Бикмухаметова Р.Т.
МАОУ «СОШ №35»г. Стерлитамак РБ.
Воспитание личности в соответствии с традициями и культурой многонациональной Республики Башкортостан.
Башкортостан многонациональная республика, где проживают представители более 110 наций и народностей. Наиболее многочисленные из них русские, башкиры и татары. И у каждого своя культура, свои традиции и обряды. И нами многонациональность нашего народа воспринимается не как проблема, а как бесценное достояние и культурное многообразие, которое мы обязаны сохранить. В этом нам помогает толерантность, что означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира.
В настоящее время человечество переживает быстрое развитие техники. За материальный прогресс мы расплачиваемся падением духовности и нравственности. Причиной этого является отрыв от собственных корней, забвение культурных традиций. Определенная часть молодежи стесняется говорить на родном языке, говорить о принадлежности своему народу. Как избежать безразличия людей к своей культуре и воспитать личность на традициях своего народа?
Важнейшей основой решения проблем является возрождение принципов народности, согласно которой обучение, воспитание и вся система образования строится с учетом психологии, истории, языка того народа, к которому относится индивид. Традиции, обычаи, праздники народа всегда связаны с нравственными и эстетическими представлениями. Многие традиции и обычаи играют важную роль в формировании личности. В них выражены общечеловеческие потребности, интересы и чувства, в то время им свойственна национальная специфика.
В основу национальной концепции регионального образования положены идеи выражающихся просветителей, таких, как чешский философ - гуманист Ян Каменский, русский педагог Константин Ушинский, татарский и башкирский педагог-реформатор Шигабутдин Марджани и многие другие. Педагогическая практика, основанная на подлинно народной системе образования, укрепляет связи между поколениями, формирует интерес к изучению истории своего народа.
Процесс формирования ценностей национальной культуры сопрягается с рядом критериев:
Целостность знаний о национальной культуре.
Отношение к самому себе как представителю своего народа.
Творческая активность личности в усвоении национальной культуры.
Например, на уроках родного языков, культуры и истории Башкортостана учащиеся получают представление о том месте, где родились и выросли. Узнают, что понятие Родины постепенно расширяется от родного порога до необъятной России. И чтобы лучше узнать Родину, необходимо изучить и свою республику, свой край.
Программа обучения башкирскому языку и литературе направлена, прежде всего, на расширение духовно-нравственной культуре детей. Она позволяет приобщить их к активному усвоению общечеловеческих и культурных ценностей.
Воспитание в личности чистых и благородных качеств мы просматриваем и в других культурах. В частности если говорить о русской культуре, то это мы наблюдаем еще и в фольклоре, и в произведениях классической русской литературы. В современное время эта традиция не угасла, а продолжает развиваться. Так, например, в детски садах разработаны программы по приобщению детей к народной культуре, как своего народа, так и России. На занятиях они знакомятся с традиционными праздниками, играми, песнями. В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Для воспитания личности в соответствии с традициями и обычаями национальной культуры проводятся школьные предметные недели, составляются шежере, ставятся спектакли, направленные на нравственное воспитание учащихся, проводятся национальные праздники, такие как «Науруз байрамы», «Масленица», «Сабантуй», устраиваются посиделки.
Необходимо сохранить и уважать культурное многообразие и народное творчество. Для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества не только бесценное наследие, это наше общенациональное преимущество.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.