Воспитание гуманных качеств у младших школьников
Оценка 4.9

Воспитание гуманных качеств у младших школьников

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
29.04.2018
Воспитание гуманных качеств у младших школьников
Актуальность данной проблемы заключается в том, что насущной потребностью общества становится совершенствование работы школы по воспитанию человечности в молодом поколении.В последние десятилетия произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирования себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности. Настало время серьезно задуматься над содержанием воспитательного процесса, позволяющего развить в ребенке лучшие качества человека, гражданина, патриота.статья
конспект.docx
Воспитание гуманных качеств у младших школьников В последние десятилетия произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к  окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других  людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирования  себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание  гражданственности, социальной солидарности. Настало время серьезно задуматься над  содержанием воспитательного процесса, позволяющего развить в ребенке лучшие качества  человека, гражданина, патриота.         Одной из основных задач школы в настоящее время становится ориентация образования не  только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть носителем  ценностей гражданского общества.              Решению этих важнейших задач способствует гуманизация образовательного  пространства. Гуманизация выступает условием гармонического развития личности, обогащения  ее творческого потенциала, установления гармонического взаимодействия с миром.  Гуманизация имеет в своей основе такое понятие, как гуманность. Гуманность – это  человечность, любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности),  мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству, любовь ко всему  живому.         Гуманность как нравственное качество является сложным психическим образованием,  которое включает осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств и  нравственного поведения.  Воспитание гуманности у детей связано с принципами гуманности:  ­ создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, чести и достоинстве личности  ребенка; ­ развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам; ­ формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности,  сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, порядочности. Большую роль в воспитании гуманности играют:  1) предметы гуманитарного цикла; 2) поведение учителя, стиль и культура его взаимоотношений с учениками; 3) этика отношений детей в коллективе;  4) внеклассная работа, связанная с объединением детей и взрослых; 5) проявление заботы о природе и о животных.        Одним из важных проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения  между людьми. И главная роль в формировании таких качеств, как отзывчивость,  взаимоуважение, сострадание, толерантность, доброжелательность, принадлежит учителю.  Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой  главный для детей пример нравственного и гражданского личностного поведения. Гуманный  педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед  ними как образец человечности. Именно через любовь к своему учителю ребенок входит в мир  знаний, осваивает моральные ценности общества. Гуманный педагог должен обладать следующими качествами:  ­ любить детей такими, какие они есть, доброта и любовь к детям не позволяет грубо  обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство; ­ найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие; ­ создавать «ситуацию успеха» ,оказывать ребенку позитивную словесную поддержку;  ­ необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания;  ­ педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и  строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и общительность, и любовь к жизни, и  порядочность.  Именно учитель вводит ребенка в богатую палитру норм человеческого общения. Эта интересная и ответственная роль принадлежит учителю начальных классов. Он приобщает детей к нормам  воспитанности, знакомит с этикой отношений в коллективе, развивает стремление общаться со  сверстниками.  Младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для воспитания  гуманности, ребенок становится способным произвольно управлять собственным поведением,  подчинять его сознательному контролю, преодолевать импульсивность. В данный возрастной  период происходит интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов,  нравственных привычек поведения и нравственных чувств личности.         Формирование гуманности у младших школьников осуществляется в многообразных видах  деятельности, в различных вариантах межличностных отношений.         Младшие школьники проявляют склонность к добрым делам. Многие из них хотят помочь  старшим в труде, с большим усердием выполняют их поручения. Сколько нежности, ласки и  заботы проявляют дети по отношению к своим родителям и близким, если родители правильно  строят свои взаимоотношения с детьми. Многие дети этого возраста отзывчивы, готовы помочь  своим ровесникам, умеют сопереживать. Они любят животных, с удовольствием ухаживают за  ними, сердятся, когда кто­то причиняет им боль. Это и есть та база, на которой строится  воспитание гуманности у младших школьников.         Воспитанию взаимопонимания, взаимоуважения, отзывчивости, взаимопомощи,  сотрудничества способствуют следующие виды и формы работы: ∙         создание воспитывающих ситуаций, ролевые игры, их обсуждение; ∙         тренинги для выработки коммуникативных умений; ∙         поручения, поощрения; ∙         чтение рассказов и сказок, их обсуждение; ∙         классные часы с такой тематикой: «Спешите делать добро», «Чтобы радость людям  дарить, надо добрым и вежливым быть», «Поговорим о дружбе», «Я среди людей», «Плохо  одному», «Я — личность», «Вежливость и этикет» и др.; ∙          коллективные творческие работы (оформление класса к новогодним праздникам,  оформление стенгазеты); ∙         «Праздник вежливости»; ∙         анкетирование «Какой я друг».        Красной нитью через все виды деятельности проходит «золотое» правило нравственности:  поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.         Одним из направлений работы по воспитанию гуманности является формирование у детей  уважительного отношения к пожилым людям. Каждый год в сентябре во многих школах  проходит благотворительная акция для пожилых людей «Урожай». С детьми проводится беседа  о том, что некоторые пожилые люди часто болеют, живут далеко от своих родственников,  поэтому у них нет возможности выращивать урожай в огородах и садах. Эти люди нуждаются в  нашей заботе и с удовольствием примут подарки от ребят. Младшие школьники нашей школы принимают в этой акции самое активное участие. Дети соревнуются не только в количестве  собранных овощей, но и в оформлении урожая. Невольно вовлекаются в эту работу и родители.  Они помогают детям проявить фантазию и представить часть урожая в виде сказочных героев и  животных. Впечатляет детей и количество собранных овощей, среди которых много овощей­ великанов.  Гуманное отношение к пожилым людям формируется на таких мероприятиях, как  ∙         классный час, посвященный Дню пожилого человека; ∙         фоторепортажи о бабушках и дедушках; ∙         ролевые и ситуационные игры; ∙         приглашение ветеранов на школьные праздники, концерты; ∙         изготовление поздравительных открыток для ветеранов; ∙         уроки Мужества.       Дети очень любят общаться с ветеранами, с интересом слушают рассказы о событиях  военных лет и, как правило, задают много вопросов. Встречи с ветеранами проходят с особой  теплотой, они нужны и детям, и взрослым. Мы должны пробуждать в каждом ребенке чувство  благодарности к пожилым людям, вызвать у детей желание оказывать им помощь и поддержку.         Очень важно воспитывать у младших школьников уважение и интерес к своей семье,  формировать внимательное отношение к близким людям, прежде всего к матери. Доброй  традицией стало поздравлять наших мам 29 ноября. Праздник этот — своеобразная дань  благодарности мамам за их заботу и любовь. К Дню матери можно приурочить много интересных мероприятий:  • конкурсно­игровые программы;  • конкурс стихов о маме; • конкурс пословиц и поговорок о маме;  • фоторепортаж «Моя мама — самая лучшая»;  • концерт для мам;  • выставка маминых работ;  • изготовление подарков для мам;  • классный час «При солнышке тепло, при матери добро»;  • конкурс рисунков « Моя мама — самая красивая»;  • создание презентаций, посвященных маме.        Очень интересно у нас проходят семейные праздники. На праздник «Трудовые династии  нашей семьи» дети приносят альбомы с фотографиями членов семьи, рассказывают о  профессиях родителей, бабушек и дедушек. Это воспитывает гордость за родных людей,  вызывает у детей желание продолжать добрые семейные традиции.         Один из любимых семейных праздников – праздник «Увлечения нашей семьи». На празднике  мамы и папы знакомят детей со своим хобби, организуется выставка работ. Мамы обычно  удивляют ребят своими кулинарными способностями, угощают всех выпечкой. Заканчивается  этот праздник чаепитием в теплой дружеской обстановке.         В младшем школьном возрасте интересен детям и такой вид деятельности, как проектная  деятельность. В целях воспитания у детей уважения к своим родным и близким, интереса к  своей семье предлагаю выполнить проекты «Моя родословная», «Моя семья». Очень сближают  детей и родителей такие мероприятия,  как  конкурсы «Мама, папа, я — дружная семья», «Мама,  папа, я — спортивная семья».  Традиционным мероприятием в школе стал конкурс «Мы с папой — настоящие мужчины». В этом конкурсе принимают участие мальчики со своими папами. Здесь участники проявляют не только  свои физические возможности, но и интеллектуальные способности. Также сближают детей и  родителей совместные походы, поездки, экскурсии.         Туристические походы, поездки в лес, в зоопарк способствуют воспитанию гуманного  отношения ко всему живому, к животным, к окружающей среде. Нужно неторопливо и бережно  вводить детей в мир природы, пробудить интерес к познанию, учить любить, оберегать природу,  разумно ее использовать. Очень нравятся детям такие мероприятия, как  ∙         организация в классах живых уголков; ∙         игры­прогулки «Лекарственные растения»; ∙         игры­викторины; ∙          решение задач экологического содержания; ∙         сочинение экологической сказки и ее инсценировка.       Дети очень любят животных, особенно своих домашних питомцев, им хочется о них  заботиться, рассказывать. Они с удовольствием готовят о них фоторепортажи, пишут сочинения, сочиняют загадки и стихи.  Озеленение класса, пришкольного участка — один из любимых видов деятельности младших  школьников. В апреле мы с детьми сеем цветочную рассаду в ящике, поливаем, рыхлим, а в мае  высаживаем на свою клумбу. С какой радостью ребята ухаживают за своими растениями! Участвуют ребята и в краеведческой деятельности. В этом учебном году они принимают участие  в районном конкурсе «Вокруг света с книжкой под мышкой» в номинации «Любимые уголки  родного края». В своих сочинениях дети делятся впечатлениями о красоте природы родного села и высказывают свои переживания о том, что природа в опасности и нуждается в нашей помощи и заботе. Тема бережного отношения к природе проходит красной нитью на всех перечисленных  мероприятиях.  Таким образом, при воспитании гуманности задача педагога заключается в том, чтобы  обеспечить в ученическом коллективе атмосферу эмоционального комфорта, доверительности,  творения добра, а также суметь организовать практическую деятельность в природе,  основанную на общении ребенка с окружающей средой.

Воспитание гуманных качеств у младших школьников

Воспитание гуманных качеств у младших школьников

Воспитание гуманных качеств у младших школьников

Воспитание гуманных качеств у младших школьников

Воспитание гуманных качеств у младших школьников

Воспитание гуманных качеств у младших школьников

Воспитание гуманных качеств у младших школьников

Воспитание гуманных качеств у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018