Воспитательный потенциал уроков биологии
Подготовила: учитель биологии
Канонович Л.Е.
Цели и задачи предмета биологии носят яркий воспитательный характер.
Воспитанием называют целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника. Воспитание направлено на передачу социального опыта и общечеловеческой культуры, на организацию продуктивной деятельности и здорового образа жизни, а также на создание условий для развития личности, оказание помощи в общении и учении при возникающих затруднениях.
Воспитание может быть успешным при условии, если оно связано с обучением и проводится в системе взаимодействующих элементов. Правильное воспитание при обучении биологии сможет сформировать у учащихся систему ценностных отношений к природе и роли человека в ней, способствовать формированию мировоззрения.
Целью воспитания является появление ожидаемых изменений в личности обучающихся, которые выражаются в отношении к миру, к обществу, к самому себе. Выпускник должен быть личностью всесторонне и гармонично развитой, готовой к жизни и труду в современных условиях. В соответствии с этой целью в процессе обучения биологии должно осуществляться трудовое, эстетическое, этическое, патриотическое, гражданское, гигиеническое и экологическое воспитание.
Задачей воспитания является помощь в становлении личности ученика, осознании им собственных потребностей и интересов. Целенаправленное превращение социального опыта в личный опыт, приобщающий человека к богатству мировой человеческой культуры является сущностью воспитания.
Воспитание, связанное с обучением, очень сложно. Оно не может ограничиваться только подачей информации, имеющей воспитательное значение. В процессе воспитывающего обучения, обучающиеся не только должны запоминать знания соответствующего характера, но и уметь трансформировать их в убеждения, из которых постепенно будет формироваться мировоззрение.
Экологическое и гигиеническое воспитание в процессе обучения биологии.
Достижение этико-экологической компетентности (овладение кругом соответствующих знаний и умений) является условием развития творчески развитой личности.
Экологическое
воспитание — это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к
природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности
природы, готовности к рациональному
природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще.
Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
Задачей просветительско-воспитательной деятельности в этом направлении является приобретение обучающимися через предметное и метапредметное обучение:
- знаний о человеческом организме и его сосуществовании в окружающем мире;
- общих представлений о факторах риска здоровью человека, включая влияние неблагоприятных природно-экологических и социально-психологических условий;
- систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере,
- элементарных гигиенических знаний по режиму жизнедеятельности, рационального питания, санитарно-эпидемиологической грамотности, способов первичной профилактики заболеваний;
- знаний и умений применять меры безопасности в экстремальных ситуациях;
- понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья;
- знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических, эпидемиологических, транспортных, социально-конфликтных;
- понятий о воздействии на организм человека наркологических и психоактивных веществ, знаний об отдаленных последствиях их употребления;
Для осознания механизма функционирования природы и понимания того, как легко можно нарушить существующие взаимосвязи, важно прочное усвоение учащимися таких понятий, как «биосфера», «взаимозависимость организма и среды», «смена биогеоценозов», «смена природных сообществ», «устойчивость экосистем» и «человек как экологический фактор».
При изучении антропогенных факторов воздействия на живую природу необходимо обращать внимание не только на неблаговидную роль человека, но и рассматривать вопросы природопользования. Это позволит сформировать у обучающихся настоящую оценку реальной действительности и вызвать стремление к участию в созидательной работе.
Сведения о продуктивности и устойчивости биосферы, об экологическом равновесии в биосистемах, о сложности взаимодействия между популяциями, видами в экосистемах, о биологическом разнообразии могут помочь обучающимся понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе.
Воспитание экологической культуры должно сформировать у обучающихся понимание закономерностей взаимоотношения человека с природой. Необходимо стремиться к формированию у школьников представлений о взаимосвязи основных компонентов экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни. В образовательно-воспитательной деятельности учителя биологии воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающего
сообщества путем соблюдения гигиенических, профилактических и эпидемиологических правил поведения должны стать приоритетными.
В методике преподавания биологии гигиеническое воспитание обучающихся рассматривается, как правило, в связи с изучением организма человека. Однако необходимо усилить гигиенический аспект охраны природы при изучении как курсов анатомии, физиологии и гигиены человека, так и других курсов биологии. Гигиеническое воспитание - задача всех биологических предметов, а не только курса анатомии, физиологии и гигиены человека, который, конечно, играет ведущую роль в этом деле. В ряде публикаций по методике анатомии, физиологии и гигиены человека рассматривается определенная система гигиенических понятий с учетом преемственной связи с гигиеническим материалом в курсах природоведения, ботаники н зоологии.
Взаимосвязь этического, патриотического и гражданского воспитания на уроках биологии и экскурсиях.
Этическое воспитание - основа нравственного воспитания человека. Целью этического воспитания в процессе обучения является формирование у учащихся убеждений, чувств и привычек в соответствии с определенными нравственными принципами.
Главные задачи этического воспитания:
- накопление обучающимися положительного нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения, о разумном использовании свободного времени;
- развитие таких качеств, как внимательное отношение к людям, к порученному делу, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство чести и долга, уважение человеческого достоинства.
У школьников в процессе обучения биологии необходимо воспитывать нравственное отношение к труду, природе, к своей Родине. Природа является мощным фактором воспитания чувства уважения и любви к своему Отечеству. Содержание школьного курса биологии во многом содействует формированию патриотических чувств у учащихся: уважения и любви к родине; стремления сберечь и защитить свою родную землю. С этой целью на уроках биологии необходимо использовать краеведческий экологический материал, что способствует формированию у школьников чувства заботливого хозяина своего края. Необходимо постоянно обращать внимание учащихся на самоотверженный труд белорусских ученых во имя развития биологической науки.
Воспитание уважительного чувства к своей Родине тесно связано с гражданским воспитанием учащихся. Гражданское воспитание заключается в воспитании самосознания и ответственности за свою страну. Задачи гражданского воспитания состоят в том, чтобы воспитать готовность защитить свое Отечество, отстаивать принципы морали, поддерживать чувство национальной гордости за свой народ и за его достижения, ответственность за сохранность и приумножение национальных и общечеловеческих ценностей.
Особенно большое значение приобретает гражданское воспитание в старших классах, когда активно формируются мировоззрение, ответственность, чувство долга, когда убеждения начинают влиять на поведение. Должная воспитанность учеников не может быть достигнута реализацией системы воспитания лишь в старших классах, так как должна обеспечивается в процессе непрерывной системы воспитывающего обучения во всех предшествующих классах.
Способы реализации основных направлений воспитания через содержание предмета «Биология».
Поскольку курс биологии связан с выполнением практических и лабораторных работ, оформлением рефератов, презентаций, то в процессе такой разнообразной трудовой деятельности у школьников формируются такие важные нравственные качества, как трудолюбие, взаимопомощь и активное участие в совместной творческой деятельности, умение эффективно работать в коллективе.
В 8 классе рассматриваются вопросы охраны животных, а в 9–11 классах раскрывается значение трудов ученых-биологов, изучающих законы природы и охраны здоровья человека.
Для эстетического воспитания важно использовать экскурсии, во время которых школьники воспринимают гармонию красок, красоту природы.
Экологическое образование школьников - одна из сложных областей. Знания по современной экологии формируются на стыке нескольких наук -биологии, географии, химии, физики и др. В курсе биологии уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы и сохранения собственного здоровья. Большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы.
Исследовательская деятельность обучающихся может основываться на:
1. Наглядности (можно увидеть, потрогать);
2. Жизненном опыте учащихся (знания должны быть личностно значимы);
3.Ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится).
На уроках биологии исследовательская деятельность может быть организована в процессе выполнения самостоятельных работ с дополнительной литературой, лабораторных и практических работ, ролевые игры, написание и защита рефератов, которые имеют проблемный характер и исследовательскую направленность. Работа должна соответствовать интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований должны отбираться такие объекты и явления, которые ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений, отражающие влияние природы на здоровье человека.
Так, например, с учащимися 10- х и 11 - х. классов можно изучать проблемы загрязнения природных ресурсов. В 8 классе в теме «Общие сведения о многообразии животных» понятия темы рассматриваются на сообществах животных, которые знакомы учащимся (кошках, собаках). Какие виды домашних животных содержатся в квартирах учеников и на подворье в деревне у бабушки, их количество, породы, возрастной и половой состав. Последствия влияния на человека окружающей среды рассматриваются в ходе изучения темы «Биотические и абиотические факторы среды» в курсе «Общая биология».
Реализация экологического воспитания предусматривает:
• формирование экологической грамотности, экологической культуры,
• проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
Учителем должна быть предусмотрена также просветительская работа с родителями (законными представителями), которая включает:
- экологическое просвещение родителей;
- проведению дней экологической культуры и здоровья.
Гигиеническое воспитание лучшим образом может реализовываться именно на уроках биологии, так как разделы и темы данного предмета напрямую связаны с воспитанием у учащихся «правильного» отношения к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.
Так, например, при изучении раздела «Животные» в каждой теме рассматривается значение животных в жизни человека. Особенное внимание следует уделить тем темам, в которых речь идет о ядовитых животных, переносчиках возбудителей болезней или паразитах. Учителю необходимо сделать акцент на вопросы гигиены при изучении простейших, червей, насекомых, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.
Наибольшие возможности для преподавания основ гигиены имеются при прохождении курса анатомии и физиологии человека. Почти в каждой теме программы по этому предмету есть материал, который тесно связан с вопросами охраны и укрепления здоровья человека.
На уроках биологии необходимо применять разнообразные методические приемы и средства для изучения гигиены и формирования гигиенических навыков учащихся:
1) постановка простейших опытов гигиенического содержания;
2) рассказы учащихся о выполнении гигиенических правил;
3) показ гигиенически правильных поз при работе за письменным столом, при приеме пищи и т. п.;
4) обсуждение данных самонаблюдений;
5) обсуждение материалов экскурсий;
6) использование художественных произведений соответствующей тематики.
Показателем владения анатомо-физиологическими знаниями является умение учащихся самостоятельно объяснить практические вопросы гигиены.
Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. В этом плане курс биологии имеет большие возможности, так как осознание значимости научных достижений, выдающихся русских и белорусских ученых-биологов воспитывает чувство гордости за свою страну.
Академик Н.И. Вавилов - выдающийся генетик и селекционер, который организовал научные экспедиции в разные регионы Земли для сбора образцов культурных растений, их диких предков. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), в котором хранится мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур. Иван Владимирович Мичурин вывел около 300 новых сортов плодовых растений. С именами этих великих ученых обучающиеся знакомятся при изучении темы «Методы селекции растений».
С работами А. И. Опарина, который высказал гипотезу о возникновении жизни в процессе биохимической эволюции углеродных соединений, школьники знакомятся при изучении гипотез происхождения жизни.
С еще одним выдающимся ученым Владимиром Ивановичем Вернадским - создателем современного взгляда на биосферу знакомство происходит при изучении темы «Эволюция биосферы». При изучении темы «Оплодотворение», изучается процесс двойного оплодотворения у растений, который был открыт русским ботаником С. Г. Навашиным в 1898г.
При изучении темы «Фотосинтез» отмечаем, что данный процесс открыл Тимирязев. Имя И.И. Мечникова вписано золотыми буквами в историю науки, так как многие болезни ушли в прошлое и представляют лишь исторический интерес благодаря его вкладу в науку. Много сделали для развития микробиологии и другие отечественные ученые и просто врачи. Врач Н.К. Завьялова в 1951 г. сама заразилась легочной формой чумы. Этот материал используется на уроке по теме «Иммунитет». Имена двух великих ученых: Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова, которые изучали высшую нервную деятельность, упоминаются при изучении темы «Высшая нервная деятельность.
Заключение
Сущность воспитания заключается в целенаправленном превращении социального опыта в личный опыт, приобщающий человека ко всему богатству мировой человеческой культуры. Воспитание способствует также формированию мировоззрения, которое формируется всю жизнь человека, но его становление особенно интенсивно идет в школьные годы, определяясь, в первую очередь, содержанием учебных предметов в общеобразовательной школе.
С начала изучения биологии подростки приобщаются к научной системе взглядов на окружающий мир, у них закладываются основы научного миропонимания. Изучение свойств и строения живой клетки, законов наследственности, причин изменчивости, естественного отбора, обсуждение вопросов адаптации к среде обитания, происхождения жизни и структурных уровней ее организации создает в сознании учащихся экологическую научную картину мира.
Важный элемент формирования мировоззрения является развитие гуманистических взглядов. Именно благодаря урокам биологии ребенок может получить основы гуманного отношения к природе, окружающему миру в целом. Здесь могут формироваться и развиваться особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Таким образом, изучение биологии в школе дает учащимся определенный круг знаний и тем способствует формированию их мировоззрения и воспитанию нравственных качеств.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.