МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»)
Факультет управления и социальных технологий
Кафедра философии, социологии и педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Технология и организация воспитательных практик»
на тему: «Воспитательная работа по формированию готовности к семейной жизни у студентов техникума»
Выполнила
обучающаяся группы ЗУП-13-24
направления подготовки
44.03.02 Психолого-педагогическое
образование
Усьманкина Нина Валерьевна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
ФИО
Чебоксары 2025
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА....................................................................................................... 7
1.1 Теоретические подходы к пониманию готовности к семейной жизни и её компоненты у молодежи............................................................................................................ 7
1.2 Особенности воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни у студентов техникума.............................................................................. 11
2 АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОЧУ «ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ» ЧУВАШПОТРЕБСОЮЗА......................... 14
2.1 Организация воспитательной работы в техникуме по формированию готовности к семейной жизни................................................................................................... 14
2.2 Рекомендации по совершенствованию воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни у студентов техникума на основе анализа опыта 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество сталкивается с рядом вызовов, влияющих на институт семьи, таких как рост числа разводов, снижение рождаемости и изменение представлений о семейных ценностях. В связи с этим, формирование у молодежи осознанной готовности к созданию и поддержанию здоровой и гармоничной семьи приобретает особую значимость. Техникумы, как образовательные учреждения, играют важную роль в подготовке будущих специалистов к взрослой жизни, включая вопросы семейных отношений. Эффективная воспитательная работа в этом направлении способствует формированию у студентов необходимых знаний, умений, ценностных ориентаций и навыков, которые помогут им строить крепкие и счастливые семьи, а также успешно справляться с трудностями, возникающими в семейной жизни. Отсутствие систематической и целенаправленной работы в данной области может привести к недостаточной подготовленности молодежи к семейной жизни, что, в свою очередь, может негативно отразиться на благополучии будущих семей и общества в целом.
Степень научной разработанности темы можно охарактеризовать как достаточно широкую, однако требующую дальнейшего углубления и адаптации к современным социокультурным условиям. Существует значительное количество исследований, посвященных проблемам семьи, брака, семейных ценностей и воспитания детей, а также вопросам подготовки молодежи к семейной жизни. Однако, специфические аспекты воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни именно у студентов техникумов, учитывая их возрастные особенности, образовательный уровень и профессиональную направленность, остаются недостаточно изученными. Необходима разработка и апробация эффективных педагогических технологий и методик, направленных на формирование у студентов техникумов осознанного отношения к семье, ответственности за создание и сохранение семейных ценностей, а также развитие навыков конструктивного общения и разрешения конфликтов в семейной жизни.
К исследованию проблем по воспитательной работе по формированию готовности к семейной жизни у студентов техникума в разное время обращались в своих трудах исследователи в области педагогики, психологии и социологии, в том числе диссертационных. Значительный вклад внесли такие ученые, как В.А. Сухомлинский, разработавший концепцию воспитания гармоничной личности, в том числе и в сфере семейных отношений; И.С. Кон, изучавший психологию юношеского возраста и формирование идентичности, включая гендерную и семейную; А.Г. Харчев, исследовавший социологические аспекты семьи и брака; Э.Г. Эйдемиллер, изучавший проблемы семейных отношений и детско-родительских конфликтов; А.С. Спиваковская, занимавшаяся проблемами семейного воспитания и коррекции семейных отношений. В диссертационных исследованиях, посвященных подготовке молодежи к семейной жизни, можно выделить работы, рассматривающие различные аспекты этого процесса, например, формирование ценностных ориентаций, развитие коммуникативных навыков, подготовку к родительству и преодоление кризисных ситуаций в семье. Однако, требуется дальнейшее исследование специфики формирования готовности к семейной жизни именно у студентов техникумов, учитывая их профессиональную направленность и социокультурные особенности.
Объект исследования: воспитательный процесс в условиях техникума.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности к семейной жизни у студентов техникума в рамках воспитательной работы.
Цель исследования: изучить теоретические основы и практический опыт воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни у студентов техникума.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию готовности к семейной жизни и её компоненты у молодежи.
2. Рассмотреть особенности воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни у студентов техникума.
3. Проанализировать организацию воспитательной работы в техникуме по формированию готовности к семейной жизни.
4. Дать рекомендации по совершенствованию воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни у студентов техникума на основе анализа опыта.
Теоретическую основу исследования составляют:
Теории личности и социализации: раскрывающие закономерности формирования личности молодого человека, его ценностных ориентаций, установок и мотивов, а также процессы адаптации к социальным нормам и требованиям, в том числе в сфере семейных отношений (труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и др.).
Теории семейного воспитания: описывающие особенности и закономерности воспитания в семье, влияние семейных ценностей, традиций и отношений на формирование личности ребенка и подростка (работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.С. Кона, А.Г. Харчева и др.).
Педагогические теории и концепции воспитания: раскрывающие сущность, цели, задачи и принципы воспитания, а также технологии и методики организации воспитательной работы с молодежью, включая вопросы формирования готовности к семейной жизни (исследования Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.П. Иванова, Н.Е. Щурковой и др.).
Психологические теории межличностных отношений: анализирующие закономерности взаимодействия между людьми, причины конфликтов и способы их разрешения, а также факторы, способствующие формированию здоровых и гармоничных отношений в семье (труды А. Бандуры, А. Маслоу, К. Роджерса и др.).
Социологические теории семьи и брака: изучающие социальные институты семьи и брака, их функции, структуру и динамику развития, а также факторы, влияющие на стабильность и благополучие семьи (работы А.И. Антонова, В.М. Медкова, С.И. Голода и др.).
Концепции формирования готовности к семейной жизни: представляющие собой интегрированные системы знаний, умений и ценностей, необходимых для успешного создания и поддержания семьи, включающие психологическую, педагогическую, социальную и правовую подготовку молодежи к браку и родительству (исследования Т.В. Андреевой, Е.М. Рыбинского, Л.Б. Шнейдер и др.), а также современные подходы к формированию осознанного родительства и ответственного отношения к семье.
В рамках исследования предполагается использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, включающего теоретические и эмпирические методы. К теоретическим методам относятся анализ и синтез психолого-педагогической и социологической литературы по теме исследования, сравнение различных концепций и подходов к формированию готовности к семейной жизни, моделирование педагогического процесса. Эмпирические методы включают в себя беседы и интервью со студентами, преподавателями и родителями, педагогическое наблюдение за воспитательным процессом в техникуме, анализ учебно-методической документации.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и расширении научных представлений о сущности, содержании и педагогических условиях формирования готовности к семейной жизни у студентов среднего профессионального образования. Результаты исследования могут способствовать развитию теории и методики воспитания, обогащению педагогической науки новыми знаниями о специфике организации воспитательной работы в техникуме.
Методы исследования: анализ литературы по данной теме, синтез, сравнение, обобщение, наблюдение, изучение педагогического опыта.
Структура
работы состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА
1.1 Теоретические подходы к пониманию готовности к семейной жизни и её компоненты у молодежи
Вопросы подготовки молодежи к семейной жизни являются актуальными на протяжении многих лет и рассматриваются в различных научных областях, включая педагогику, психологию, социологию и культурологию. В современных условиях, когда институт семьи претерпевает значительные изменения, а традиционные ценности подвергаются переосмыслению, особенно важным становится формирование у молодежи осознанного и ответственного отношения к созданию семьи. В связи с этим, необходимо обратиться к теоретическим подходам, которые позволяют понять сущность готовности к семейной жизни и определить её основные компоненты.
В психолого-педагогической литературе существует несколько подходов к определению готовности к семейной жизни. Один из наиболее распространенных подходов рассматривает готовность к семейной жизни как интегративное качество личности, включающее в себя совокупность знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и установок, необходимых для успешного создания и поддержания семьи, утверждает Е. А. Бай [5, с. 199]. В рамках этого подхода готовность к семейной жизни рассматривается как сложная система, включающая различные компоненты, такие как когнитивный, эмоциональный, поведенческий и ценностный.
Когнитивный компонент готовности к семейной жизни предполагает наличие у молодежи знаний о семье, браке, супружеских отношениях, родительстве, а также о правовых и экономических аспектах семейной жизни. Важно, чтобы молодые люди понимали сущность семьи как социального института, её функции и роль в обществе, а также осознавали свои права и обязанности в семейных отношениях. Кроме того, когнитивный компонент включает в себя знания о психологии межличностных отношений, о способах разрешения конфликтов и о стратегиях эффективной коммуникации в семье.
Эмоциональный компонент готовности к семейной жизни связан с формированием у молодежи позитивного отношения к семье, браку и родительству. Важно, чтобы молодые люди испытывали потребность в создании семьи, стремились к установлению близких и доверительных отношений с партнером, а также были готовы к эмоциональной поддержке и заботе о членах семьи. Эмоциональный компонент включает в себя развитие эмпатии, способности к сопереживанию и пониманию чувств других людей, а также умение управлять своими эмоциями и контролировать свои реакции в конфликтных ситуациях, подчёркивают ряд авторов Л. Ю. Беленкова, Л. Б. Кулемина, В. Э. Сизаева [7, с. 345].
Поведенческий компонент готовности к семейной жизни предполагает наличие у молодежи умений и навыков, необходимых для успешного функционирования семьи. К таким умениям и навыкам относятся умение вести домашнее хозяйство, планировать бюджет, организовывать досуг, воспитывать детей, а также умение разрешать конфликты, вести переговоры и находить компромиссы в сложных ситуациях. Важно, чтобы молодые люди умели эффективно взаимодействовать с партнером, распределять обязанности в семье, а также оказывать поддержку и помощь друг другу.
Ценностный компонент готовности к семейной жизни связан с формированием у молодежи системы ценностей, в которой семья занимает одно из приоритетных мест. Важно, чтобы молодые люди разделяли такие ценности, как любовь, верность, взаимопонимание, уважение, ответственность и забота, а также осознавали важность сохранения семейных традиций и преемственности поколений.
Ценностный компонент включает в себя формирование моральных и нравственных принципов, которые регулируют поведение человека в семейных отношениях, а также умение принимать решения, основанные на ценностных ориентациях.
Другой подход к определению готовности к семейной жизни рассматривает её как процесс, включающий несколько этапов. На первом этапе происходит формирование представлений о семье, браке и родительстве. На втором этапе формируются ценностные ориентации и установки в отношении семьи. На третьем этапе происходит приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешного создания и поддержания семьи. На четвертом этапе формируется осознанное отношение к ответственности за создание и сохранение семьи.
В социологических исследованиях готовность к семейной жизни рассматривается как социальный конструкт, формирующийся под влиянием социальных норм, ценностей и установок, принятых в обществе. В рамках семье и защиты прав детей.
Важно отметить говорят О. В. Буховцева, Д. И. Баранова, что готовность к семейной жизни не является статичным качеством, а представляет собой динамический процесс, который развивается и изменяется на протяжении всей жизни человека [11, с. 272]. Молодые люди приобретают знания, умения и навыки, необходимые для семейной жизни, в процессе обучения, общения с родителями и сверстниками, а также в результате собственного жизненного опыта.
Следовательно, теоретические подходы к пониманию готовности к семейной жизни позволяют выделить основные компоненты этого сложного и многогранного явления. Формирование готовности к семейной жизни у молодежи является важной задачей, требующей комплексного подхода, учитывающего когнитивные, эмоциональные, поведенческие и ценностные аспекты. Эффективная подготовка молодежи к семейной жизни способствует созданию крепких и счастливых семей, а также укреплению института семьи в целом.
1.2 Особенности воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни у студентов техникума
Воспитательная работа по формированию готовности к семейной жизни у студентов техникума представляет собой комплекс целенаправленных педагогических действий, направленных на формирование у молодежи знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и установок, необходимых для создания крепкой и счастливой семьи. Этот процесс имеет ряд специфических особенностей, обусловленных возрастными, психологическими и социальными характеристиками студентов, а также особенностями образовательной среды техникума. Важно учитывать эти особенности при планировании и организации воспитательной работы, чтобы обеспечить её максимальную эффективность.
Одной из ключевых особенностей воспитательной работы в техникуме является то, что студенты находятся в переходном возрасте, когда происходит активное формирование их мировоззрения, ценностных ориентаций и установок в отношении семьи, брака и родительства, трактуют В. Н. Ильченко, А. В. Коротун [25, с. 126]. В этот период молодежь особенно восприимчива к влиянию сверстников, средств массовой информации и социальных сетей, которые могут формировать как позитивные, так и негативные представления о семейной жизни. Поэтому важно, чтобы воспитательная работа в техникуме была направлена на формирование у студентов критического мышления, способности анализировать и оценивать информацию, а также умения делать осознанный выбор в пользу традиционных семейных ценностей.
Еще одной особенностью является то, что студенты техникума, как правило, ориентированы на получение профессионального образования и скорейшее трудоустройство. Вопросы создания семьи и рождения детей могут отходить на второй план, уступая место карьерным планам и материальному благополучию. Поэтому важно, чтобы воспитательная работа в техникуме была направлена на формирование у студентов понимания того, что семья и карьера не являются взаимоисключающими понятиями, а могут успешно сочетаться при правильном планировании и распределении обязанностей. Необходимо подчеркивать важность гармоничного развития личности, в котором семья играет ключевую роль.
Также следует учитывать говорит С. П. Акутина, что студенты техникума могут иметь различный социальный опыт и семейный бэкграунд [4, с. 12]. Некоторые студенты воспитывались в полных и благополучных семьях, другие – в неполных или неблагополучных семьях. Этот опыт оказывает значительное влияние на формирование их представлений о семейной жизни и может определять их отношение к браку и родительству. Поэтому важно, чтобы воспитательная работа в техникуме к семейной жизни у студентов техникума и соответствующих задач, была составлена таблица 1, в которой представлены основные характеристики студентов техникума и задачи воспитательной работы.
Таблица 1 – Особенности студентов техникума и задачи воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни
Характеристика студентов техникума |
Задачи воспитательной работы |
Переходный возраст, активное формирование мировоззрения и ценностных ориентаций |
Формирование критического мышления, способности анализировать информацию, осознанного выбора в пользу традиционных семейных ценностей |
Ориентация на получение профессионального образования и трудоустройство |
Формирование понимания гармоничного сочетания семьи и карьеры, важности семьи в гармоничном развитии личности |
Различный социальный опыт и семейный бэкграунд |
Дифференцированный подход, создание атмосферы доверия и поддержки, предоставление квалифицированной помощи и консультаций |
Высокая активность в социальных сетях и подверженность влиянию интернет-контента |
Формирование культуры использования социальных сетей и интернет-ресурсов, предоставление достоверной информации о семье и браке |
Недостаточная осведомленность о правовых и экономических аспектах семейной жизни |
Предоставление знаний о правовых и экономических аспектах семейной жизни, формирование финансовой грамотности и ответственности |
Анализ данных, представленных в таблице 1, демонстрирует, что воспитательная работа направлена на формирование готовности к семейной жизни и ответственного отношения к родительству. Поэтому важно, чтобы студенты умели критически оценивать информацию, представленную в интернете, и отличать достоверные источники от фейков и манипуляций.
Также необходимо уделять внимание формированию у студентов осведомленности о правовых и экономических аспектах семейной жизни. Молодые люди должны знать свои права и обязанности в семейных отношениях, понимать, как заключаются брачные договоры, как делится имущество при разводе, как выплачиваются алименты и какие льготы и пособия предусмотрены для семей с детьми. Кроме того говорит Ю. П. Каменская, важно, чтобы студенты учитывали возрастные особенности данной категории молодежи [29, с. 49]. Эффективная воспитательная работа должна быть направлена на формирование у студентов знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и установок, необходимых для создания крепкой и счастливой семьи, а также на подготовку к преодолению трудностей и решению проблем, возникающих в семейной жизни.
Подводя итог рассмотрению теоретических аспектов воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни у студентов техникума, можно заключить, что данная работа является важным и многогранным процессом, требующим учета возрастных, психологических и социальных особенностей студентов, а также специфики образовательной среды техникума. Успешная реализация этой работы предполагает формирование у молодежи не только знаний о семье и браке, но и ценностных ориентаций, эмоциональной зрелости и практических навыков, необходимых для создания крепких и гармоничных семейных отношений, что, в конечном счете, способствует повышению благополучия, как отдельных личностей, так и общества в целом.
2 АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОЧУ «ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ» ЧУВАШПОТРЕБСОЮЗА
2.1 Организация воспитательной работы в техникуме по формированию готовности к семейной жизни
Воспитательная работа в ПОЧУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза, направленная на формирование готовности студентов к семейной жизни, представляет собой комплексную и многоаспектную систему мероприятий, интегрированных в общую структуру воспитательной деятельности образовательного учреждения. Важность данного направления обусловлена необходимостью подготовки молодежи к ответственному созданию семьи, формированию устойчивых семейных ценностей и осознанному выполнению ролей супругов и родителей. В рамках техникума создана благоприятная образовательная среда, способствующая гармоничному развитию личности студента, в которой особое внимание уделяется нравственному, этическому и духовному воспитанию, что является основой для формирования зрелой личности, готовой к построению крепких и здоровых семейных отношений.
Педагогический коллектив техникума рассматривает подготовку к семейной жизни как важную составляющую социализации студентов, учитывая, что институт семьи играет ключевую роль в формировании личности, передаче культурных ценностей и обеспечении стабильности общества. С учетом этого, воспитательная работа строится на принципах гуманизма, уважения к личности, толерантности и индивидуального подхода к каждому студенту. Важной задачей является формирование у студентов представления о семье как о высшей ценности, основанной на любви, взаимопонимании, уважении, укрепление традиционных нравственных ценностей и развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия в семье. Данный комплекс включает в себя лекции, семинары, тренинги, дискуссии, круглые столы, тематические классные часы, встречи с психологами, юристами и представителями духовенства, а также организацию культурных мероприятий, направленных на формирование положительного образа семьи. Особое внимание уделяется профилактике негативных явлений, таких как ранние браки, разводы, насилие в семье, безответственное родительство, путем проведения информационно-просветительских мероприятий, направленных на повышение уровня правовой и психологической грамотности студентов.
Важным направлением является работа педагога-психолога, который проводит индивидуальные и групповые консультации со студентами, направленные на выявление и решение проблем, связанных с межличностными отношениями, самооценкой, уверенностью в себе, а также оказывает помощь в формировании адекватных представлений о семейной жизни. Психологические тренинги направлены на развитие коммуникативных навыков, умения решать конфликтные ситуации, проявлять эмпатию и понимать потребности партнера. Кроме того, педагог-психолог проводит диагностику готовности студентов к семейной жизни, используя различные методики и тесты, что позволяет выявить проблемные зоны и разработать индивидуальные программы коррекции.
Особое внимание в техникуме уделяется формированию у студентов представления о гендерных ролях в семье, о важности равноправного партнерства и распределения обязанностей между супругами. С этой целью проводятся дискуссии, круглые столы, тренинги, направленные на формирование у студентов понимания того, что успешная семейная жизнь строится на взаимоуважении, поддержке и сотрудничестве. Также обсуждаются вопросы планирования семьи, репродуктивного здоровья и ответственного родительства.
В техникуме активно используются интерактивные формы работы со студентами, такие как ролевые игры, кейс-стади, мозговые штурмы, что позволяет сделать процесс обучения более интересным и эффективным. Студенты вовлекаются в активное обсуждение проблем, связанных с семейной жизнью, высказывают свое мнение, делятся опытом и находят решения. Кроме того, используются современные информационные технологии, такие как видеофильмы, презентации, интернет-ресурсы, что позволяет сделать занятия более наглядными и информативными.
Важным аспектом воспитательной работы является взаимодействие с родителями студентов, которые также вовлекаются в процесс подготовки молодежи к семейной жизни. Для родителей проводятся родительские собрания, консультации, тренинги, на которых обсуждаются вопросы семейного воспитания, профилактики негативных явлений, а также оказания поддержки своим детям в период подготовки к самостоятельной жизни.
В рамках деятельности педагога-психолога ПОЧУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза проблема формирования готовности к семейной жизни у студентов рассматривается как значимый аспект социализации личности, обусловленный потребностью общества в создании крепких и благополучных семей (см. Приложение В). Организация воспитательной работы в данном направлении осуществляется комплексно, интегрируя различные формы и методы, направленные на формирование у обучающихся ценностного отношения к семье, осознания ее роли в жизни человека и общества, а также развитие необходимых знаний, умений и навыков для успешного построения семейных отношений.
Одним из ключевых направлений работы является просветительская деятельность, включающая в себя лекции, беседы, дискуссии и тренинги, посвященные различным аспектам семейной жизни. В рамках этих мероприятий студенты знакомятся с историей семьи, ее функциями, психологией семейных отношений, юридическими аспектами брака и родительства, а также вопросами планирования семьи и репродуктивного здоровья. Особое внимание уделяется формированию у студентов представлений о здоровом образе жизни, как основе благополучия семьи, и профилактике негативных явлений, таких как алкоголизм, наркомания и насилие в семье.
Наряду с просветительской деятельностью, важную роль в формировании готовности к семейной жизни играет практическая подготовка студентов. С этой целью организуются ролевые игры, ситуационные задачи и тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков, умения разрешать конфликты, принимать решения и нести ответственность за свои действия. Студенты учатся эффективно общаться с партнером, выражать свои чувства встреч с семейными парами, имеющими положительный опыт построения долгосрочных и счастливых отношений. В рамках этих встреч студенты имеют возможность задать вопросы, получить советы и рекомендации, а также увидеть на конкретных примерах, как строится семейная жизнь, какие трудности могут возникать и как их преодолевать. Кроме того, организуются просмотры и обсуждения фильмов и телепередач, посвященных семейной тематике, что позволяет студентам анализировать различные модели семейных отношений и формировать собственное представление об идеальной семье.
Педагог-психолог активно применяет индивидуальный подход в работе со студентами. Особое внимание уделяется работе со студентами, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которым необходима особая поддержка и помощь в формировании позитивного образа семьи.
Важным аспектом воспитательной работы является взаимодействие с родителями студентов. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации и беседы, на которых обсуждаются вопросы подготовки студентов к семейной жизни, формирования у них ценностного отношения к семье и ответственности за свои поступки. Родителям предлагаются рекомендации по созданию благоприятной семейной атмосферы, развитию у детей навыков общения и сотрудничества, а также профилактике негативных явлений.
Таким образом, организация воспитательной работы в ПОЧУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза по формированию готовности к семейной жизни представляет собой комплексный и системный процесс формировании у будущих выпускников готовности к созданию крепкой и благополучной семьи. Воспитательная работа в ПОЧУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза по формированию готовности к семейной жизни представляет собой системный и многогранный процесс, направленный на формирование у студентов зрелой личности, готовой к созданию крепкой и счастливой семьи, основанной на уважении, любви, взаимопонимании, общечеловеческих и семейных ценностей и развитии навыков эффективного общения и взаимодействия в семье.
2.2 Рекомендации по совершенствованию воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни у студентов техникума на основе анализа опыта
Анализ опыта работы педагога-психолога ПОЧУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза в области формирования готовности к семейной жизни у студентов выявил как сильные стороны существующей системы воспитательной работы, так и области, требующие дальнейшего совершенствования. На основе полученных данных разработаны следующие рекомендации, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса и более качественную подготовку студентов к созданию семьи.
Прежде всего, необходимо усилить интеграцию воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни в учебный процесс. Целесообразно включение элементов, посвященных психологии семейных отношений, этике супружества, основам родительства и репродуктивного здоровья, в содержание различных учебных дисциплин, таких как обществознание, правоведение, психология, педагогика. Это позволит студентам получить более глубокие и систематизированные знания о семье, а также сформировать осознанное отношение к созданию семьи.
Кроме того, представляется важным расширение спектра форм и методов воспитательной работы, направленных на формирование готовности к семейной жизни. Помимо традиционных лекций, семинаров и классных часов, следует активнее использовать интерактивные методы обучения, такие как тренинги, ролевые игры, дискуссии, кейс-стади, позволяющие студентам активно участвовать в обсуждении проблем, связанных с семейной жизнью, анализировать различные ситуации, моделировать варианты поведения и принимать решения.
Необходимо также усилить индивидуальную работу со студентами, особенно с теми, кто испытывает трудности в межличностных отношениях, имеет неблагополучный семейный опыт или относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Педагог-психолог должен оказывать индивидуальную консультативную помощь таким студентам, направленную на решение их проблем, формирование позитивного образа семьи и развитие навыков конструктивного взаимодействиях и технологиях воспитания, обменяться опытом и повысить свой профессиональный уровень.
Следует также расширять сотрудничество с различными организациями и учреждениями, занимающимися проблемами семьи и детства, такими как центры социальной помощи семье и детям, органы опеки и попечительства формирования готовности к семейной жизни у студентов. Следует создавать информационные ресурсы, такие как сайты, блоги, форумы, на которых студенты могли бы получать информацию о семейной жизни, общаться друг с другом, задавать вопросы специалистам и делиться своим опытом.
Кроме того, целесообразно проводить регулярный мониторинг и оценку эффективности проводимых мероприятий, направленных на формирование готовности к семейной жизни, с целью своевременного выявления проблем и внесения корректировок для повышения ее эффективности.
Рекомендуется также разработать и внедрить в техникуме программу воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни, в которой были бы четко определены цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательного воздействия, а также критерии оценки эффективности.
Наконец, необходимо создать в техникуме благоприятную психологическую атмосферу, способствующую формированию у студентов позитивного отношения к семейной жизни. Следует поддерживать и развивать традиции, способствующие укреплению семейных ценностей, такие как празднование Дня семьи, проведение конкурсов, фестивалей, посвященных семье, организация встреч с успешными семейными парами.
Реализация данных рекомендаций позволит значительно повысить эффективность воспитательной работы в ПОЧУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза по формированию готовности к семейной жизни у студентов и подготовить их к созданию крепких и счастливых семей.
Подводя итог анализу опыта работы педагога-психолога ПОЧУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза, можно отметить, что воспитательная работа по формированию готовности к семейной жизни у студентов представляет собой комплексную систему, включающую разнообразные формы и методы, направленные на формирование ценностного отношения к семье, развитие коммуникативных навыков и психологической устойчивости. Однако, для повышения эффективности необходимо усилить интеграцию воспитательной работы в учебный процесс, расширить спектр интерактивных методов, усилить индивидуальную работу со студентами, расширить сотрудничество с профильными организациями и проводить регулярный мониторинг и оценку эффективности проводимых мероприятий, что позволит подготовить студентов к осознанному и ответственному созданию семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках настоящей курсовой работы было проведено исследование, посвященное актуальной проблеме воспитания молодежи – формированию готовности к семейной жизни у студентов ПОЧУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза. Актуальность темы обусловлена тем, что семья является важнейшим институтом общества, и от ее благополучия зависит стабильность и развитие всего государства. В современных условиях, когда традиционные ценности подвергаются испытаниям, а институт брака переживает определенные трансформации, особенно важно уделять внимание формированию у молодежи осознанного и ответственного отношения к созданию семьи.
Целью данной работы было изучение теоретических основ и практического опыта воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни у студентов техникума, а также разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
В ходе исследования были последовательно решены поставленные задачи.
Во-первых, были изучены теоретические подходы к пониманию готовности к семейной жизни и её компоненты у молодежи. Рассмотрены различные концепции и модели, отражающие психологические, социальные, педагогические и культурологические аспекты готовности к созданию семьи. Был сделан вывод о том, что готовность к семейной жизни представляет собой сложный и многогранный феномен, включающий в себя ценностное отношение к семье, наличие знаний и представлений о семейной жизни, сформированность навыков эффективного межличностного взаимодействия, психологическую зрелость и эмоциональную устойчивость.
Во-вторых, были рассмотрены особенности воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни у студентов техникума. Выявлены факторы, влияющие на формирование готовности к семейной жизни в подростковом и юношеском возрасте, такие как семейный опыт, влияние средств массовой информации, общественное мнение, ПОЧУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза по формированию готовности к семейной жизни. Изучены цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательной деятельности, направленные на подготовку студентов к созданию семьи. Выявлены сильные стороны и недостатки существующей системы воспитательной работы, а также определены приоритетные направления её совершенствования.
В-четвертых, были даны рекомендации по совершенствованию воспитательной работы по формированию готовности к семейной жизни у студентов ПОЧУ «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсо для проведения родительских собраний и консультаций с родителями студентов, с целью повышения их компетентности в вопросах семейного воспитания.
Таким образом, цели и задачи курсовой работы достигнуты, а полученные
результаты могут быть использованы для совершенствования воспитательной работы
по формированию готовности к семейной жизни у студентов ПОЧУ «Чебоксарский
кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Устав Профессионального образовательного частного учреждения «Чебоксарский кооперативный техникум» Чувашпотребсоюза, принят Постановлением Совета Чувашпотребсоюза Протоколом №3 от 26.03.2021.
2. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты : учебное пособие для вузов / Б. Б. Айсмонтас. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 226 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-15380-4. – URL : https://urait.ru/bcode/544452
3. Акутина, С. П. Современная студенческая семья: ценностные аспекты и жизненные стратегии / С. П. Акутина // Социодинамика. – 2020. – № 8. – С. 1-13.
4. Бай, Е. А. Психологическая готовность к браку студенческой молодежи / Е. А. Бай // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 3: Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2020. – № 2. – С. 198-203.
5. Башев, М. И. Изучение готовности студентов к семейной жизни в социально-педагогической практике / М. И. Башев // Психологические и педагогические исследования в контексте междисциплинарных исследований : сборник научных статей. – Ульяновск : ИП Кеньшенская В. В. (издательство «Зебра»), 2024. – С. 15-18.
6. Беленкова, Л. Ю. Формирование социально-психологической готовности к созданию семьи и семейным отношениям как духовно-нравственная основа жизни современной молодежи / Л. Ю. Беленкова, Л. Б. Кулемина, В. Э. Сизаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78-2. – С. 343-346.
7. Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних : учебник для вузов / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 304 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-10433-2. – URL : https://urait.ru/bcode/565331
8. Блонский, П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 184 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-12064-6. – URL : https://urait.ru/bcode/562018
9. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика : учебник для вузов / Г. В. Бороздина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 477 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-9916-2744-3. – URL : https://u Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум : учебник для вузов / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 239 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-09647-7. – URL : https://urait.ru/bcode/565418rait.ru/bcode/559693
10. Буховцева, О. В. Школа для студенческих семей как способ формирования готовности студентов старших курсов к семейной жизни / О. В. Буховцева, Д. И. Баранова // IV Международный научно-образовательный форум «Хэйлунцзян-Приамурье» : Сборник материалов Международной научной конференции, Биробиджан, 19 ноября 2021 года. – Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2022. – С. 271-275.
11. Вирясова, М. В. Исследование семьи и брака в системе ценностей современной молодёжи / М. В. Вирясова // Теории, школы и концепции устойчивого развития науки в современных условиях : сборник статей Международной научно-практической конференции, Киров, 20 июня 2020 года. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2020. – С. 137-141.
12. Водовозов, В. И. Педагогика. Избранные сочинения / В. И. Водовозов. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 407 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-12128-5. – URL : https://urait.ru/bcode/562260
13. Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под ред. Б. А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 359 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-18275-0. – URL : https://urait.ru/bcode/561697
14. Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для вузов / О. И. Ключко [и др.] ; под общей редакцией О. И. Ключко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 559 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-19026-7. – URL : https://urait.ru/bcode/561488
15. Гербарт, И. Ф. Педагогика. Избранные труды / И. Ф. Гербарт ; переводчик А. П. Поливанова ; под редакцией Г. П. Вейсберга. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 213 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-09312-4. – URL : https://urait.ru/bcode/565409
16. Гибкие навыки: компетенции новых ФГОС. Материалы вебинаров, бесед и исследований Юрайт-академии. Выпуск 7. Зимняя школа преподавателя 2023 / Д. М. Антипина [и др.] ; под редакцией Д. М. Антипиной, Э. Т. Кокой, А. А. Сафонова, А. О. Стрельниковой ; под общей редакцией Н. В. Рыбкиной. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 157 с. – (Юрайт.Академия). – ISBN 978-5-534-16750-4. – URL : https://urait.ru/bcode/568520
17. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учебник для вузов / В. П. Глухов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 327 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-21139-9. – URL : https://urait.ru/bcode/559436
18. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практический курс : учебное пособие для вузов / В. П. Глухов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 369 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-21500-7. – URL : https://urait.ru/bcode/574965
19. Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Голованова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 372 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-01228-6. – URL : https://urait.ru/bcode/560820
20. Гридина, В. В. Педагогические инструменты формирования ценности семьи у студентов вузов: на примере курса «Основы семейных отношений» / В. В. Гридина, Т. В. Тимонина // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 7. – С. 87-90.
21. Гуревич, П. С. Психология и педагогика : учебник и практикум для вузов / П. С. Гуревич. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 429 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-04531-4. – URL : https://urait.ru/bcode/560281
22. Донина, О. И. Социальные аспекты формирования семейных ценностей молодежи в условиях трансформации современного общества / О. И. Донина, О. В. Шабанова, А. А. Салихова. – Ульяновск : Ульяновский государственный университет, 2021. – 170 с.
23. Дрозд, К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования : учебник и практикум для вузов / К. В. Дрозд. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 265 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07346-1. – URL : https://urait.ru/bcode/563570
24. Ильченко, В. Н. Возможности курса «Семейное право» в формировании готовности студентов к семейной жизни: исторический и правовой аспекты / В. Н. Ильченко, А. В. Коротун // Историко-педагогические чтения. – 2024. – № 28. – С. 125-132.
25. Евсюкова, В. И. Формирование социально-психологической готовности студентов к созданию семьи и браку / В. И. Евсюкова, Ю. А. Лебедева // Гуманитарные науки (г.Ялта). – 2021. – № 4(56). – С. 152-158.
26. Исаев, И. Ф. Педагогика высшей школы: кураторство студенческой группы : учебник для вузов / И. Ф. Исаев, Е. И. Ерошенкова, Е. Н. Кролевецкая. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 365 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11975-6. – URL : https://urait.ru/bcode/563724
27. Каменец, Н. В. Готовность молодежи к семейной жизни в современном обществе / Н. В. Каменец, Л. Ю. Овчинникова // Глобальный научный потенциал. – 2024. – № 3(156). – С. 95-98.
28. Каменская, Ю. П. Ориентации молодежи при выборе брачного партнера / Ю. П. Каменская // Студенческий. – 2022. – № 18-4(188). – С. 47-51.
29. Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 151 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-04163-7. – URL : https://urait.ru/bcode/563441
30. Кибальник, А. В. Исследование уровня субъективного контроля как фактора готовности студентов к семейной жизни / А. В. Кибальник, И. В. Федосова, Р. А. Соловьева // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 2(145). – С. 235-243.
31. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 711 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-14492-5. – URL : https://urait.ru/bcode/560307
32. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика : учебник для вузов / Г. И. Колесникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 176 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06814-6. – URL : https://urait.ru/bcode/561799
33. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учебник для вузов / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 215 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06551-0. – URL : https://urait.ru/bcode/561800
34. Крыло, В. В. Влияние родительского взаимодействия на формирование готовности студентов к семейной жизни / В. В. Крыло // Школа молодых новаторов : Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 3-х томах, Курск, 17 июня 2022 года. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 74-77.
35. Легачева, А. В. Проблема подготовки молодежи к семейной жизни / А. В. Легачева // Вестник молодежной науки Алтайского государственного аграрного университета. – 2023. – № 2. – С. 147-150.
36. Сайфуллин, Г. П. Потенциал программ по формированию готовности к семейной жизни для развития личностных качеств студентов медицинских специальностей / Г. П. Сайфуллин, А. В. Сайфуллина // Интеграция медицинского и фармацевтического образования, науки и практики : Сборник статей I Международного научно-педагогического форума, посвященного 80-летию ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, 02–04 февраля 2022 года / Гл. редактор И.А. Соловьева. – Красноярск, 2022. – С. 374-379.
37. Санникова, Ю. П. Опыт работы студенческого клуба по формированию семейных ценностей студентов вуза / Ю. П. Санникова, И. В. Новгородцева, М. Г. Кочуров // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2024. – № 1(61). – С. 158-169.
38. Связь тревожности с готовностью вступления в брак у девушек и юношей / Ю. В. Комарова, Л. А. Костина, Л. М. Миляева, А. С. Кубекова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8, № 2. – С. 9.
39. Социальная, психологическая и правовая готовность студенческой молодежи г. Иваново к семейно-брачным отношениям / Н. В. Исаева, Е. К. Маркова, Е. В. Панкратова, Н. А. Птицына // Южно-российский журнал социальных наук. – 2024. – Т. 25, № 4. – С. 92-109.
40. Сухарева, Н. Ф. Психологическая готовность к семейной жизни юношей и девушек из разных типов семей / Н. Ф. Сухарева, В. А. Карякин // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции, Саранск, 18 марта 2022 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2022. – С. 26.
41. Федосова, И. В. Готовность к семейной жизни студентов, оставшихся без попечения родителей: опыт эмпирического исследования / И. В. Федосова, А. В. Кибальник // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – №2(30). – С. 233-243.
42. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.