УДК 377 / ББК 74.470
Н.Г. Шеломенцева
КГБПОУ «Енисейский многопрофильный техникум»
г. Енисейск, РФ
Воспитательные компоненты профессиональной подготовки
Аннотация: В данной статье рассматривается роль профессионально направленного обучения, практика трудовой подготовки - как способ расширения политехнической и практической стороны обучения. В профессиональном обучении в профильных классах должна быть структурированная и глубокая целостность, взаимодействие высшего и школьного образования, которые осуществляют коллективное решение задач воспитания. Перечисляются пять основных компонентов воспитательной системы по методу Е.Н.Степанова - индивидуально-групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, пространственно-временной, диагностико-аналитический. С помощью структурного анализа разделяют еще несколько компонентов воспитательной системы - подсистема целей и идей; общность людей, реализующих цели и идеи; подсистема деятельности, общения и отношений; финансово-материальная база воспитательной системы; среда, освоенная школьным коллективом.
UDC / BBC
N.G. Shelomentseva
KGBPOW «Yenisei multidisciplinary technical school»
Yeniseisk, Russia
Educational components of vocational training
Annotation: This article discusses the role of vocational education, the practice of labour training - as a way to expand the polytechnical and practical side of education. In vocational training in specialized classes should be structured and deep integrity, the interaction of higher and school education, which carry out the collective solution of educational tasks. Five main components of educational system according to E.N.Stepanov’s method are listed - individual-group, value-orientation, functional-activity, space-time, diagnostic-analytical. With the help of structural analysis, several other components of the educational system are divided - a subsystem of goals and ideas; the commonality of people who realize goals and ideas; a subsystem of activities, communication and relationships; the financial and material base of the educational system; Environment mastered by the school staff.
Содержание:
1) Понятие профессиональной направленности как педагогического процесса.
1.1 профессиональная направленность в учебном процессе как ведущий педагогический принцип.
2) Структурный анализ как способ дифференциации воспитательных компонентов.
3) Основные компоненты воспитательной системы Е.Н.Степанов.
4) Список литературы.
1.1 Профессиональная направленность в учебном процессе как ведущий педагогический принцип.
Профессиональная направленность является одним из основных принципов в структуре учебного процесса. Так как отражает взаимодействие содержания общеобразовательной подготовки с содержанием профессиональной деятельности, с практикой, и обусловливает обеспечение единства системы педагогической деятельности, которая направлена на всестороннее развитие личности учащегося.
Следует отметить, что при наличии профессионально направленного обучения особую роль играет трудовая подготовка, именно она расширяет политехническую и практическую сторону обучения, и осуществляет подготовку учащихся к выбору своей будущей профессии. Благодаря этому школа акцентирует внимание на потребности школьников, соотносит непосредственно личные интересы учащихся и потребности социума. Профильные классы, безусловно, облегчают подготовку будущих специалистов по различным квалификациям. Именно в основе появления различных лицеев и гимназий в современном мире лежит разделение интересов и способностей учащихся на профили.
Очень важным в организации учебно-воспитательного процесса является грамотное распределение количества часов на профильные предметы.
При отсутствии профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса в некоторых лицеях наблюдается лишь смена вывески.
В профессиональном воспитании в профильных классах, лицеях, гимназиях необходима структурированная и глубокая целостность, взаимодействие школьного и высшего образования, осуществляющих коллективное решение задач воспитания.
2) Структурный анализ как способ дифференциации воспитательных компонентов.
С помощью структурного анализа можно выделить несколько компонентов воспитательной системы.
1. Подсистема целей и идей является главным компонентом формирования воспитательной системы). Должны соблюдаться ряд требований: ориентирование на всестороннее развитие личности учащегося; строгое соответствие запросам ближайшей социальной среды с соответствием ожиданий учащихся; диагностичность; наличие грамотных и точных формулировок, возможность разделения главной цели на составляющие (создание «древа целей»). Цель предполагает наличие идеи, с помощью которой школа строит свою жизнедеятельность ( Кредо и Устав школы и т.п.).
2. Общность людей, реализующих цели и идеи. Еще одним главным компонентом в воспитательной системе является общность педагогического и ученического состава, их взаимосвязь и единство. Следует отметить, что зачастую школьный коллектив не является однородным, при этом необходимо отчетливо осознавать неоднородность школьного коллектива, в котором могут и должны существовать такие группы, как:
Для структурного развития воспитательной системы инициаторы должны искать всевозможные пути взаимодействия с остальными группами коллектива, т.к. воспитательная система ориентируется на людей и все предпринимаемые действия должны иметь только положительное направление.
3. Подсистема деятельности, общения и отношений. Это системообразующий фактор, с помощью которого сохраняется внутреннее единство и постоянство воспитательной системы. Однако не все виды школьной деятельности являются системообразующими, должны соблюдаться ряд условий:
4. Финансово-материальная база воспитательной системы. Она, безусловно, может быть различной в каждой школе или техникуме.
5. Среда, освоенная педагогическим коллективом. Это взаимопроникновение, когда дети участвуют в решении важных для окружающего их социума задач, а родители, общественность участвуют в решении воспитательных проблем в рамках школы. Это может быть и интеграция, когда школа и окружающая среда превращаются в единое воспитательное пространство.
3) Основные компоненты воспитательной системы Е.Н.Степанов.
К числу ведущих компонентов доктор педагогических наук Е. Н. Степанов относит:
• индивидуально-групповой компонент. Представляет собой взаимодействие детей и взрослых, совместное участие их в создании и развитии воспитательной системы класса.
Особую роль занимает классный руководитель. Если он обладает гуманистическими ценностями, то эти ценности находят свое отражение в классном коллективе. Если учитель имеет активную жизненную позицию, то и ученики всегда проявляют активность и самостоятельность. Если у педагога есть какое-либо увлечение (спорт, туризм) то и в классе он старается привить это своим ученикам.
• ценностно-ориентационный компонент. Это совокупность таких элементов, как цели и задачи, перспективы жизнедеятельности классного сообщества. Речь идет о приоритете различных ценностей в воспитательной системе, одни преобладают, другие имеют второстепенное значение, третьи не замечаются вовсе. Этот компонент отражает своего рода иерархию ценностей в определенный промежуток времени общности детей и взрослых.
Ориентационная функция это своего рода перспектива, которую определяет классный руководитель. Определяя перспективы, постепенно появляются нормы и правила, которые необходимо соблюдать детям и взрослым. Именно эти нормы и правила являются отражением ценностных ориентиров воспитательной системы классного общества.
• функционально-деятельностный компонент отражает целостность воспитательной системы, обеспечивает ее упорядоченность, является главным системообразующим фактором. В основу берется коллективная деятельность учащихся и классного руководителя. Педагоги объединяют различные дела и программы в тематические мероприятия, обращают внимание на деловое и неформальное общение вследствие чего осуществляют свою деятельность более целенаправленно.
• пространственно-временной компонент включает в себя этапы становления и развития воспитательной системы, отражает связи классного общества с другими общностями детей и взрослых, обращает внимание на элементы нравственной, эмоционально-психологической среды.
• диагностико-аналитический компонент рассматривает критерии эффективности воспитательной системы, методы и приемы изучения результативности воспитательной системы, формы и способы анализа, оценки, интерпретации полученных результатов.
Список литературы:
1. Ахияров, К.Ш. Политехническая направленность обучения основам наук в общеобразовательной школе/К.Ш. Ахияров , П.Р. Атутов ,Р.З. Гагариев. -М. :Педагогика,1990.-286с.
2. Измайлов, А.О. Профессиональная направленность как педагогическое понятие и принцип /А.О. Измайлов, М.Л. Махмутов//Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной технической подготовки молодых рабочих.-М.: Изд-во АПН СССР,1982. -С.4-31.
3. Кадыров, С. Профессиональная ориентация школьников/С.Кадыров. -Душанбе: Сино,1997.-60с.
4. Крягдже, С.П. Управление формированием профессиональных интересов /С.П.Крягдже// Вопросы психологии.-1985.- № 3.- С.23-30.
5. Лутфуллоев, М. Независимость Таджикистана и современное образование/М.Лутфуллоев. - Душанбе: Сабо, 2006. - 220 с.
6. Мешалкина, К.Н. Профильная дифференциация образования /К.Н.Мешалкина//Советская педагогика. -1990.- № 1. -С. 60-64.
7. Миралиев, А.М. Система профессиональной ориентации и трудового воспитания школьников/А.М. Миралиев.- Душанбе: Ирфон,2004. -247с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.