Воспитательная система классного коллектива
Оценка 4.9

Воспитательная система классного коллектива

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
05.06.2024
Воспитательная система классного коллектива
Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но больше всего знанием дела и справедливостью, невзирая на лица. И.Гете. В играх детей нередко возникает вопрос: кто самый главный? Как правило, дети заинтересованно и оживленно начинают искать на него ответ и, конечно, вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: "А кто самый главный человек в школе?" "Однозначно, директор", – ответило бы большинство из нас. Но все ли так однозначно, если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услышать и другой ответ: "Для меня самый главный человек в школе – это классный руководитель," – скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов. И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь в плоскости отношений "ребенок – школа" или "семья – школа" нет более ' важной персоны, чем классный руководитель.
Воспитание.docx

 

Воспитательная система классного коллектива

Кляшева Райзана Тимербаевна, учитель физики, классный руководитель 7 В класса МАОУ «Башкирская гимназия №102 им. Р.Т. Бикбаева».

Немало можно добиться строгостью, многого – любовью,
но больше всего знанием дела и справедливостью, 
невзирая на лица.

И.Гете.

В играх детей нередко возникает вопрос: кто самый главный? Как правило, дети заинтересованно и оживленно начинают искать на него ответ и, конечно, вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: "А кто самый главный человек в школе?" "Однозначно, директор", – ответило бы большинство из нас. Но все ли так однозначно, если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услышать и другой ответ: "Для меня самый главный человек в школе – это классный руководитель," – скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов. И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь в плоскости отношений "ребенок – школа" или "семья – школа" нет более ' важной персоны, чем классный руководитель.

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который при первой и последующих встречах с тобой скажет: "А вы знаете, какие замечательные дети в нашем классе!" "А у этих замечательных детей, вероятно, и замечательные родители," – моментально рождается в родительском сознании продолжение произнесенной учителем фразы.

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сразу может рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни! Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сможет увидеть, понять и принять особенности твоего ребенка, помочь ему стать самим собой, избежать конфликтов со своим внутренним "я" и с окружающими его людьми!

Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном коллективе, созданий условий для самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе. Однако следует заметить, что классному руководителю сейчас приходится нелегко. В сложный период масштабных политических и социально-экономических преобразований в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.

Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

В нашем учебном учреждении уже построена и успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Уже известно, что на определенном этапе становления общешкольной воспитательной системы темп системообразования существенно замедляется, если не уделяется достаточного внимания формированию классных коллективов, укреплению межгрупповых связей и отношений, взаимодействию и взаимообогащению общешкольного и классных сообществ детей и взрослых. Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы нашего учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения. Это и способствует появлению такого феномена, как воспитательная система класса.

Однако, в теории не существует понятия “воспитательная система класса”. Класс принято рассматривать лишь как компонент (элемент) воспитательной системы школы. Большинство исследователей склонны считать, что понятие “воспитательная система” отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне всего образовательного учреждения и не может характеризоваться процесс воспитания, происходящий на уровне структурного подразделения учебного заведения - в классе, кружке, секции.

Но проблема в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в среднем и старшем звене. Для решения этой проблемы педагог ставит цель воспитательной системы – поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса должна быть направлена на то, чтобы учащийся в течении многих лет мог развить личностные качества, соответствующие сформированным педагогом, учениками и родителями образу выпускника школы.

1. Понятие и сущность воспитательной системы.

Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит?

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы. (табл.1)

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты воспитательной системы

Составные части (элементы компонентов)

I. Индивидно-групповой компонент.

1. Классный руководитель.
2. Учащиеся класса.
3. Родители учащихся.
4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

II. Ценностно-ориентационный компонент.

1. Цели и задачи воспитания.
2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.
3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

III. Функционально-деятельностный компонент.

1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.
2. Основные функции воспитательной системы.
3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

IV. Пространственно-временной компонент.

1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
4. Этапы становления и развития воспитательной системы.

V. Диагностико-аналитический компонент.

1. Критерии эффективности воспитательной системы.
2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в классном коллективе.

Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть представлена в следующем виде: (схема 1)

      http://festival.1september.ru/articles/567195/img1.gif

2. Моделирование воспитательной системы класса.

Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется аналог-заменитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения новой информации или преобразования какого-либо фрагмента социальной и природной деятельности. Трудно вообразить построение эффективной воспитательной системы образовательного учреждения или его структурного подразделения без ранее сформированных о ней модельных представлений.

Моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.

Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса.

Моделирование воспитательной системы класса – это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обуславливают внесение корректив первоначальную созданную модель.

В ходе моей педагогической работы и изучение литературы, мной определены формы, методы и приемы, который классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса. (табл.2)

Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Средства реализации задач

Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

2. Определить уровень сфомированности класса, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.

4. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

1. Анкетирование, игры, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся. Составление карты интересов и увлечений учащихся класса.

2. Мастерские общения.

3. Тестирование сформированности коллектива, состояние межличностных отношений с помощью игр, социометрия.

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем.

2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.

3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

1. Организационно-деятельностные игры. кл.час “ Класс, в котором я хотел бы учится”

2. Конкурс “Устав класса”, “Мой класс сегодня и завтра”

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.

1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.

1. Праздник именинников, вылазки на природу, экскурсии, поездки на базы отдыха.

2. “Разговор при свечах”, “Волшебный стул”, Любые формы коллективной деятельности.

Лучше всего, заблаговременно знать в каком классе вы будете классным руководителем. Познакомиться с детьми, походить на уроки, посетить внеклассные мероприятия, и еще очень важное, на мой взгляд, это постоянная связь с учителями начальной школы.

3. Концептуальная модель воспитательной системы класса.

Ученик не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Сущность воспитания можно обнаружить там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где педагог руководствуется сознательными намерениями. Действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану (например: план воспитательной работы на учебный год) в соответствии с поставленными задачами.

Этапы развития воспитательной системы.

Цели и задачи воспитания будут решаться системно на каждой ступени взросления и социализации человека, начиная с первого года школьной жизни. 
Мне хорошо известно, что гораздо проще найти свою нишу в воспитательном пространстве, если будут поставлены не только цель, задачи, принципы и основные направления, формы и способы построения жизнедеятельности и воспитательного процесса в общественном коллективе, но и правильно будут определены этапы этого процесса. 
Для успешного развития воспитательной системы класса я выделила четыре этапа:

  • Первый этап – этап проектирования системы 5 класс;
  • Второй этап – этап становления системы 6-7 класс;
  • Третий этап – этап стабильного функционирования системы 8-9 класс;
  • Четвёртый этап – этап обобщения результатов и обновления системы 10-11 класс.

Мой педагогический стаж 29 лет, и всегда я была классным руководителем, и считаю, что без класса работать в школе не интересно.

В 2021 учебном году из 6 пятых классов было создано 5 пятых, и в одном из них – инженерном классе  я стала классным руководителем. В работе с классом я использовала все свои наработки, весь свой опыт. Главной своей целью в 5 классе я ставила - сплочение коллектива, так как учащиеся были собраны из всех 6 классов. Я знала, что дети лучше всего сближаются в неформальной обстановке, и поэтому сразу же мы провели классный час “Давайте познакомимся”, выходили на природу, а на осенних каникулах выехали в кино. После этой поездки дети общаются совсем по-другому.

Цель воспитательной работы – развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Положительный результат будет тогда, когда процесс обучения и воспитания будет проводиться в системе.

 

Направление воспитательной работы:

  • Художественно-эстетическое (“Первое сентября”, “Посвящение в первоклассники”, “День самоуправления”, “День матери”, участие в предметных месячниках, “Веселый новый год”, “День Святого Валентина”, конкурс “Минута славы” “Самая обаятельная и привлекательная”, “День смеха”, “Прощай школа”);
  • Гражданско-патриотическое (посещение музея “Истории и достижения ЗСМК”,военные сборы, “Армейский экспресс”, конкурс военно-патриотической песни, классные часы, День Победы. Митинг);
  • Здоровьесберегающее (антинаркотические акции, беседы, кл.часы с привлечением специалистов);
  • Спортивное (акции “За здоровый образ жизни”, районные спартакиады, дни здоровья);
  • Профориентационое (районный марафон по профориентации “Сотвори себя сам”, классные часы с привлечением специалистов, посещение Вузов города, беседы с преподавателями Вузов, экскурсии на предприятия города).

Задачи воспитательной работы в 5-9 классе.

  • Сформировать (продолжить) формирование классного коллектива;
  • Воспитание ответственности через самоуправление;
  • Совершенствование нравственных качеств;
  • Подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.

Наши дети – это наша старость. 
Правильное воспитание – 
это наша счастливая старость, 
плохое воспитание - это наше будущее горе, 
это наши слезы, 
это наша вина перед другими людьми, 
перед всей страной.

А.С. Макаренко

Воспитательная концепция класса... Судя по толковому словарю Ожегова - это система взглядов на воспитание, основная мысль воспитания.

Что же значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы.

Именно в наше время – время сложное, неопределенное хотелось бы не потерять уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль преподавателя, вторая – воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя - вторая, на самом деле – это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.

Нам доверили ребенка беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души. Если педагог не только организует жизнь своих учеников, но и сам живет этой школьной жизнью, то он обязательно поймет, как детям живется.

Школа с новым положением ребенка нужна сегодня не случайно. Общество круто разворачивается к человеческой личности.

Идея развития личности ребенка - узловой момент новой школы.

Главная цель воспитания – Человек.

Хочешь воспитать ребенка? Как воспитать личность, не воспитывая?

Главное – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Это – значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, а каждую минуту переживать с детьми, и самому с ними учиться.

В развитии личности ребенка большую роль играет игровая деятельность. Чем богаче и содержательнее будут все мероприятия, тем больше создается возможностей на формировании нравственных ценностей.

Школе надо выработать способы взаимодействия, правила общения, законы жизни, то есть свою этику. Только совместная выработка нравственных ценностей, правил и законов жизни составляют суть воспитания его живую душу и живую этику.

Для воспитателя каждый ребенок конкретен. Отсюда – необходимость точного индивидуального подхода, составление индивидуальных программ.

В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, придет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководства с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя.

Основным успехом является использование в воспитательной деятельности классного руководителя системного и индивидуального подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом.

Антинаркотическая работа в  школе и в классе.

          Нарастание угрозы распространения различных социальных болезней, в том числе и наркомании, среди школьников и подростков требует усиления масштабного социального контроля в вопросе воспитания детей и молодежи, использования высокого потенциала педагогических программ антинаркотической профилактики. Наркомания - это тяжелое заболевание, характеризующееся физической и психической зависимостью от наркотика.  Беда может прийти в любую семью. Заболевают подростки со сверхзаботой со стороны родителей и в семьях, имеющих материальные и психологические проблемы. Именно поэтому очень важный адресат  профилактической деятельности – семья ребенка.

 

Педагогическая профилактика представляет собой объединенную единой целью, систематизированную последовательность профилактических действий антинаркотического воспитания, направленных на развитие психологического иммунитета личности подростка к негативным воздействиям социальной среды и связанных с реализацией специального комплекса практико-ориентированных пропагандистских материалов. В основе педагогической профилактики наркомании лежат методы и приемы педагогического воздействия, системное использование которых позволяет сформировать у участников образовательного процесса отношение неприятия наркомании как образа жизни.

Антинаркотическое воспитание включает в себя создание и реализацию основных условий, обеспечивающих:

-     процесс формирования специфических новообразований в индивидуальном сознании подростков, создающих реальные предпосылки для развития у них психологического иммунитета к негативным влияниям социальной среды;

-     противодействие распространению социальных отклонений в подростковой среде.

Основная цель антинаркотического воспитания одновременно отвечает общей цели гражданского воспитания и образования школьников – развитию гражданственности, чувства ответственности за себя и свое будущее, свою семью и близких, будущее России.

Основные формы организации педагогической профилактики наркомании определяются по направлениям:

-     воздействие на индивидуальное сознание подростков;

-     организация общения подростков, участвующих в различных видах деятельности;

-     организация и управление профилактикой правонарушений, наркомании, проявления иных социальных отклонений.

 

«Предупреждение употребления психоактивных веществ»

Категория обучаемых: школьники I, II, III ступени обучения.

Количество часов: 6 – 12 часов.

1-4 классы (6 часов).

Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь и чем опасно его употребление. Поведение с людьми, употребляющими психоактивные вещества.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Уметь избегать ситуации пассивного курения. Понимать, что алкоголизм и наркомания – трудноизлечимые заболевания. Выработать формы поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Иметь четкое представление о том, что восприимчивость к наркотическим веществам индивидуальна, зависимость может возникнуть после первых приемов.

5-9 классы (8 – 10 часов).

«Легальные» (алкоголь, табак) и «нелегальные» (наркотики) психоактивные вещества. История распространения психоактивных веществ. Жизненный стиль человека, зависимого от психоактивных веществ. Ложные представления о допустимости употребления психоактивных веществ. Употребление психоактивных веществ как проявление слабости воли, зависимости, болезнь. Как противостоять групповому давлению и не употреблять психоактивные вещества. Зависимость от психоактивных веществ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая. Состояние интоксикации и побочные действия при употреблении психоактивных веществ.

Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя. Изменение поведения человека, связанное с употреблением психоактивных веществ. Защита себя и других в ситуациях употребления психоактивных веществ. Отказ от употребления психоактивных веществ на различных этапах.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь сформировавшееся представление о том, что «легальные» психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость, как и «нелегальные». Иметь сформированные навыки отказа от употребления психоактивных веществ в группе. Иметь широкий арсенал средств для решения конфликтных ситуаций, проведения свободного времени. Владеть навыками поддержания общения без прибегания к суррогатным формам общения. Навыки критического переосмысления информации, получаемой в неформальных группах.

10-11 классы (10 – 12 часов).

Основные виды психоактивных веществ. Употребление психоактивных веществ как ложный путь решения жизненных проблем. Социальные, психологические, физиологические последствия употребления психоактивных веществ. Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, наркомана, алкоголика. Помощь социума людям, прекратившим употребление психоактивных веществ. Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление психоактивных веществ.

Ожидаемые результаты (ученик может).

Иметь сформированную точку зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение как сложно излечимые заболевания. Знать о наступлении уголовной ответственности в случае хранения и распространения наркотических средств. Осознавать коммерческий характер рекламы алкогольных напитков и табачных изделий и уметь критически ее оценивать.

Основные формы профилактической работы нашего класса  с родителями:

– групповые консультации, родительские собрания;

– всеобуч родителей (лекции, обмен опытом семейного воспитания);

– организация совместного с детьми проведения досуга;

– организация совместных с детьми мероприятий и классных часов;

В основе деятельности нашего класса  по профилактике наркомании среди обучающихся лежат следующие принципы:

§  вовлечение детей  группы  «риска» в занятия по интересам

§  организация  досуговой деятельности ребенка с учетом его интересов и запросов, как залог эффективности профилактической деятельности

§  пропаганды здорового образа жизни

§  комплексный  подход к проблеме профилактики социально опасных явлений в обществе, профилактики отклонений в поведении детей, подростков и обеспечение  безопасности их жизнедеятельности  реализуется с  привлечением   родительской  общественности,  социальных партнеров, правоохранительных органов. 

§  компетентностный  подход к формированию социальной и гражданской ответственности  обучающихся    осуществляется   внедрением образовательных, воспитательных и профилактических программ.

Работа по профилактике наркомании  проводится в соответствии с утверждённым в начале учебного года планом, который включал в себя следующие направления работы:

- выявление и учёт учащихся, склонных к отклоняющемуся и агрессивному поведению, систематически пропускающих учебные занятия без уважительных причин.

- выявление и учёт семей, находящихся в социально-опасном положении, и семей, нуждающихся в помощи органов социальной защиты, и оказание им психолого-педагогической и социально-педагогической помощи.

- организация досуга учащихся в различных  кружках и секциях во внеурочное время. 

- организация и проведение общешкольных и классных мероприятий, направленных на предупреждение и профилактику правонарушений.

- использование программ и методик по выявлению и развитию способностей каждого учащегося, на формирование здорового образа жизни, на ориентированность высоких нравственных ценностей и профилактику безнадзорности и правонарушений. 

- организация предупредительно-профилактической работы гимназии  в тесном контакте с муниципальными органами, с инспекцией КДН, системой здравоохранения. 

В рамках профилактики правонарушений и асоциального поведения в течение учебного года были проведены следующие профилактические мероприятия по направлениям:

1. предупредительно-профилактическая деятельность:

§  организация профилактической работы по предупреждению правонарушений среди детей «группы риска»;

§  организация бесед и консультаций для учителей, учащихся «группы риска» и их родителей;

§  организация мониторинга социальной среды учащихся гимназии;

§  организация и принятие участия в рейдах совместно с ОДН ОВД для профилактики безнадзорности и вредных привычек;

§  беседы инспектора ПДН  на темы: «Административная ответственность несовершеннолетнего за нарушение правил поведения в школе и на уроке»; «Административная ответственность родителей».

§  просмотр фильма «Знаки беды» по профилактике наркомании.

§  лекции «Формирование здорового образа жизни», «Инфекции и заболевания, передаваемые при употреблении наркотиков»;

§  организация профилактической работы со слабоуспевающими, пропускающими уроки без уважительных причин и подростками из проблемных семей;

§  осуществление контроля  распределения свободного времени учащихся, состоящих на ВШУ;

§  организация и проведение антинаркотической акции «Скажем наркотикам нет!». 

§  проведение мероприятия, связанного с Всемирным днем борьбы со СПИДом.

2. индивидуальная работа с обучающимися «группы риска»

1.   Наблюдение за поведением на уроках, в общении со сверстниками и учителями, тестирование по определению уровня воспитанности;

2.   Отслеживание успеваемости и посещаемости уроков трудными учащимися;

3.   Беседы: «Я в ответе за свои поступки», «Ты и закон», «Привычки: полезные и вредные», «Наши права и обязанности»;

4.   Привлечение детей группы «риска» к участию в спортивных мероприятиях школы.

3. работа с родителями по профилактике семейного неблагополучия

1.   Беседы: «Ответственность родителей за детей. Семейный кодекс РФ», «Как помочь ребенку в самоопределении»;

2.   Индивидуальные консультации по разрешению проблем, возникающих с детьми в семье;

3.   Привлечение родителей к организации и участию в общешкольных мероприятиях.

В рамках реализации программы по профилактике злоупотребления ПАВ среди учащихся  в этом учебном году  особое место уделялось первичной профилактике. Работа проводится по 4 основным направлениям:

1.   Реализация в гимназии  профилактических программ.

2.   Организация условий для развития навыков здорового образа жизни

3.   Работа с педагогическим коллективом 

4.   Индивидуальная работа с семьями и учащимися.

На заседаниях МО классных руководителей обсуждаются темы «Профилактика безнадзорности правонарушений несовершеннолетних», «Организация работы по профилактике табакокурения».

Мною проведены классные часы на темы «Моя жизнь в моих руках», «Как сказать нет и отстоять свое мнение», «Преступление против здоровья и жизни», «Имею право знать», «Вместе против наркотиков и СПИДа»,  «Наркотики – зло!», «Правила поведения учащихся в гимназии  и на ее территории», «Права и обязанности учащихся», «Соблюдение закона об ограничении нахождения подростков в вечернее время» и др. 

Частым гостем в нашем классе  является психолог Субхангулова Фатима Маулимьяновна, которая проводит различные профилактические беседы с учащимися «группы риска» по вопросам поведения, успеваемости, пропусков уроков и др.

Педагогический коллектив гимназии  старается своевременно выявлять учащихся, требующих особого внимания, оказывать родителям и учащимся своевременную психолого-педагогическую помощь. С родителями и подростками, требующими особого внимания, проводится индивидуальная  работа  с привлечением различных учреждений и органов системы профилактики. Родители приглашаются на индивидуальные беседы к психологу, завучам, директору. Ведется контроль посещаемости  классных родительских собраний.

Эффективность проведения в гимназии  первичной профилактики:

1.   Большой процент вовлеченности учащихся в реализацию профилактических программ.

2.   Организована система реализации профилактических программ.

3.   Удовлетворенность родителей профилактикой ЗОЖ в гимназии.

4.   Среди учащихся гимназии не выявлено детей употребляющих наркотические вещества, снизилось количество учащихся состоящих на учете за употребление алкогольных напитков.

 

Задачи на следующий 2024-2025 учебный год.

- оказывать помощь семьям, учащимся, нуждающимся в психологической помощи;

- продолжать работу по привитию культуры поведения учащихся в гимназии и выявлению причин трудности в учебе;

- расширить сеть кружков и секций и вовлекать в них детей, находящихся в социально-опасном положении;

- совместно с ПДН ОВД принимать участие в рейдах по изучению учащихся, склонных к отклоняющемуся и агрессивному поведению и неблагополучных семей;

- совместно с медицинским персоналом продолжить пропаганду здорового образа жизни с использованием средств информации;

- продолжить проводить профилактическую работу с учащимися класса, применяя методики, социометрический опрос, составление карт наблюдений для изучения состояния тревожности учащихся, которые могут быть связаны с правонарушением.

 

Список литературы:

1.      Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. -М.: Центр “Педагогический поиск”, 2012.-160с.

2.       Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса. Критерии и инструментарий оценки (лекции с курсов ПК), Оханск, апрель, 2015 .

3.      Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998 .

4.      Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-ое изд., дополн. -М.:ЦГЛ,2022.

5.      Ш.З. Джинджолия, А.В. Лялюк. Антинаркотическая тема в учебных текстах по русскому языку //Школьные годы № 30 Научно-методический журнал с электронным приложением. - Краснодар 2020.

6.      Н. Д Семеняк, А.И Архипова, А.В. Лялюк. Антинаркотическая профилактика среди учащихся как составляющая патриотического воспитания// Школьные годы № 30 Научно-методический журнал с электронным приложением. - Краснодар 2020

7.      И.Г. Князева, А.В. Лялюк. Борьба с наркотиками в Германии // Школьные годы № 30 Научно-методический журнал с электронным приложением. - Краснодар 2020


 

Воспитательная система классного коллектива

Воспитательная система классного коллектива

Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы нашего учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения

Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы нашего учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения

III. Функционально-деятельностный компонент

III. Функционально-деятельностный компонент

Моделирование воспитательной системы класса

Моделирование воспитательной системы класса

Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса

Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса

Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь

Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь

Профориентационое (районный марафон по профориентации “Сотвори себя сам”, классные часы с привлечением специалистов, посещение

Профориентационое (районный марафон по профориентации “Сотвори себя сам”, классные часы с привлечением специалистов, посещение

Школе надо выработать способы взаимодействия, правила общения, законы жизни, то есть свою этику

Школе надо выработать способы взаимодействия, правила общения, законы жизни, то есть свою этику

Предупреждение употребления психоактивных веществ»

Предупреждение употребления психоактивных веществ»

Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, наркомана, алкоголика

Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, наркомана, алкоголика

ОДН ОВД для профилактики безнадзорности и вредных привычек; § беседы инспектора

ОДН ОВД для профилактики безнадзорности и вредных привычек; § беседы инспектора

С родителями и подростками, требующими особого внимания, проводится индивидуальная работа с привлечением различных учреждений и органов системы профилактики

С родителями и подростками, требующими особого внимания, проводится индивидуальная работа с привлечением различных учреждений и органов системы профилактики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2024