Воспитательное мероприятие " Мой портфель для книжек дом"

  • docx
  • 22.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Воспитательский час.docx

Конспект воспитательского часа «Мой портфель для книжек дом»

по трудовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе-интернате.

.

 

Цели и задачи

  • Учить детей бережному отношению к вещам, к учебникам, воспитывать аккуратность.
  • Учить последовательности выполнения трудовых действий.
  • Формировать у  ребят желание содержать в порядке учебные принадлежности.
  • Развивать организационные умения: поддерживать порядок на парте и в классе, нести дежурство в классе.
  • Способствовать коррекции   мышления  через упражнение в анализе и синтезе при  отгадывании загадок.
  • Формировать умение обнаруживать противоречие, рассуждать, делать умозаключения.
  • Развивать логическое мышление.

 

Ход урока:

I. Организационный момент

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся и вспомним наше стихотворение – приветствие: (психогимнастика)

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Дети: Выполняют действия согласно тексту

Воспитатель. Молодцы. Ребята, сядет тот, кто отгадает загадку. Я спрошу только тех, кто будет красиво поднимать руку. Итак, первая загадка:

Стоит дом, кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт.

- Правильно, …., это школа! Следующая загадка:

Грамоты не знаю,

а весь век пишу.

- Молодец, …., это ручка!

Загадки о школьных принадлежностях:

  • В снежном поле по дороге
    Мчится конь мой одноногий
    И на много-много лет
    Оставляет черный след. (Ручка, карандаш)
  • Не дерево, а с листочками,
    Не рубашка, а сшита,
    Не человек, а рассказывает. (Книга)
  • У сосны и ёлки
    Листочки – иголки,
    А на каких листочках
    Растут слова и строчки? (Страницы тетради)
  • Шестигранный ученик
    Нос во все совать привык. (Карандаш)
  • Чумазенькая спинка,

Но совсем не свинка

И совесть у меня чиста,

Помарку стерла

Я с листа!       (ластик)

  • Подружки в портфеле лежали,

Что в жизни важнее, решали:

- Линейка важнее, деточка!

- Нет-нет, в жизни главная - клеточка.     (Тетради)                           

  • Я не простая палочка

Служу всем измерялочкой

Прямота-главная моя черта   (линейка)

  • Мне подарили новый дом,                      

Нет окошек в доме том,                          

Там будут жить мои жильцы:

Ручки и карандаши  (пенал)

  • Грамоты не знаю,    

А весь век пишу. (ручка)

  • Пишут здесь заданья на дом

И стоят оценки  рядом

На страницах только пять

Его не стыдно показать  (дневник)

  • Палочка волшебная есть у меня, друзья

Палочкою этой могу построить я          

Башню, дом и самолет

И большущий пароход (карандаш)

  • Учитель у меня в портфеле                   

-Кто? Быть не может, неужели?              

-Взгляни, пожалуйста, он тут                  

И как, скажи, его зовут? (учебник)

  • Вылетают из-под спинки

Только стружки и опилки

Карандаш писать не хочет

Вмиг она его подточит (точилка)

  • Этот парень-циркач лихой

Чертит круг одной ногой

А другой - проткнул бумагу,

Уцепился, и ни шагу. (циркуль)

 

- Молодцы! Все загадки отгадали.

- Как можно назвать все эти предметы одним словом?

Ответы детей. Школьные принадлежности.

- Итак, начинаем занятие. Сели прямо, красиво! Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

- Как ты думаешь, Юра?

- А как ты считаешь, Мансур?

Воспитатель. Правильно, мы сегодня будем говорить о школе и школьных принадлежностях!

II. Организация рабочего места. Беседа.

Воспитатель. Школьнику необходимо быть не только старательным и внимательным, но и очень аккуратным, следить за порядком на парте и в портфеле.

Чтение стихотворения учителем Л. Кондрашенко «Тарарам»

Говорят, что по утрам

В нашем доме — тарарам.

Отодвинули мы стулья,

Заглянули под буфет,

Все вверх дном перевернули —

Тарарама в доме нет!

Мы искали до упаду,

Но опять сказали нам:

— Эй, друзья, прибрать бы надо,

В вашем доме — тарарам!

Вопросы по тексту:

- Кого дети искали в доме?

- А что это такое — «тарарам»? (Беспорядок)

- Вы постарайтесь, чтобы у вас на партах и в портфеле не поселился тарарам.

Организация дежурства в классе.

- А кто должен следить за порядком в классе?

- Какие дела делает дежурный?

Пантомима.

Дети по одному выходят к доске и жестами без слов показывают, что делает дежурный, а остальные должны отгадать

А теперь все встанем, выполним физминутку!

Физминутка «Что я делал».

В понедельник я купался,

Изображаем плавание.

А во вторник — рисовал.

Изображаем рисование.

В среду долго умывался

Умываемся.

А в четверг в футбол играл.

Бег на месте.

В пятницу я прыгал, бегал,

Прыгаем.

Очень долго танцевал.

Кружимся на месте.

А в субботу, воскресенье

Хлопки в ладоши.

Целый день я отдыхал.

Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.


Садитесь, ребята! Продолжим занятие.

- А где находятся у нас школьные принадлежности?  

Зимой он книжками набит,

А летом пуст и крепко спит.
Зимой по улицам бежит,

А летом в комнате лежит.
Но только осень настаёт,

Меня он за руку берёт.
И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой:… (портфель).

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали, конечно, портфель.

Деревянный ящик мой

Я в портфель кладу с собой.

Ящик этот очень мал,

Называется …(Пенал.)

Воспитатель: Молодцы, конечно же, это пенал. Пенал - очень удобная и необходимая вещь. А что бы случилось, если б не было пенала? (Ответы детей).

Воспитатель: Подумайте с чем можно сравнить портфель?

- На что он похож?

- Кто живет в портфеле?  

Ответы детей. Портфель похож на дом, у которого есть дверь с замком, а живут в доме том - книжки, ручки и альбом.

 

Проводится игра «Найди спрятанные цифры».

Проживают в трудной книжке хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти сосчитают все на свете.

Воспитатель. Давайте попробуем их найти. (рис.2)

Воспитатель. Для  школьных принадлежностей портфель служит  как   дом.  А  всегда ли вы поддерживаете порядок в  таком  доме?  

Воспитатель. Недавно, когда вы ушли на кружок, а я осталась в группе одна, то услышала тихий разговор, который доносился из спальни. Я тихонько подошла и вот что услышала:  «Не любит меня совсем мой хозяин. Сначала, когда получил меня на 1 сентября, так радовался, говорил, какой я красивый, всё раскладывал по кармашкам, а сейчас мне приходится таскать кучу ненужных бумажек, мусора, рваные учебники и сломанные карандаши, загляните ко мне, какой у меня внутри беспорядок». Тут я пошевелилась, и разговор прекратился. Но как вы думаете, кто это мог так жаловаться?

Дети.

Воспитатель. А не подскажите ли мне как нужно обращаться с портфелем?

Дети. Носить в портфеле только школьные принадлежности, не использовать его для игр, в школе вешать на крючок, который есть на парте, не бросать его в разные места, собирать портфель надо с вечера.

Воспитатель держит два портфеля и спрашивает.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, может ли портфель разговаривать?

Дети. Конечно, нет, он же без языка!
Воспитатель. А я не согласна, считаю, что может, давайте сейчас проверим.

Воспитатель раскрывает один портфель, достает содержимое: порванные книги, грязные тетради, помятые листы, обломки карандашей, крошки...

Воспитатель. А теперь - что вы скажете о хозяине? Какой он?

Дети:

  1. Я думаю, он неряха.
  2. И я согласен, что он неаккуратный, не ухаживает за своими вещами.

Воспитатель. Так какой мы сделаем вывод?

Дети: Хозяин этого портфеля, наверное, плохо учится, неорганизованный, неаккуратный, не умеет бережно относиться к книгам и тетрадям.

Затем учитель берет второй портфель. В нём всё в порядке: книги и тетради чистые, аккуратные.

Воспитатель. Что можно сказать о владельце этого портфеля?

Дети:

  1. Этот ученик примерный.
  2. Ещё думаю, что он опрятный, аккуратный, старательный, любит порядок и следит за ним.

Воспитатель. Ребята, а у нас в классе есть такие ученики?

Дети.

III. Практическая работа (оказание индивидуальной помощи   при необходимости)

Воспитатель. Сегодня наше занятие называется: «Мои школьные принадлежности всегда в порядке». Как мы будем наводить порядок в портфеле? Давайте определим последовательность. (Предлагается обсуждение алгоритма действий, представленного  на доске)

Как навести порядок в портфеле.

1.Выложи на стол все содержимое портфеля.

2.Отбери ненужные бумажки, мусор, выброси в мусорную корзину.

3.Проверь тетради, дневник, если необходимо - разгладь уголки, подклей - положи в портфель

3.Проверь ручки, карандаши - при необходимости - почини и положи в специальный отдел портфеля.

5.Проверь учебники: сотри помарки, сделанные карандашом, подклей порванные страницы -  положи в большой отдел портфеля.

IV. Анализ выполненной работы.

Воспитатель. Как вы думаете, что бы сейчас сказал вам ваш портфель, если бы умел разговаривать?

Дидактическая игра «Четвертый лишний»:

- Назовите лишний предмет из перечисленных и скажите, почему считаете его лишним:

  • кисть, краски, альбом, книга
  • ластик, портфель, утюг, пенал
  • чайник, фен, пылесос, линейка

 

Подвижная игра «Портфель и школьные принадлежности».

Мы потрудились, а сейчас давайте отдохнем,  поиграем в игру «Портфель и школьные принадлежности». Сейчас 2 ребят возьмутся за руки - это будет портфель, а остальные будут книги, тетради, ручки, карандаши. Портфель попытается поймать все школьные принадлежности, тот, кого поймают ребята,  встает в  круг третьим, четвертым…

Воспитатель.

Ты не маленький уж мальчик —

Ученик и второклассник!

Твой послушный подчиненный —

Карандашик очинённый,

И перо стальное, и всё остальное:

Книги, пенал, тетрадки —

Держи ты их в порядке.

Они — твоё хозяйство.

Владей им без зазнайства!

Воспитатель. Очень важно, чтобы порядок был и на парте. Аккуратно относиться нужно не только к книгам и вещам, но и к нашей школьной форме. Даже форма должна иметь свое место. По форме можно сказать, аккуратный школьник или нет. Когда вы приходите домой из школы, что вы делаете с формой?

Дети.

 

V. Подведение итогов

Воспитатель.

- Какие сегодня выводы мы сделали на занятии? (Надо быть аккуратным человеком, бережно относиться к своим и чужим вещам, содержать вещи в порядке.)

- Что такое «тарарам»? (Беспорядок)

- Назовите обязанности дежурного в классе.

- Как называется наше занятие?

- Почему надо быть бережливым и аккуратным?

- Как вы относитесь к своим вещам?

Практическое задание: вместе с вами посмотрим ваши вещи на своих местах? Воспитатель вместе с детьми смотрит спальню, класс, всё ли на своих местах.

Воспитатель.

Сами вещи не растут,

Сделать вещи - нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Ручку, ластик, стол, окно,

Парту, книжку береги,

Не ломай, не мни, не рви.

Прежде, чем пойдёшь ты в школу,

Загляни-ка в свой портфель:

Всё к урокам там готово?

Всё на месте? Ты проверь!

Воспитатель. Надеюсь, что вы запомните то, о чём мы сегодня говорили, и ваши школьные принадлежности всегда будут в отличном состоянии.

VI. Рефлексия

Воспитатель. Давайте те, кому понравился урок, будут хлопать, а кому не понравился — стоя топать!