«Учимся говорить красиво» воспитательный час. практикум
Цель: |
формировать навыки правильной, красивой речи.
|
Задачи:
|
1. Работать над дикцией через специальные упражнения, познакомить детей с языком жестов, мимики и телодвижений (body language) 2. Формировать навык правильного речевого дыхания, учить понимать эмоциональное состояние людей по их мимике и жестам, развивать культуру речи 3. Прививать любовь и уважение к родному языку, укреплять веру учащихся в собственные речевые возможности.
|
Оборудование: |
интерактивная доска, доступ к образовательному сайту "Bilimland", зеркала по количеству детей, листы А3.
|
Ход классного часа
I. Орг.момент.
1. Эмоциональный настрой: приветствие "Здравствуйте!"
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
· желаю (соприкасаются большими пальцами);
· успеха (указательными);
· большого (средними);
· во всём (безымянными);
· и везде (мизинцами);
· Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2. Формулирование цели классного часа.
"... Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…"
(Ж.Ж.Руссо)
- Именно этому совету, наверное, следовал герой моего рассказа.
Король говорит.
Будущий английский король Георг VI с детства страдал от заикания. Не раз он обращался к специалистам-логопедам, но ни один из них не сумел ему помочь. Логопеды пытались бороться с самим заиканием, а не с эмоциональными проблемами, его вызвавшими. И только логопед-самоучка Лайонел Лога увидел в знатном господине обычного человека с его страхами и комплексами и научил его преодолевать их.
Благодаря упорным тренировкам, требующим от короля значительных усилий и невероятного терпения, он научился справляться с заиканием, разделяя речь на законченные фразы, между которыми делал остановки. Его периодические паузы, призванные избежать мышечных спазмов, даже пошли ему на пользу, добавив в его выступления большей весомости.
Став королем, он регулярно произносил речи на публике без видимых затруднений.
- Попробуйте определить тему нашего классного часа.(ответы детей)
- Итак, тема нашего классного часа "Учимся красиво разговаривать".
- Каждый из вас отвечает на уроках, рассказывает друзьям разные истории, выступает на мероприятиях. Поднимите руки те, кто доволен своей речью.
- Сегодня мы с вами узнаем секреты правильной и красивой речи, выполним различные тренировочные упражнения, которые помогут вам справиться с недостатками своей речи и поверить в свои ораторские возможности.
II. Основная часть.
1. "Мозговой штурм".
"Речь удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы воспользоваться им".
Гегель Г.Ф.
- Ребята, ответьте пожалуйста, как вы понимаете, что такое речь?
Ответы учащихся.
Словарная работа. "Речь" - способность говорить, говорение. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка.
2. Определение речи.
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
- Вы будете работать в группах. По осколкам слова составьте слово - название вашей группы. У нас получилось 3 группы "Слово", "Предложение", "Речь".
3. Просмотр и обсуждение видеоролика.
Словарная работа. Значение слова "оратор" по Ожегову: Оратор - Тот, кто произносит речь.
Предлагаю вам посмотреть ролик казахстанского образовательного ресурса "Вilimland" http://bilimland.kz/ru/#lesson=11986 "Учимся красиво разговаривать".
- Необходимо внимательно посмотреть ролик и ответить на вопросы.
1. Согласны ли вы с высказыванием, что искусство красиво говорить - это природный дар, талант?
2. Людям каких профессий особенно важно развивать ораторское мастерство?
3. Как можно развить ораторское мастерство?
4. Техника речи. Для того, чтобы красиво разговаривать надо владеть техникой речи. Это:
Ø правильное дыхание;
Ø дикция;
Ø интонация.
А также знать
Ø язык мимики, жестов и телодвижений.
Основным учителем в развитии умения красиво разговаривать является практика. Мы с вами будем практиковаться в выполнении различных упражнений.
Дыхательная гимнастика. Сильный, красивый голос зависит, в первую очередь, от правильного дыхания. Во время речи вдох и выдох чередуются неравномерно, выдох значительно длиннее вдоха, поэтому мы говорим на выдохе. Для развития голоса нам необходимо научиться правильно использовать выдыхаемый воздух.
Выполним упражнение «Ракета». Исходное положение – стоя, спина прямая, руки опущены вдоль тела. Сделайте вдох, одновременно поднимая руки вверх, и, задержав на одну-две секунды дыхание, начинайте опускать руки через стороны на выдохе со звуком «ШШШШ». Повторите 5-7 раз.
Упражнение «Насос». Исходное положение – стоя, спина прямая. Сделайте вдох носом. Затем, наклоняясь вперед, как будто накачиваете насосом автомобильную шину, выдыхайте со звуком «СССС». Возвращаясь в исходное положение – вдох, наклон – выдох. Повторите 10 раз.
Чтение стихотворения. Каждую строфу приведенного ниже стихотворения “Дом, который построил Джек” в переводе С.Я.Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух.
Вот дом, который построил Джек.
А это пшеница, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.
А это веселая птица синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.
Вот кот, который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.
Дикция - это способность ясно и четко произносить слова. Аристотель говорил: "Ясность - главное достоинство речи". Для того, чтобы у вас была хорошая дикция надо упорно трудиться.
Задание. Поупражняемся в произнесении скороговорок, которые помогают научиться преодолевать дикционные трудности. Сначала читаем медленно, отчетливо выговаривая каждый звук, а потом, ускоряя темп. Выучите понравившуюся вам скороговорку. (Дети самостоятельно читают скороговорки, а затем вслух).
Скороговорки.
Бобр добр для бобрят.
Конструктивная инновационная инструкция к конструктору.
Трое трубачей трубят в трубы.
Говорилка
говорилке говорила скороговорилку,
но другая говорилка не смогла выговорить эту скороговорилку.
Гримировщики гримировали, гримировали, да не выгримировали.
Под скалой вода – над водой скала.
Патрулируя патруль получил пять сотен пуль.
Взяла Наталия Виталия за талию:
Айда в Италию Виталию с Наталией?
Нарвал наврал, нарвалиха наврала втройне.
Чем чаще чищу, тем чашка чище.
От топота копыт пыль по полю летит.
Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Кукушка
кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Тощий
немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Два
щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Выдра
в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
На
дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Интона́ция (лат. intonō «громко произношу»).
Речевая интонация — это выразительное повышение или понижение голоса в разговоре.
Задание. Прочитайте предложения. Подумайте, как нужно расставить логические ударения. Какие слова в предложении помогли правильно это сделать?
1 группа. Вы сегодня приедете или кто другой?
2. группа. Вы сегодня приедете или завтра?
3 группа. Вы сегодня приедете или не приедете?
Интонация - это и манера произношения, отражающая ваши чувства и отношение к человеку, с которым вы говорите, или к предмету, о котором вы говорите.
Задание. Произнесите по кругу фразу с разными интонациями.
1 группа.
Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)
Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).
Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).
2 группа.
Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).
Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).
До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).
3 группа.
Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).
Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).
Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).
5. Международный язык "body language".
А сейчас мы вновь обратимся к видеосюжету "Пантомима" из передачи "5 минут обо всем" образовательного ресурса " bilimland.kz " от начала до 1:50.
http://bilimland.kz/ru/content/structure/2287-tema_klassnogo_chasa#lesson=19225
Внимательно посмотрите сюжет. Каждая группа, посовещавшись после просмотра, должны сказать, как данный сюжет связан с нашей темой "Учимся красиво говорить", и что полезного вы узнали.
(Ответы учащихся после просмотра).
- Существует международный язык "body language" (боди лэнгвидж) - язык жестов, мимики и телодвижений человека.
Оказывается, по утверждению австралийского специалиста А.Пиза с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Поэтому необходимо понимать и владеть языком "body language".
Очень важно, чтобы человек правильно владел своим телом и передавал с помощью мимики и жестов ту информацию, которую надо донести до слушателя. Ведь если человек говорит одно, а на лице у него написано другое, то его информация не вызовет у нас доверия.
Мимика - выражение лица, передающие эмоции и чувства говорящего.
Задание. Упражнение с зеркалом "Изобрази эмоцию".
1 группа.
радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
2 группа.
интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции…); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
3 группа.
счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
Жесты и телодвижения.
Чувства и установки людей можно определить также по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельным движениям.
Это интересно. Одни и те же жесты у разных народов могут иметь разное значение.
Ø Жест «ОК» во Франции, Бельгии и странах Латинской Америки является оскорблением («ноль», «ничтожество»), в Бразилии свидетельствует о раздражении и ярости, а в Греции обозначает гомосексуалиста.
Ø Покручивание указательным пальцем у виска в Италии обозначает эксцентричную личность, в Аргентине служит приглашением к телефону, а в Перу означает «Я думаю».
Ø Поднятый вверх большой палец, являющийся для многих народов знаком одобрения, арабы могут воспринять болезненно. Японцы не приветствуют рукопожатия и тем более к похлопывания по плечу, для них касаться собеседника во время разговора — недопустимая вольность.
Ø Чтобы предупредить, что информация секретна, русские и немцы прикладывают палец к губам, англичане — к носу, а в Италии тот же жест служит предупреждением об опасности.
Ø Француз, находя какую-либо идею глупой, стучит себе по голове, а немец шлёпает ладонью по лбу. Англичанин тем же жестом показывает, что он доволен собой. Когда голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх, это означает, что он по достоинству оценил ум собеседника. Но если палец направлен в сторону, то это означает, что у собеседника «не все дома».
Поэтому жестами надо пользоваться осторожно. Неоправданный жест не украшает речь. А лучший жест, тот, которого не замечают, ведь он органически сливается со словом и усиливает воздействие слова на слушателя.
Пользовались ли вы жестами?
Задание. "Игровой тренинг". Выполните задание с помощью мимики, жестов и телодвижений.
1 группа. "Узнай животное по повадкам". Изобразить животных.
2 группа. "Подарки". Рассказать о подарках, которые принесли с помощью рук.
3 группа. «Подиум». Изобразить людей различных профессий.
III. Заключительная часть.
Сегодня мы с вами говорили о том, что нужно знать, чтобы красиво говорить.
Задание.
1 группа. Составление кластера "Секреты красивой речи".
2. группа. Синквейн "Речь".
3 группа. Эссе "Красиво разговаривать - большой труд".
(Выступления групп).
Благодарю вас за активную работу на классном часе "Учимся красиво разговаривать", а также образовательный сайт "Bilimland" за содержательные видеосюжеты.
И в заключении хочу прочитать стихотворение Ивана Бунина "Слово".
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.