Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Оценка 4.7

Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Оценка 4.7
Семинары
doc
воспитательная работа
4 кл—6 кл
10.03.2019
Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Статья затрагивает проблему воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности и диалога культур. Воспитание толерантного человека является одной из приоритетных задач в современной системе образования. Раскрывается возможность решения данной проблемы на примере ведения уроков английского языка в начальной и средней школе.
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ UPBRINGING OF TOLERANCE AT ENGLISH LESSONS AND IN EXTRA­ CURRICULAR ACTIVITIES О. В. Алешечкина МБОУ «Гимназия 75» Московского района г. Казани Аннотация. В статье затрагиваются проблемы необходимости воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности и диалога культур. На примере уроков английского языка показана возможность решения данной проблемы на ранних этапах обучения. Abstract. The   article   broaches   problems   of   upbringing   young   people   in peaceableness, tolerance and the dialogue of cultures. Using the examples of our lessons we try to show the opportunity of solving these problems in primary school. Ключевые   слова:  воспитание   толерантности,   межкультурное взаимодействие, диалог культур. Keywords: upbringing of tolerance, intercultural communication, the dialogue of cultures.  Как бы ни хотелось нам приостановить время, оно неумолимо движется вперед. Меняется мир, меняются люди, меняются требования к ним. Постоянно происходят изменения и в требованиях к преподаванию иностранных языков, в частности английского.  Новые   методики   заставили   нас   иначе   взглянуть   на   построение   уроков, изменилось отношение к процессу обучения. Воспитание толерантности рассматривается Российским правительством в качестве обязательного компонента воспитательной системы школы: “В сфере образования   воспитание   подрастающего   поколения   в   духе   миролюбия, терпимости   должно   стать   нравственно   –   философской   основой,   важнейшей задачей   для   всех   преподавателей”,   ­   подчёркивается   в   Общероссийской федеральной   целевой   программе   “Формирование   установок   толерантного сознания и профилактик экстремизма в российском обществе” [1]. В   связи   с   этим   возникают   вопросы:   «Когда   необходимо   начинать воспитание   толерантности?»   «С   чего   начать?»     «Как   научить   школьников терпимо относиться к окружающим его людям, так не похожим на него?». И чем раньше мы начнем помогать ребёнку осознавать неповторимость своей личности, а   также   неповторимость   личности   его   сверстников,   тем   проще   будет   ему   в дальнейшем успешно адаптироваться к миру, в котором он живет. Сформировать   у   детей   навыки   толерантных   отношений,   на   наш   взгляд, возможно   только   через   деятельность.   Деятельность   должна   зависеть   от возрастных особенностей детей, их интересов и склонностей. Она может быть как речевая, так и практическая, Воспитание толерантности школьников начинается в нашей гимназии уже в начальной   школе,   когда   дети   только   начинают   изучать   иностранный   язык. Справедливости   ради   необходимо   отметить,   что   школьный   предмет “Английский язык”, как никакой другой, представляет огромные возможности для всестороннего развития личности, а также формирования гуманистического миропонимания, терпимости к окружающим его людям, миролюбия. Общение   на   любом   иностранном   языке   ­   это   межкультурное взаимодействие. И это взаимодействие невозможно, если мы не знаем, что наш собеседник отличается от нас уже потому, что родился и вырос в другой стране, воспитывался   в   другой   культуре.   В   связи   с   этим   возникает   необходимость донести до ребёнка, что чужая культура — не хуже и не лучше нашей ­ она просто отличается от нашей и в связи с этим не всегда нам понятна, но нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям. Мы считаем, что применение на уроках возможностей технологии диалога культур ­ это одно из важнейших средств воспитания толерантности. «Культура­ это   диалог,   обмен   мнениями   и   опытом,   постижение   ценностей   и   традиций других; в изоляции она увядает и погибает» [2] При   обучении   иноязычному   общению   в   контексте   диалога   культур осуществляется взаимосвязанное решение следующих задач, а именно: 1. Познавательные:   Происходит   активизация   у   учащихся   знаний   о   культуре   стран изучаемого языка;  Осуществляется знакомство с культурой англоязычной страны и сравнение   имеющихся   знаний   и   понятий   с   вновь   полученными,   а   также   со знаниями о своем регионе;  Происходит  развитие  у  школьников  способностей  представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного и межкультурного общения. 2. Учебные:   формирование   и   развитие   коммуникативной   культуры   школьников, обучение     культуре   публичных   выступлений,   а   также   письменной   речи   на иностранном языке;  развитие   умения   читать   тексты   лингвострановедческого   содержания   на иностранном языке с выполнением различных заданий по содержанию текста; 3. Развивающие:   привитие   школьникам   навыка   использовать   английский   язык   как способ общения в диалоге культур и цивилизации современного мира;  развитие   наблюдательности,   творческого   воображения, ассоциативного   и   логического   мышления   в   условиях   иноязычного   учебного общения при изучении лингвострановедческого материала;  развитие самостоятельности, умения сотрудничать. 4. Воспитательные:  привитие   школьникам   понятия   о   диалоге   культур   как   сознательно избираемой жизненной позиции, которая требует уважения к другим культурам, терпимости   в   отношении   их   языковой,   этнической   и   расовой   самобытности, готовности   к   изучению   мировых   достижений   в   культуре,   к   духовному обогащению   благодаря   достижениям   других   культур,   Кроме   того,   через понимание контекста культуры иноязычных народов происходит более глубокое осознание своей родной культуры;  формирование чувства патриотизма, чувства гордости за свою страну и ее культуру;   воспитание   толерантности,   потребности   и   способности   к сотрудничеству и взаимопомощи. При   формировании   навыков   межкультурной   коммуникации,   как   диалога культур,   невозможно   не   учитывать   наследие   собственного   народа,   его национальную   самобытность,   а   также   культуру   родного   края.   В   программу изучения  иностранного  языка  всегда  включаются   такие темы, как  «Семейно­ бытовая   культура   народов   России   и   англоговорящих   стран»,   «Национальная кухня   народов   России   и   стран   изучаемого   языка»,   «Образование   в   странах изучаемого языка», «Этикет и обычаи разных народов». Изучение подобных тем способствует проведению учащимися сравнительно­сопоставительного анализа различных аспектов собственной культуры и культуры стран изучаемого языка. Эти темы очень близки и интересны учащимся и являются тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. [3]   Таким   образом   и   происходит   формирование   толерантного   отношения школьников к представителям иноязычной культуры. На   начальном   этапе   изучения   английского   языка   также   существует значительное   количество тем, при изучении которых возможно формирование толерантного   отношения   к   носителям   «другой»   культуры.   Например,   при изучении тем «Описание внешности», «Одежда» введение лексики происходит с поддержкой различных картинок, на которых изображены люди с разным цветом кожи и в национальных костюмах. Изображение этих людей, как правило, всегда имеет позитивный оттенок.  Изучение   данных   тем   происходит   не   только   на   уроках.   Существует множество   разнообразных   форм   внеклассной   деятельности,   позволяющих сделать   учебную   деятельность   максимально   эффективной.   Одна   из   них   – проектная работа. Преимущества ее известны давно и широко используются в методике преподавания иностранного языка. Практика показывает, что проектная деятельность, будь то компьютерная презентация, театральная постановка, постеры, доклады, рефераты, стенгазеты и т.д., является большим стимулом в работе, это активно действующая методика, ведущая к успешному овладению иностранным языком. Образовательная   и   воспитательная   ценность   проектов   заключается   в межпредметных   связях,   которые   способствуют   развитию   у   учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности   и   умений   вести   исследовательскую   работу.   Дети   работают   со справочной   литературой,   словарями,   компьютером,   тем   самым   создается возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.  В процессе воспитания толерантного отношения у школьников очень важно научить   их   умению   самостоятельно   интерпретировать   информацию   о культурных   ценностях,  соотносить   существующие   стереотипы   с  собственным опытом и делать адекватные выводы, а не пассивно получать информацию от учителя   или   какого­либо   другого   человека,   мнение   которого   может   быть авторитетным для школьника. Список использованной литературы: 1. Федеральная   целевая   программа   «Формирование   установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» на 2001­2005   годы.   Постановление   Правительства   Российской   Федерации   от   25 августа 2001 г. №629. 2. Дмитриев   Т.Д.   Многокультурное   образование.   ­   М.:   Народное образование,1999. – с.21 3. Сафонова   В.В.   Изучение   языков   международного   общения   в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 2005. – с.15

Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Воспитание толерантности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2019