Воспитательные практики на уроках русского языка и литературы

  • doc
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Воспитательные практики на уроках русского языка и литературы.doc

 «Воспитательные практики на уроках русского языка и литературы»

 

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ СШ с УИОП №2 им.А.Жаркова г.Яранска Кировской области

 

Воспитание – это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, с тем, что позволяет ребенку, подростку, молодому человеку, взрослому осознавать, оценивать и усовершенствовать себя. Задача воспитания дать первичный и успешный опыт жизни. Это может сделать только школа.

Использование педагогических практик и технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием. Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация.

Новая эпоха требует новых подходов в образовании. Перемены в российском образовании привели к переосмыслению социальных функций системы образования, выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и школы. «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» (из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года).

Согласно новым ФГОС воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы в учебной деятельности, в частности на роках русского языка и литературы.

Основным инструментом воспитательной деятельности на уроке являются практики и технологии. Все технологии условно можно разделить на три группы: традиционные, новые и новейшие. Технологии саморазвития личности вводит ряд организационно-методических изменений, направленных на раскрепощение школьника.

Самые важные для человека и общества доминанты поведения, которые следует воспитывать, - это доминанта постоянного нравственного совершенствования и доминанта творчества, искания истины. Чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии, необходимы три группы условий:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, наличие определенного опыта успеха и достижений.

3. Адекватные целям стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности. Выполнение этих условий составляет организационную основу новой технологии.

Воспитательная практика - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.

Урок русского языка. Дети учатся не только грамоте, учатся ценить, любить, уважать родной язык, чтобы «во дни сомнений» он действительно мог стать для них «поддержкой и опорой».

Каковы же наиболее эффективные пути реализации воспитательного потенциала уроков русского языка? Прежде всего, это:

-работа с пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, фразеологизмами при изучении орфографии, синтаксиса и других разделов русского языка. Записываем пословицы, поговорки, загадки, например, «Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя - глаза продирает». Напоминаем ребятам о том, что мудрые пословицы, забавные загадки сочинял на протяжении веков великий поэт – русский народ. «Вы – часть этого народа. Попробуйте дома сочинить нечто подобное». В записанных пословицах предлагается, например, подчеркнуть глаголы и объяснить правописание безударных личных окончаний. Не померкнет никогда наша патриотическая гордость при чтении следующих пословиц: «С родной земли – умри, не сходи», «За правое дело стой смело»;

-уроки развития речи (сочинения по картине, сочинения-этюды, сочинения-эссе на нравственные темы);

-интегрированные уроки русского языка и литературы, живописи, музыки, истории;

-уроки речевого этикета с использованием наглядности;

-приобщение к культуре своего народа при работе с древнерусским текстом («Слово о полку Игореве»);

-история родного края в текстах для комплексного анализа;

-уроки, посвящённые деятелям литературы, культуры, науки, рассказы о русских лингвистах;

Важным воспитательным потенциалом для учителя русского языка является работа с текстом, представляющим собой отрывок из художественного произведения.

Каждый текст должен стать для учеников ещё одной страницей в познании окружающего мира, в приобщении к доброму, человеческим ценностям, должен развивать чувство языка, научить ценить литературные произведения с эстетической точки зрения. Тексты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей способны выразить изобразительную силу русского слова, являются воплощением прошлого и настоящего народа, его дум и надежд. В них можно найти чарующую красоту окружающей нас природы.  

Таким образом, работа с текстами духовно-нравственного содержания предполагает не только изучение языковых категорий – на таких уроках происходит развитие речевых, интеллектуальных и нравственных сторон личности ученика, воспитание ребенка.

 Хорошо работают нестандартные, игровые формы уроков: конференции, диспуты, путешествия, заочные экскурсии. Дети с удовольствием придумывают загадки, кроссворды, синквейны, рассказы  и сказки на грамматические темы. У школьников расширяется кругозор, обогащается их словарный запас.

Практика № 1 «Говорящий эпиграф»

Краткое описание: ученикам предлагается осмыслить афоризм, стихотворение известного человека, эпиграф урока, посвящённого проблеме, поднимаемой в изучаемом на данный момент произведении, тексте .

Пример: на вводных уроках русского языка «О языке» предлагаю выбрать одну фразу и прокомментировать свой выбор. Ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова»:

· Язык – это средство выражения мыслей и желаний людей.

· Язык - особая система знаков, которая служит средством общения людей друг с другом.

·  Язык – это история народа.

·  Язык – это путь цивилизации и культуры

Цель использования практики:

- формирование представления о взаимосвязи русского языка с историей России и мира;

-  формирование сознания о том, что русский язык – важнейший показатель культуры человека.

Практика № 2 «Ассоциации»

Краткое описание: ассоциация (от средневекового латинского слова association – соединение) – это образы, возникающие в сознании человека в ответ на какое-то воздействие, например, в ответ на слово.  Данный приём направлен не только на развитие мышления учащихся, но и на умение представить свои личный жизненный опыт, своё понимание и восприятие  окружающего мира.

 Пример: урок литературы  в  6 классе по творчеству  русского  писателя В.Г. Распутина. В начале урока даётся краткая биография (можно использовать аудиозапись из хрестоматии  по литературе или видеофильм).   

Цель использования практики:

- осмысление на индивидуальном, личностном опыте умения делать выбор;

- определение таких понятий, как чувство собственного достоинства, чувство долга, справедливости ;

- воспитание благодарности к людям, оказавшим помощь, сыгравшим важную роль в судьбе человека.

Практика № 3 «Все глубже и глубже: учимся понимать текст»

Краткое описание: каждый текст содержит не только описание событий, но и изображает опыт человека во время событий. Помогаем ученику разобраться не только в этапах создания произведения, сюжете и композиции текста, но и понять, что для писателя/ поэта его творение – это «дитё, созданное им». В нем переживания человека. его мысли и чувства.

Пример: урок литературы в 8 классе по теме «Биография «Катюши» (раздел РП «Песни военных лет»). Образовательные задачи урока: 1) Изучить историю создания песни «Катюша»; 2) Определить роль и значимость песни в годы ВО войны; 3) Исследовать уровень популярности песни в нашей стране и других странах мира; 4) Выяснить, что знают восьмиклассники о  песне «Катюша». Данная практика «заставляет» учеником привлечь ресурсы Интернет: это и история работы над песней автора и композитора, это и многочисленные варианты текста стихотворения, это и варианты исполнения песни на разных языках.

Цель использования практики:

- воспитание гордости за творческое наследие соотечественников, чувства патриотизма;

- понимание роли и значения песни в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны и в наше время.

Практика № 4: «Пословицы и поговорки: душа и мудрость народа »

Краткое описание: Учащиеся фиксируют разные варианты знакомых пословиц, находят новые смыслы, оформляют в виде таблицы с рисунками, делают выводы.

Пример:

Моя хата с края-ничего не знаю.

Моя хата с краю-первым ворога встречаю.

Цель использования практики:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- умение вычленять из  текста новые смыслы;

- приобщение детей к народной мудрости;

- воспитание чувства патриотизма.

Практика №5 «Древо предположений»

Краткое описание: Учащиеся видят только первую часть пословиц и пробуют самостоятельно продолжить мысль, объяснить свой выбор.

Слово не воробей:

(вылетит – не поймаешь)

От приветливых слов

(язык не отсохнет).

На великое дело –

(великое слово).

Живое слово

(дороже мертвой буквы).

Слово не стрела,

(а пуще стрелы разит).

Ласковое слово

(и кость ломит).

Цель использования практики:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- умение вычленять из текста новые смыслы;

- приобщение детей к народной мудрости;

- воспитание чувства патриотизма.

Практика №6 «Зеркало»

Проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста.

Пример, при изучении рассказа Астафьева «Васюткино озеро» выясняем не только нравственный аспект рассказа (затеси - народная мудрость предков, выработанная в условиях существования с природой, ответственность перед лицом опасности), но и даётся задание школьникам поставить себя на место главного героя, оценить свои возможности и попробовать честно поразмышлять над вопросом: «Как бы я повёл себя в подобной ситуации?» Надо отметить, что дети достаточно реально представляют свои возможности и редко кто их завышает. И тут нужно направить размышления учеников к верному выводу, что нужно формировать в себе, чтобы не спасовать перед лицом опасности.

Проецирование моральных проблем, решаемых классиками в 18-19 веках, и их оценка с точки зрения современных общепринятых эталонов поведения: изменилось ли отношение к нормам поведения человека в обществе или жизнь вносит свои коррективы?

Пример. «Тарас Бульба» Гоголь. Обсуждаем поступки героев Остапа и Андрия. Мнения разделились, несколько человек на стороне Андрия, несколько - на стороне Остапа. Пытаемся спроецировать на наше время. Выясняем, что и в наше время существует люди, которые способны пожертвовать своей жизнью ради родной страны, а предатели осуждаются обществом.

Особое внимание нужно уделять работе над сочинениями. Сочинение как вид работы показывает и интеллект человека, и его кругозор, и степень грамотности. В сочинениях разных жанров (литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя) ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой.

Пример. Ребятам предлагается поразмыслить над моральным выбором героев, принять решение и обосновать свою позицию. Можно использовать игровые методы озвучивания диалогов героев от первого лица. Могут использоваться нестандартные уроки «Суд над героем», «Допиши роман», «Найди двойника героя в нашей жизни».

Цель использования практики:

- формирование у учащихся навыка осознанного выбора;

- воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.

Вывод: представленные мной воспитательные практики достаточно легко могут быть перенесены на содержание любого учебного предмета. Банк таких приёмов должен быть у каждого педагога, стремящегося сделать процесс обучения  воспитывающим.

Таким образом, воспитание учащихся находится в прямой зависимости от деятельности учителя. Чтобы родной язык воспринимался детьми не только как свод орфографических и пунктуационных правил, нужно воспитывать интерес к русскому языку, его прошлому и настоящему.

Для развития интеллектуальных и духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка много внимания следует уделять развитию речи учащихся, так как речь - это показатель культуры. Кроме того, речь должна быть не только правильной (без ошибок в произношении, в употреблении форм слов, например, при склонении числительных, в построении предложений), но и богатой, точной и выразительной.

Все перечисленные выше правила применимы и для уроков литературы. Однако для литературы возможны и другие приемы, направленные на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог ученика с самим собой, помогающий развивать самосознание, самооценку, личностную позицию (концепцию), способствующие углублённому проникновению в проблему художественного произведения.