Актуальность данной проблемы заключается в том, что насущной потребностью общества становится совершенствование работы школы по воспитанию человечности в молодом поколении.В последние десятилетия произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирования себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности. Настало время серьезно задуматься над содержанием воспитательного процесса, позволяющего развить в ребенке лучшие качества человека, гражданина, патриота.статья
конспект.docx
Воспитание гуманных качеств у младших школьников
В последние десятилетия произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к
окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других
людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирования
себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание
гражданственности, социальной солидарности. Настало время серьезно задуматься над
содержанием воспитательного процесса, позволяющего развить в ребенке лучшие качества
человека, гражданина, патриота.
Одной из основных задач школы в настоящее время становится ориентация образования не
только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, а
выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть носителем
ценностей гражданского общества.
Решению этих важнейших задач способствует гуманизация образовательного
пространства. Гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения
ее творческого потенциала, установления гармонического взаимодействия с миром.
Гуманизация имеет в своей основе такое понятие, как гуманность. Гуманность – это
человечность, любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности),
мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству, любовь ко всему
живому.
Гуманность как нравственное качество является сложным психическим образованием,
которое включает осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств и
нравственного поведения.
Воспитание гуманности у детей связано с принципами гуманности:
создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, чести и достоинстве личности
ребенка;
развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное
отношение к природным богатствам;
формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности,
сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, порядочности.
Большую роль в воспитании гуманности играют:
1) предметы гуманитарного цикла;
2) поведение учителя, стиль и культура его взаимоотношений с учениками;
3) этика отношений детей в коллективе;
4) внеклассная работа, связанная с объединением детей и взрослых;
5) проявление заботы о природе и о животных.
Одним из важных проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения
между людьми. И главная роль в формировании таких качеств, как отзывчивость,
взаимоуважение, сострадание, толерантность, доброжелательность, принадлежит учителю.
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой
главный для детей пример нравственного и гражданского личностного поведения. Гуманный
педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед
ними как образец человечности. Именно через любовь к своему учителю ребенок входит в мир
знаний, осваивает моральные ценности общества.
Гуманный педагог должен обладать следующими качествами:
любить детей такими, какие они есть, доброта и любовь к детям не позволяет грубо
обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство;
найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие; создавать «ситуацию успеха» ,оказывать ребенку позитивную словесную поддержку;
необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания;
педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и
строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и общительность, и любовь к жизни, и
порядочность.
Именно учитель вводит ребенка в богатую палитру норм человеческого общения. Эта интересная
и ответственная роль принадлежит учителю начальных классов. Он приобщает детей к нормам
воспитанности, знакомит с этикой отношений в коллективе, развивает стремление общаться со
сверстниками.
Младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для воспитания
гуманности, ребенок становится способным произвольно управлять собственным поведением,
подчинять его сознательному контролю, преодолевать импульсивность. В данный возрастной
период происходит интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов,
нравственных привычек поведения и нравственных чувств личности.
Формирование гуманности у младших школьников осуществляется в многообразных видах
деятельности, в различных вариантах межличностных отношений.
Младшие школьники проявляют склонность к добрым делам. Многие из них хотят помочь
старшим в труде, с большим усердием выполняют их поручения. Сколько нежности, ласки и
заботы проявляют дети по отношению к своим родителям и близким, если родители правильно
строят свои взаимоотношения с детьми. Многие дети этого возраста отзывчивы, готовы помочь
своим ровесникам, умеют сопереживать. Они любят животных, с удовольствием ухаживают за
ними, сердятся, когда ктото причиняет им боль. Это и есть та база, на которой строится
воспитание гуманности у младших школьников.
Воспитанию взаимопонимания, взаимоуважения, отзывчивости, взаимопомощи,
сотрудничества способствуют следующие виды и формы работы:
∙ создание воспитывающих ситуаций, ролевые игры, их обсуждение;
∙ тренинги для выработки коммуникативных умений;
∙ поручения, поощрения;
∙ чтение рассказов и сказок, их обсуждение;
∙ классные часы с такой тематикой: «Спешите делать добро», «Чтобы радость людям
дарить, надо добрым и вежливым быть», «Поговорим о дружбе», «Я среди людей», «Плохо
одному», «Я — личность», «Вежливость и этикет» и др.;
∙ коллективные творческие работы (оформление класса к новогодним праздникам,
оформление стенгазеты);
∙ «Праздник вежливости»;
∙ анкетирование «Какой я друг».
Красной нитью через все виды деятельности проходит «золотое» правило нравственности:
поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Одним из направлений работы по воспитанию гуманности является формирование у детей
уважительного отношения к пожилым людям. Каждый год в сентябре во многих школах
проходит благотворительная акция для пожилых людей «Урожай». С детьми проводится беседа
о том, что некоторые пожилые люди часто болеют, живут далеко от своих родственников,
поэтому у них нет возможности выращивать урожай в огородах и садах. Эти люди нуждаются в
нашей заботе и с удовольствием примут подарки от ребят. Младшие школьники нашей школы принимают в этой акции самое активное участие. Дети соревнуются не только в количестве
собранных овощей, но и в оформлении урожая. Невольно вовлекаются в эту работу и родители.
Они помогают детям проявить фантазию и представить часть урожая в виде сказочных героев и
животных. Впечатляет детей и количество собранных овощей, среди которых много овощей
великанов.
Гуманное отношение к пожилым людям формируется на таких мероприятиях, как
∙ классный час, посвященный Дню пожилого человека;
∙ фоторепортажи о бабушках и дедушках;
∙ ролевые и ситуационные игры;
∙ приглашение ветеранов на школьные праздники, концерты;
∙ изготовление поздравительных открыток для ветеранов;
∙ уроки Мужества.
Дети очень любят общаться с ветеранами, с интересом слушают рассказы о событиях
военных лет и, как правило, задают много вопросов. Встречи с ветеранами проходят с особой
теплотой, они нужны и детям, и взрослым. Мы должны пробуждать в каждом ребенке чувство
благодарности к пожилым людям, вызвать у детей желание оказывать им помощь и поддержку.
Очень важно воспитывать у младших школьников уважение и интерес к своей семье,
формировать внимательное отношение к близким людям, прежде всего к матери. Доброй
традицией стало поздравлять наших мам 29 ноября. Праздник этот — своеобразная дань
благодарности мамам за их заботу и любовь. К Дню матери можно приурочить много интересных
мероприятий:
• конкурсноигровые программы;
• конкурс стихов о маме;
• конкурс пословиц и поговорок о маме;
• фоторепортаж «Моя мама — самая лучшая»;
• концерт для мам;
• выставка маминых работ;
• изготовление подарков для мам;
• классный час «При солнышке тепло, при матери добро»;
• конкурс рисунков « Моя мама — самая красивая»;
• создание презентаций, посвященных маме.
Очень интересно у нас проходят семейные праздники. На праздник «Трудовые династии
нашей семьи» дети приносят альбомы с фотографиями членов семьи, рассказывают о
профессиях родителей, бабушек и дедушек. Это воспитывает гордость за родных людей,
вызывает у детей желание продолжать добрые семейные традиции.
Один из любимых семейных праздников – праздник «Увлечения нашей семьи». На празднике
мамы и папы знакомят детей со своим хобби, организуется выставка работ. Мамы обычно
удивляют ребят своими кулинарными способностями, угощают всех выпечкой. Заканчивается
этот праздник чаепитием в теплой дружеской обстановке.
В младшем школьном возрасте интересен детям и такой вид деятельности, как проектная
деятельность. В целях воспитания у детей уважения к своим родным и близким, интереса к
своей семье предлагаю выполнить проекты «Моя родословная», «Моя семья». Очень сближают
детей и родителей такие мероприятия, как конкурсы «Мама, папа, я — дружная семья», «Мама,
папа, я — спортивная семья».
Традиционным мероприятием в школе стал конкурс «Мы с папой — настоящие мужчины». В этом конкурсе принимают участие мальчики со своими папами. Здесь участники проявляют не только
свои физические возможности, но и интеллектуальные способности. Также сближают детей и
родителей совместные походы, поездки, экскурсии.
Туристические походы, поездки в лес, в зоопарк способствуют воспитанию гуманного
отношения ко всему живому, к животным, к окружающей среде. Нужно неторопливо и бережно
вводить детей в мир природы, пробудить интерес к познанию, учить любить, оберегать природу,
разумно ее использовать. Очень нравятся детям такие мероприятия, как
∙ организация в классах живых уголков;
∙ игрыпрогулки «Лекарственные растения»;
∙ игрывикторины;
∙ решение задач экологического содержания;
∙ сочинение экологической сказки и ее инсценировка.
Дети очень любят животных, особенно своих домашних питомцев, им хочется о них
заботиться, рассказывать. Они с удовольствием готовят о них фоторепортажи, пишут сочинения,
сочиняют загадки и стихи.
Озеленение класса, пришкольного участка — один из любимых видов деятельности младших
школьников. В апреле мы с детьми сеем цветочную рассаду в ящике, поливаем, рыхлим, а в мае
высаживаем на свою клумбу. С какой радостью ребята ухаживают за своими растениями!
Участвуют ребята и в краеведческой деятельности. В этом учебном году они принимают участие
в районном конкурсе «Вокруг света с книжкой под мышкой» в номинации «Любимые уголки
родного края». В своих сочинениях дети делятся впечатлениями о красоте природы родного села
и высказывают свои переживания о том, что природа в опасности и нуждается в нашей помощи и
заботе. Тема бережного отношения к природе проходит красной нитью на всех перечисленных
мероприятиях.
Таким образом, при воспитании гуманности задача педагога заключается в том, чтобы
обеспечить в ученическом коллективе атмосферу эмоционального комфорта, доверительности,
творения добра, а также суметь организовать практическую деятельность в природе,
основанную на общении ребенка с окружающей средой.
Воспитание гуманных качеств у младших школьников
Воспитание гуманных качеств у младших школьников
Воспитание гуманных качеств у младших школьников
Воспитание гуманных качеств у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.