Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии
Оценка 4.7

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
география
5 кл—11 кл
08.03.2019
Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии
Из опыта работу учителя географии. Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами естественнонаучных предметов. Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии. Методы, формы, способы, приемы обучения, способствующие воспитанию нравственной, экологически сознательной личности. Использование урока географии, как инструмент в деле воспитания экологического сознания, нравственного отношения к миру.
воспитание.docx
БОУ г. Омска «СОШ №32» Тема: Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии Учитель географии Расторгуева Елена Алексеевна Омск 2018 Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие Я.А. Каменский  Стремительное   развитие   человеческой   цивилизации   приносит   огромное количество   благ   и   удобств.   Делает   жизнь   человека   все   более   комфортной. Открывает   новые   возможности,   расширяет   горизонты.   Научно­технический прогресс влечет рост качества и уровня жизни.  Современная бытовая, цифровая техника, средства связи, средства передвижения и прочие блага нынешней жизни привели   к  перестройке   ментальности,   смене   целей,   ценностей,   ориентаций индивидов.  Материальный   достаток,   бытовой   комфорт   становятся   главной жизненной   целью.   Происходит   падение   нравственных и   духовных   принципов. Сделать свою жизнь лучше –   вот основная цель современного человека. И он стремится достичь ее любыми средствами.  Социолог Ю. Рюриков сказал о том, что   над   человечеством   нависли   три   дамокловых   меча:   атомная   смерть, экологическая   катастрофа   и   меч   эгоизации   людей,   их   нравственного вырождения   [2].   А   значит,   каждый   современный   учитель   должен   чётко понимать, что перед ним стоит задача не только научить детей своему предмету, но   и   воспитать   достойных   членов   общества,   осознающих значимость собственной   личности   в   этом   обществе.   Личность,   обладающую   умением   и желанием реализовывать себя не только для собственного блага, но и для блага своей   страны   и   человечества   в   целом.  Д.А.   Медведев   сказал:   «Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни   народа,   передает   новым   поколениям   ценности   нации».  На   уроках географии учитель имеет много возможностей для реализации данной задачи. Ведь   география   как   предмет   синтезирует   знания   из   области   естественных   и общественных  наук.  Обучающиеся  через   школьный  курс  предмета   географии научатся понимать и уважать людей, другую культуру, понимать свое место и роль в жизни и окружающей природе, формировать такие качества, как чувство любви   к   нашей   Родине,   к   ее   просторам,   людям,   живущим   в   ней. География является   предметом,   направленным   на   понимание   человеком   важности взаимодействия с природой и рассматривает человека не как объект изучения, а как   действующий   фактор.   География   изучает   огромную   преобразовательную деятельность человека, и здесь важно показать ответственность человека за его действия,   за   уничтожение   биологических   видов,   за   загрязнение   окружающей среды,   за   глупость   и   недальновидность.   Но   как   это   показать?   Именно   для решения   этой   проблемы   я   выбрала  методическую   тему   своей   работы: «Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру».   Что такое нравственность?  Нравственность –  это внутренние, духовные качества,   которыми   руководствуется   человек,   этические   нормы,   правила поведения,   определяемые   этими   качествами   [1].   Нравственность   –   чуткое отношение к близким, это любовь, дружба, бережное отношение к природе, к своей   Родине.   Это   понимание   красоты   взаимоотношений:   взаимоотношений человек­человек, человек­природа. Тут понятие морали тесно переплетается с понятием   экологического   сознания.  Экологическое   сознание –   способность понимания   неразрывной   связи   человеческого   сообщества   с   природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной   среды   и   использования   этого   понимания   в   практической деятельности. К   сожалению,   как   отдельный   предмет   экология   в   нашей   школе   не изучается. Поэтому у обучающихся зачастую происходит смешение и подмена понятий «экология», «состояние среды», «охрана природы». Исходя из этого, считаю тему своей методической работы актуальной в современной школе.  Уровень   экологической   культуры   –     один   из   критериев   цивилизованности общества,   своего   рода   показатель,   насколько   человек   готов   пожертвовать своими интересами ради интересов потомков. Экологическое   и   нравственное   воспитание   –   непрерывный   процесс,   в который включены все институты образования: семья, дошкольные учреждения, школа,   ВУЗ.   В   школе   экологическое   образование   носит   междисциплинарный характер, включается в изучение многих учебных дисциплин: природоведения, географии,   биологии,   химии,   физики   и   др.   Но   география   по   сравнению   с другими   учебными   дисциплинами   отличается   большей   экологизацией.   В школьном   образовании   курс   географии   –   единственный   предмет, рассматривающий   экологические   проблемы   на   3­х   уровнях:   глобальном, региональном и местном (на основе краеведческого).  В   начальных   классах   на   уроках   окружающего   мира   обучающиеся получают знания о компонентах природы, о цикличности явлений в природной среде. В среднем звене понимают многообразие отношений «человек – природа» и   осознают   последствия   этих   отношений   в   виде   различных   экологических проблем. В старших классах, владея такими мыслительными операциями, как анализ, обобщение, сравнение и т. д., учащийся может оценить хозяйственную деятельность человека, не только осознать наличие экологических проблем, но и выявить причины их возникновения, предложить и обосновать пути их решения. Содержание   школьного   курса   географии   располагает   объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентаций. Разнообразные формы и методы   работы,  их   варьирование   позволяет   поддержать   интерес   к   предмету, переключать   внимание   учащихся,   предупреждая   утомление   и   перегрузку, сберегая их здоровье.  Наиболее   распространенная   форма  –   комбинированный   урок,   где   есть возможность совместить изучение новой темы и самостоятельную деятельность учащихся.   Экскурсии необходимы при изучении начального курса географии. При изучении   рельефа,   климата,   природных   и   антропогенных   комплексов, ландшафтов. Для экологического и нравственного образования важное значение имеет работа на местности по оценке воздействия  человека  на окружающую среду.   На   их   основе   у   школьников   вырабатываются   привычки   правильно, критически   оценивать   других   людей, соответствующую законам природы и общества.    выбрать   линию   поведения,   Исследовательский  метод  хорошо  работает  при   изучении  темы «Воды суши».   Ребята   выполняют   исследовательскую   работу   по   определению прозрачности, цвета и запаха проб воды из реки Иртыш, школьного водопровода, на основе чего делают выводы о состоянии внутренних нашего региона.  Игровой метод используется мной в разделе страноведение. Виртуальное путешествие по странам мира позволяет обучающимся глубже погрузиться в тему,   осознать   многообразие   стран   в   мире   и   узнать   о   самобытности   разных народов, что позволяет воспитывать толерантность, уважительное отношение к чувствам и ментальности других людей. Выполнение практических работ позволяет применить знания и умения в деле,   что   обеспечивает   взаимосвязь   науки   с   жизнью,   показывает   ребятам необходимость   образования   и   приобретения   знаний   для   дальнейшего полноценного существования. Метод проектов незаменим при изучении географии, позволяет развивать творческий потенциал обучающихся. Имеет большое воспитательное значение в формировании   экологического   мировоззрения   при   изучении   таких   тем,   как, например,   «Загрязнение   окружающей   среды   и   экологические   проблемы»; «Гидросфера,   атмосфера,   литосфера   и   меры   борьбы   с   их   загрязнением»; «Глобальные проблемы человечества» и многие другие. В процессе подготовки и защиты проекта закладываются основы ценностных ориентаций обучающихся, понимание   ими   взаимосвязей   между   отдельными   компонентами   природы, человеком   и   окружающей   средой,   формируются   понятия   о   рациональном использовании   природных   ресурсов,   о   влиянии   деятельности   человека   на природу,   взаимосвязи   между   здоровьем   человека   и   состоянием   окружающей среды. Большое   воспитательное   значение   имеют   и   творческие   работы обучающихся.  Рисунки,  фотографии,  экологические плакаты,  газеты, макеты, поделки, слоганы, стихотворения, видеоролики заставляют ребят размышлять, анализировать,   сопоставлять   различные   источники   информации,   развивают эстетические   чувства  окружающему миру. эмоционально­положительного   отношения   к Сообщения   и   рефераты,   рассказы   о   тяжелом   труде   полярников,   об известных путешественниках, о трудностях исследования Земли и т.п. помогают воспитать чувство ответственности, мужество, силу воли и другие нравственные компоненты на уроках географии.  Показ слайдов и видеофильмов с изображениями загрязненных мусором   уничтоженных   деятельностью   человека, природных   объектов,   мест, превращенные в безжизненные пустыни леса и поля, или нетронутых уголков тайги,   неповторимых   ландшафтов   нашей   планеты   усиливают   чувства, затрагивают эмоциональную сферу мышления обучающихся.  Несомненно, что через отношение к человеку и природе формируются такие ценностные качества личности, как честность, доброта, порядочность, трудолюбие.                            «Историческая справка» при изучении географии России позволяет формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических  ценностей.  Так, изучая  тему «Границы  России», мы  говорим  о Чудском   озере,   через   которое   проходит   граница   с   Эстонией.   Изучая   тему «Формирование   территории   России»,   говорим   о   М.В.   Ломоносове   и   его пророчестве о том, что «Российское могущество Сибирью будет прирастать». Обучающиеся   получают   возможность   проанализировать   дальновидность   этих слов и почувствовать гордость за свою малую Родину.  Групповая работа эффективна в достижении учебных и воспитательных целей. Она развивает коммуникабельность, ответственность, «чувство локтя». Велика и роль внеурочной работы в изучении географии. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало ярких, увлекательных страниц географической науки. Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к предмету географии.   Поэтому  я  не  вижу  разницы  в  занятиях  на  уроке и  внеурочных занятиях.   Внеурочная   деятельность   продолжает   работу,   начатую   на   уроках. Расширяет   кругозор   ребят,  формирует   экологическое   сознание,  воспитывает, позволяет   обобщить   полученный   на   уроках   опыт.   Так,   в   среднем   звене дисциплина «Живая география» знакомит обучающихся с законами природы, отношениями между людьми и природой, основами экологического поведения. В старших классах курс «География Омской области» дает возможность узнать географию   своего   края,   проблемы,   перспективы   развития,   а   также сформировать уважительное и бережное отношение к своей малой родине. Ребята   с   большим   удовольствием   принимают   участие   в   предметных неделях   географии   и   экологии,   в   школьных   и   муниципальных   олимпиадах,   Урочная   исследовательская   деятельность экологических   конкурсах. продолжается индивидуальными и групповыми исследованиями, выступлениями на   конференциях   и   конкурсах.   В   пример   можно   привести   следующие выступления: 1.Областная   научно­практическая   конференция   «Исследователи   природы». Тема: Вода на Земле 2.Городская конференция обучающихся 5­11 классов «Шаги в науку».   Тема: Вода – исчерпаемый ресурс: проблема рационального использования 3.Конкурс исследовательских краеведческих работ, посвященный памяти М. Е. Бударина. Направление: Летопись родного края. Тема: История села Шефер. 4. Областная научно­практическая конференция школьников «Шаги в науку». Тема: «Исследование исторического, хозяйственного и экологического значения Шеферского болота». 5.   Научно­практическая   конференция   школьников.   Тема:   Развитие рекреационного хозяйства в Омской области. 6. Научно­практической конференции школьников. Тема: Новогодние елки: дань традиции или ущерб окружающей среде?  7. Конкурс проектов. Тема: их именами названы улицы города Омска. Таким образом, урок географии является очень хорошим инструментом в деле воспитания экологического сознания, нравственного отношения к миру. Литература: 1.   С.И.   Ожегов.   Толковый   словарь   русского   языка.  URL: https    ://   slovarozhegova  .  ru   /  word      .  php   ?  wordid  =17288// (дата обращения 22.11.2018)   2. Ю. Рюриков. Мед и яд любви (Семья и любовь на сломе времен – I). URL: https://bookap.info/popular/rurikov/gl3.shtm // (дата обращения 22.11.2018).

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии

Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2019