Процесс обучения неразрывно связан с воспитанием. И когда оказываешься в классе, а на тебя смотрят глаза ребят, понимаешь, что действительно важно понимать, что же такое воспитание. Учитель - это человек, который очень сильно влияет на развитие ребенка, поэтому необходимо брать ответственность за каждого ученика. Не только учить, но и самому учиться. Более тонко разбираться в вопросах детской и подростковый психологии.В данной статье рассматривается понятие воспитания школьника. И неразрывный процесс обучения и воспитания.
Воспитание в школе.docx
Воспитание в школе
Понятие воспитания
Ведущие ученые в области современной педагогики и психологии
образования и воспитания утверждают, что основным приоритетом в школе
должна быть именно воспитательная деятельность (воспитатель не:
воспитывает у него воспитываются), а также чем больше подходов к
воспитанию может быть реализовано в образовательной практике, тем
больше вероятность, эффективности воспитания. Поэтому обратимся в
первую очередь к терминологическому рассмотрению.
Исходное значение слова "воспитание" обусловлено корневой частью
слова: "воспитание" это вскармливание, питание ребенка, не
приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В
данном значении слова процесс воспитания свойственен и животным
"питают" своим молоком млекопитающие.
Сегодня термин "воспитание" далеко ушел от своего исходного смысла,
тем не менее, нельзя не признавать, что опора на смысловой исток
сохраняется до сих пор. "Питание", в его прямом значении, обеспечивает
рост и функционирование организма. "Питание", в его фигуральном смысле,
означает социализацию человека, вхождение его в культуру и "усвоение"
того, что выработано культурой. Исторически сложились различные подходы
к
рассмотрению
этой
категории.
Характеризуя объем понятия, многие исследователи, такие как Крупская Н.
К., Ушинский Д. К. выделяют следующие аспекты анализа этого понятия:
воспитание в широком и узком смысле.
У К. Д. Ушинского сказано об этом понятии четко и обоснованно.
"Мы ясно осознаем, что воспитание, в тесном смысле этого слова, как
преднамеренная воспитательная деятельность школа, воспитатель и наставник... вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же
сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются
воспитатели непреднамеренные: природа, семья, народ, его религия и его
язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных
понятий" (9, C. 18).
Из вышесказанного следует, что признано существование понятия
воспитания преднамеренного и непреднамеренного, т.е. организованного и
неорганизованного. Такое понимание развивает Н. К. Крупская, говоря о
воспитании в узком и широком смысле: воспитание в узком смысле слова
кратко определялось ею как преднамеренное и систематическое воздействие
взрослых на поведение учащихся.
Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала
влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений,
общественного строя, всей жизни, при этом имея в виду не только детей, но и
взрослых" (3, C. 247). Таким образом, она четко и ясно объяснила, что такое
"воспитание в широком и узком смысле". Первое это весь процесс
воспитания человека, а второе процесс организованного воздействия на
детей. Значит, в широком смысле общее, а в узком это часть общего. Так и
написано у И. Е. Шварца: "В настоящее время воспитание употребляется "в
широком и узком смысле". Воспитание в широком смысле весь процесс
формирования личности... когда говорят "воспитывает жизнь", подразумевают
воспитание в широком смысле слова. Воспитание в узком смысле слова это
специально организуемый процесс управления развитием личности. Он
происходит через взаимодействие учителя".
Из сказанного вытекает, что понятие воспитания рассматривается в
двух смыслах: воспитание (в широком социальном смысле), включая в него
воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя
воспитание с социализацией), рассматривается как социальное,
целенаправленное создание условий (материальных, духовных,
организационных) для развития человека;
воспитание (в узком смысле) как целенаправленная деятельность,
призванная формировать систему качеств личности, взглядов и
убеждений.
В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения
обучения и воспитания во взаимосвязи (Сериков В.В., 1999; см. аннотацию).
Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением
подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым
формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек это
характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам
деятельности при условии их значимости для личности развивает ее
нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть
вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле
означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений.
Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение
системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими
знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее
связано с развитием у студентов эмоционального восприятия этих знаний и
норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных
потребностей. Итак, обучение и воспитание как факторы развития личности содержат
сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое
предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения
и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении
знаний и способов деятельности, а во втором на социальные ценности,
формировании личностного отношения к ним (Батаршев А.В., 2000; см.
аннотацию).
Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как
обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень
воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество
обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу студентов и вместе
с тем развивает, углубляет ее (Менчинская Н.А., 1998; см. аннотацию)
Кроме того, И.А.Зимняя выделяет следующие четыре типа взаимосвязи
между обучением и воспитанием:
1.
2.
3.
Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого
оно осуществляется (через содержание, формы, средства
обучения). Это именно тот тип отношения между двумя
процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В
такой форме воспитание входит в учебный процесс,
который определяется как воспитывающее обучение.
Воспитание осуществляется в образовательном процессе
определенной системы или учреждения и вне обучения,
параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое
воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты
обучения, и в свою очередь оно должно действовать на
воспитание.
Воспитание осуществляется вне образовательного
процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей,
трудовым коллективом,
группой,
общностью,
где происходит и некоторое стихийное обучение и
соответственно научение.
4.
Воспитание осуществляется и другими
образовательными)
учреждениями,
(не
общностями,
сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным
обучением и научением.
Таким образом, сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги
всегда им придают необходимую направленность, формируя важнейшие
мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие
другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно
так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая
воспитываем, воспитывая обучаем.
Итак, рассматривая такие явления как воспитание, взаимосвязь
обучения и воспитания, мы пришли к выводу, что данные понятия тесно
взаимосвязаны:
Воспитание целенаправленный, организованный процесс,
обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку
ее к трудовой и общественной деятельности.
А взаимосвязь обучения, воспитания и развития личности показывает
единство этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так
целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения
и воспитания. Развивать гармоничную личность значит, обучать ее
знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально
ценностное отношение к миру через организацию различных видов
деятельности (учебной, трудовой, эстетической и др.) Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. В кн.: Труды
Института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева, IV. Л., 1935.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000.
3. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 2. М.
4. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика
проектирования педагогических систем. М., 1999.
5. Такман Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике: Пер.
с англ. М., 2002
6. Ушинский Д. К. Собр. соч. В 10 т. М. Т. 8.
Воспитание в школе
Воспитание в школе
Воспитание в школе
Воспитание в школе
Воспитание в школе
Воспитание в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.