного человек привносит эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальное окружение. Художественное развитие (воспитание) ребенка – это приобщение ребенка к собственному художественному творчеству; оно предполагает выявление и развитие художественно-творческих способностей ребенка в различных областях искусства, умение оценивать то, что он создал, и предоставлять это на оценку всему миру.

Задачи эстетического воспитания:

• воспитывать интерес и мотивацию к занятию художественным творчеством;

• формировать умения видеть красоту природы, творчества, окружающей среды; отличать красивое от безобразного;

• развивать опыт эстетического восприятия.

при работе с произведениями литературного, музыкального или изобразительного искусства задачи воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях являются доминирующими.

Отбор произведений искусства (художественной литературы, видеофильмов, живописи) для работы с дошкольниками – серьезная педагогическая задача. Она особенно сложна еще и тем, что у детей картина мира находится в стадии формирования, поэтому непродуманные влияния художественных образов легко и непоправимо могут нанести ей деформацию.

В процессе эстетического воспитания используют литературные произведения, музыку, живопись, кино, театр, народный фольклор.

Архитектура, ландшафтные планировки, колористика, бытовая эстетика, прикладное искусство, чистота и опрятность группы, игрушки и  пр. – все эти объекты имеют значение для воспитания эстетического отношения к действительности.

 Очевидные средства эстетического воспитания – процесс приобщения к художественному, музыкальному, литературному творчеству, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда, привлекательное оформление групп, залов и образовательных организаций, художественный вкус. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

Формы эстетического воспитания в доу.

• Досугово-развлекательная деятельность (кукольный спектакль по сказке, фестиваль сказок, песни народов мира).

• Проекты ( "Народный костюм", "Народные промыслы").

• Конкурсы (рисунков "Наш город осенью", музыкальные сказочные сюрпризы, чтецов).

• Театрализованные представления ("Богатыри Земли русской", "Прекрасные принцессы").

• Проблемно-ценностное общение (дискуссии  "Добро и красота", "Комплимент другу"),

• Игры на развитие эмоциональности и восприятия ("Я цветок", "Прими подарок", "Разговор с обиженным зайцем", "Если бы я был игрушкой" и др., игры-пантомимы).

• Коллективные творческие дела ("День рождения только раз в году": дети дарят подарки собственного изготовления, готовят мини-поздравительную программу, устраивают чаепитие).

• Неделя творчества.

• Дни девочек и мальчиков (дети готовят и дарят стихи, песни, комплименты, маленькие сувениры, изготовленные своими руками).

 Музей, музейные уголки.

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:

-     выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

-     уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОО;

-     организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;

-     формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;

-    реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», — говорили ещё древние греки.

Поэтому мы должны окружать ребенка красотой, прекрасным! Природа, произведения искусства, литература - все это может дать нам необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях!

Очень важно понять, что не воспринятая красота не действует, она не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься ею. В таком случае красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, воплощать в жизнь.

В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность.

Внимание - есть основа первый шаг к развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, без внимания - невозможно. Обратить на себя внимание ребенка нам помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.

Педагог помогает ребенку выразиться в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом, очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет сам и как он хочет, проявляя свою фантазию.

Говоря о воспитании красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.