Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ
НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВОСЛАВИЯ
Основные раскрываемые понятия:
религия, религиозное сознание,
религиозные чувства, православие, православное воспитание, нравственные
заповеди, церковь, иконы, молитвы, покаяние, патриархи и праотцы, пророки,
апостолы, Отцы Церкви, святые, святители, мученики, исповедники и
страстотерпцы, преподобные, праведные, святые, блаженные и Христа ради
юродивые,
миролюбие,
религиозные традиции, праздники, обычаи, обряды.
добротолюбие,
милосердие,
миротворчество,
Религиозные ценности (Бог, вера, святыни, милосердие, покаяние,
воздержание) как основа духовного возвышения личности.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Икос 10
Стеною несокрушимою стани, Небесная Царице, чадам моим, да под
Твоим блаженным Покровом возмогут содеяти множество благих дел, да и
с ними зовут Тебе сице:
Воспитай чад моих ведущими творити волю Сына Твоего и Бога; воспитай
чад моих ненавидящими грех и всякое беззаконие. Воспитай чад моих
любящими добро и всякую добродетель; воспитай чад моих в чистоте
непорочной. Воспитай чад моих восходящими по лестнице живота своего на
кийждо день; воспитай чад моих, в горести своей обращающа очи свои к
Твоему милосердию. Воспитай чад моих, в послушании и целомудрии Тебе
служащих. Воспитай, Владычице, чад моих (имена) достойна Небеснаго
Царствия и наследниками вечных благ их сотвори.
Учителю, родителю необходимо помнить о том, что образование и воспитание
без нравственной и духовной основы опустошает душу. Вот почему так важно
глубоко задуматься о духовном воспитании российских детей и молодежи. И не
только задуматься, но и начать действовать, тем самым, подтверждая правоту Ф.
М. Достоевского в том, что «духовность – не роскошь, а средство обучения».
В настоящее время в деле воспитания духовности вновь, как когдато, все
большую роль начинает играть религия. Замалчивая или принижая такой
весомый пласт духовной жизни человека, как религия, мы невольно обедняем
воспитательный процесс.Обращение к ценностям исконной религии может стать одной из опор
духовного возрождения России. Ведь «русское православие родилось как живая
вера, состоявшая в единстве религиозного чувства и деятельности. Русское
православие не только религиозная система, но и состояние души – духовно
нравственное движение к Богу, включающее все стороны жизни русского
человека – государственной, общественной и личной. Русское православие
развивалось вместе с национальным сознанием и национальным духом русского
человека… На Руси православное христианство стало добротолюбием, вобрав в
себя все прежние взгляды на добро и зло и оптимистическую веру в добро.
Любить добро – главное для истинного православного. Такое отношение к вере
идет из глубины национального сознания, согласно которому человек по природе
добр, а зло в мире – отклонение от нормы. Обращаясь к истокам, мы можем
отметить, что это нравственное начало преобладало в древнем мироощущении
наших предков. В древних русских воззрениях отчетливо пробивается мысль о
совершенствовании, преображении души человека на началах добра и лада» (О.
А. Платонов). Утверждение приоритета добра в жизни, воспитание доброты в
умах, сердцах и душах юных россиян должны стать основополагающими в
системе воспитания образовательных учреждений и в семьях воспитанников.
Неоценимую помощь в этом важном деле может оказать обращение к религии, ее
духовным и культурным основам.
Религия, прежде всего православие, законно претендует
на роль
хранительницы духовной и культурной памяти народа. Религия поможет юному
поколению наиболее полно познать историю Отечества, культуру, традиции, и
обычаи народов, испокон веков населяющих нашу Родину по имени Россия.
«Дети должны знать, что отечественные храмы – это средоточие достижений
культуры, истории государства; праведники – лучшие люди нашего народа, в
котором горел неугасимый огонь веры. Это священники и епископы, монахи и
простые верующие люди – представители всех сословий, расстрелянные,
сосланные на мучения и смерть в лагеря, гонимые за веру в Бога и за верность
своему призванию» (С. А. Шмаков).
Возвращаясь к истокам религиозного воспитания детей и юношества, нам
необходимо вспомнить о том прогрессивном опыте, который был когдато в
российской школе, и опыте, который накоплен современными подвижниками в
деле строительства истинной российской школы. Нам также необходимо
обратиться к наследию,
оставленному нам нашими учеными,
священнослужителями, педагогами, философами, мыслителями. Достаточновспомнить одну из главных идей великого русского педагога К. Д. Ушинского о
построении образования и воспитания всех сословий русского общества на
основе народности, науки и православной веры, несущей в себе громадный
потенциал религиозной, исторической, социальной, этической, эстетической,
педагогической культуры русского народа. Именно это единство, по убеждению
Ушинского, и должно было составить фундамент воспитания всего
подрастающего русского поколения – от крестьянского сына в самой глухой
деревушке до наследника престола; воспитания, призванного связать воедино
весь русский народ. Ушинский выдвинул целый ряд педагогических требований
к религиозному воспитанию, которые и сегодня остаются верными: совместное
участие учителя и священника в религиозном воспитании, соответствие
религиозного воспитания возрасту ребенка, разумная включенность
религиозного содержания в другие школьные предметы и т. д.
Ведя разговор о религиозных истоках воспитания, вспомним о том, что
больше всего привлекает детей и юношество. Это праздники. В данном случае
речь идет о религиозных праздниках, которые десятилетиями вычеркивались из
жизни нашего народа, из жизни верующих людей, из христианской культуры в
целом. Ведь церковь была своеобразным институтом«конкурентом», владевшим
большинством умов и душ в России. Установка на идеологическое единообразие
выбросила из праздников обряды, обычаи, традиции, освещенные веками.
Сегодня необходимо вспомнить опыт предков, завещавших нам не только знание
о том, как растить урожаи, стада, как строить города и храмы, но и как
веселиться. Будем помнить о том, что подготовка к любому религиозному
празднику – это повод еще и еще раз обратиться к национальной культуре, ее
истокам, это восстановление нашего самосознания, нашего прошлого во имя
настоящего и будущего.
При обращении к духовным богатствам религии педагогам и родителям,
религиозным деятелям необходимо учесть то, что религиозный фактор
национальной культуры нередко становится «картой» политических игр и
межнациональных столкновений. Религия равным образом может быть
использована для разжигания фанатичного национализма и для умиротворения в
этих противоречиях. Это зависит не от самой религии, но от тех, кто использует
эту «карту» в политике.
Воспитательные цели:
– формирование высокодуховной личности;– формирование у воспитанников чувства глубокого уважения и почитания
культурообразующей религии своего народа;
– формирование моральнопсихологического климата в образовательном
учреждении (этические нормы, толерантность, терпимость, уважение к
убеждениям окружающих);
– обеспечение воспитанникам права на свободу выражения своего мнения,
свободу мысли, совести и религии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Духовный кризис общества.
Православие и другие конфессии как части исторического наследия. Роль
конфессий в истории государства и конкретного народа.
Православие как государствообразующая и культурообразующая конфессия.
Национальный характер русского православия.
Осмысление исторических фактов с позиций религиозных основ
мировоззрения, духовных истоков развития личности и государства. Влияние
религии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов и,
прежде всего, народов своего Отечества.
Религия как явление культуры. Истоки религии: основы духовного мира
человека, тайны внутреннего мира человека, его души. Религия в отечественной
культуре. Религия и искусство. Религия и художественное воспитание.
Религия и школа (религиозная школа, антирелигиозная школа, светская
школа, преподавание религиоведческих дисциплин).
Религия и семья.
Осмысление проблем духовного выживания, преображения человеческой
души.
Три стороны человеческой жизни: жизнь телесная, жизнь душевная, жизнь
духовная.
Господство духовной жизни как норма истинной жизни человека. Истинная
цель и смысл жизни верующего человека. Образ жизни соответственно цели и
смыслу жизни. Значение духовных потребностей в ряду других сторон
человеческой жизни. Обязанности верующего человека (высшие обязанности по
отношению к Богу; обязанности по отношению к самому себе; обязанности
по отношению к своим близким и окружающим людям). Создание своей
духовной личности.Жития святых – пример веры и мужества новым поколениям, лучшее
средство доброго воспитания детей.
Священные книги. Слово Божие, Библия – Книга Книг. Библия как памятник
культуры. Религиозное и культурное значение Библии.
Решение проблемы духовнонравственного воспитания в рамках религиозной
традиции, являющейся основой культуры, народных ценностей и воззрений.
Социально значимое содержание программ духовного воспитания детей и
юношества.
Религия для детей: мир Божий; жизнь людей на земле; Спаситель мира;
Церковь Христова; богослужение; молитвы; православный календарь; «...но
жизнь бесконечная!..».
Проблемы религиозного воспитания детей и юношества в трудах
отечественных ученых, священнослужителей, философов, педагогов.
Возрождение прогрессивных традиций православия в контексте
современности.
Система православных праздников в контексте времени.
Интеграция сил ученых, педагогов, священников в деле возрождения
российской духовности.
Взаимодействие религиозных конфессий и
образовательных учреждений. Интеграция усилий церкви и учреждений
образования, направленное на культуроведческое и духовнонравственное
воспитание детей и молодежи.
СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
О б щ е н и е (просвещение)
Общение (просвещение) субъектов воспитания – педагогов, воспитанников и
их родителей – может происходить (при обращении к идеям религиозной
педагогики и психологии, к нравственных заповедям) в различных формах:
– знакомство учащихся с основным содержанием вероучений в истории
религий, в истории и традициях отечественных религий России в рамках
религиознопознавательных, религиоведческих и религиознофилософских
дисциплин;
– лекции, кинолектории, спецкурсы: «Мировые религии», «Религиоведение»,
«История религии», «История Русской Православной Церкви», «Основы
православия», «Православная культура», факультативы «Церковнославянская
грамота», «Библейские предания», «Православные святые», «Душа России»,«История русского духовенства», «История иночества», «Православное
искусство» (храмы, иконопись), «Православный фольклор» и др.;
– беседы и встречи «В красном углу» (для учащихся начальных классов),
беседыдиалоги, духовные беседы (душеполезные беседы) для подростков и
старшеклассников, часы вопросов и ответов, вечера актуальных проблем
духовной жизни современного человека, встречи за круглым столом,
«Перекрестки мнений», разговоры о самом важном на пределе возможной
откровенности и др. формы общения;
– знакомство с позицией религии в отношении здоровья человека, с
пониманием религией духовности, с нравственными основами религиозных
учений;
– часы чтения страниц великих памятников человеческой мысли: Библии,
Корана, Евангелия, использование на часах чтения серий «Душа России»,
«Духовный собеседник» и др.;
– знакомство с религиозным календарем;
– изучение Синодика святых имен;
– размышления о вере, о сути православной веры в трудное для России время,
о добре и зле в мире и человеке, о смысле жизни;
– осмысление проблем духовного выживания, преображения человеческой
души.
Д е я т е л ь н о с т ь
1. Профессиональная подготовка педагогов.
1. Решение этикопсихологической проблемы (переосмысление взглядов
учителя на религию и ее возможности для воспитания).
2. Решение проблем методологического и содержательнопедагогического
плана:
а) восполнение познаний педагогов по теории и истории религии в рамках
самообразования и участия в семинарах, конференциях, учебных курсах,
посвященных проблемам религиозного воспитания детей и молодежи;
б) обращение к идеям религиозной педагогики и психологии, к нравственным
заповедям;
в) изучение опыта религиозного воспитания в отечественных религиях России
и образовательных учреждениях, занимающихся решением данной проблемы.
2. Планомерное объединение усилий образовательного учреждения и
церкви в деле духовнонравственного воспитания школьников.а) Определение воспитательного потенциала церкви и ОУ, механизмов их
взаимодействия в процессе формирования человека, развития личности,
становления гражданинапатриота;
б) поиск решений путей, способов, методов возрождения российской
духовности;
в) разработка и реализация программы «Сотрудничество» по следующим
блокам:
– духовнонравственное воспитание и просвещение школьников
(формирование мировоззрения и этической культуры);
– гражданскопатриотическое воспитание;
– воспитание уважения к семье и ориентация на традиционные нормы
семейной жизни;
– формирование культуры пола и ориентация на характер нравственных
отношений полов;
– воспитание трудолюбия, уважения к человеку труда, ориентация на
активную созидательную деятельность;
– воспитание культуры межэтнического и межконфессионального общения,
коммуникативных навыков и культуры взаимодействия в социально значимой
деятельности.
3. Введение в систему обучения
и воспитания религиозно
познавательных, религиоведческих и религиознофилософских дисциплин.
4. Введение в практику жизнедеятельности школы различных форм
взаимодействия детей и взрослых.
1. Приобщение воспитанников к источникам духовных средств:
– добрые чувства (любовь, дружба, чувство родства, чувство прекрасного);
– доброе слово;
– прощение;
– доверие;
– радость;
– совесть;
– правда;
– справедливость.
2. Прохождение практики духовного совершенствования:
– шефство над дошкольными учреждениями, больницами, ветеранами,
больными;– шефская помощь беженцам, малоимущим, больным, оступившимся в жизни;
– забота о здоровье и досуге дошкольников и младших школьников;
– оказание посильной помощи людям, пострадавшим в катастрофах,
бедствиях, войнах;
– оказание услуг и социальной помощи одиноким людям;
– помощь родителям и родственникам в выполнении семейных обязанностей;
– благотворительные акции «Человек – человеку», «От сердца к сердцу»,
«Поможем матушке Природе», «Поможем братьям нашим меньшим».
3. Путешествие по Древней Руси, по святым местам (очнозаочная форма),
организация паломнических поездок.
4. Изучение истории храмов, действующих в селах, городах, где мы живем:
– В каком состоянии находится храм (действует он или нет)?
– Разрушен до основания или сохранен, отреставрирован?
– Кто строил храм, в каком веке, в связи с каким событием?
– В честь какого праздника или святого освящен храм?
– Закрывался ли храм? Когда? Кем?
– Какова судьба священнослужителей храма?
5. Сбор материалов и издание книг, посвященных жизнеописанию
праведников, – «Жития наших новых святых».
6. Участие в возрождении и охране памятников культуры, религиозных
святынь.
7. Открытие и деятельность клубов «Милосердие», «Миротворчество».
8. Работа творческих объединений.
9.
Выпуск литературнохудожественных альманахов «На крыльях
вдохновения».
10. Организация выставок по темам библейских сюжетов и выставок детского
творчества.
11. Изучение традиций, связанных с религиозными праздниками, их
возрождение, введение в систему школьных праздников:
а) дни почитания русских святых, которые создали Россию, Святую Русь:
– День апостола Андрея Первозванного, по апостольскому жребию апостола
Русской земли;
– День Кирилла и Мефодия – учителей славянских, а значит, и русских;
– День равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира;б) дни почитания великих святых: Сергия Радонежского, Серафима
Саровского и др.;
в) русские церковные праздники (двунадесятые переходящие, двунадесятые
непереходящие);
г) недвунадесятые праздники;
д) великие праздники;
е) храмовые (престольные) праздники.
12. Введение в традицию проведения рождественских и пасхальных
встреч, фестивалей православного фольклора «Пою Богу моему», проведение
Дня (Декады) славянской письменности и культуры.
13. Подготовка и проведение КириллоМефодиевских чтений.
14. Разработка личностных программ духовного совершенствования
воспитанников (духовной деятельности, духовного творчества).
15.
Возрождение традиции отмечать именины детей,
родителей,
преподавателей.
5. Возможные темы для просвещения педагогов и обсуждения в
педагогической среде.
1. Роль религии в истории России, ее влияние на духовнонравственное
развитие человека.
2. Религиозная основа культуры, традиций и духовных народных обрядов.
3. Духовная красота и величие Православной Церкви.
4. Формирование духовности школьников на основе целостного подхода к
отечественному историкокультурному наследию.
5. Опыт религиозного воспитания в истории российской школы.
6. Отечественные ученые, мыслители, религиозные деятели, педагоги о
религиозном воспитании детей и юношества.
7. Основополагающие идеи К. Д. Ушинского о религиозном воспитании
подрастающего поколения.
8. Религиознонравственные аспекты школьного образования.
9. Проблема синтеза религиозного и светского образования.
10. Решение проблемы духовнонравственного воспитания в рамках
религиозной традиции.
11. Духовные традиции в современной школе.
12. Духовнонравственный потенциал образовательных предметов.
13. Современные православные подвижники о воспитании детей.14. Осмысление исторических фактов с позиций религиозных основ
мировоззрения, духовных истоков развития личности и государства.
15. Религиозное моральноэтическое мировоззрение русского человека.
16. Взаимодействие религиозных конфессий и школы.
17. Религиозные объединения областей субъектов РФ.
6. Родительская школа (возможные темы для общения с родителями).
1. О вере и нравственности по учению Православной Церкви.
2. Религия и секты.
3. Семья – малая церковь.
4. Духовнонравственные основы семьи.
5. Об опасностях юношеского возраста.
6. О воспитании детей в духе целомудрия и чистоты.
7. Влияние телевидения на человеческую душу.
8. Так ли плох был "Домострой"?
9. Плоды и преимущества доброго воспитания.
10. К. Д. Ушинский – родителям и воспитателям:
– о воспитании в русской семье;
– реалии народности в формировании характера;
– христианская идея, религия и церковь;
– ребенок как предмет воспитания.
11. Н. Е. Пестов о православном воспитании детей:
– связь детей и родителей;
– условия успеха в деле воспитания (упорный труд над воспитанием ребенка,
самоотверженная любовь);
– семь факторов духовного возрастания: Таинства. Молитва. Пост. Пример
благочестия родителей. Духовная среда. Духовное чтение. Освящение
обстановки.
Возможные формы общения (просвещения) педагогов и родителей:
лекции, семинары, конференции, вечера актуальных проблем духовного
воспитания детей и юношества, «Перекрестки мнений», встречидиалоги,
презентации опыта, круглые столы, публичные лекции в школьных аудиториях и
др.
О т н о ш е н и яОтношения, формируемые в результате реализации идей воспитания
детей и юношества на основе религиозных духовных ценностей:
– отношения в семье, образовательном учреждении: красота отношений,
сочувствие,
благородство человеческих переживаний,
сострадание, сорадование, любовь, долженствование и т. д.;
сопереживание,
– отношения, воспитанные Православной Церковью: искренность,
сердечность, благоговение и благорасположенность.
В о п р о с ы :
1. Что такое религия?
2. Каковы основные вехи истории религии?
3. Как религия связана с моралью, правом, наукой, культурой, искусством?
4. Какую Книгу Книг мы называем величайшим памятником культуры,
человеческой мысли?
5. Какие верования распространены в нашем крае, каковы их истоки?
6. Каковы нравственные начала православия и других конфессий, исконно
развивающихся на территории России?
7. Почему мы говорим о православии как о государствообразующей и
культурообразующей религии?
8. Назовите десять заповедей Закона Божьего.
9. Как выражалось национальное чувство русского человека к Богу в
народной мудрости?