«Воспитание в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями: содержание, модели, методики».
Оценка 4.9

«Воспитание в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями: содержание, модели, методики».

Оценка 4.9
docx
20.01.2022
«Воспитание в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями: содержание, модели, методики».
мо кл.рук декабрь-21 г..docx

     Выступление на МО кл. руководителей: «Воспитание в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями: содержание, модели, методики».

Выполнила  Кислова Л.Г.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», новые государственные образовательные стандарты определяют необходимость внедрения в учебно-воспитательный процесс современных технологий и методов. Именно технология позволяет обеспечивать достойный уровень образовательных результатов. Образно говоря, технология - это путеводная нить в мире разнообразных и очень непростых образовательных процессов, позволяющая обеспечивать высокую стабильность результатов и успехов в обучении, воспитании и развитии обучающихся.

Педагогическая технология - это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Другими словами - педагогическая технология - это профессиональное искусство прикосновения к личности в момент взаимодействия с ней. Впервые понятие «прикосновение к личности» ввел в педагогический лексикон А.С. Макаренко, педагог поразительного таланта и удивительной способности индивидуализировать педагогические взаимодействия с детьми на фоне общеустановленных и принятых социально ценностных традиций коллективной жизни.

Педагогические технологии различаются      

u по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

u по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств);

u по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

u по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

u по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

Педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой, т.к. в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике.

Внедрение технологического подхода в практике образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например, законы физики, состав вещества или правописание безударных гласных не зависят от воли и отношения к ним учащегося). Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися, и они требуют от педагога умения вести за собой учащихся, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог. Поэтому в педагогической литературе можно встретить мнения против тезиса о технологизации воспитания – утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией, с одной стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов снабдить учителя – воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Поэтому господствует индивидуальное мастерство, но постепенно оно уступает место «коллективному» мастерству, концентрированным выражением которого является технология.

Существует множество современных педагогических технологий, которые можно и нужно использовать в обучении и воспитании умственно-отсталых детей. Все их невозможно рассмотреть в рамках педсовета. Вот некоторые из них:

 

- гуманно-личностные технологии;
- технологии сотрудничества;
- технологии свободного воспитания;
- технология педагогического общения;
- технология педагогического разрешения конфликта;
- технология предъявления педагогического требования;
- технология педагогической оценки поведения и поступков детей;

- технология индивидуального рефлексивного самовоспитания;

- технологии воспитания на основе системного подхода;

- технология самосовершенствования личности школьника;

- технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова;
- технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского.

 

В настоящее время широко применяются педагогические технологии авторских школ: технология «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, модель трудового воспитания А.А. Католикова, авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина).

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов.

Для руководства школы при выборе воспитательных технологий важно учитывать следующее:

— соответствие технологии концепции воспитания (в том числе предмету воспитания), реализуемой в данной школе;

— системную совместимость технологии с воспитательным процессом своей школы;

— достаточную управляемость, наличие диагностического инструментария;

— сравнимость по результатам новой технологии с использованной ранее;

— наличие данных о воспроизводимости воспитательной технологии в опыте других образовательных учреждений (особенно у близких по профилю деятельности).

Слагаемые педагогической технологии определяются функциями педагога во время взаимодействия с обучающимися. Педагог передает информацию, вступает в общение, организует групповую работу, создает соответствующий психологический климат в группе, предъявляет вполне определенные требования в момент совместной работы в согласии с нормами культурной жизни, разрешает конфликты. Ему приходится производить этическую защиту, он подбирает воспитательные средства, он вынужден прослеживать и выстраивать педагогическую позицию по отношению к учащимся в разные моменты взаимодействия с ними... И все это производится с использованием ресурсов психофизического аппарата педагога: голоса, мимики, пластики, темпоритма движений, а также платья, завершающего внешний облик.

Примером технологии воспитания является технология организации «ситуации успеха» (идеи Н.Е. Щурковой):

- культивирования настроения доброжелательности;

- снятие страха перед деятельностью;

- скрытая помощь;

- авансирование ребенка (термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;

- усиление мотивов деятельности;

- педагогическое внушение;

- педагогическая оценка.

По определению Н.Щурковой, педагогическая технология - это система профессиональных операций, позволяющих педагогу тонко прикоснуться к личности ребенка, чтобы вовлечь его в деятельность и проживание ценностных отношений. Каждый педагог, работающий с детьми, владеет своей системой методов и средств, все чаще в последнее время называемых технологиями. На мой взгляд, важнейшей из них является технология педагогической помощи ребенку в решении проблемы.

Специальная (коррекционная) школа не является замкнутым пространством, не подверженным изменяющимся условиям, что отражено и в Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому и в специальных (коррекционных) школах стали применяться современные развивающие технологии обучения и воспитания, цель которых не передача готовых знаний, а развитие самостоятельной, творчески мыслящей, социализированной личности с максимально доступным для ребёнка с ОВЗ уровнем жизненной компетенции.

Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.

При работе с детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребенка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания – максимально возможное введение их в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно.

Внеурочная деятельность в классе организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно-активными и статистическими занятиями. Форма их проведения полностью отличается от урочной системы обучения: это кружковая работа, занятия с логопедом, с психологом, классные часы, спортивные мероприятия, общешкольные мероприятия. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продленному режиму дня, дополнительные занятия оценивают, как возможность развития творческих способностей детей.

Перед классным руководителем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника.

Основной целью воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.

Перед учителем начальных классов стоит одна из важнейших задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника и развитие творческой личности.

Учитель выполняет три взаимосвязанные функции:

- забота о развитии каждого ребенка;

- помощь в решении возникающих проблем;

- организация разнообразной деятельности в классе.

Исходя из этого, можно выделить современные технологии или элементы которых возможно применять в учебно-воспитательном процессе в коррекционной школе VIII вида:

1. технология разноуровневого (дифференцированного) обучения и воспитания;

2. игровые технологии;

3. здоровьесберегающие технологии;

4. информационно-коммуникационные технологии;

5. коллективно-творческое дело.

6. нравственное воспитание.

Самой главной является прежде всего - технология здоровьесберегающая. Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам его сохранения.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация занятия. На наших занятиях стараемся, чтобы происходила смена деятельности для увеличения восприятия материала учащимися. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводим физкультпаузы, эмоциональные разрядки, зарядки для глаз, минутки для шутки, рефлексию. Использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Последовательно и целенаправленно проводим воспитательную работу по формированию здорового образа жизни, физического самовоспитания, с целью снижения заболеваемости и искоренения вредных привычек. Формируем гигиенические навыки. Учим соблюдать в кабинете порядок и чистоту. Применяем частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса к изучаемому материалу и предупреждения утомляемости. На занятиях стараемся поддерживать спокойную деловую атмосферу.

Просветительская работа с детьми включает в себя проведение тематических бесед, практических занятий, конкурсов рисунков. Здоровьесберегающие технологии используются и во внеурочной деятельности. Учащиеся начинают свой день с зарядки, проводятся подвижные игры. А игры с конструктором доставляют детворе не только удовольствие, но и укрепляют мышцы, развивают крупную моторику, координацию движений, укрепляют опорно-двигательной системы, развивают координацию движений.

Ну и конечно, мы понимаем, что нашим детям нужны положительные эмоции, и что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальное сопровождение, небольшое стихотворение. Потому что учащийся, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Технология нравственного воспитания способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке личностных качеств, свойственных воспитанному. Развитие и становление у воспитанников гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На занятиях стараюсь воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения». На занятиях применяю презентации на нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития учащихся.

Наши дети учатся в условиях «инклюзии», поэтому воспитание толерантности для нас очень актуально. Поначалу часто приходилось объяснять, почему к ним предъявляют разные требования, почему даются разные по сложности задания, почему иногда надо помочь своему однокласснику или не обижаться на что-то…

Формируя у обучаемых представления о дружбе и доброте, демонстрирую мультфильмы или отрывки из них. После просмотра и обсуждения увиденного закрепляем полученные знания через моделирование реальных ситуаций и игры.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ).

К такой деятельности относятся классные и информационные часы, сопровождаемые компьютерными презентациями. Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. Таким образом, использование ИКТ дает новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на ребенка, позволяет оптимизировать воспитательный процесс, повысить его эффективность.  

Достоинства ИКТ:

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7.  Повышают качество педагогического труда.

8. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий.

Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Игровые технологии — включают достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Данная технология наиболее успешно реализуется в начальной школе, где дети еще играют, верят в сказку и добро. Игровые технологии используются при проведении классных часов и при проведении праздников. Существуют определенные требования, которые необходимо учитывать, когда мы говорим о реализации педагогических технологий. Это, во-первых, максимальный учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся; во-вторых, деятельностный характер обучения и воспитания. Восточная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и запомню, вовлеки меня – и я научусь». Давно известно, что необходимым видом деятельности, в процессе которого отражается накопленный учащимися жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности, является игра. Игра является важным средством самовоспитания. Развивается умение работать в группе, часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности. Участие школьников в разыгрывании ситуаций имеет большое значение для развития у них навыков общения. Основной характеристикой общения является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Для того, чтобы человек обратился к другому с определённой целью, необходимо наличие у первого побудительных мотивов, умения сформулировать обращение, просьбу или вопрос.

Игровое упражнение «Как бы ты поступил» было использовано на занятии по теме «Я дома. Я в школе. Я среди друзей». В процессе игры ученик должен предложить свой вариант окончания действия. Учащиеся обсуждают предложенные варианты разрешения ситуации и выбирают наиболее оптимальные из них.

Технологии КТД (коллективные творческие дела). Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к таланту. Однако этот вывод является спорным, а с точки зрения школы — недопустимым. И моя задача, как первого учителя, сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития.

Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития каждого ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста. Роль учителя — создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.

Непременное условие успеха в воспитании и обучении подрастающего поколения - совместная творческая деятельность классного руководителя, педагогического коллектива, родителей, руководителей дополнительного образования. сотрудничество с библиотекарем (библиотечные уроки). (посещения мероприятий, проводимых в соседних классах. 

Легкие и развлекательные на первый взгляд мероприятия на самом деле выполняют большую познавательную и воспитательную функцию в развитии творческой личности.

Все вышеперечисленные технологии позволяют мне учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия с ними.

Обучение и воспитание - это два взаимосвязанных процесса. Их нельзя разрывать. Процесс воспитания сложнее и труднее, чем обучение, он требует от педагога более тонкого подхода к ребенку. Это процесс постоянного творчества, где учитель должен свои знания и опыт применять к постоянно меняющимся педагогическим ситуациям. Ведь результаты воспитания обнаруживаются со временем, их нельзя заметить сразу. Поэтому труднее определить допущенные просчеты и упущения в воспитании. Для успешного проведения воспитательной работы учитель должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой.

Современные технологии позволяют нам разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.

Список используемой литературы:

1. Грабов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Класcикс Стиль, 2005

2. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе / Начальная школа, 2005

3. Комарова И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования/ Народное образование – 2006. - №2. –С. 157 – 159.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000

5. Малофеев Н.Н., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/– М.: Просвещение, 2013

6. Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной работы компоненты ФГОС/ Волгоград: Учитель, 2014
7. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей -М.,1997

8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий/- М.: НИИ школьных технологий, 2006

9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений /3-е изд, испр. и доп.- М.: Аркти, 2006

10. Шепитько Н. И. Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС / Молодой ученый — 2015 — №22. — С. 882-884.

11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология /- М.: Педагогическое общество России, 2005

Интернет - источники:

1.                 https://moluch.ru

2.                 http://bebiklad.ru/wp-content/uploads/risuem-po-kletkam.bmp

3.                 http://rusvesna.su/sites/default/files/styles/orign_wm/public/shkola_14.jpg

4.                 https://previews.123rf.com/images/serezniy/serezniy1305/serezniy130500587/21522184-Portrait-of-teacher-woman-near-chalkboard-in-classroom-Stock-Photo.jpg

5.        https://previews.123rf.com/images/avesun/avesun1203/avesun120300076/12920532-Crazy-chemist-woman-with-disheveled-hair-and-vial-in-hands-Stock-Photo.jpg

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Выступление на МО кл. руководителей: «

Выступление на МО кл. руководителей: «

Поэтому в педагогической литературе можно встретить мнения против тезиса о технологизации воспитания – утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой,…

Поэтому в педагогической литературе можно встретить мнения против тезиса о технологизации воспитания – утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой,…

Слагаемые педагогической технологии определяются функциями педагога во время взаимодействия с обучающимися

Слагаемые педагогической технологии определяются функциями педагога во время взаимодействия с обучающимися

Внеурочная деятельность в классе организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно-активными и статистическими занятиями

Внеурочная деятельность в классе организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно-активными и статистическими занятиями

Использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с

Использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с

Таким образом, использование ИКТ дает новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на ребенка, позволяет оптимизировать воспитательный процесс, повысить его эффективность

Таким образом, использование ИКТ дает новый спектр форм, методов, приемов, средств воспитательного воздействия на ребенка, позволяет оптимизировать воспитательный процесс, повысить его эффективность

Игровое упражнение «Как бы ты поступил» было использовано на занятии по теме «Я дома

Игровое упражнение «Как бы ты поступил» было использовано на занятии по теме «Я дома

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2022