Воспитательный потенциал урока биологии
Оценка 5

Воспитательный потенциал урока биологии

Оценка 5
docx
29.04.2023
Воспитательный потенциал урока биологии
Воспитательный потенциал урока биологии.docx

 

 

 

 Воспитательный потенциал уроков биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель биологии

Канонович Л.Е.

 

 

 

 

 

       Цели и задачи предмета биологии носят яркий воспитательный характер.

Воспитанием называют целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника.  Воспитание направлено на передачу социального опыта и общечеловеческой культуры, на организацию продуктивной деятельности и здорового образа жизни, а также на создание условий для развития личности, оказание помощи в общении и учении при возникающих затруднениях.

      Воспитание может быть успешным при условии, если оно связано с обучением и проводится в системе взаимодействующих элементов. Правильное воспитание при обучении биологии сможет сформировать у учащихся систему ценностных отношений к природе и роли человека в ней, способствовать формированию мировоззрения.

       Целью воспитания является появление ожидаемых изменений в личности обучающихся, которые выражаются в отношении к миру, к обществу, к самому себе. Выпускник должен быть личностью всесторонне и гармонично развитой, готовой к жизни и труду в современных условиях. В соответствии с этой целью в процессе обучения биологии должно осуществляться трудовое, эстетическое, этическое, патриотическое, гражданское, гигиеническое и экологическое воспитание.

       Задачей воспитания является помощь в становлении личности ученика, осознании им собственных потребностей и интересов. Целенаправленное превращение социального опыта в личный опыт, приобщающий человека к богатству мировой человеческой культуры является сущностью воспитания.

Воспитание, связанное с обучением, очень сложно. Оно не может ограничиваться только подачей информации, имеющей воспитательное значение. В процессе воспитывающего обучения, обучающиеся не только должны запоминать знания соответствующего характера, но и уметь трансформировать их в убеждения, из которых постепенно будет формироваться мировоззрение.

Экологическое и гигиеническое воспитание в процессе обучения биологии.

Достижение этико-экологической компетентности (овладение кругом соответствующих знаний и умений) является условием развития творчески развитой личности.

       Экологическое воспитание — это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному
природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще.

       Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

       Задачей просветительско-воспитательной деятельности в этом направлении является приобретение обучающимися через предметное и метапредметное обучение:

- знаний о человеческом организме и его сосуществовании в окружающем мире;

- общих представлений о факторах риска здоровью человека, включая влияние неблагоприятных природно-экологических и социально-психологических условий;

- систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере,

- элементарных гигиенических знаний по режиму жизнедеятельности, рационального питания, санитарно-эпидемиологической грамотности, способов первичной профилактики заболеваний;

- знаний и умений применять меры безопасности в экстремальных ситуациях;

- понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья;

- знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических, эпидемиологических, транспортных, социально-конфликтных;

- понятий о воздействии на организм человека наркологических и психоактивных веществ, знаний об отдаленных последствиях их употребления;

       Для осознания механизма функционирования природы и понимания того, как легко можно нарушить существующие взаимосвязи, важно прочное усвоение учащимися таких понятий, как «биосфера», «взаимозависимость организма и среды», «смена биогеоценозов», «смена природных сообществ», «устойчивость экосистем» и «человек как экологический фактор».

При изучении антропогенных факторов воздействия на живую природу необходимо обращать внимание не только на неблаговидную роль человека, но и рассматривать вопросы природопользования. Это позволит сформировать у обучающихся настоящую оценку реальной действительности и вызвать стремление к участию в созидательной работе.

Сведения о продуктивности и устойчивости биосферы, об экологическом равновесии в биосистемах, о сложности взаимодействия между популяциями, видами в экосистемах, о биологическом разнообразии могут помочь обучающимся понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе.

       Воспитание экологической культуры должно сформировать у обучающихся понимание закономерностей взаимоотношения человека с природой. Необходимо стремиться к формированию у школьников представлений о взаимосвязи основных компонентов экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни.  В образовательно-воспитательной деятельности учителя биологии воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающего

сообщества путем соблюдения гигиенических, профилактических и эпидемиологических правил поведения должны стать приоритетными.

       В методике преподавания биологии гигиеническое воспитание обучающихся рассматривается, как правило, в связи с изучением организма человека. Однако необходимо усилить гигиенический аспект охраны природы при изучении как курсов анатомии, физиологии и гигиены человека, так и других курсов биологии.  Гигиеническое воспитание - задача всех биологических предметов, а не только курса анатомии, физиологии и гигиены человека, который, конечно, играет ведущую роль в этом деле. В ряде публикаций по методике анатомии, физиологии и гигиены человека рассматривается определенная система гигиенических понятий с учетом преемственной связи с гигиеническим материалом в курсах природоведения, ботаники н зоологии.

Взаимосвязь этического, патриотического и гражданского воспитания на уроках биологии и экскурсиях.

        Этическое воспитание - основа нравственного воспитания человека. Целью этического воспитания в процессе обучения является формирование у учащихся убеждений, чувств и привычек в соответствии с определенными нравственными принципами.

Главные задачи этического воспитания:

- накопление обучающимися положительного нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения, о разумном использовании свободного времени;

- развитие таких качеств, как внимательное отношение к людям, к порученному делу, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство чести и долга, уважение человеческого достоинства.

       У школьников в процессе обучения биологии необходимо воспитывать нравственное отношение к труду, природе, к своей Родине. Природа является мощным фактором воспитания чувства уважения и любви к своему Отечеству. Содержание школьного курса биологии во многом содействует формированию патриотических чувств у учащихся: уважения и любви к родине; стремления сберечь и защитить свою родную землю.  С этой целью на уроках биологии необходимо использовать краеведческий экологический материал, что способствует формированию у школьников чувства заботливого хозяина своего края. Необходимо постоянно обращать внимание учащихся на самоотверженный труд белорусских ученых во имя развития биологической науки.

       Воспитание уважительного чувства к своей Родине тесно связано с гражданским воспитанием учащихся. Гражданское воспитание заключается в воспитании самосознания и ответственности за свою страну. Задачи гражданского воспитания состоят в том, чтобы воспитать готовность защитить свое Отечество, отстаивать принципы морали, поддерживать чувство национальной гордости за свой народ и за его достижения, ответственность за сохранность и приумножение национальных и общечеловеческих ценностей.

       Особенно большое значение приобретает гражданское воспитание в старших классах, когда активно формируются мировоззрение, ответственность, чувство долга, когда убеждения начинают влиять на поведение. Должная воспитанность учеников не может быть достигнута реализацией системы воспитания лишь в старших классах, так как должна обеспечивается в процессе непрерывной системы воспитывающего обучения во всех предшествующих классах.

Способы реализации основных направлений воспитания через содержание предмета «Биология».

       Поскольку курс биологии связан с выполнением практических и лабораторных работ, оформлением рефератов, презентаций, то в процессе такой разнообразной трудовой деятельности у школьников формируются такие важные нравственные качества, как трудолюбие, взаимопомощь и активное участие в совместной творческой деятельности, умение эффективно работать в коллективе.

       В 8 классе рассматриваются вопросы охраны животных, а в 9–11 классах раскрывается значение трудов ученых-биологов, изучающих законы природы и охраны здоровья человека.

        Для эстетического воспитания важно использовать экскурсии, во время которых школьники воспринимают гармонию красок, красоту природы.

       Экологическое образование школьников -  одна из сложных областей. Знания по современной экологии формируются на стыке нескольких наук -биологии, географии, химии, физики и др. В курсе биологии уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы и сохранения собственного здоровья. Большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы.

Исследовательская деятельность обучающихся может основываться на:

1. Наглядности (можно увидеть, потрогать);

2. Жизненном опыте учащихся (знания должны быть личностно значимы);

3.Ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится).

       На уроках биологии исследовательская деятельность может быть организована в процессе выполнения самостоятельных работ с дополнительной литературой, лабораторных и практических работ, ролевые игры, написание и защита рефератов, которые имеют проблемный характер и исследовательскую направленность. Работа должна соответствовать интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований должны отбираться такие объекты и явления, которые ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений, отражающие влияние природы на здоровье человека.

       Так, например, с учащимися 10- х и 11 - х. классов можно изучать проблемы загрязнения природных ресурсов. В 8 классе в теме «Общие сведения о многообразии животных» понятия темы рассматриваются на сообществах животных, которые знакомы учащимся (кошках, собаках). Какие виды домашних животных содержатся в квартирах учеников и  на подворье в деревне у бабушки, их количество, породы, возрастной и половой состав. Последствия влияния на человека окружающей среды рассматриваются в ходе изучения темы «Биотические и абиотические факторы среды» в курсе «Общая биология».

Реализация экологического воспитания предусматривает:

• формирование экологической грамотности, экологической культуры,

• проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

Учителем должна быть предусмотрена также просветительская работа с родителями (законными представителями), которая включает:

- экологическое просвещение родителей;

- проведению дней экологической культуры и здоровья.

       Гигиеническое воспитание лучшим образом может реализовываться именно на уроках биологии, так как разделы и темы данного предмета напрямую связаны с воспитанием у учащихся «правильного» отношения к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.

Так, например, при изучении раздела «Животные» в каждой теме рассматривается значение животных в жизни человека. Особенное внимание следует уделить тем темам, в которых речь идет о ядовитых животных, переносчиках возбудителей болезней или паразитах.  Учителю необходимо сделать акцент на вопросы гигиены при изучении простейших, червей, насекомых, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

       Наибольшие возможности для преподавания основ гигиены имеются при прохождении курса анатомии и физиологии человека. Почти в каждой теме программы по этому предмету есть материал, который тесно связан с вопросами охраны и укрепления здоровья человека.

На уроках биологии необходимо применять разнообразные методические приемы и средства для изучения гигиены и формирования гигиенических навыков учащихся:

1) постановка простейших опытов гигиенического содержания;

2) рассказы учащихся о выполнении гигиенических правил;

3) показ гигиенически правильных поз при работе за письменным столом, при приеме пищи и т. п.;

4) обсуждение данных самонаблюдений;

5) обсуждение материалов экскурсий;

6) использование художественных произведений соответствующей тематики.

       Показателем владения анатомо-физиологическими знаниями является умение учащихся самостоятельно объяснить практические вопросы гигиены.

       Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. В этом плане курс биологии имеет большие возможности, так как осознание значимости научных достижений, выдающихся русских и белорусских ученых-биологов воспитывает чувство гордости за свою страну.

       Академик Н.И. Вавилов -  выдающийся генетик и селекционер, который организовал научные экспедиции в разные регионы Земли для сбора образцов культурных растений, их диких предков. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), в котором хранится мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур. Иван Владимирович Мичурин вывел около 300 новых сортов плодовых растений. С именами этих великих ученых обучающиеся знакомятся при изучении темы «Методы селекции растений».

       С работами А. И. Опарина, который высказал гипотезу о возникновении жизни в процессе биохимической эволюции углеродных соединений, школьники знакомятся при изучении гипотез происхождения жизни.

С еще одним выдающимся ученым Владимиром Ивановичем Вернадским - создателем современного взгляда на биосферу знакомство происходит при изучении темы «Эволюция биосферы». При изучении темы «Оплодотворение», изучается процесс двойного оплодотворения у растений, который был открыт русским ботаником С. Г. Навашиным в 1898г.

       При изучении темы «Фотосинтез» отмечаем, что данный процесс открыл Тимирязев. Имя И.И. Мечникова вписано золотыми буквами в историю науки, так как многие болезни ушли в прошлое и представляют лишь исторический интерес благодаря его вкладу в науку.  Много сделали для развития микробиологии и другие отечественные ученые и просто врачи. Врач Н.К. Завьялова в 1951 г. сама заразилась легочной формой чумы. Этот материал используется на уроке по теме «Иммунитет». Имена двух великих ученых: Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова, которые изучали высшую нервную деятельность, упоминаются при изучении темы «Высшая нервная деятельность.

 Заключение

       Сущность воспитания заключается в целенаправленном превращении социального опыта в личный опыт, приобщающий человека ко всему богатству мировой человеческой культуры. Воспитание способствует также формированию мировоззрения, которое формируется всю жизнь человека, но его становление особенно интенсивно идет в школьные годы, определяясь, в первую очередь, содержанием учебных предметов в общеобразовательной школе.

       С начала изучения биологии подростки приобщаются к научной системе взглядов на окружающий мир, у них закладываются основы научного миропонимания. Изучение свойств и строения живой клетки, законов наследственности, причин изменчивости, естественного отбора, обсуждение вопросов адаптации к среде обитания, происхождения жизни и структурных уровней ее организации создает в сознании учащихся экологическую научную картину мира.

       Важный элемент формирования мировоззрения является развитие гуманистических взглядов. Именно благодаря урокам биологии ребенок может получить основы гуманного отношения к природе, окружающему миру в целом. Здесь могут формироваться и развиваться особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

       Таким образом, изучение биологии в школе дает учащимся определенный круг знаний и тем способствует формированию их мировоззрения и воспитанию нравственных качеств.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Воспитательный потенциал уроков биологии

Воспитательный потенциал уроков биологии

Цели и задачи предмета биологии носят яркий воспитательный характер

Цели и задачи предмета биологии носят яркий воспитательный характер

Экологическое и гигиеническое воспитание в процессе обучения биологии

Экологическое и гигиеническое воспитание в процессе обучения биологии

Для осознания механизма функционирования природы и понимания того, как легко можно нарушить существующие взаимосвязи, важно прочное усвоение учащимися таких понятий, как « биосфера » ,…

Для осознания механизма функционирования природы и понимания того, как легко можно нарушить существующие взаимосвязи, важно прочное усвоение учащимися таких понятий, как « биосфера » ,…

В методике преподавания биологии гигиеническое воспитание обучающихся рассматривается, как правило, в связи с изучением организма человека

В методике преподавания биологии гигиеническое воспитание обучающихся рассматривается, как правило, в связи с изучением организма человека

Отечеству. Содержание школьного курса биологии во многом содействует формированию патриотических чувств у учащихся: уважения и любви к родине; стремления сберечь и защитить свою родную землю

Отечеству. Содержание школьного курса биологии во многом содействует формированию патриотических чувств у учащихся: уважения и любви к родине; стремления сберечь и защитить свою родную землю

В 8 классе рассматриваются вопросы охраны животных , а в 9–11 классах раскрывается значение трудов ученых-биологов, изучающих законы природы и охраны здоровья человека

В 8 классе рассматриваются вопросы охраны животных , а в 9–11 классах раскрывается значение трудов ученых-биологов, изучающих законы природы и охраны здоровья человека

Так, например, с учащимися 10- х и 11 - х

Так, например, с учащимися 10- х и 11 - х

Наибольшие возможности для преподавания основ гигиены имеются при прохождении курса анатомии и физиологии человека

Наибольшие возможности для преподавания основ гигиены имеются при прохождении курса анатомии и физиологии человека

С работами А. И. Опарина, который высказал гипотезу о возникновении жизни в процессе биохимической эволюции углеродных соединений, школьники знакомятся при изучении гипотез происхождения жизни

С работами А. И. Опарина, который высказал гипотезу о возникновении жизни в процессе биохимической эволюции углеродных соединений, школьники знакомятся при изучении гипотез происхождения жизни

Важный элемент формирования мировоззрения является развитие гуманистических взглядов

Важный элемент формирования мировоззрения является развитие гуманистических взглядов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2023