Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации.
Л.А 3ocx.docx
«Воспитатель дошкольного образования»
Выполнила
Степанова Людмила Александровна Задание 1.
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую
осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она
представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу
от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и
опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к
выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и
родители, общественные организации, руководители предприятий и
учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере
средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность —
профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую вольно или
невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе,
занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Педагогическая
деятельность как профессиональная имеет место в специально
организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных
заведениях, школах, профессиональнотехнических училищах, средних
специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного
образования, повышения квалификации и переподготовки.
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания,
которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков
общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая
стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач
обучения и воспитания по различным направлениям.
Цель педагогической деятельности — явление историческое. Она
разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального
развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с
учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной
стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с
другой — потребности и стремления отдельной личности.
Большое внимание разработке проблемы целей воспитания уделял А. С.
Макаренко, но ни в одной его работе нет их общих формулировок. Он всегда
резко выступал против любых попыток свести определения целей воспитания
к аморфным определениям типа "гармоническая личность", "человек
коммунист" и т.п. А. С. Макаренко был сторонником педагогического
проектирования личности, а цель педагогической деятельности видел в
программе развития личности и ее индивидуальных коррективов. В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют
воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный
коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели
педагогической деятельности связана с решением таких социально
педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация
деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие
индивидуальности личности.
Цели педагогической деятельности — явление динамическое. И логика их
развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций
общественного развития и приводя содержание, формы и методы
педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они
складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели
— развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все
свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как
единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает
то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку,
экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В
то же время педагогическое действие является тем особенным, которое
выражает и всеобщее, и все богатство отдельного.
Алгоритм — предписание о выполнении в определенной последовательности
элементарных операций для решения любой задачи, принадлежащей к
некоторому классу.
Обращение к формам материализации педагогического действия помогает
показать логику педагогической деятельности. Педагогическое действие
учителя сначала выступает в форме познавательной задачи. Опираясь на
имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и
предполагаемый результат своего действия. Познавательная задача, будучи
решенной психологически, затем переходит в форму практического
преобразовательного акта.
При этом обнаруживается некоторое
несоответствие между средствами и объектами педагогического влияния, что
сказывается на результатах действия учителя. В связи с этим из формы
практического акта действие снова переходит в форму познавательной
задачи, условия которой становятся более полными. Таким образом,
деятельность учителявоспитателя по своей природе есть не что иное, как
процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и
уровней.
Специфической особенностью педагогических задач является то, что их
решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют
напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и
обстоятельств. Кроме того, искомое не представлено в четких
формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Решение
взаимосвязанного ряда педагогических задач очень трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм все же существует, применение его
разными педагогами может привести к различным результатам. Это
объясняется тем, что творчество педагогов связано с поиском новых решений
педагогических задач.
Задание 2.
цель воспитателя детского сада
нравственное
поведение
нравственные
принципы
нравственное
сознание и
убеждения
нравственные
чувства
представления
и понятия о
нравственност
и
нравственн
ые
потребност
и и
интересы Задание 3.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
СПОСОБНОСТИ
СПОСОБНОСТЬ
ПЕРЕДАВАТЬ
ИНФОРМАЦИЮ ДЕТЯМ
(объяснять, пояснять,
разъяснять, способность
делать свою мысль
максимально понятной
для другого).
ОРГАНИЗАЦИОННО –
КОММУНИКАТИВНЫ
Е СПОСОБНОСТИ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
СПОСОБНОСТИ
(способность устанавливать,
формировать у себя
педагогическицелесообразную
позицию в отношении
воспитанников)
ЭКСПРЕССИВНО –
РЕЧЕВЫЕ
СПОСОБНОСТИ
(выражать свои мысли и
чувства в речевой форме,
окрашенной выразительной
мимикой и пантомимикой.
Иногда эти способности
называют ораторскими).
АКАДЕМИЧЕСКИЕ
(ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ)
СПОСОБНОСТИ
(потребность педагога в
постоянном углублении и
расширении своих знаний)
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ
СПОСОБНОСТИ
(способности организовать
детский коллектив;
организовать самого себя как
субъекта педагогической
деятельности).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ТАКТ
(способность находить наиболее
педагогически целесообразные
меры воздействия на
воспитанников, устанавливать
деловой и психологический
контакт с учащимися,
способность чувствовать боль
другого человека, прийти ему на
помощь)
ЛИЧНОСТНЫЕ
СПОСОБНОСТИ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
СПОСОБНОСТИ
ПЕТЬ, ТАНЦЕВАТЬ
И ДР.
(умения петь, танце
вать, выразительно
рассказывать, читать
стихи, шить, вязать,
выращивать растения,
мастерить игрушки из
так называемого
бросового материала,
показывать кукольный
театр и др. Чем больше
таких специальных
умений в арсенале
педагога, тем
интереснее и
содержательнее жизнь
детей в
образовательном
учреждении. Педагог,
много умеющий,
вызывает восхищение и
гордость
воспитанников. Они
хотят подражать ему,
стремятся большему
научиться).
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ
СПОСОБНОСТИ
(способность педагога
воспринимать
воспитанника, и не только
его внешние особенности,
а его внутренний мир;
часто эту способность
называют педагогической
наблюдательностью).
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
(способность «заглянуть
вперед», предвидеть то,
чего еще нет. Эта
способность связана с
педагогическим
оптимизмом, верой в силу
воспитания, верой в
человека).
СПОСОБНОСТЬ К
САМОРЕГУЛЯЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ И
ПОВЕДЕНИЯ
(выделяют 2
подструктурных
компонента:
1.Выдержка и
самообладание: это РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ВНИМАНИЯ
(способность распределять
внимание между двумя или
несколькими видами
деятельности).
СУГГЕСТИВНЫЕ
СПОСОБНОСТИ
(выражаются в волевом
воздействии педагога на
воспитанника, в его способности
предъявлять требования и
добиваться их безусловного
выполнения).
способность всегда, в
любой обстановке, в
непредвиденной ситуации
владеть собой, управлять
своими чувствами,
темпераментом,
2.Саморегуляция
психических состояний:
на успешность работы
педагога влияют тип
нервной системы
(темперамент), временные
психические состояния
(например, настроение).
Педагог должен владеть
своим психическим
состоянием.
Задание 4.
Идеальный образ воспитателя, будущего у современного ребенка
формируется сегодня.
Воспитатель – это такое существо, которое в нужный момент дает толчок к
развитию, это то, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет
быть внимательным, активным, живым. Почему в определении написано
«существо»? Потому что воин может учиться у журавля и у сосны, у змеи и у
кошки… И, проникая в суть, постигая своего «воспитателя», воин, т.е. живой
человек, не спящий, а бодрствующий, постигающий, приобретает необходимое
для жизни свойство.
Я понимаю, что я не вставлю ребенку свои мозги и не проживу за ребенка его
жизнь, а потому моя доблесть – сделать ребенка самостоятельным,
ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям.
Если у родителя и у меня (воспитателя) не совпадают координаты, я невольно
отдаляю ребенка от семейных идеалов. В этом трагедия, как моя, так и
родителей.
Заметьте – у идеального воспитателя приоритеты в формировании ребенка
идут именно в такой последовательности – сначала – мотивация, потом –
средства, техническая часть. При этом я всегда отслеживаю, когда та или
другая ступень мотивации уже сформировалась, и надо открывать ребенку новые горизонты. Впрочем, я сделаю и другое. Я покажу ценность каждого
ребенка. Я проявлю его интересность и нужность, а значит – разовью
индивидуальные качества ребенка.
Что должно быть мне интересно?
Мне интересен процесс. Я не озабочен промежуточными результатами. Мне
интересны изменения ребенка, и я удивляюсь и радуюсь этим изменениям.
Ребенок доверяет тому, что он действительно интересен воспитателю.
Задание 5.
«Профессиональный облик педагога детского сада».
организаторские коммуникативные
перцептивно
гностические
экспрессивные профессиональная
работоспособность
физическое и
психическое
здоровье организованность,
деловитость,
инициативность,
требовательность,
самокритичность
справедливость,
внимательность,
приветливость,
открытость,
доброжелательность,
скромность,
чуткость,
тактичность
наблюдательность,
креативность,
интеллектуальная активность,
исследовательский
стиль,
гибкость, оригинальность и
критичность
мышления,
способность к нестандартным
решениям, чувство нового,
интуиция, объективность и
беспристрастность, бережное и
внимательное отношение к
опыту старших коллег,
потребность в постоянном
обновлении и обогащении
знаний
Дорисуйте картину
высокий эмоционально
волевой
тонус,
оптимизм,
эмоциональная
восприимчивость
отзывчивость,
самообладание,
толерантность,
выдержка,
юмора
чувство
и
«Воспитатель дошкольного образования»
«Воспитатель дошкольного образования»
«Воспитатель дошкольного образования»
«Воспитатель дошкольного образования»
«Воспитатель дошкольного образования»
«Воспитатель дошкольного образования»
«Воспитатель дошкольного образования»
«Воспитатель дошкольного образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.