Воспитательная программа воспитанников
с интеллектуальной отсталостью 7 класса
Пояснительная записка.
Программа воспитательной работы составлена с учетом социально-воспитательных стандартов и возрастных особенностей воспитанников 7 класса.
Воспитательная программа является составной частью системы воспитательной работы в школе-интернате и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания. Свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет развитие страны, её перспективы. Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально – чувственной и деятельной сфер личности.
Воспитательная программа направлена на разработку максимального использования компенсаторных возможностей каждого ребенка, создание деловой и социальной ориентации в образовательном и воспитательном процессах, для успешной интеграции воспитанников в обществе.
Коррекционная направленность воспитания предполагает учет индивидуально-типологических особенностей воспитанника; выбор средств и приёмов ,позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Правильная организация воспитательной работы, в которой целесообразно сочетается фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы ведёт к развитию личности воспитанника. Он учится жить по законам общества, бережно относится к окружающему миру, ценит собственное здоровье и здоровье близких, задумывается о самовоспитании.
Цель программы:
создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить и работать в современных социально-экономических условиях.
Задачи программы:
- укреплять физическое и психическое здоровья воспитанников;
- формировать социально – бытовые знания, умения и навыки;
- воспитывать правовую культуру;
- развивать творческие способности, художественно-эстетического восприятия;
- воспитывать патриотические чувства, любви к Родине, родному краю, приобщать к народным традициям;
- формировать экологическую культуру;
- формировать и развивать трудовые умения и навыки, профессиональные интересы и склонности, способности к жизненному и профессиональному самоопределению.
В воспитательные программы рекомендуется включить следующие направления работы.
Характеристика класса
В классе обучаются 16 человек: 3 девочек и 13 мальчиков (дети с легкой и умеренной умственной отсталостью.). Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме школы для детей с ОВЗ.
К учебным занятиям ребята относятся с ответственностью. Учащиеся класса являются довольно работоспособными, пятерым учащимся необходима частая помощь педагога при выполнении письменных заданий. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания.
Класс по количественному составу является большим, в нём отсутствуют группировки отрицательного характера. В классе присутствует ярко выраженный лидер. Большинство учеников класса открыты и легки в общении. Ребята адекватно реагируют на похвалу, уважительно относятся к педагогам.
Бывают в классе конфликтные ситуации, но
они быстро разрешаются благодаря воспитателю и
самим ребятам, которые защищают и успокаивают конфликтующих.
Учащиеся ответственно относятся к роли дежурного, добросовестно выполняют
поручения: моют доску, наводят порядок в игровом уголке, готовят рабочее место к
уроку и т. п.
Классный коллектив не зрелый, поэтому обучающиеся не владеют навыками
выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее
рационального ее выполнения.
Воспитанники ещё не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел.
У детей плохо сформированы навыки самообслуживания и навыки соблюдения личной гигиены.
Дети так же посещают различные кружки с учётом своих интересов.
У учащихся наблюдается недостаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации.
Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Экологическое воспитание
Формирование навыков здорового образа жизни
Воспитание безопасного образа жизни
Программа духовно-нравственного развития.
Гражданско-общественное развитие
Духовно-нравственное развитие
Социально-трудовое развитие
Культурно-досуговое развитие
Воспитательная деятельность обучающихся строится на следующих принципах:
Принцип открытости - дети планируют совместное проведение досуга, вносят коррективы и предложения педагога с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Педагог должен быть очень убедителен и внимателен, предлагая обучающимся те или иные мероприятия.
Принцип деятельности - дети с интересом участвуют в мероприятиях, которые проводятся в образовательном учреждении: конкурсах, праздниках, соревнованиях, театрализациях и т.д. Ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах педагога и своих родителей. Это способствует личностному развитию и притягательности образовательного учреждения в глазах детей.
Принцип обратной связи - каждое воспитательное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться самоанализом. Совместно с детьми необходимо обсудить, что получилось, а что нет, определить настроение и перспективу участия в будущих проектах. Важно участие педагога в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение обучающихся к роли взрослого, позволяет почувствовать его значимость и необходимость.
Принцип сотворчества - в этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Работая с детьми, педагог должен предоставлять им право выбора партнера. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей друг с другом, не следует поступать с позиции силы. Всякая настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.
Принцип успешности - и взрослому, и ребенку необходимо быть значимыми и успешными. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим. Педагог должен видеть участие каждого ребёнка в воспитательной работе и по достоинству оценить его. Инструментом оценки успешности служат слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы это было искренне, отмечая реальный успех и реальные достижения.
Принцип привлекательности будущего дела - педагог должен увлечь обучающихся конечным результатом выполняемого дела. Это активизирует мыслительный процесс, стимулирует интерес к процессу творчества.
Формы и методы реализации программы:
- факультативные занятия, кружковая работа;
- беседы, классные часы;
- коллективно-творческие дела;
- экскурсии, целевые прогулки, игры;
- использование ИКТ, просмотр презентаций, видеофильмов,
использование аудиозаписи и технических средств обучения;
- конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
- презентации и выставки книг ;
- природоохранные акции;
- лекции и беседы с целью профилактики курения, употребления алкоголя,
наркотиков, психоактивных веществ.
Ожидаемые результаты по формированию экологической культуры, здорового безопасного образа жизни.
Экологическое воспитание:
- умеет ухаживать за комнатными растениями в классе;
- осознаёт: человек несёт ответственность за сохранение природной среды;
- имеет элементарные представления об окружающем мире, совокупности его природных и социальных компонентов;
- проявляет инициативу при проведении экологических рейдов; замечает зоны экологической опасности.
Формирование основ здорового образа жизни:
- стремится заботиться о своём здоровье;
- имеет установку на здоровый образ жизни и пытается реализовывать ее в реальном поведении и поступках;
- проявляет интерес к занятиям физической культурой;
- способен организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность: режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.;
- имеет навыки личной гигиены; активного образа жизни.
Формирование основ безопасного образа жизни:
- проявляет негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- готов противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- готов самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены, участия в спортивных мероприятиях;
- умеет соблюдать правила безопасного поведения с огнём, водой, газом, электричеством; безопасного использования учебных бытовых принадлежностей, инструментов;
- имеет навыки безбоязненного общения с медицинскими работниками; адекватного поведения при посещении лечебного учреждения, а также при возникновении признаков заболеваний у себя и окружающих; общие представления об уходе за больными;
- имеет навыки адекватного поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице;
- имеет навыки в соблюдении правил дорожного движения и поведения на улице, пожарной безопасности.
Содержание программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни:
|
№ |
Тема занятия |
Ответственный |
|
1. |
«Твое здоровье в твоих руках: о вреде курения» |
Воспитатель |
|
2. |
«Правила безопасного поведения на прогулке» |
Воспитатель |
|
3. |
« Земля - наш общий дом» |
Воспитатель |
|
4. |
«Огонь – друг, огонь – враг» |
Воспитатель |
|
5. |
«Уважайте правила движения» |
Воспитатель |
|
6. |
«Действия при пожаре» |
Воспитатель |
|
7. |
«Мир без вредных привычек» |
Воспитатель |
|
8. |
«Терроризм угроза общества» |
Воспитатель |
|
9. |
«Правила поведения при работе с электроприборами» |
Воспитатель |
|
10. |
«Заповедный мир природы» |
Воспитатель |
|
11. |
«Что такое здоровый образ жизни?» |
Воспитатель |
|
12. |
«Энергетические напитки: плюсы и минусы» |
Воспитатель |
|
13. |
«Правильная осанка – залог здоровья» |
Воспитатель |
|
14. |
«Гигиена» |
Воспитатель |
|
15. |
«Вредные привычки» |
Воспитатель |
|
16. |
«Курить – здоровью вредить» |
Воспитатель |
|
17. |
« Осторожно! Сосульки» |
Воспитатель |
|
18. |
« Как отучить себя от вредных привычек» |
Воспитатель |
|
19. |
«Помни! Знай! Соблюдай!» |
Воспитатель |
|
20. |
«Первая помощь при укусе клеща» |
Воспитатель |
|
21. |
«Опасность на дорогах» |
Воспитатель |
|
22. |
«Ядовитые растения и грибы» |
Воспитатель |
|
23. |
«Если кожа повреждена» |
Воспитатель |
|
24. |
« 5 шагов к здоровью» |
Воспитатель |
|
25. |
«Эти удивительные животные: кошки» |
Воспитатель |
|
26. |
« Природа не прощает ошибок» |
Воспитатель |
|
27. |
«Инородное тело в дыхательных путях» |
Воспитатель |
|
28. |
«Правила дорожного движения» |
Классный руководитель |
|
29. |
«Правила безопасности во время каникул» |
Воспитатель |
|
30. |
«Термические ожоги. Оказание первой доврачебной помощи» |
Классный руководитель |
|
31. |
«Экологический дневник моей малой родины» |
Классный руководитель |
|
32. |
«Имя беды - наркотики» |
Классный руководитель |
|
33. |
« Профилактика терроризма» |
Классный руководитель |
|
34. |
«Правила дорожного движения – закон жизни» |
Классный руководитель |
|
35. |
«Террористические акты. Как себя вести в данной ситуации» |
Классный руководитель |
|
36. |
«За гранью сознания» |
Классный руководитель |
|
37. |
«Прекрасная и опасная пиротехника» |
Классный руководитель |
|
38. |
«Твой внешний вид» |
Классный руководитель |
|
39. |
«Основы здорового питания» |
Классный руководитель |
|
40. |
«Экологические проблемы» |
Классный руководитель |
|
41. |
«В мире лекарственных растений» |
Классный руководитель |
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития
Гражданско-общественное воспитание
-начальные представления о моральных нормах и правилах духовно-нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- опыт социальной коммуникации.
Духовно-нравственное воспитание
- способность эмоционально реагировать на негативные
проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- знание традиций своей семьи и общеобразовательной организации, бережное отношение к ним.
Социально-трудовое воспитание
- представления о профессиях, соответствующих возможностям воспитанников;
-осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных видах деятельности.
Культурно - досуговое воспитание
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических
объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Содержание программы духовно- нравственного развития
|
№ |
Тема занятия |
Ответственный |
|
1. |
« День солидарности в борьбе с терроризмом» |
Воспитатель |
|
2. |
«Как я провел лето» |
Воспитатель |
|
3. |
«Права и обязанности воспитанника школы интерната» |
Воспитатель |
|
4. |
«Что такое дружба?» |
Воспитатель |
|
5. |
«Я дежурный» |
Воспитатель |
|
6. |
Волонтер - звучит гордо» |
Воспитатель |
|
7. |
«Правила общения в Интернете» |
Воспитатель |
|
8. |
«Наш друг – театр» |
Воспитатель |
|
9. |
«Москва - сердце России» |
Воспитатель |
|
10. |
«Поговорим о дружбе» |
Воспитатель |
|
11. |
«Моя мечта о будущей профессии». |
Воспитатель |
|
12. |
«Малая Родина – Самарский Край» |
Воспитатель |
|
13. |
«Равнодушие» |
Воспитатель |
|
14. |
«Дорогим педагогам!» |
Воспитатель |
|
15. |
«Малая родина - Приволжский район. Приволжье» |
Воспитатель |
|
16. |
« Волонтеры для животных» |
Воспитатель |
|
17. |
«Мир профессий» |
Воспитатель |
|
18. |
«Ненормативная лексика» |
Воспитатель |
|
19. |
« Если добрый ты - это хорошо!» |
Воспитатель |
|
20. |
« Что я знаю о театре?» |
Воспитатель |
|
21. |
«Мелкое хулиганство. Ответственность» |
Воспитатель |
|
22. |
«Разговор о воспитанности» |
Воспитатель |
|
23. |
«Плотник» |
Воспитатель |
|
24. |
«Ответственность несовершеннолетних перед законом». |
Воспитатель |
|
25. |
«Оператор машинного доения» |
Воспитатель |
|
26. |
« Виды террористических актов, эксремизм, их последствия» |
Воспитатель |
|
27. |
« Доброта спасет мир» |
Воспитатель |
|
28. |
«Хрупкое Чудо» |
Воспитатель |
|
29. |
«Нетрадиционные символы России» |
Воспитатель |
|
30. |
« Что такое хобби?» |
Воспитатель |
|
31. |
«Гончарный круг» |
Воспитатель |
|
32. |
«Золотое кольцо России» |
Воспитатель |
|
33. |
«Ответственность» |
Воспитатель |
|
34. |
«Швея» |
Воспитатель |
|
35. |
«Вот и стали мы на год взрослей» |
Воспитатель |
|
36. |
«Зависть» |
Воспитатель |
|
37. |
«В мире профессий. Дворник» |
Воспитатель |
|
38. |
«Какая бывает литература?» |
Воспитатель |
|
39. |
«Ябедничество» |
Воспитатель |
|
40. |
« Все работы хороши - выбирай на вкус» |
Воспитатель |
|
41. |
«Толерантность – дорога к миру» |
Воспитатель |
|
42. |
«Язык, мимика и жесты» |
Воспитатель |
|
43. |
«Мой досуг» |
Воспитатель |
|
44. |
«Профессия – социальный работник» |
Воспитатель |
|
45. |
«Способы разрешения конфликтов» |
Воспитатель |
|
46. |
«Театральная маска» |
Воспитатель |
|
47. |
«Совесть как гражданская ответственность» |
Воспитатель |
|
48. |
«Знакомый, приятель, товарищ, друг» |
Воспитатель |
|
49. |
« Все работы хороши – выбирай на вкус» |
Воспитатель |
|
50. |
« Крещение Господне» |
Воспитатель |
|
51. |
« Воспитай себя» |
Воспитатель |
|
52. |
Профессия « Переплетчик» |
Воспитатель |
|
53. |
« Я и мои виртуальные друзья» |
Воспитатель |
|
54. |
«Визит» |
Воспитатель |
|
55. |
« Огненная хохлома» |
Воспитатель |
|
56. |
«Дружба начинается с улыбки» |
Классный руководитель |
|
57. |
«Толерантность, значит терпимость» |
Воспитатель |
|
58. |
«Трудовые права несовершеннолетних» |
Воспитатель |
|
59. |
«Самая прекрасная из женщин – женщина с ребёнком на руках…» |
Классный руководитель |
|
60. |
«Соседи» |
Воспитатель |
|
61. |
« Человек - техника» |
Воспитатель |
|
62. |
« Что такое народное творчество» |
Воспитатель |
|
63 |
«Быть современным - быть толерантным» |
Воспитатель |
|
64. |
Генеральная уборка: «Чистота-залог здоровья» |
Воспитатель |
|
65. |
« Правила безопасности в интернете» |
Воспитатель |
|
66. |
«Байкал – жемчужина России» |
Воспитатель |
|
67. |
«Валенки да валенки» |
Воспитатель |
|
68. |
« Никто не забыт, ничто не забыто» |
Воспитатель |
|
69. |
«Комнатные растения» |
Воспитатель |
|
70. |
« Преступления и их последствия» |
Воспитатель |
|
71. |
« Кем быть» |
Воспитатель |
|
72. |
« Народное творчество в России» |
Воспитатель |
|
73. |
«С ленью водится – ничему не научиться» |
Воспитатель |
|
74. |
« Народные промыслы России. Лоскутное одеяло» |
Воспитатель |
|
75. |
«Всему начало - отчий дом» |
Воспитатель |
|
76. |
«Гость в доме - хозяину радость» |
Воспитатель |
|
77. |
« Рабочий зеленого хозяйства» |
Воспитатель |
|
78. |
«Пионеры - герои В.О.В.» |
Воспитатель |
|
79. |
«Моя память» |
Воспитатель |
|
80. |
«Электрические помощники хозяйки или как преобразилась швабра». |
Воспитатель |
|
81. |
« Традиции народов Самарской области» |
Воспитатель |
|
82. |
«Моё внимание» |
Воспитатель |
|
83. |
«Наведём порядок на территории школы» |
Воспитатель |
|
84. |
Честь. Нравственный облик человека |
Воспитатель |
|
85. |
«Этикет и мы! Проблема разговорной речи» |
Воспитатель |
|
86. |
«Голубые цветы Гжели» |
Воспитатель |
|
87. |
« Сталинградская битва» |
Воспитатель |
|
88. |
« Мы - вместе» |
Воспитатель |
|
89. |
«Глажение одежды» |
Воспитатель |
|
90. |
«Разрешение конфликтов без насилия» |
Воспитатель |
|
91. |
«Жестокость» |
Воспитатель |
|
92. |
« Символы России» |
Воспитатель |
|
93. |
«Каменный цветок» |
Воспитатель |
|
94. |
« Мы в ответе за свои поступки» |
Воспитатель |
|
95. |
« Народные традиции в семье» |
Воспитатель |
|
96. |
« Чистое помещение – залог здоровья» |
Воспитатель |
|
97. |
«Мои права и обязанности» |
Воспитатель |
|
98. |
«Сто дорог – одна твоя» |
Классный руководитель |
|
99. |
«Профессия сварщик» |
Классный руководитель |
|
100. |
«Профилактика правонарушений у подростков»
|
Классный руководитель |
|
101. |
«Юноша и девушка. Как построить взаимоотношения» |
Классный руководитель |
|
102. |
«Моя любимая сказка (рисование на тему) |
Классный руководитель |
|
103. |
«В мире новых профессий. Курьер» |
Классный руководитель |
|
104. |
«Карманные деньги» |
Классный руководитель |
|
105. |
«Моя профессия механизатор» |
Классный руководитель |
|
106. |
Неделя Добра «Сделаем мир чище» |
Классный руководитель |
|
107. |
«О гражданском долге, мужестве» |
Классный руководитель |
|
108. |
«Спор, ссора, конфликт» |
Классный руководитель |
|
109. |
« Профессия почтальон» |
Воспитатель |
|
110. |
«Итоги учебного года» |
Классный руководитель |
Работа с родителями.
|
Форма работы. |
Содержание работы. |
Сроки. |
Ответственные. |
|
I четверть |
|||
|
Сообщение
|
Сообщение родителям о пропуске школы учащимися телефонным звонком, телеграммой (в первый же день пропуска). |
По мере необходимости
|
Воспитатель
|
|
Диалог |
«Склонности и интересы подростков в выборе профессии» |
Сентябрь |
Классный руководитель |
|
Беседа |
«Первые проблемы подросткового возраста» |
Сентябрь |
Воспитатель |
|
Информационный час |
« Роль семьи и школы в правовом и нравственном воспитании» |
Сентябрь |
Классный руководитель |
|
Классное собрание |
Подведение итогов I четверти. Успехи и неудачи: анализ причин. |
Октябрь |
Классный руководитель Воспитатель |
|
Беседа - диалог |
« Семья и школа формирует будущего гражданина» |
Октябрь |
Классный руководитель |
|
Беседа |
«Как развить у подростков самостоятельность в воспитательной работе» |
Октябрь |
Воспитатель |
|
II четверть |
|||
|
Посещение на дому |
Посещение семьи учащегося в случае отсутствия результата звонка или телеграммы. |
По мере необходимости |
Классный руководитель Воспитатель |
|
Беседа |
Особенности переходного возраста. Профилактика нервных срывов, утомляемости, курения и других вредных привычек. |
Ноябрь |
Воспитатель |
|
Родительское собрание |
«Осторожно! Игровая зависимость». |
Декабрь |
Воспитатель |
|
Беседа - диалог |
«Закон и порядок» |
Декабрь |
Классный руководитель |
|
Классное собрание |
Подведение итогов II четверти. Успехи и неудачи: анализ причин. |
Декабрь |
Классный руководитель, Воспитатель |
|
III четверть |
|||
|
Беседа |
Контроль за нахождения ребенка в вечернее время. |
Январь |
Воспитатель |
|
Информационный час |
Обязанности родителей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних детей» |
Январь |
Классный руководитель |
|
Беседа |
«Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду» |
Февраль |
Воспитатель |
|
Информационный час |
« Административная ответственность за несовершеннолетнего |
Февраль |
Классный руководитель |
|
Посещение на дому |
Посещение семьи учащегося в случае отсутствия результата звонка или телеграммы. |
По мере необходимости |
Классный руководитель, Воспитатель |
|
Беседа - диалог |
«Подросток и природа» (экологическое воспитание в семье.) |
Март |
Воспитатель |
|
Классное собрание |
Подведение итогов III четверти. Успехи и неудачи: анализ причин. |
Март |
Классный руководитель Воспитатель |
|
IV четверть |
|||
|
Сообщение |
Сообщение родителям о пропуске школы учащимися телефонным звонком, телеграммой (в первый же день пропуска). |
По мере необходимости |
Классный руководитель Воспитатель |
|
Беседа с родителями |
Контроль за место нахождением ребёнка в вечернее время |
Апрель |
Воспитатель |
|
Родительское собрание |
1.Работа с родителями детей группы риска 2. «О поведении, успеваемости и творческих успехах. 3.Привлечение родителей к проведению собраний школьных линеек и праздников |
В течение учебного года |
Классный руководитель |
|
Родительское собрание |
Права и обязанности ребенка в семье. |
Май |
Воспитатель |
|
Информационный час |
«Учебные итоги 7 класса – ступенька в будущее» |
Май |
Классный руководитель |
|
Беседа с родителями |
Подведение итогов четверти, полугодия, учебного года. Успехи и неудачи: анализ причин. |
Май |
Классный руководитель Воспитатель |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.