Выступление на семинаре учителей начальных классов
Тема: «Воспитательная эффективность педагогического общения»
Для учителя, работающего в классах компенсирующего обучения, крайне необходим
личностный, демократический стиль общения с людьми — родителями, детьми,
коллегами. Для него характерна вера в компенсирующие возможности ребенка,
неиссякаемое терпение, разумная снисходительность, справедливая строгость.
Умение встать на позицию другого человека, увидеть обстоятельства его глазами,
создать у ребенка чувство, что его понимают и принимают, укрепить желание
оправдать надежды учителя — являются важными показателями педагогической
техники учителя. Педагог умеет увидеть и оценить уникальность ребенка, помня
одно мудрое изречение: «Человек — чудо природы. Жизнь еще большее чудо. Научись
не требовать невозможного, Не сокрушаться о непоправимом”.
Чтобы достичь большого прогресса в развитии детей, в усвоении ими
знаний, надо помнить, что самочувствие детей в процессе обучения должно быть
спокойным и естественным, с большим внутренним уважением к учителю и товарищам.
Великий дидакт К.Д.Ушинский справедливо замечал, что классу нужно свободно
волноваться, даже бурлить, но держаться всякий раз в тех пределах, которые
нужны для успеха учения. Мертвая тишина на уроке — недопустима. Важно позволять
ученикам задавать вопросы, самим высказываться, разговаривать, сидеть свободно
и не принуждено.
Говоря о стиле общения, надо помнить, каким языком разговаривает учитель
с детьми. для развития детей неблагоприятен язык насмешки, снисходительности,
разрушительного злорадства. С другой стороны, малоперспективна для развития
ребенка модель “сюсюканья”, “примитивизма”,
ограничения
свободы.
Выразительность лица, речи, артистизм, четкость мимики жестов
играют важную роль для создания благоприятного климата обучения. Голос учителя
должен иметь примерный тон, с канталенной (напевной) окрашенностью. Такая
тональность общения не возбуждает детей, сохраняет их нервно-психическое
здоровье. Невербальные средства общения - «лучеиспускание» глаз (К.
Станиславский), физические контакты - пожатие руки, поглаживание, обнимание
плеч и т.п. Эти средства рождают ощущение близости, защищенности,
справедливости.
Партнерское общение учителя предполагает умение вести диалог и научение детей
общаться друг с другом в этой форме. Учитель, ориентированный на
сотрудничество, партнерство, дает возможность каждому ребенку высказывать свою
точку зрения, спокойно реагирует на ошибки детей, рассматривая их как новые
вопросы перед классом. Высокий профессионализм учителя проявляется и в том,
чтобы ни репликами, ни мимикой лица не информировать детей о допущенных ими
ошибках. Дети должны, услышав ошибочное суждение, самостоятельно прореагировать
на возникшую коллизию и попытаться найти ее решение.
В развивающей модели обучения ошибки возможны и они не страшны,
если созданы условия для выявления их механизма, для осознания детьми процесса
усвоения знаний. Если ученик видит спокойную реакцию взрослого на его возможность
отшибаться, он не будет хитрить, подстраиваться, скрывать правду.
Важным дидактическим приемом является право свободы выбора, «поле свободы». Учитель организует процесс обучения так, чтобы каждый ребенок мог трудиться и имел бы успех в своей деятельности. Для этого предусматриваются варианты выбора материала, форм работы, возможного партнера и т.п. Очень важно обратить внимание на подбор учебного материала, рассчитанного на развитие творчества, использование личного опыта, вариантов правильных ответов детей. Учитель целенаправленно концентрирует внимание и интерес детей к внутреннему миру другого ребенка — к его мыслям, знаниям, формам деятельности, учит видеть состояние товарища, воспитывает терпимость, дружелюбие, умение открыто и спокойно выражать свои чувства. Дети в классе сидят рядом со своими друзьями, которых они выбирают сами. Использование сменного состава (по желанию детей) при работе в группах, командах, парами позволяет реализовывать симпатии детей, наполняет содержанием их дружбу, их духовную жизнь.
Именно в учебном труде рождается интерес к духовной жизни, формируется
новообразование в психических качествах (таких, как рефлексирование). Мы
выделяем
проблему самовоспитания, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе.
Вместе
с учителем, товарищами по классу ребенок получает знания о самом себе, о
простейших
приемах самовоспитания — самоконтроле, самовнушении, самоубеждении, самоотчете
и пр., применяет эту технологию в своей жизни. Педагог помогает ребенку достичь
максимального успеха в развитии и усвоении знаний. А ученики постигают новую
для них ответственность перед самим собой, ответственность за собственное
будущее.
В коррекционно-развивающем обучении большое значение придается также содружеству
семьи и школы. Работу с родителями я считаю одной из важных профессиональных
обязанностей учителя. Выработка единого подхода в общении с детьми, определение
содержания и стилей воспитания, организация жизни ребенка в семье (приобщение
детей к духовному миру взрослых, а родителей к духовному миру детей) способствует
успеху в социальном развитии детей. Ниже я привожу тест, определяющий
эффективность педагогического общения. Приводимая диагностика интересна не
степенью научной достоверности, а тем, что, на мой взгляд, вызывает желание ее
использовать, побуждая тем самым учителя к творчеству.
Воспитательная эффективность педагогического общения
Учитель читает утверждения, соотносит со своим опытом работы, выставляет по
данному утверждению количественную оценку, соответствующую степени реализации параметра
опыту его работы.
Шкала оценок;
2 - абсолютно верно (“сильное” согласие)
1 - да, верно (“среднее” согласие);
0- ни да, ни нет (сомнение)
-1 - в общем, нет (“среднее” несогласие);
-2 - Нет. неверно (“сильное” несогласие).
Утверждения:
.1 .Я умею выдержать паузу после формулировки проблемы, вопроса, чтобы не мешать
детям думать, принимать решение.
2. Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, вопроса, задания. Даю
“поле свободы!”. Свое общение с детьми начинаю с вопроса: “Что скажете?”. “Что
думаете?”, “О чем молчите?”
З. Я умею организовывать помощь, чтобы каждый имел успех, смог выполнить работу
относительно самостоятельно.
4 Я никогда не повторяю ответы детей, литературно “обрабатывая” их мысли.
5.На моих уроках дети имеют возможность задать вопрос, высказаться по своей
инициативе, чувствовать себя спокойно и естественно.
б. Я считаюсь с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если дети
испытывают состояние вдохновения, творчества, даже если это не предусмотрено
планом урока.
7. Я умею радоваться ошибкам детей, так как эти ошибки ставят вопросы,
проблемы перед классом.
8. Я владею активными методами и формами работы (игровыми, театрализацией,
тренинговыми и т.д.), так как они эффективны для развития творческого
потенциала детей.
9. Я владею нестандартными методами укрепления нервно-психического здоровья
детей
10. Я могу снять раздражение, гнев, агрессию ребенка, умею переключить его внимание,
заинтересовать учебной деятельностью.
11. Я являюсь для детей товарищем, единомышленником, равноправным партнёром в
их учебных и внеклассных делах. Избегаю быть диктатором, назидателем.
12. Я стараюсь познать сильные стороны личности своих детей. Даю понять, что
вижу их достоинства независимо от их успехов.
13. Я умею насытить школьную жизнь детей разнообразной творческой деятельностью,
чтобы каждый имел возможность реализовать свои сильные качества личности.
14. Я учу ребят анализировать поведение, чувства, логику поступков не
только литературных героев, но и сноп, своих товарищей и взрослых.
15.Я поощряю детей к интеллигентному, ко открытому выражению чувств.
16. Я формирую умение каждого видеть и оценивать индивидуальность других.
17. Я стараюсь поддерживать симпатия детей друг к другу. Помогаю каждому найти
товарища.
18. В учебно-воспитательном процессе постоянно возникают ситуации, где общение детей
друг с другом идет непосредственно без моего вмешательства и побуждения.
19.Мои дети владеют коллективными приемами решения проблем. Умеют слушать друг друга,
не блокируют чужих идей, умеют чужие способы обогатить и развить.
20. Я не злоупотребляю оценками и оценочными суждениями.
Обработка результатов:
Сложите свои оценки по каждому утверждению, полученную сумму разделите на
20 (количество вопросов). Подученное число - среднеарифметическое. По данному
числу определите уровень эффективности педагогического общения.
1-й уровень – 2 -1,1
Учитель демократичен. Владеет методикой развивающего обучения. Правильно
понимает и учитывает в своей работе индивидуальные особенности ребенка. Стимулирует
развитие коллектива. Учитель и дети испытывают интерес друг к другу. Однако
подумайте, не является ли Ваше мнение о себе следствием завышенной самооценки.
2-й уровень - 1-0,1
Учитель овладевает методикой развивающего обучения. По некоторым позициям
учебно-воспитательной работы у Вас сильны традиционные подходы. Следует больше предоставлять
детям самостоятельности, усилить возможности приложения творчества.
3—й уровень -0 -(- 0.9)
Вам следует серьезно переосмыслить свое общение с детьми. Пока Вы авторитарны,
высокого результата ни в усвоении знаний, ни в развитии детей Вы не будете
иметь.
4-й уровень - 1 (-2)
Вы авторитарны, излишне опекаете детей. Советуем через самообразование изучить
педагогическую технику и труды по основам развивающего обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.