Воспитательное дело Тема: "Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения"
Оценка 4.7

Воспитательное дело Тема: "Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения"

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
физическая культура
8 кл
05.01.2017
Воспитательное дело Тема: "Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения"
Педагог сообщает тему урока и его цель. Затем с помощью теста "Что мы знаем о курении?" выясняет общие знания учащихся о табакокурении, подводит к мысли об их ответственности перед самими собой, окружающими и своей будущей семьей. Акцент при этом можно сделать на здоровье близких людей, друзей, вынужденных участвовать в так называемом пассивном курении, когда они находятся рядом с курильщиком и дышат воздухом, отравленным табачным дымом.Педагог сообщает тему урока и его цель. Затем с помощью теста "Что мы знаем о курении?" выясняет общие знания учащихся о табакокурении, подводит к мысли об их ответственности перед самими собой, окружающими и своей будущей семьей. Акцент при этом можно сделать на здоровье близких людей, друзей, вынужденных участвовать в так называемом пассивном курении, когда они находятся рядом с курильщиком и дышат воздухом, отравленным табачным дымом.
tabakokurenie.doc

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Усть-Удинский районный Дом детского творчества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитательное дело

 

Тема: «Здоровый образ жизни.

Профилактика табакокурения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Митюкова Любовь Юрьевна

                                                                                                 12 разряд  II квалификационная категория

МОУ ДОД Усть-Удинский районный

Дом детского творчества

Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

Усть-Уда 2011 год

Введение

 

Работу по профилактике педагог проводил с учащимися  7-8 классов. Работа по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков проводиться комплексно с использо­ванием всех доступных школе средств и методов; на учебных занятиях и во время внеклассных мероприятий и

Пропаганда здорового образа жизни предполагает профи­лактическую работу по таким направлениям, как разъ­яснение основ правильного питания, профилактика та­бакокурения, алкоголизма, наркомании и т.д. Под про­филактикой мы понимаем заблаговременно предприни­маемые действия, воспитывающие у школьников стрем­ление  к здоровому образу жизни.

Общая информация о влиянии курения на организм человека:

Горящая сигарета - это маленький химический завод, выпускающий более 4000 различных химических веществ, 43 из которых являются канцерогенами (т.е. вызывающими рак) и более 400 других токсичных веществ, включая никотин. При вдыхании дыма никотин поступает глубоко в легкие, где он быстро проникает в кровь и достигает мозга и сердца.

Моментальные отрицательные последствия курения (проявляющиеся через несколько минут после первой затяжки):

• учащенное сердцебиение;

• рост артериального давления;

• раздражение слизистой оболочки горла;

• проникновение в кровь угарного газа;

• попадание в легкие канцерогенов;

• отравление воздуха;

• иногда раздражение слизистой оболочки глаза;

• снижение температуры кожных покровов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»

 

Цели:

обучающая: сформировать первоначальные знания о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека;

воспитательная: воспитывать культуру поведе­ния, формировать навыки личной гигиены;

развивающая: способствовать росту самосозна­ния и самооценки подростков; развивать умение анализировать и применять полученные знания в жизни.

 

Задачи:

• профилактика и предупреждение социально-негативных явлений в детской и подростковой среде

• рассмотрение причин курения в подростковом возрасте.

• рассмотрение последствий курения;

• определение механизмов психологической защиты при прекращении курения;

• определение преимуществ здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место проведения: МОУ Юголукская СОШ кабинет химии

Сроки проведения:  15.10.2011 год.

 

Учебно-наглядные пособия: демон­страционный прибор для курения (пластиковая бутылка, трубка, сигарета, вата).

схема "Путь струи воздуха", тест "Что мы знаем о курении?"; сценарий игры "Вы рискуете своими легкими". Игра «Органы-мишени».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План   занятия:

 

1. Организационный момент.

 

    2. Работа с тестом "Что мы знаем о курении?"  Приложение  1. Тест "Что мы знаем о курении?"

 

   3. Сообщение нового материала о процессе курения и его вредных последствиях для расту­щего организма. Путь струи воздуха" (рис. 1).

 

   4. Практическая работа с демонстрационным прибором для курения, составление словесного портрета курильщика. Рисунок, фото

 

5. Проведение игры "Вы рискуете своими легкими". Приложения 2". Игра «Органы-мишени».

 

6. Подведение итогов. Письменная работа. Тест "Что мы знаем о курении?"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход   занятия:

Педагог сообщает тему урока и его цель. Затем с помощью теста "Что мы знаем о курении?" выясняет общие знания учащихся о табакокурении, подводит к мысли об их ответственности перед самими собой, окружаю­щими и своей будущей семьей. Акцент при этом можно сделать на здоровье близких людей, дру­зей, вынужденных участвовать в так называемом пассивном курении, когда они находятся рядом с курильщиком и дышат воздухом, отравленным табачным дымом.

Тест "Что мы знаем о курении?"

 

При ответе на вопрос, напишите сбоку слова "Верно" или  Неверно".

 

1. Одна из главных причин, почему подростки
курят, чтобы "быть как все".

 

2.   Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

 

3.  Курение помогает расслабиться, когда чело­век нервничает.

 

4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

 

 

5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

 

6. Одной пачки сигарет вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушились нормальное кровоснаб­жение и циркуляция воздуха в легких.

 

7.  Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются- бросать.

 

8.   Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

 

9.  Большинство подростков в состоянии бро­сить курить в любое время.

 

10.    Нет ничего страшного в том, - что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.

 

Лист ответов для теста "Что мы знаем о куре­нии?":

1. Верно. 2. Верно. 3. Неверно. 4. Верно. 5. Неверно. 6. Неверно. 7. Неверно. 8.Верно. 9. Неверно. 10. Неверно

 

 

 

 

 

 

 

Тест "Что мы знаем о курении?"

 

 

 

Что же происходит при курении табака?

При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись  углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый — никотин, пары которого проникают в орга­низм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; сужи­вает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а под­вергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения, сердечнососудистые и раковые заболевания. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина.

Чтобы учащиеся поняли, как никотин прони­кает с дымом в организм человека, педагог

де­монстрирует схему "Путь струи воздуха" (рис. 1).

 

Схема "Путь струи воздуха" (рис. 1).

 

 

При нормальном дыхании воздух поступает в носовую полость, где прогревается, увлажняется и частично очищается от механических приме­сей. Слизистая оболочка носовой полости по­крыта мерцательным эпителием. В этом покрове много клеток, выделяющих слизь, которая вмес­те с осевшими на оболочку пылевыми частицами удаляется мерцательными движениями ресничек. Именно поэтому человек чихает, когда в нос попадает пыль и другие частицы.

После того как воздух покидает носовую по­лость, он проходит через гортань и попадает в трахею (дыхательное горло). Внутренняя поверх­ность трахеи также выстлана слизистой оболоч­кой, покрытой мерцательным эпителием, рес­нички которого находятся в постоянном движении. Важной функцией ресничек является защита от механических, физических и химичес­ких воздействий. Отфильтрованный ресничками воздух поступает через трахею в два бронха, идущих к правому и левому легкому. Подобно корням дерева, бронхи разветвляются на бронхиоли. По краям бронхиоль расположены легоч­ные пузырьки — альвеолы, через стенки которых происходит газообмен между воздухом и кро­вью. Под Легкими над желудком расположена диафрагма. Со слюной пары никотина заглаты­ваются в желудок. Курильщик вдыхает дым через рот и вредные вещества вместе с табачным дымом попадают непосредственно в верхние дыхательные пути. С непривычки появляется кашель, но при постоянном вдыхании дыма мерцательные реснички, фильтрующие попадающий в организм воздух, отмирают. Вредные вещества начинают раздра­жать непосредственно слизистую оболочку, что приводит к хроническому бронхиту. Как пока­зывают исследования, именно в слизистой обо­лочке чаще всего зарождаются раковые клетки. По мере продвижения вниз по дыхательному тракту к основанию бронхиоль разрушительное воздействие никотина, смолы и других химичес­ких веществ усиливается. Один из вредных про­цессов происходит во время газообмена. Отдель­ные химические вещества, вступая в реакцию с кислородом, входящим в состав молекулы угле­кислого газа, образуют ядовитый угарный газ, который затем разносится по всему организму. В результате длительного отравления угарным газом уменьшается приток крови к пальцам рук и ног, что влечет за собой инфицирование и последующую их ампутацию.

  Вредное воздействие химических веществ на альвеолы заключается в том, что, приспосабли­ваясь к изменениям в кислородном обмене, они до предела увеличиваются в объеме и могут разорваться (как лопается чрезмерно надутый шар). Этот процесс носит название эмфиземы. Эмфизема необратима. Однако если удается убедить курящего оставить курение, развитие данного заболевания может быть остановлено.

Патологические процессы в органах дыхания, вызванные курением, могут быть обратимыми, если человек бросает курить. В зависимости от интенсивности курения в прошлом, процесс восстановления занимает от одного до пяти лет. В течение первых двух недель происходит обиль­ное выделение слизи, и начинается процесс оздоровление)

Физиологические последствия курения можно наглядно показать, используя демонстрацион­ный прибор для курения (рис. 2).

                                                                                                      

                                                                                                            

При демон­страции прибора учащиеся видят, как смолистые вещества немедленно проникают в рот и легкие. Для изготовления прибора для курения ис­пользуются: пластиковая бутылка с крышкой (из-под моющего средства), стеклянная трубка длиной 5 см, ватные шарики, пластилин, сигарета (луч­ше без фильтра), спички.

В крышке пластиковой бутылки проделать отверстие размером с диаметр трубки. Вставить трубку и замазать отверстие пластилином. В один конец трубки вставить ватный шарик, в другой — сигарету. Завернуть крышку.

Сжав бутылку, выдавить из нее часть воздуха. Зажечь сигарету и начать равномерно ослаблять давление на бутылку. Сигарета начнет дымиться. Ватные шарики можно положить на дно

бутыл­ки. В этом случае после демонстрации часть смолистых веществ осядет на стенках бутылки, и шарики окажутся светлее.

 

Демонстрационный прибор

           

                                        

 

После показа педагог задает вопросы: как выглядит ватный шарик после эксперимента?

Как выглядят стенки бутылки?  Как, по вашему мнению, выглядят легкие курильщика?

Учащиеся делают выводы, описывая влияние табачной смолы на живую ткань.

Затем учитель предлагает составить словесный портрет курильщика. Главный акцент при этом можно сделать на внешних проявлениях табако­курения. Дело в том, что подростки в большей степени интересуются сегодняшним днем, а не тем, что с ними будет впоследствии. Поэтому описания раковых и сердечнососудистых заболеваний часто не достигают цели. Акценты следует расставить на последствиях близких и понятных учащимся. Например, к отрицатель­ным последствиям курения относятся: возможное повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, горла, что неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях; появление сухого преры­вистого кашля, неприятного запаха изо рта, ин­фекции полости рта; ухудшение обоняния; преж­девременное образование морщин на лице; по­желтение зубов; нарушение нормального дыха­ния и снижение выносливости, снижение со­противляемости организма к различным заболе­ваниям.

Закрепить материал можно в игре "Вы риску­ете своими легкими"

В игре участвуют 2 команды, каждая из которых имеет капитана.

Учитель зачитывает вопрос, на который отве­чает та команда, капитан которой первым под­нял руку. Если ответ правильный, команда по­лучает 10 очков. Если неправильный, то право ответа переходит к другой команде.

Вопросы и ответы к игре "Вы рискуете своими легкими"

Вопрос: при курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?

Ответ: угарный газ. Это ядовитый газ, кото­рый, соединяясь с красными кровяными тельца­ми, уменьшает количество кислорода, переноси­мого кровью.

Вопрос: какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?

Ответ: сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца.

Вопрос: верно или нет, что физические упраж­нения сводят на нет пагубное воздействие куре­ния?

           Ответ:  неверно.  Спорт ни  в коей  мере не нейтрализует вреда,  причиненного  курением организму.

Вопрос: какова главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей — электроприборы, воспламеняющиеся химичес­кие препараты или сигареты?

Ответ: сигареты.

Вопрос: если человек выкуривает пачку сига­рет в день ежедневно на протяжении года, сколь­ко смолы оседает в его легких?

Ответ: около 1 литра.

Вопрос: верно или нет, что табакокурение вызывает сильное привыкание?

Ответ: верно. Курение порождает как физи­ческую, так и психологическую зависимость, это одна из причин, почему так трудно бросить курить.

Вопрос: назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных жен­щин?

Ответ: увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, самопроизвольных выки­дышей, гибели плода и смерти младенца с 28 недели внутриутробной жизни по 7 сутки жизни новорожденного.

Вопрос: что означает "пассивное курение"?

Ответ: Пассивное курение (или вынужденное курение) состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыха­ния.

Вопрос: назовите три вещи, которые невозможно делать одновременно с курением!

Ответ: целоваться, принимать душ, плавать, играть в баскетбол и т.д.

Вопрос: назовите три причины, по которым подростки предпочитают не. курить.

Ответ: во-первых, дурной запах; во-вторых, некурящие друзья; в-третьих, некурящие роди­тели.

Вопрос: какие проблемы типичны для детей курильщиков?

Ответ: повышенная заболеваемость бронхитом, пневмонией и т.д.

Вопрос: сколько сигарет необходимо выку­рить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких?

Ответ: одной сигареты достаточно, чтобы уве­личить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообраще­ние и газообмен в легких.

 

За неправильный ответ присуждается "дефект", т.е. "желтые зубы курильщика"

(в виде рисунка, фото), "прокуренные волосы" и т.д. Команда, получив­шая три дефекта, выбывает из игры.

Игра «Вы рискуете своими лёгкими» 

 

 

 

 

Приложение  1

Тест "Что мы знаем о курении?"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема «Путь струи воздуха» (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрацион­ный прибор для курения (рис. 2).

 

                                                                                              

 

Демонстрационный прибор

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

На занятии, посвященном профилактике табако­курения

 

Игра Органы - мишени

 

 

 

Анализ результатов и выводы: у обучающихся были сформированы  первоначальные знания о вреде курения с точки зрения анатомии и физиологии человека;

Закреплены основные правила культуру поведе­ния, и навыки личной гигиены;

Занятия способствовало росту самосозна­ния и самооценки подростков; развитию умение анализировать и применять полученные знания в жизни.

Подвести учащихся к осознанному отказу от курения, основанному на знаниях о его вредных последствиях. Они должны понять преимущества крепкого здоровья и его значение в своей личной и профессиональной карьере.

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Введение Работу по профилактике педагог проводил с учащимися 7-8 классов

Введение Работу по профилактике педагог проводил с учащимися 7-8 классов

Тема: «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»

Тема: «Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения»

Место проведения: МОУ Юголукская

Место проведения: МОУ Юголукская

План занятия : 1. Организационный момент

План занятия : 1. Организационный момент

Ход занятия: Педагог сообщает тему урока и его цель

Ход занятия: Педагог сообщает тему урока и его цель

Тест "Что мы знаем о курении?"

Тест "Что мы знаем о курении?"

Именно поэтому человек чихает, когда в нос попадает пыль и другие частицы

Именно поэтому человек чихает, когда в нос попадает пыль и другие частицы

При демон­ страции прибора учащиеся видят, как смолистые вещества немедленно проникают в рот и легкие

При демон­ страции прибора учащиеся видят, как смолистые вещества немедленно проникают в рот и легкие

Вопрос: какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?

Вопрос: какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?

Приложение 1 Тест "Что мы знаем о курении?"

Приложение 1 Тест "Что мы знаем о курении?"

Схема «Путь струи воздуха» (рис

Схема «Путь струи воздуха» (рис

Демонстрацион­ный прибор для курения (рис

Демонстрацион­ный прибор для курения (рис

На занятии, посвященном профилактике табако­курения

На занятии, посвященном профилактике табако­курения

Воспитательное дело Тема: "Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения"

Воспитательное дело Тема: "Здоровый образ жизни. Профилактика табакокурения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017