Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

  • Семинары
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали,- значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране» Д.С. Лихачев«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали,- значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране» Д.С. Лихачев
Иконка файла материала Воспитание гражданской эдентичности.doc
Воспитание гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности Камыкина В.Н., учитель начальных классов МОУ  «Гимназия № 12» г. Саранска   вещах, «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые  фотографии  своих родителей,   не   ценит   память   о   них, оставленную   в   саду,   который   они возделывали,   которые   им принадлежали,­ значит, он не любит их. Если   человек   не   любит   старые   улицы, пусть даже и плохонькие, ­ значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, ­ он, как правило, равнодушен к своей стране» Д.С. Лихачев Академик. Формирование социально активной личности, ее гражданских качеств предусматривает знание и уважение исторического прошлого, современной действительности   своего   и   других   народов,   ориентацию   в   политико­ правовых,   национальных,     религиозных   вопросах,   приобщение   к культурным и духовным ценностям своего народа, а главное – осознание себя частью этого процесса. Отказавшись  от старых догм и лозунгов в воспитании, мы не имеем право отказаться от воспитания в душах и умах детей вечных человеческих ценностей,   среди   которых   любовь   к     Родине,   патриотизм.   Мы   имеем уникальную   возможность   успешно   решать   эти   проблемы   воспитания личности.   Саранск   ­     наш   родной   город   с   неповторимой   многовековой историей, традициями, с величайшим  научным и культурным потенциалом, со всеми поколениями горожан, которые творили великую историю своего народа, своей Отчизны.Одна из важнейших задач школы – помочь подрастающему поколению определиться в этом мире, почувствовать себя жителем города, в котором он проживает, и  подготовить юных горожан творческому созиданию. В основе воспитания жителя нашего города – взгляд на Саранск как на мир особой культуры,    соединивший     в    себе    Восток и Запад,   как на  социально­пространственную   систему,   несущую   в   себе   могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом – восприятие, сохранение и развитие духовной культуры   Саранска   как   величайшей   исторической   ценности,   имеющей общенациональное значение. Одним   из   ведущих   факторов   формирования   исторического   и патриотического   сознания   детей   является   краеведение.   Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом   общества:   чем   полнее,   глубже,   содержательнее   будут   знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.        Основные   задачи   патриотического   воспитания   детей   младшего школьного возраста: ­ организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире,   свойственных цивилизованному человеку;   характера   мышления,   стиля   поведения, ­   формировать   у   учащихся   эмоционально­   ценностные   ориентиры   через осмысление   истории   культуры   Саранска   в   контексте   национальной, российской, европейской и мировой культур;  ­   содействовать   социальной   адаптации   школьника,   сохранению   его индивидуальности   в   условиях   современного   мегаполиса,   освоению   им городского пространства и формированию своего города; ­   воспитать   в   молодом   жителе   Саранска   реалистичность   взглядов   на современные проблемы города, на состояние окружающей среды, привлечь младших школьников к исследованиям и оценке состояния и перспектив развития города и его инфраструктуры; ­ подготовить младших школьников к активному и творческому участию в развитии и благоустройстве родного города;­ развивать у учащихся навыки здорового образа жизни, готовить здоровое поколение жителей Саранска. Создание   этой   программы   –   шаг   к   проявлению   в   школе саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все: и учителя, и учащиеся, и родители – стали бы полноправными субъектами воспитания. Реализация   этих   задач   в   начальной   школе   предусматривает   предполагая перспективный   тип   педагогического   управления, разнообразную,   достаточно   свободную,   творчески     самоуправляемую деятельность   ученика,   сотворчество,   партнерское   взаимодействие,   что способствует развитию творческой личности способной к саморазвитию.   Основные цели работы: ­  прививать   истинную   любовь   к   родному   языку   как   к   культурному достоянию нации, гордость за него; ­ воспитывать   у  учащихся  начальных  классов  чувство  гордости  за  свой город, его богатейшее культурное и духовное наследие, желание сохранить и приумножить его культурные традиции;  ­   дать   возможность   учащимся   своим   творчеством   и   делами   проявить любовь к родному городу, подготовить для него свой подарок; ­   познакомить   с   историческими   и   культурными   традициями   города   как частью общемировой цивилизации; ­   создать   представление   о   Саранске   как   центре   мордовской   и   русской культур.        Основные направления работы: 1   направление­   «Сказание   о   земле   Саранской»­  это   знакомство   с родным   городом,   изучение   его   исторического   прошлого.   Стратегия знакомства с городом может быть разной, но организовать это знакомство важно   не   только   в   информационно­просветительском,   но   и   в эмоциональном,   и   в   поведенческом   плане.   Необходимо   помочь школьникам   ощутить   и   пережить   единение   с   городом,   который   для каждого – свой и неповторимый. ­ книжный  стенд «Моя любимая книга о Саранске»; ­ фотовыставка «С чего начинается Родина…»­ фотографии любимых мест Саранска; ­ конкурс рисунков «Мой любимый Саранск»;­ викторина по истории Саранска; ­ сбор иллюстраций, фотографий, книг, песен, стихов и др. о Саранске. 2   направление­   «Родники   моей   Родины»­  предполагает   приобщение детей младшего школьного возраста к культурному и духовному наследию, которое  несет  в себе  огромный  воспитательный  потенциал.  Это  прежде всего   воспитание   художественно­эстетического   вкуса   школьников, нравственности,   этики   поведения, патриотизма на основе многовековых национальных   традиций   и   народной   мудрости   наших   славных   предков. Данное   направление   включает   также   развитие   индивидуальных художественных способностей учащихся, стимулирует их творчество. ­ «Саранск­ колыбель мордовской литературы»; ­ «Саранск­ центр взаимопроникновения и взаимообогащения культур»; ­ творческое конструирование «Мордовские национальные узоры»; ­ настольный кукольный театр; ­ «Оденем куклу в мордовский национальный костюм»­ игра–творчество; ­ экскурсия в Саранский зоопарк; ­ «История мордовского национального костюма»­ экскурсия в музей; ­ «История театра в Саранске»­ исследование.       3   направление­   «Саранск­   центр   научной   мысли»­  предусматривает поддерживание интеллектуальных традиций Саранска, ее академического, университетского   духа   может   воплотиться   в   жизнь,   если   для   юных жителей   Саранска   знания   превратятся   в   нравственную   ценность,   будут способствовать развитию интеллекта и творчества. Данное направление – это   не   только   изучение   истории   науки,   но   и   приобщение   к   научной   и исследовательской работе.      Темы литературных экскурсий: ­ «Там лес и дол видений полны»­ знакомство с мордовскими и русскими народными сказками; ­   «Саранск   литературный»­   с   посещением   литературного   музея   МОУ «Гимназия №14» или музея  А.И. Полежаева; ­ «А.И. Полежаев и мордовский край» (Саранск­Рузаевка).      Экскурсии в музеи города: ­ «Музей изобразительного искусства имени С.Д. Эрьзи»; ­ «Краеведческий музей имени И.Д. Воронина»; ­ «Музей мордовской народной культуры»; ­ «Музей А.И. Полежаева»; ­ «Музей Н.П. Огарева»; ­ «Музей учеников С.Д. Эрьзи»; ­ «Музей боевой и трудовой славы»;­ «Геологический музей»; ­ «Анатомический музей»; ­ «Музей МВД»; ­ «Музей МЧС».    Темы заочных экскурсий по городу: ­ «На месте бывшей крепости»; ­ «Саранск­ столица Республики Мордовия»; ­ «Литературные места и литературные деятели Мордовии»; ­ «Этого забыть нельзя»­ Саранск в годы Великой Отечественной войны; ­ «Толстые в Мордовии» ­ о пребывании в нашем крае Л.Н. Толстого и А.К. Толстого.    Формы  внеклассной работы: а) вечера, праздники; б) игры, конкурсы; в) театрализация; г) выпуск газет, выставки рисунков; д) творческие и исследовательские работы; е) посещение театров, выставок, интересные встречи.  дает   возможность   младшим 4   направление­   «Саранск­   сегодня»­ школьникам   изучить   и   проанализировать   реалии   современной экономической   и   социальной   жизни Саранска. Стремление учащихся к познанию   окружающего   их   мира,   к   осознанию   своего   места   в   нем,   к определению   собственной   гражданской   позиции,   активное   желание действовать ­ в основе социальной адаптации личности, в сохранении ее индивидуальности в условиях современного города.    ­ творческие сочинения «Саранск ­мой любимый город»; ­ экскурсия «Современный Саранск»; ­ «Как помочь бедным?»­ дискуссия; ­ «Если бы я был мэром г. Саранска…»­ дискуссия; ­ встречи с журналистами Саранска. 5   направление­   «Сотворим   завтра   своими   руками»­  включает конкретные дела по благоустройству школы, улицы, своего двора, района, города.   Изучение   экологических   проблем   и   оказание   экологической помощи являются важными задачами этого направления.  ­ Осенние     и весенние трудовые десанты по благоустройству школы, ее территории. ­ Акция милосердия операция «Дед Мороз!» ­ Участие в городских экологических акциях.­ Озеленение родного города. ­ Акция милосердия «Никто не забыт». 6 направление­ «Здоровое поколение»­  это не только изучение истории саранского спорта и выдающихся достижений спортсменов Саранска, но и активные занятия спортом, участие в спортивных состязаниях. Пропаганда здорового   образа   жизни   включает   медицинскую   информацию   и разнообразные акции против наркомании и других вредных и опасных для здоровья   привычек.   Соблюдение   правил   поведения   на   улице,     в общественных   местах,   в   транспорте   способствует   безопасности   жизни младших школьников.        ­ Дни здоровья  в школе. ­ Участие младших школьников в городских, республиканских спортивных соревнованиях. ­ Фотовыставка «Наши выпускники ­ выдающиеся спортсмены». ­ Семейные спортивные праздники и соревнования. ­   Экскурсия   «Саранск   ­   спортивный»   ­   посещение   спортивных   арен   и сооружений города.       Данные   направления   являются   основополагающими     в   воспитании патриотизма,   развития   творческой   активности   и   интеллектуального потенциала юных горожан. Методическая разработка обзорной пешеходной экскурсии  «На месте бывшей крепости»  (по историческому центру г. Саранска).                                                                                          Продолжительность ­2 часа. Цель экскурсии:     вызвать интерес младших школьников к истории                                  г. Саранска ­ столицы Республики Мордовия. Задачи экскурсии: ознакомить младших школьников с историей Саранска, его   архитектурными   и   историческими   памятниками. Показать   особенности   архитектуры   сохранившихся зданий. На примере строительства современных зданий показать достижения  жителей  Саранска  за  последние годы.  Маршрут экскурсии: Фонтанный спуск­ Сквер Славы ­ Советская площадь­ Площадь Победы­ ул. Советская.  Вступление: (3­5 минут)1. Саранск – столица Республики Мордовия. 2. Саранск­   крупный     культурный,   научный,   промышленный   центр страны, один из красивых городов Среднего Поволжья. 3. Территория города, население. 4. Название города. 5. Маршрут, продолжительность экскурсии (2 часа).    Вступление должно быть ярким и лаконичным. 1 Остановка.  Фонтанный   спуск,   соединяющий   Советскую   площадь   с   парком   имени Пушкина. Объекты   показа:  памятник   основателям   г.   Саранска.   Парковая  зона. Панорама речки Саранки. Подтема: Основание Саранска. Саранск­ крепость­ острог. 1. Необходимость возникновения крепостей­острогов в середине 17 века. 2. Особенности строительства крепости Саранск. 3. Значение   крепости   Саранск   в   охране   юго­восточных   рубежей Московского государства. 4. Рост и развитие города. 5. Саранск – столица Мордовской автономии с 1928 года.   Методические указания:  группу расположить напротив памятника так, чтобы   он   хорошо   просматривался.   Показать   фотографию   крепости   – острога Саранск.    2 Остановка.                                                       Сквер Славы. Объекты показа: памятники, посвященные людям Саранска и знаменитым событиям в истории мордвы.  Подтема: Знаменитые земляки. 1. Присоединение мордвы к Российскому государству. 2. Полежаев и родной край. 3. Огарев и его деятельность в Старом Акшине. 4. Пушкин   и   мордовский   край.   Влияние   творчества   поэта   на мордовскую литературу. Методические   указания:  группу   расположить   около   памятников   таким образом, чтобы они хорошо просматривались. Использовать   фотографии Н.П. Огарева, усадьбы Огаревых в Ст. Акшине, А.И. Полежаева, портретА.С. Пушкина   Болдинской  поры.  Прочитать  стихи  Огарева,  Полежаева, Пушкина.   Логическим   переходом   к   следующей   подтеме   можно использовать   строки   из   «Истории   Пугачева»   А.   Пушкина   и   легенду   о пребывании Пугачева в Саранске.                                                      Пушкинский парк. 3 Остановка.  Объекты показа: Памятник Е. Пугачеву, «Пугачевская палатка»   Подтема: 1. Пребывание Е. Пугачева в Саранске.                    2. Главная ставка Пугачева в Саранске. Методические   указания: расположить полукругом около домика.   начать   с   описания   «палатки».   Группу 4 Остановка.                                                       Советская площадь. Объекты показа: Здания на Советской площади.   Подтема:   административный, исторический, политический центр Саранска.               Советская   площадь­   главная   площадь   города, 1. Дом Правительства ­ архитектурный центр Саранска. 2. Здание мэрии ­ место многих исторических событий. 3. Здание Госсобрания РМ. 4. Здание таможни ­ образец современной архитектуры. 5. Министерство сельского хозяйства­ бывшая гостиница «Россия», где останавливались Л.Н. Толстой и М.Е. Салтыков –Щедрин. 6. Памятник В.И. Ленину (скульптор Томский , архитектор Душкин). Методические указания: рассказ о Советской площади начать с показания фотографий старой площади – бывшей Соборной и Базарной. Здания на Советской площади – это история города, республики, страны. Советская площадь   ­     не   единственная   в   городе,   всего   площадей   10.   Естественно вливается в Советскую площадь – площадь Победы.                                                         Площадь Победы. 5 Остановка.  Объекты   показа:  Музей   боевой   и   трудовой   славы.   Памятник   воинам, погибшим   в   годы   ВОВ   1941­1945гг.   (скульптор   Томский,   архитектор Душкин). Памятник воинам, погибшим в локальных конфликтах.    Подтема:  Саранск   в   годы   ВОВ.   Жители       Саранска   в   локальных конфликтах в Афганистане, Чечне.Методические указания: начать с показа скульптурной композиции «Мать ­ Мордовия», затем обратить внимание на памятник местного скульптора Абрамова, на оригинальность постройки музея боевой славы. Показать, что в городе большое внимание уделяется памяти погибших во всех военных действиях.   В   2000   году   построена   Часовня,   где   ежедневно   проходит служба по погибшим воинам.  6.Остановка. Улица Советская. Объекты   показа:  Часовня.   Храм   Святого   праведного   воина   Федора Ушакова. Памятник Ф.Ф. Ушакову. Памятник Никону.  Подтема:  1. Ф.Ф. Ушаков­ адмирал Российского флота, основатель                         флота.                      2. Биографическая справка о Ф. Ушакове.                      3. Биографическая справка о Никоне.              Методические указания: показать фотографии Санаксарского монастыря, могилы   Ф.   Ушакова.   Особое   внимание   обратить   на   реформаторскую деятельность  в области церкви патриарха Никона.  Заключение. Подведение итогов. Процитировать стихи современных мордовских поэтов Моро,   Пинясова     о   Саранске.   Предложить   продолжить   знакомство   с городом на других эскурсиях. Литература. 1. Очерки  истории Мордовской АССР. Саранск, 1955 год. 2. История Мордовской АССР. Саранск, 1979 год. 3. Абрамов В.К. Мордовский народ (1897­ 1939). Саранск, 1996год. 4. Юрченков В.А. Хронограф. Саранск, 1991 год. 5. Мордовский народ: что нас волнует. Саранск, 1991 год.6. Проблемы   гражданско­правового   и   патриотического   воспитания школьников.  Саранск, 1999 год.