«Воспитание ценностного отношения к прекрасному, этического сознания»
Эстетическое воспитание является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования эстетическое воспитание предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития эстетических представлений благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, образную особенность восприятия и мышления, способности к обобщению и систематизации полученных представлений. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности. В этот период происходит становление самостоятельности суждений, попытки интериоризации социального опыта и формирование личного отношения к прекрасному и безобразному. Вопросами эстетического воспитания занимались: Ю. Б. Борева, 5 А. И. Бурова, Е. О. Гусева. Вопросами эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста занимались: Н. Варкин, Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских.
Эстетика (от греч. αίσθημα – чувство, чувственное восприятие) – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Предметом эстетики является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась.
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.
Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Благодаря способности к восприятию прекрасного человек привносит эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальное окружение. Художественное развитие (воспитание) ребенка – это приобщение ребенка к собственному художественному творчеству; оно предполагает выявление и развитие художественно-творческих способностей ребенка в различных областях искусства, умение оценивать то, что он создал, и предоставлять это на оценку всему миру.
Задачи эстетического воспитания:
• воспитывать интерес и мотивацию к занятию художественным творчеством;
• формировать умения видеть красоту природы, творчества, окружающей среды; отличать красивое от безобразного;
• развивать опыт эстетического восприятия.
при работе с произведениями литературного, музыкального или изобразительного искусства задачи воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях являются доминирующими.
Отбор произведений искусства (художественной литературы, видеофильмов, живописи) для работы с дошкольниками – серьезная педагогическая задача. Она особенно сложна еще и тем, что у детей картина мира находится в стадии формирования, поэтому непродуманные влияния художественных образов легко и непоправимо могут нанести ей деформацию.
В процессе эстетического воспитания используют литературные произведения, музыку, живопись, кино, театр, народный фольклор.
Архитектура, ландшафтные планировки, колористика, бытовая эстетика, прикладное искусство, чистота и опрятность группы, игрушки и пр. – все эти объекты имеют значение для воспитания эстетического отношения к действительности.
Очевидные средства эстетического воспитания – процесс приобщения к художественному, музыкальному, литературному творчеству, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.
Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда, привлекательное оформление групп, залов и образовательных организаций, художественный вкус. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.
Формы эстетического воспитания в доу.
• Досугово-развлекательная деятельность (кукольный спектакль по сказке, фестиваль сказок, песни народов мира).
• Проекты ( "Народный костюм", "Народные промыслы").
• Конкурсы (рисунков "Наш город осенью", музыкальные сказочные сюрпризы, чтецов).
• Театрализованные представления ("Богатыри Земли русской", "Прекрасные принцессы").
• Проблемно-ценностное общение (дискуссии "Добро и красота", "Комплимент другу"),
• Игры на развитие эмоциональности и восприятия ("Я цветок", "Прими подарок", "Разговор с обиженным зайцем", "Если бы я был игрушкой" и др., игры-пантомимы).
• Коллективные творческие дела ("День рождения только раз в году": дети дарят подарки собственного изготовления, готовят мини-поздравительную программу, устраивают чаепитие).
• Неделя творчества.
• Дни девочек и мальчиков (дети готовят и дарят стихи, песни, комплименты, маленькие сувениры, изготовленные своими руками).
Музей, музейные уголки.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:
- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОО;
- организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;
- реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», — говорили ещё древние греки.
Поэтому мы должны окружать ребенка красотой, прекрасным! Природа, произведения искусства, литература - все это может дать нам необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях!
Очень важно понять, что не воспринятая красота не действует, она не существует. Но она есть, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься ею. В таком случае красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, воплощать в жизнь.
В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность.
Внимание - есть основа первый шаг к развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, без внимания - невозможно. Обратить на себя внимание ребенка нам помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.
Педагог помогает ребенку выразиться в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом, очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет сам и как он хочет, проявляя свою фантазию.
Говоря о воспитании красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.