Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности
Оценка 4.7

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Оценка 4.7
Семинары
doc
классное руководство +1
Взрослым
05.03.2018
Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали,- значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране» Д.С. Лихачев«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали,- значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране» Д.С. Лихачев
Воспитание гражданской эдентичности.doc
Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности Камыкина В.Н., учитель начальных классов МОУ  «Гимназия № 12» г. Саранска   вещах, «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые  фотографии  своих родителей,   не   ценит   память   о   них, оставленную   в   саду,   который   они возделывали,   которые   им принадлежали,­ значит, он не любит их. Если   человек   не   любит   старые   улицы, пусть даже и плохонькие, ­ значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, ­ он, как правило, равнодушен к своей стране» Д.С. Лихачев Академик. Формирование социально активной личности, ее гражданских качеств предусматривает знание и уважение исторического прошлого, современной действительности   своего   и   других   народов,   ориентацию   в   политико­ правовых,   национальных,     религиозных   вопросах,   приобщение   к культурным и духовным ценностям своего народа, а главное – осознание себя частью этого процесса. Отказавшись  от старых догм и лозунгов в воспитании, мы не имеем право отказаться от воспитания в душах и умах детей вечных человеческих ценностей,   среди   которых   любовь   к     Родине,   патриотизм.   Мы   имеем уникальную   возможность   успешно   решать   эти   проблемы   воспитания личности.   Саранск   ­     наш   родной   город   с   неповторимой   многовековой историей, традициями, с величайшим  научным и культурным потенциалом, со всеми поколениями горожан, которые творили великую историю своего народа, своей Отчизны. Одна из важнейших задач школы – помочь подрастающему поколению определиться в этом мире, почувствовать себя жителем города, в котором он проживает, и  подготовить юных горожан творческому созиданию. В основе воспитания жителя нашего города – взгляд на Саранск как на мир особой культуры,    соединивший     в    себе    Восток и Запад,   как на  социально­пространственную   систему,   несущую   в   себе   могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом – восприятие, сохранение и развитие духовной культуры   Саранска   как   величайшей   исторической   ценности,   имеющей общенациональное значение. Одним   из   ведущих   факторов   формирования   исторического   и патриотического   сознания   детей   является   краеведение.   Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом   общества:   чем   полнее,   глубже,   содержательнее   будут   знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.        Основные   задачи   патриотического   воспитания   детей   младшего школьного возраста: ­ организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире,   свойственных цивилизованному человеку;   характера   мышления,   стиля   поведения, ­   формировать   у   учащихся   эмоционально­   ценностные   ориентиры   через осмысление   истории   культуры   Саранска   в   контексте   национальной, российской, европейской и мировой культур;  ­   содействовать   социальной   адаптации   школьника,   сохранению   его индивидуальности   в   условиях   современного   мегаполиса,   освоению   им городского пространства и формированию своего города; ­   воспитать   в   молодом   жителе   Саранска   реалистичность   взглядов   на современные проблемы города, на состояние окружающей среды, привлечь младших школьников к исследованиям и оценке состояния и перспектив развития города и его инфраструктуры; ­ подготовить младших школьников к активному и творческому участию в развитии и благоустройстве родного города; ­ развивать у учащихся навыки здорового образа жизни, готовить здоровое поколение жителей Саранска. Создание   этой   программы   –   шаг   к   проявлению   в   школе саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все: и учителя, и учащиеся, и родители – стали бы полноправными субъектами воспитания. Реализация   этих   задач   в   начальной   школе   предусматривает   предполагая перспективный   тип   педагогического   управления, разнообразную,   достаточно   свободную,   творчески     самоуправляемую деятельность   ученика,   сотворчество,   партнерское   взаимодействие,   что способствует развитию творческой личности способной к саморазвитию.   Основные цели работы: ­  прививать   истинную   любовь   к   родному   языку   как   к   культурному достоянию нации, гордость за него; ­ воспитывать   у  учащихся  начальных  классов  чувство  гордости  за  свой город, его богатейшее культурное и духовное наследие, желание сохранить и приумножить его культурные традиции;  ­   дать   возможность   учащимся   своим   творчеством   и   делами   проявить любовь к родному городу, подготовить для него свой подарок; ­   познакомить   с   историческими   и   культурными   традициями   города   как частью общемировой цивилизации; ­   создать   представление   о   Саранске   как   центре   мордовской   и   русской культур.        Основные направления работы: 1   направление­   «Сказание   о   земле   Саранской»­  это   знакомство   с родным   городом,   изучение   его   исторического   прошлого.   Стратегия знакомства с городом может быть разной, но организовать это знакомство важно   не   только   в   информационно­просветительском,   но   и   в эмоциональном,   и   в   поведенческом   плане.   Необходимо   помочь школьникам   ощутить   и   пережить   единение   с   городом,   который   для каждого – свой и неповторимый. ­ книжный  стенд «Моя любимая книга о Саранске»; ­ фотовыставка «С чего начинается Родина…»­ фотографии любимых мест Саранска; ­ конкурс рисунков «Мой любимый Саранск»; ­ викторина по истории Саранска; ­ сбор иллюстраций, фотографий, книг, песен, стихов и др. о Саранске. 2   направление­   «Родники   моей   Родины»­  предполагает   приобщение детей младшего школьного возраста к культурному и духовному наследию, которое  несет  в себе  огромный  воспитательный  потенциал.  Это  прежде всего   воспитание   художественно­эстетического   вкуса   школьников, нравственности,   этики   поведения, патриотизма на основе многовековых национальных   традиций   и   народной   мудрости   наших   славных   предков. Данное   направление   включает   также   развитие   индивидуальных художественных способностей учащихся, стимулирует их творчество. ­ «Саранск­ колыбель мордовской литературы»; ­ «Саранск­ центр взаимопроникновения и взаимообогащения культур»; ­ творческое конструирование «Мордовские национальные узоры»; ­ настольный кукольный театр; ­ «Оденем куклу в мордовский национальный костюм»­ игра–творчество; ­ экскурсия в Саранский зоопарк; ­ «История мордовского национального костюма»­ экскурсия в музей; ­ «История театра в Саранске»­ исследование.       3   направление­   «Саранск­   центр   научной   мысли»­  предусматривает поддерживание интеллектуальных традиций Саранска, ее академического, университетского   духа   может   воплотиться   в   жизнь,   если   для   юных жителей   Саранска   знания   превратятся   в   нравственную   ценность,   будут способствовать развитию интеллекта и творчества. Данное направление – это   не   только   изучение   истории   науки,   но   и   приобщение   к   научной   и исследовательской работе.      Темы литературных экскурсий: ­ «Там лес и дол видений полны»­ знакомство с мордовскими и русскими народными сказками; ­   «Саранск   литературный»­   с   посещением   литературного   музея   МОУ «Гимназия №14» или музея  А.И. Полежаева; ­ «А.И. Полежаев и мордовский край» (Саранск­Рузаевка).      Экскурсии в музеи города: ­ «Музей изобразительного искусства имени С.Д. Эрьзи»; ­ «Краеведческий музей имени И.Д. Воронина»; ­ «Музей мордовской народной культуры»; ­ «Музей А.И. Полежаева»; ­ «Музей Н.П. Огарева»; ­ «Музей учеников С.Д. Эрьзи»; ­ «Музей боевой и трудовой славы»; ­ «Геологический музей»; ­ «Анатомический музей»; ­ «Музей МВД»; ­ «Музей МЧС».    Темы заочных экскурсий по городу: ­ «На месте бывшей крепости»; ­ «Саранск­ столица Республики Мордовия»; ­ «Литературные места и литературные деятели Мордовии»; ­ «Этого забыть нельзя»­ Саранск в годы Великой Отечественной войны; ­ «Толстые в Мордовии» ­ о пребывании в нашем крае Л.Н. Толстого и А.К. Толстого.    Формы  внеклассной работы: а) вечера, праздники; б) игры, конкурсы; в) театрализация; г) выпуск газет, выставки рисунков; д) творческие и исследовательские работы; е) посещение театров, выставок, интересные встречи.  дает   возможность   младшим 4   направление­   «Саранск­   сегодня»­ школьникам   изучить   и   проанализировать   реалии   современной экономической   и   социальной   жизни Саранска. Стремление учащихся к познанию   окружающего   их   мира,   к   осознанию   своего   места   в   нем,   к определению   собственной   гражданской   позиции,   активное   желание действовать ­ в основе социальной адаптации личности, в сохранении ее индивидуальности в условиях современного города.    ­ творческие сочинения «Саранск ­мой любимый город»; ­ экскурсия «Современный Саранск»; ­ «Как помочь бедным?»­ дискуссия; ­ «Если бы я был мэром г. Саранска…»­ дискуссия; ­ встречи с журналистами Саранска. 5   направление­   «Сотворим   завтра   своими   руками»­  включает конкретные дела по благоустройству школы, улицы, своего двора, района, города.   Изучение   экологических   проблем   и   оказание   экологической помощи являются важными задачами этого направления.  ­ Осенние     и весенние трудовые десанты по благоустройству школы, ее территории. ­ Акция милосердия операция «Дед Мороз!» ­ Участие в городских экологических акциях. ­ Озеленение родного города. ­ Акция милосердия «Никто не забыт». 6 направление­ «Здоровое поколение»­  это не только изучение истории саранского спорта и выдающихся достижений спортсменов Саранска, но и активные занятия спортом, участие в спортивных состязаниях. Пропаганда здорового   образа   жизни   включает   медицинскую   информацию   и разнообразные акции против наркомании и других вредных и опасных для здоровья   привычек.   Соблюдение   правил   поведения   на   улице,     в общественных   местах,   в   транспорте   способствует   безопасности   жизни младших школьников.        ­ Дни здоровья  в школе. ­ Участие младших школьников в городских, республиканских спортивных соревнованиях. ­ Фотовыставка «Наши выпускники ­ выдающиеся спортсмены». ­ Семейные спортивные праздники и соревнования. ­   Экскурсия   «Саранск   ­   спортивный»   ­   посещение   спортивных   арен   и сооружений города.       Данные   направления   являются   основополагающими     в   воспитании патриотизма,   развития   творческой   активности   и   интеллектуального потенциала юных горожан. Методическая разработка обзорной пешеходной экскурсии  «На месте бывшей крепости»  (по историческому центру г. Саранска).                                                                                          Продолжительность ­2 часа. Цель экскурсии:     вызвать интерес младших школьников к истории                                  г. Саранска ­ столицы Республики Мордовия. Задачи экскурсии: ознакомить младших школьников с историей Саранска, его   архитектурными   и   историческими   памятниками. Показать   особенности   архитектуры   сохранившихся зданий. На примере строительства современных зданий показать достижения  жителей  Саранска  за  последние годы.  Маршрут экскурсии: Фонтанный спуск­ Сквер Славы ­ Советская площадь­ Площадь Победы­ ул. Советская.  Вступление: (3­5 минут) 1. Саранск – столица Республики Мордовия. 2. Саранск­   крупный     культурный,   научный,   промышленный   центр страны, один из красивых городов Среднего Поволжья. 3. Территория города, население. 4. Название города. 5. Маршрут, продолжительность экскурсии (2 часа).    Вступление должно быть ярким и лаконичным. 1 Остановка.  Фонтанный   спуск,   соединяющий   Советскую   площадь   с   парком   имени Пушкина. Объекты   показа:  памятник   основателям   г.   Саранска.   Парковая  зона. Панорама речки Саранки. Подтема: Основание Саранска. Саранск­ крепость­ острог. 1. Необходимость возникновения крепостей­острогов в середине 17 века. 2. Особенности строительства крепости Саранск. 3. Значение   крепости   Саранск   в   охране   юго­восточных   рубежей Московского государства. 4. Рост и развитие города. 5. Саранск – столица Мордовской автономии с 1928 года.   Методические указания:  группу расположить напротив памятника так, чтобы   он   хорошо   просматривался.   Показать   фотографию   крепости   – острога Саранск.    2 Остановка.                                                       Сквер Славы. Объекты показа: памятники, посвященные людям Саранска и знаменитым событиям в истории мордвы.  Подтема: Знаменитые земляки. 1. Присоединение мордвы к Российскому государству. 2. Полежаев и родной край. 3. Огарев и его деятельность в Старом Акшине. 4. Пушкин   и   мордовский   край.   Влияние   творчества   поэта   на мордовскую литературу. Методические   указания:  группу   расположить   около   памятников   таким образом, чтобы они хорошо просматривались. Использовать   фотографии Н.П. Огарева, усадьбы Огаревых в Ст. Акшине, А.И. Полежаева, портрет А.С. Пушкина   Болдинской  поры.  Прочитать  стихи  Огарева,  Полежаева, Пушкина.   Логическим   переходом   к   следующей   подтеме   можно использовать   строки   из   «Истории   Пугачева»   А.   Пушкина   и   легенду   о пребывании Пугачева в Саранске.                                                      Пушкинский парк. 3 Остановка.  Объекты показа: Памятник Е. Пугачеву, «Пугачевская палатка»   Подтема: 1. Пребывание Е. Пугачева в Саранске.                    2. Главная ставка Пугачева в Саранске. Методические   указания: расположить полукругом около домика.   начать   с   описания   «палатки».   Группу 4 Остановка.                                                       Советская площадь. Объекты показа: Здания на Советской площади.   Подтема:   административный, исторический, политический центр Саранска.               Советская   площадь­   главная   площадь   города, 1. Дом Правительства ­ архитектурный центр Саранска. 2. Здание мэрии ­ место многих исторических событий. 3. Здание Госсобрания РМ. 4. Здание таможни ­ образец современной архитектуры. 5. Министерство сельского хозяйства­ бывшая гостиница «Россия», где останавливались Л.Н. Толстой и М.Е. Салтыков –Щедрин. 6. Памятник В.И. Ленину (скульптор Томский , архитектор Душкин). Методические указания: рассказ о Советской площади начать с показания фотографий старой площади – бывшей Соборной и Базарной. Здания на Советской площади – это история города, республики, страны. Советская площадь   ­     не   единственная   в   городе,   всего   площадей   10.   Естественно вливается в Советскую площадь – площадь Победы.                                                         Площадь Победы. 5 Остановка.  Объекты   показа:  Музей   боевой   и   трудовой   славы.   Памятник   воинам, погибшим   в   годы   ВОВ   1941­1945гг.   (скульптор   Томский,   архитектор Душкин). Памятник воинам, погибшим в локальных конфликтах.    Подтема:  Саранск   в   годы   ВОВ.   Жители       Саранска   в   локальных конфликтах в Афганистане, Чечне. Методические указания: начать с показа скульптурной композиции «Мать ­ Мордовия», затем обратить внимание на памятник местного скульптора Абрамова, на оригинальность постройки музея боевой славы. Показать, что в городе большое внимание уделяется памяти погибших во всех военных действиях.   В   2000   году   построена   Часовня,   где   ежедневно   проходит служба по погибшим воинам.  6.Остановка. Улица Советская. Объекты   показа:  Часовня.   Храм   Святого   праведного   воина   Федора Ушакова. Памятник Ф.Ф. Ушакову. Памятник Никону.  Подтема:  1. Ф.Ф. Ушаков­ адмирал Российского флота, основатель                         флота.                      2. Биографическая справка о Ф. Ушакове.                      3. Биографическая справка о Никоне.              Методические указания: показать фотографии Санаксарского монастыря, могилы   Ф.   Ушакова.   Особое   внимание   обратить   на   реформаторскую деятельность  в области церкви патриарха Никона.  Заключение. Подведение итогов. Процитировать стихи современных мордовских поэтов Моро,   Пинясова     о   Саранске.   Предложить   продолжить   знакомство   с городом на других эскурсиях. Литература. 1. Очерки  истории Мордовской АССР. Саранск, 1955 год. 2. История Мордовской АССР. Саранск, 1979 год. 3. Абрамов В.К. Мордовский народ (1897­ 1939). Саранск, 1996год. 4. Юрченков В.А. Хронограф. Саранск, 1991 год. 5. Мордовский народ: что нас волнует. Саранск, 1991 год. 6. Проблемы   гражданско­правового   и   патриотического   воспитания школьников.  Саранск, 1999 год.

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018