Программа воспитательной работы с учащимися 10-11 класса
«Путь к успеху»
классный руководитель Холмова Е.П.
Три пути у человека, чтобы разумно
поступать: первый: самый
благородный, - размышление; второй,
самый легкий, - подражание; третий,
самый горький, - опыт.
Конфуций
Пояснительная записка.
Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации.
Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, изучении и развитии своих способностей, склонностей, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели.
Внутренний мир каждого ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с учащимися мы должны учитывать данное обстоятельство. Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
Аналитическая записка
В качестве предпосылок для создания программы явились результаты исследований, проведенных в 5-9 классах .
Проведенное педагогическое исследование по теме:
"Психолого–педагогические условия профессионального самоопределения учащихся» позволило сделать следующие выводы:
- профессиональное самоопределение - сложный многоэтапный процесс
осознанного выбора профессии
- необходима ранняя профессиональная ориентация,
- необходима плановая систематическая работа классного руководителя и психолога по профессиональной ориентации учащихся на протяжении всех лет обучения учащихся в школе
Практическая значимость исследования:
Разработана программа воспитательной работы с кадетским классом
5-9 класс «От профессионального самоопределения к профессиональному успеху».
Подобраны и апробированы методики по изучению психологических
особенностей профессионального самоопределения кадетов с 5-9 класс.
- анкета для определения школьной мотивации (Н. Г. Лусканова);
- тест по биоритмологии (Надежда Абаскалова);
- тест "Самооценка уверенности в себе" 5 класс (С.С. Гриншпун);
- шкала самооценки Спилбергера для оценки уровня личностной
тревожности);
- методика «Метод диагностики мотивации учения и эмоционального
отношения к учению» модификация А.Д. Андреевой;
- методика изучения темперамента путем анализа зарегистрированных
фактов ( Белов);
- опросник для выявления готовности к выбору профессии В.Б.Успенский).
- дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова,
направленный на выявление профессиональных предпочтений в
соответствии с классификацией типов профессий;
- карта интересов А. Голомшток (модификация Г. Резапкиной);
- методика: «Тест мотивации выбора профессии Л.А. Ясуковой»
По результатам тестирования в 9 классе только у 50% учащихся доминирует профессиональный тип мотивации, что свидетельствует о формировании профессиональных способностей, что в будущем приведёт к осознанному выбору профессии.
Все вышесказанное привело меня к необходимости создания программы воспитательной работы с учащимися 10-11 классов «Путь к успеху», при разработке которой основными приоритетами для меня стали:
· развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной самореализации в жизни;
· формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;
· приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;
· триединство «учитель - ребенок - семья», динамично развивающееся.
«Успех» - это ни что иное как естественный результат последовательного применения основных принципов успеха в жизни.
«Успех» - это постоянное вымеренное продвижение к цели, а также достижение цели.
«Успех» - это процесс поворота от чего то к чему-то лучшему, от бездеятельности к занятиям.
«Успех» - это ответ на призыв меняться, расти, развиваться и становиться, на призыв продвинуться на лучшее место.
Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
С целью программы воспитательной работы связан девиз жизнедеятельности классного сообщества:
Лицо у каждой школы есть свое.
А нашу школу трудно не узнать .
Всегда быть первой – вот девиз ее!
Всегда вперед, к успеху!
Так держать!
Цель создания портфолио:
помочь учащимся в самореализации личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.
Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции и определению профессиональных устремлений учащихся. Прогнозируемый результат реализации программы:
- формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора
будущей профессии;
- выявление уровня готовности к обучению, уверенности в выборе
профессии;
- выявление соотношения интересов, склонностей и способностей уч-ся;
- формирование навыков нахождения и использования информации о
выборе профессии для обучения;
- изучение психолого-педагогическая литературы по данной проблеме;
- ознакомление с различными видами профессий;
- создание учащимися «профессионального портфолио»,
Добиться таких результатов помогут различные формы работы с учащимися:
Этапы работы по профориентации учащихся
1-й - пассивно-поисковый этап, или этап первичных профессиональных
выборов ребенка охватывает период его обучения в 1-7-х классах.
2-й - активно-поисковый этап профориентации в основном проходит
в 8-9-х классах.
3-й - этап профессионального самоопределения, которое с
неизбежностью осуществляется после окончания подростком
основной школы в 10-11-х классах.
Срок реализации 3- го этапа– 2 года.
Программа ориентирована на старшеклассников 10, 11 классов и включает в себя 7 направлений:
«Семья», «Интеллект», «Нравственность», «Профессиональное самоопределение», «Здоровье» «Гражданин», «Общение и досуг».
Участники реализации программы:
· учащиеся
· родители
· классный руководитель
· учителя – предметники
· администрация школы
· психолог школы
· социальный педагог школы
Направление «Семья»
Цель работы: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции.
Предполагаемый результат деятельности: понимание учащимися ценности и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.
Этап реализации |
Содержание деятельности |
|
1. Выбор родительского комитета (на 10 -11 класс).Знакомство родителей с программами профильного обучения, с программой воспитания. 2. Родительские собрания: «Права и обязанности ребенка: поиск равновесия» «Родительский дом как фундамент счастья будущей жизни детей» «Поможем детям выбрать профессию» 3. Дебаты «Трудные девочки: проблемы воспитания» 4. Психолого – педагогическое просвещение родителей. 5. Индивидуальные консультации, беседы, информирование о результатах воспитания, обучения. 6. Заседания родительского комитета. 7. "Дети и родители, узнать себя хотите вы?" совместное собрание |
11 класс |
1. Родительские собрания: «Вечная проблема» (совместно с детьми) «Агрессия и насилие в мире взрослых и детей» «Как научить ребенка быть успешным» «Как подготовиться к итоговой аттестации» Общешкольные родительские собрания. 2. Лекторий «Воспитание толерантности у подростков» 3. Заседания родительского комитета. 4. Помощь семье в правильной профессиональной ориентации ребенка (консультации психолога, педагогов) 5. Совместная деятельность родителей и учащихся (проектная деятельность, походы, посещение театров, музеев и т.п.) 6. Индивидуальные беседы, консультации 7. Вечер «Когда уйдем со школьного двора» 8. Организация праздников «Последний звонок», «Выпускной вечер» |
Направление «Интеллект»
Ученье - лучшее богатство.
Цель:
Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей каждого ученика в меру его возможностей, обеспечение развития познавательной активности учащихся.
Задачи:
Мероприятия по реализации данного направления работы
Этап реализации |
Содержание деятельности |
10 класс |
1. Классный час «Образование – путь к успеху» 2. Викторина «Читать – это не модно?» 3. Методика «Адаптация в 10 классе» 4. Участие в НПК, олимпиадах 5. Предметные недели 6. День дублера. |
11 класс |
1. Ток – шоу «Ученому и книги в руки»(о получении высшего образования). 2. День дублера 3. Психологический тренинг «Экзамены – это не страшно!» 4. Посещение музеев, выставок, способствующих интеллектуальному развитию. 5. Устный журнал «ЕГЭ. Как готовиться к экзамену» 6. Мониторинг знаний. 7. Предметные недели, участие в НПК,олимпиады |
Направление «Нравственность»
Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация», «субъектность». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Цель работы в этом направлении: оказание помощи учащимся осознать нравственные нормы и правила, ценности человеческой жизни.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации |
Содержание деятельности |
10 класс |
1. Классный час «О законах нравственности» 2. Дискуссия «Деньги и миф» 3. Акция «Спешите делать добро» 4. Клуб интересных встреч «Встречи с психологом, сексопатологом» 5. Ролевая игра «Супружество без брака» 6. Устный журнал «Сто советов мудрости» 7. Посещение музеев, выставок нравственно – эстетической направленности. 8. "Десять заповедей"- основа нравственности человечества |
11 класс |
1 Акция «Спешите делать добро» 2 Классный час «Духовность – норма человеческой жизни» 3 "Еще раз про любовь" 4 Просмотр спектаклей, кинофильмов (коллективный просмотр и обсуждение). 5 Диагностика уровня развития нравственных качеств личности. |
Направление «Здоровье»
«Единственная красота, которую я знаю, это здоровье»
Генрих Гейне
Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В последние годы выявлены негативные изменения в физическом здоровье детей, в том числе из социально наиболее благополучных семей. Установлено, что при интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и нарушение зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы.
Цель работы: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.
Предполагаемые результаты: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации |
Содержание деятельности |
10 класс |
1. Экологический праздник «День Земли» 2. Ситуативный практикум «Жизнь без вредных привычек» 3. Акция «Чистый берег» 4. Конкурсная программа «Школа выживания» 5. Классный час «Аксиомы алкоголя» 6. Товарищеские встречи по пионерболу, волейболу, баскетболу. 7. Диагностика по алкогольной и наркотической зависимости. 8. Для мальчиков (беседа школьного фельдшера) 9. Для девочек (беседа школьного фельдшера) |
11 класс |
1. Трудовой десант «Территория чистоты» 2. Организация школьного праздника «День здоровья» 3. Классный час «Мир без наркотиков» 4. Уроки безопасности. 5. Деловая игра «Я выбираю жизнь» 6. Видеолекторий «Здоровый образ жизни» 7. Интерактивная беседа «Есть ли будущее у российской семьи?» |
Направление «Гражданин»
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга.
Цель работы: формирование у учащихся соответствующих знаний о правах и свободах человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него, воспитание чувства патриотизма, толерантности, гуманизма.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации |
Содержание деятельности |
10 класс |
1. Классный час «Честь имею» 2. Устный журнал «Дни воинской славы» 3. Беседа – диалог «Безобидны ли современные молодежные течения и увлечения» 4. «Вахта Памяти» 5. Встречи с участниками локальных воин. 6. Посещение театра, кинотеатра на соответствующую тематику. |
11 класс |
1. Беседа «Изменения в уставе РФ о несении воинской службы. 2. Диспут «Армия, какой она должна быть» 3. Акция «Мы с вами, ветераны» 4. Анкета «Анализ воспитания гражданских и патриотических чувств учащихся» 5. КТД «Вахта Памяти» 6. Игровая программа «А ну – ка, парни!» 7. Встречи с участниками локальных воин. |
Направление «Профессиональное самоопределение»
Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ.
2. Формирование мотивов труда.
3. Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
4. Развитие культуры труда.
Цель работы: оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, развитие потребности в образовании и самообразовании.
Предполагаемый результат: формирование адекватных профессиональных притязаний, определение сферы самоутверждения учащихся, на основе формирования понятий «смысл жизни», «идеал», «счастье».
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации |
Содержание деятельности |
10 класс |
1. Делова игра «Калейдоскоп профессий» 2. Выбор и работа органов самоуправления. 3. Выбор и посещение элективных курсов. 4. Классный час «Особенности трудоустройства несовершеннолетних» 5. Анкета «Мотивы выбора профессии» 6. Встречи с интересными людьми. 7. Построение профессионально личностных планов - практическое занятие 8. Профессиональная деятельность и социальный статус человека. |
11 класс |
1. Посвящение в выпускники 2. Посещение элективных курсов 3. Классный час «Выпускнику об основах высшего профессионального образования и о правах студентов» 4. Информационно – правовой практикум «Как избежать конфликтных ситуаций в начале трудовой деятельности». 5. «Дни открытых дверей» (посещение ВУЗов) 6. Анкета «Готовность школьников к выбору профессий» 7. Прогноз рынка труда на ближайшие годы. |
Направление «Общение и досуг»
Досуговая деятельность - необходимый спутник обучения в школе. Внеклассные мероприятия нередко запоминаются больше, чем уроки. Отдых, шутки, веселье, совместные праздники, походы, экскурсии позволяют снять напряжение после учебного дня, дети становятся более раскрепощенными, активными. Именно на таких мероприятиях происходит сплочение коллектива, укрепляется дружба. Дети становятся более коммуникабельными.
Цель работы: Создание благоприятного воспитательного фона, развитие творческой деятельности, коммуникативных способностей учащихся, воспитание добрых, искренних отношений. Способствовать сплочению классного коллектива.
Предполагаемые результаты: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание ценности любви и дружбы.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации |
Содержание деятельности |
10 класс |
1. Классный час "Семья в жизни человека" 2. Шоу талантов 3. Новогодний калейдоскоп 4. Конкурсно – игровая программа «А ну – ка, парни!» 5. Весенние поздравления 6. Посещение театров, музеев, выставок. |
11 класс |
1. Фотопрезентация «Школьные годы чудесные» 2. Защита проектов «Я и мой мир» 3. Заседание круглого стола «Молодежные субкультуры: за и против» 4. Шоу программа «Веселый девичник»(посвящен 8 Марта) 5. Театрализованное новогоднее представление 6. Диспут «Какая армия нам нужна»(Викторина – поздравление для юношей) 7. Посещение театров, кинотеатров, экскурсий. 8. «Детства последний звонок»(выпускной бал) |
Работа с «трудными» подростками
Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста – стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. А воспитание «трудных» подростков – всегда нелегкий процесс. Таким детям сложнее адаптироваться в современных жизненных условиях, поэтому возникают трудности при общении этих детей со сверстниками и взрослыми.
Цель работы: воспитание чувства ответственности, порядочности, доброты у подростков, нравственное развитие учащихся.
Предполагаемый результат: участие «трудных» подростков в общешкольных и классных мероприятиях, успешное окончание школы и получение документа об образовании, уважение прав, свобод и мнения других людей, гуманное отношение к окружающим людям, адаптация к социальной среде и жизненным условиям. Формирование навыков безконфликтного поведения.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
№ |
Название мероприятия |
1 |
Посещение подростков на дому, индивидуальные встречи с родителями |
2 |
Вовлечение «трудных» подростков в классные и школьные мероприятия |
3 |
Диагностика агрессивного поведения (совместно с психологом) |
4 |
Определение уровня тревожности подростков |
5 |
Тренинг профилактики ассоциативного поведения «трудных» подростков |
6 |
Работа совместно с учителями, работающими в классе по ликвидации задолженностей по учебным предметам, неудовлетворительных оценок (если таковые будут). |
7 |
«Учимся разрешать конфликты» |
8 |
Внеклассная деятельность |
9 |
«Лето» |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.