Воспитание души по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 8-й класс
Цели:
• Выработать этические представления о духовном становлении личности, обсудить разные трактовки понимания души;
• содействовать укреплению духовных качеств: нравственности, оптимизма, сострадания, милосердия;
• создать условия для самораскрытия личности, формировать и развивать у учащихся умение выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, развивать мышление.
(Слайд 2)
Вид: синтетический (изучения и обобщения)
Воспитание души по повести.doc
Воспитание души по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
8й класс
Цели:
Выработать этические представления о духовном становлении личности, обсудить разные
трактовки понимания души;
содействовать укреплению духовных качеств: нравственности, оптимизма, сострадания,
милосердия;
создать условия для самораскрытия личности, формировать и развивать у учащихся умение
выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, развивать мышление.
(Слайд 2)
Вид: синтетический (изучения и обобщения)
Методы и приемы: беседа по вопросам, комментарий учителя, сообщения учеников, сравнительный
анализ, элементы технологии “дебаты”, рефлексия: письменный ответ на вопрос.
Оборудование, ПО и медиаматериалы:
Компьютеры с ОС Windows XP и установленным пакетом Microsoft Office (PowerPoint, Word,
Paint, Picture Manager), Adobe Photoshop;
Интерактивная мультимедийная система, включающая в себя мультимедийный проектор,
интерактивную доску Smart Board, специальное программное обеспечение Smart Notebook,
установленное на ПК; презентация, составленная в программе MS Power Point
Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу обобщить свой опыт по теме “Воспитание души по повести
“Капитанская дочка”. Помимо того, что мы воспитываем детей на каждом занятии, мы берем отдельные
уроки, которые полностью посвящены нравственному становлению личности. Например, такие уроки
как: “Смысл эпиграфа повести “Капитанская дочка”, “Тема милосердия в повести “Капитанская
дочка”, “Духовнонравственное развитие в повести “Капитанская дочка”.
Однако одной из заключительных, обобщающих тем при прохождении повести А.С. Пушкина я беру
тему: “Воспитание души по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. На примере этих героев
стараемся воспитывать духовное начало в наших учениках. Данный мастеркласс один из примеров
такого урока.
(Слайд 2)
Слово учителя. Здравствуйте, дорогие мои ученики. Сегодня у нас заключительный урок по повести
“Капитанская дочка” А.С.Пушкина. На уроке мы обобщим знания по некоторым понятиям,
сложившимся у нас в процессе прохождения повести.
Но сначала объясните мне, как понимаете следующие высказывания наших современников. (Слайд 3,4)
1. “О душе человека люди судят по его повседневным делам.” (Ямамото Цуиэто – современный
китайский писатель.)
2. “Правы всетаки материалисты у нынешнего человека нет души. Ибо отдана она полностью работе,
развлечениям, тряпкам, наживе...” (Аврелий Марков – любитель литературных миниатюр, проживающий
в Латвии (Риге).) (Учащиеся объясняют, как они поняли высказывания).
Учитель. Что такое духовность? Человек, будучи очень интересным существом, порой ставит сам
перед собой вопросы, на которые ответы (прямые) найти невозможно. Что есть время? Есть ли конец у
Вселенной? Что такое разум? И, наконец, а что такое душа, о которой порой так много говорят, к
которой порой “обращаются”? Я считаю, что каждый для себя должен дать ответ на этот вопрос (если,
конечно, Вас интересуют такие вопросы). Я же постараюсь, высказав свою мысль по этому поводу, просто навести Вас на цепочку рассуждений, в результате которых Вы можете прийти и совсем к
другому (нежели я) выводу.
(Слайд 5) Так что же такое душа? Еще в древнейшие времена люди задумывались над тем, что движет
их поступками, что заставляет их чувствовать, переживать, испытывать различные эмоции каждого по
своему. И вот именно тогда, на заре человечества, первый раз человек обратил внимание на то, что
сейчас называется душой. Душа всегда считалась внутренним содержимым каждой личности. То есть,
без души человек – это только телесная оболочка. Душа ставилась всегда на первое место в любые
времена у любых наций и народностей.
Уважаемые коллеги, а вы как думаете? Что же такое душа?
Заслушиваются ответы учащихся.
Спасибо.
Вывод: понимание души у каждого своё.
И из каждого такого понимания можно сложить общее представление о душе.
А вот какое разъяснение термина “душа” мы можем наблюдать в словарях.
(Слайд 6)
ДУША (др.евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) — духовная сущность человека, особое начало,
противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.
(Слайд 7)
Душа? (от др.рус. д?ша[1]) (греч. ????, лат. anima) — сложное понятие из области философии, религии
и психологии. Согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и
религиозным течениям, душа — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой
выражена вся природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения,
мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.
(Слайд 8)
Следовательно, душа дает начало нашей жизни и обуславливает её, способности ощущения, мышления,
сознания, чувств и воли.
Почему духовное развитие человека и его души является определяющим критерием его
жизнедеятельности?
(Слайд 9)
Духовность человека – это преобладание в человеческой душе возвышенного, наполненность добротой,
порядочностью, любовью к людям, высокая культура поведения, доскональное знание и исполнение
Законов Природы.
(Слайд 10)
Каков же механизм эволюции души человека? – Психологи утверждают, что существует 5 уровней
духовного развития. Оно проходит по определённому плану. (Слайд 11)
Согласно этому плану, человек проходит каждый этап жизни, как один урок школы вечной жизни.
Условно говоря, вечная жизнь каждого из нас разбита на несколько классов, каждый из которых имеет
свои задания, свои уроки жизни.
Как вы думаете, кто относится к первому классу. (Ответ учащихся)
(Слайд 12)
Ответ. К первому классу относятся люди, для которых темой урока является резкое снижение уровня
эгоизма. Умственное развитие таких людей находится в зачаточном состоянии, на уровне первобытного
человека.
Ко второму классу? (Ответ учащихся) (Слайд 13)
Ответ. Второй класс – люди ограниченного кругозора, их интересы не выходят за пределы семьи,
национальности, но задание им уже меняется – человек должен учиться делиться с другими.
В первых двух классах в настоящее время “обучается” большинство человечества.
К третьему классу? (Ответ учащихся)
(Слайд 14)
Ответ. Третий класс – это культурные люди, стремящиеся постичь возвышенное, с высокими идеалами,
их умственное развитие позволяет осознать единство человечества, они принимают участие в судьбах
других людей, стремятся помочь им.
К четвертому? (Ответ учащихся)
(Слайд 15)
Ответ. Четвертый класс – люди, достигшие космического сознания, осознавшие свое место во
Вселенной. Это святые, приближенные к Великим учителям.
А к пятому? (Ответ учащихся)
(Слайд 16)
Ответ. Пятый класс – люди, достигшие высокого развития души, обладая огромными способностями,
возможностями, они помогают группам людей, всему человечеству. Это Великие учителя: Христос,
Будда, Магомед, Моисей. Они воплощаются лишь по своему желанию, когда возникает реальная угроза
существованию человечества.
(Слайд 17)
Чтобы перейти в следующий класс, мы должны не только заботиться о своем телесном существовании
(как мы делаем это сегодня: холим, лелеем, одеваем, кормим свое тело), но прежде всего должны
воспитывать свою душу, заботиться о ней, совершенствовать её.
(Слайд 18)
А теперь обратимся к повести “Капитанская дочка”. Герои этого произведения заботятся ли о своей
душе, воспитывают ли её, совершенствуют ли свои человеческие качества? Для начала рассмотрим,
каков уровень духовного развития героев произведения. Как вы думаете, в каком классе школы
духовного развития находятся герои романа? Гринев, Маша Миронова, капитан Миронов и его жена,
Швабрин, Пугачев, Савельич?
Ответ. (Слайд 19) В первом классе по уровню своего умственного развития и по уровню эгоизма учится
Швабрин.
Во втором классе капитан Миронов, его жена, Савельич. (Слайд 20) А вот в третьем классе Гринев и
Пугачев. Маша Миронова находится в промежуточном состоянии между вторым и третьим классами.
Но однозначно сказать, что тот или иной герой относится именно к этому классу, мы не можем, так как
в повести автор изображает духовное становление, развитие личности.
Именно в образах Петра Гринева и Маши Мироновой мы видим процесс становления личности, их
духовное развитие.
Поговорим о Гриневе. (Слайд 21) Что вы можете сказать о Гриневе?
(Отвечают учащиеся) Он не только свидетель, но и участник происходящего вокруг него. (Слайд 22)
Духовное становление героя, признаться, довольно стойкого и прямолинейного, молодого дворянина
связано с постоянным испытанием его чести и совести. После отъезда из дома молодой барин постоянно
попадает в ситуации сложного нравственного выбора, абсолютно правильного, несмотря на жалкий
жизненный опыт. Он заключался только во фразе, сказанной сыну на прощание и вынесенной автором в
эпиграф: “береги честь смолоду”. Весь нравственный потенциал героя окончательно раскрывается во время народного бунта. За один
только день, проведенный в Белогорской крепости, Гриневу приходится несколько раз выбирать между
жизнью и смертью. Молодой, неопытный дворянин, однако, ни разу не идет на предательство во имя
спасения собственной жизни в отличие от некоторых, не столь чистых духовно, как он, героев. Но,
увидев “русский бунт”, “бессмысленный и беспощадный”, Гринев серьезно задумался о судьбе русского
дворянства. Петр приходит к мысли, что во многом его судьба зависит от отношения к “черному люду”,
умения принять этот люд если не как равный, то не лишенный самобытности и человеческого
достоинства. С точки зрения главного героя, уберечь, спасти Россию от кризиса, способно только
мирное и гуманное сосуществование сословий. А это первый толчок к расшатыванию идеального образа
монархии и самодержавия.
Самое главное, решающее и судьбоносное нравственное испытание настигает героя уже в Оренбурге.
Получив от Маши письмо, Петр должен сделать выбор между долгом и честью — спасти любимую из
осажденного города, где она оказалась в руках негодяя Швабрина или остаться в Оренбурге и
выполнять долг солдата, зная, что невинную девушку мучают, и никто не сможет придти ей на помощь.
Отчаянный призыв Маши: “вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную” стал решающим.
Гриневчеловек победил Гриневасолдата, дававшего присягу императрице. Он решился уехать из
Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева.
Понятие чести для Гринева превыше всего. Он воспринимает честь как человеческое достоинство,
единство совести и внутреннего убеждения в своей правоте.
Подобное понимание чести было и у отца главного героя, и у капитана крепости, отца возлюбленной
Петра.
Каков капитан Миронов? (Ответ учащихся)
Ответ. Образ капитана Миронова не однозначен. Мы видим духовное становление, рост и этого героя.
Если перед нами сначала предстает простой семьянин капитан заброшенной, не действующей крепости,
то во время казни мы видим преданного своему долгу и чести, своей Родине и императрице офицера.
(Слайд 23)
А Маша Миронова? (Ответ учащихся)
Ответ. Маша Миронова воплощение гармонической ясности. Она существует для того, чтобы
вносить во все свет, любовь. Это простая русская девушка “лет осьмнадцати”, с самой обыкновенной
внешностью: “круглолицая, румяная, со светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши”, но за
этой простотой таится настоящее нравственное богатство. В Маше столько нежности и мягкости, что
трудно и предположить б ней внутреннюю твердость и решительность. В той обстановке, в которой она
росла, ей неоткуда было получить ни образования, ни умственного развитии. Ее речь показатель
невысокой культуры: “Я так и обмерла”. Но, несмотря на это, она обладает неким нравственным чутьем
и поэтому чувствует неискренность, нравственный изъян в Швабрине, который к ней сватается. А вот
Петр Гринев сразу вызывает в ней симпатию и расположение, она не может не заметить его искренность
и чистоту души. (Слайд 24)
Сильно привязавшись к Петру Гриневу, любя его всем сердцем, она отказывается выйти за него замуж
без благословления его родителей: она понародному, попатриархальному верит в судьбу, не хочет
начинать семейную жизнь с нарушения устоев, с обиды дорогих для нее людей. “Без их благословения не
будет тебе счастия”, говорит она Гриневу. Она готова покориться “воле господней”, нежели причинить
комулибо боль или страдание. В ее отношениях к людям нет ни тени эгоизма, расчета.
(Слайд 25) Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость, решительность и смелость в
борьбе против посягательств Швабрина и в спасении Гринева. Ради спасения любимого человека, сама
недавно пережившая трагедию гибели родителей, Маша совершает невозможное. Она добивается
свидания с Екатериной II, от которой ждет высшей справедливости в решении вопроса о признании
невиновным ее жениха Петра Гринева.
Честь в романе — мерило человечности и порядочности героев, их нравственности и душевной чистоты.
Разница в отношении к чести и долгу развела на противоположные стороны барьера Гринева и
Швабрина.
Как вы представляете себе Швабрина? (Ответ учащихся) Ответ. Швабрин эгоист, думающий только о себе, о своем социальном положении, о своей выгоде, о
своих чувствах. Поэтому становление его души не продвинулось выше первого класса. Умственное и
духовное развитие его находится в зачаточном состоянии. (Слайд 25)
Каких людей много в нашем обществе? Таких, как Гринев и Маша Миронова, или же таких, как
Швабрин?
Ответы учащихся.
(Слайд 27) Современное общество стало более холодным и жестоким. Почему это так? (Ответ
учащихся) А теперь посмотрим, правы ли вы?
(Слайд 28) Мы не уделяем внимания своей душе, не развиваем ее, не воспитываем, а заботимся лишь о
своем телесном существовании. Поэтому редко кто уже говорит о душе, задумывается над данным
феноменом (не побоюсь этого слова). Но все же душа есть у каждого человека, и он к ней так или иначе
обращается, причем делает это постоянно, осознанно или же нет. Задумывались ли Вы, почему один
человек более стеснителен, чем другой, или же более бесстрашен? Это качества характера, наверное,
скажут многие. А что такое характер? Это по сути все та же душа, только с научной точки зрения.
Сейчас каждый из вас возьмет из коробки афоризмы, комуто достанутся пословицы и поговорки.
Попробуйте их объяснить их. Но для начала скажите, что такое афоризм, пословица и поговорка
Ответ. Афоризм – это высказывание великих мыслителей, героев произведений.
Пословица – это краткое мудрое изречение.
Учащиеся берут бумаги с афоризмами и объясняют их.
Спасибо большое за ваши ответы.
Заключительное слово. (Слайд 29) Таким образом, духовное развитие для каждого из нас определено
свыше, но скорость его духовной эволюции зависит от степени прилагаемых усилий. Если эти усилия
будут недостаточны, то в первых двух классах земного обучения они проведут большую часть своих
жизней, испытывая постоянные физические, моральные страдания. Если усилия человека будут
направлены на интенсивное духовное развитие, то это позволит ему большую часть жизни прожить в
гармонии со Вселенной, не испытывая физических, духовных неудобств. Эти усилия, направленные на
ускорение духовной эволюции, называются самосовершенствованием.
(Слайд 30) Из этого следует вывод: смысл жизни человека на Земле – самосовершенствование, а цель
его земного воплощения – достижение как можно более высокого уровня развития души посредством
самосовершенствования.
Домашнее задание. (Слайд 31) Привести примеры героев из других произведений. Показать их
духовное развитие или же деградацию личности.
Воспитание души
Воспитание души
Воспитание души
Воспитание души
Воспитание души
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.