Цели: расширить знания об истории, культуре, национальных традициях, в том числе обычаях, обрядах народов; воспитывать у обучающихся интернациональные, патриотические качества, духовную культуру; развивать творческую индивидуальность учеников.
Задачи:
1. Познакомить с культурными традициями разных национальностей и особенностями национальностей детей, обучающихся в школе, классе.
2. Способствовать развитию устной речи обучающихся.
3. Воспитывать толерантное отношение к представителям различных национальностей.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Вид занятия: внеклассное мероприятие для обучающихся 5-6 классов.
Продолжительность: 45 минут.
Подготовительная работа: подбор рецепта национального блюда, пословиц и поговорок; подготовка сообщений о народных праздниках.
I. Вступительное слово.
Учитель. Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на классном часе в стенах нашей школы.
У каждого человека есть Родина, где он родился и живет и где жили его предки. Наша Родина - Россия. Каждый человек имеет национальность, принадлежит к какому-нибудь народу. Россия объединяет свыше 100 народов, у каждого из которых свой язык, особенности быта и культуры. Жизнь и культура народов, населяющих нашу страну, связаны общим историческим прошлым. Все граждане России любят нашу общую Родину, чтят память предков.
Каждый народ богат замечательными обычаями, традициями, по-своему уникален.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми традициями разных народов.
II. Сообщения учеников.
1-й ученик. Очень интересны быт и традиции калмыков. С давнего времени они занимались кочевым скотоводством: разводили овец, коз, верблюдов, крупный рогатый скот. Кочевая жизнь в условиях степей рождала особую привязанность людей к лошадям. На лошадях перевозили грузы, охотились, воевали, привозили невесту в дом. Из кобыльего молока получали вкусный и целебный напиток - кумыс. Из конского волоса вили крепкие веревки, из шкуры делали подошву для обуви, а из рогового покрытия копыт - коробочки, пряжки.
Долгое время калмыки жили в степи, не знали городов. Единственным домом для них была кибитка.
В XIX в. в самом центре калмыцких степей образовался поселок Элиста. Сейчас это большой и красивый город, столица Калмыкии, центр международных шахматных турниров.
В Калмыкии празднуют Цаган Сар - праздник весны. Он предвещает начало весны. В каждой семье готовятся к встрече праздника: убираются в доме, шьют или покупают новую одежду, выбирают жирного барана, варят мясо. В праздник Цаган Сар калмыки зовут к себе на чай родных, соседей, друзей. В этот день принято дарить друг другу подарки. На Цаган Сар готовят национальные блюда - борцоки и береки — и зажигают масляные лампады.
2-й ученик. Северный Кавказ - родина чеченцев и ингушей, осетин и черкесов, аварцев и лезгинов и еще многих народов. Каждый из них имеет свои традиции и обычаи, но есть и те, что соблюдаются всеми народами Северного Кавказа. Это гостеприимство и уважительное отношение к старшим. Гостю предназначается самое лучшее, что есть в доме. С детства прививается уважение к старшему поколению. Дружба между русским народом и народами Северного Кавказа уходит своими корнями в далекое прошлое.
Один из красивейших городов Северного Кавказа - Алания (Владикавказ), где живут люди разных национальностей: осетины и армяне, русские и греки, немцы и евреи. Во время Великой Отечественной войны под Владикавказом шли тяжелые бои. Город стал самой южной точкой нашей Родины, дальше которой враг не прошел. В боях под Владикавказом 120 человек получили звание Героя Советского Союза. Владикавказ имеет почетное звание «Город воинской славы».
Многие народы Кавказа отмечают праздник Навруз. Это день встречи нового года и праздник весны. Он связан с интересными традициями: дети с букетиками весенних цветов идут по улицам, заходят в дома, поздравляют с праздником и поют песни. При этом нужно провести цветком по лицу и произнести добрые пожелания. Детей угощают халвой и конфетами.
В Навруз готовят кушанья из семи преимущественно растительных продуктов, из которых наиболее известным является сумаляк - блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
3-й ученик. Древние евреи занимались сельским хозяйством, выращивали различные злаки, овощи, фрукты. Эти продукты и стали основой еврейской кухни.
Шаббат - священная Суббота. В этот день никуда не нужно спешить. По преданию, Бог закончил сотворение мира в субботу и сделал ее днем отдыха. В доме должны быть идеальный порядок, накрытый белой скатертью стол, традиционные еврейские кушанья. Дети и взрослые нарядно одеваются. Шаббат наступает с заходом солнца в пятницу. Перед наступлением субботы принято зажигать свечи. Этот день - время для размышлений о том, как человек провел неделю, не совершил ли он дурных поступков. На столе свежий хлеб, выпеченный из пшеничной или ячменной, просяной, гороховой муки. В гостеприимном еврейском доме вас угостят традиционными блюдами: форшмаком, кнейдлахами, а на десерт предложат сладкое кушанье из фруктов, орехов и меда - цимес.
Учитель. Праздники - важная часть духовной культуры народа, приобщение человека к народным традициям и религиям, проявление уважения к мудрости предков.
Российская культура основана на национальных традициях народов, проживающих в нашей стране. В сочетании с местными обычаями, народным творчеством, национальной одеждой и способами ее украшения национальная кухня вносит большой вклад в наше культурное наследие.
Граждане России многие века живут вместе, общаются, трудятся и проводят свободное время, тем самым обогащая свои знания о жизни и традициях разных народов: обмениваются замечательными обычаями, кулинарными рецептами, духовной культурой.
III. Конкурс пословиц и поговорок.
Учитель. Пословица и поговорка — едва ли не первое блистательное проявление устного народного творчества. В нем, как в зерне, вся сила культуры. Великие люди благоговели перед мудростью и красотой живописной изобразительной силы пословиц. Сейчас я предлагаю каждому из вас назвать как можно больше пословиц и поговорок разных народов.
Дети называют пословицы и поговорки.
IV. Музыкальный конкурс.
Учитель. Следующий конкурс - на внимание и наблюдательность. Сейчас будут звучать разные национальные мелодии, а вы должны их угадать.
Звучит музыка, дети угадывают мелодии.
V. Обсуждение.
- Что нового вы узнали?
- Что понравилось больше всего?
- С какими национальными особенностями разных народов вы познакомились?
- Что вам хотелось бы приготовить из национальных блюд?
- Ребята, поделитесь рецептами, обменяйтесь дисками с национальными сказками, мультфильмами, музыкальными произведениями, чтобы дома еще раз прикоснуться к замечательной сокровищнице многонациональной культуры нашего народа.
VI. Заключение.
Учитель. Если люди разных национальностей много веков живут вместе без ссор и вражды, значит, они уважают друг друга; значит, они усвоили закон, который передали им мудрые предки: дружба всегда лучше вражды. Люди разных национальностей не похожи друг на друга, но это не мешает им жить в мире, взаимоуважении, взаимообогащать друг друга духовно и нравственно. Некоторые ребята из нашего класса являются представителями разных культур и смогли показать нам самобытность фольклора своей национальности.
Сила нашего общества в его многообразии.
В заключение классного часа ученик читает стихотворение:
Россия — Родина моя прекрасная!
Ты красива, горда и щедра.
Раскрываешь свои ты объятья
Разным нациям на века.
Руку дружбы ты протягиваешь смело,
Помогаешь людям всей земли
И решаешь все проблемы ты умело,
Для людей живешь, для доброты.
Люди разных наций поселились
На твоей красавице земле.
Так живи, живи моя Россия,
Сотни тысяч лет во всей красе.
Учитель. Благодарю всех за активное участие. Надеюсь, что этот классный час оставил глубокий след в душе каждого из вас; помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимые условия для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе, и в России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.