Воспитательный потенциал уроков физики

  • Научные работы
  • docx
  • 15.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматриваются особенности воспитательного потенциала уроков физики в современных условиях образовательного процесса. Одним из актуальных методов является исторический подход к изучению физики, не смотря на то, что в настоящее время использование тестовых технологий не позволяет выделить время на уроке для приобщения учащихся к МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ.
Иконка файла материала Воспитательный потенциал уроков физики.docx
А.Н.Леоненко, МАОУ СОШ № 1», г. Североуральск Воспитательный потенциал уроков физики.  «Обучение без воспитания –  это острый меч в руках сумасшедшего». Д.И.Менделеев В   современной   педагогике   существует   проблема   определения приоритетных целей образования, что важнее: обучение  ученика или его воспитание? Согласно требованиям Стандартов II поколения образование личности   должно   быть   сориентировано   не   только   на   усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности,   сознательных   способностей   и   качеств   человека, позволяющих   ему   учиться,   действовать   и   эффективно   трудиться   в современных экономических условиях. Как соединить воспитание и обучение, каково их  соотношение?  Современная отечественная педагогика рассматривает обучение и воспитание   в   единстве.  Дополняя   друг   друга,   обучение   и   воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.     В   дидактическом   аспекте   единство   обучения   и   воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи  обучающей,   развивающей   и   воспитательной   функций.   Образовательный аспект обучения связан с расширением объёма усваиваемого содержания, развивающий   –   с   увеличением   числа   и   усложнением   характера   связей, устанавливаемых в сознании учащегося, между элементами содержания. Воспитательный   аспект   связан   с   целенаправленным   формированием личностного отношения к этому содержанию и к обществу в целом. О воспитании   в   обучении   принято   говорить   как   о   выработке   у воспитанников   определенной  культуры   следования   требованию,  то   есть сочетание   процессов   педагогического   управления   и   самоуправления обучаемых,   а   также   преобразование   интеллектуальной   деятельности   в процессе личностного роста ее субъекта. Каков воспитательный потенциал современного урока?  Изменение  представлений о воспитательных возможностях современного урока  требует нового взгляда на процесс воспитания и  педагогического  профессионализма учителя. Воспитывающий потенциал урока  независимо от его предметного  содержания очень высок, потому что главное в воспитании на уроке ­ это  система педагогических влияний. Она представляет собой  взаимную  целенаправленную деятельность, в ходе и результате которых личностиучастников изменяются: вырабатываются жизненная стратегия и  соответствующие черты характера, формируется ментальность,  приобретаются привычки поведения.   Воспитание  на  уроке  происходит  благодаря комплексным воздействиям: стилю образовательного общения;  культуре управления образовательной деятельностью;  дидактической  структуре урока; используемых  методических приемов. Оптимальный  выбор всех этих средств воспитания на уроке и есть педагогическое  мастерство.         В   формировании   мировоззрения   учащихся   каждый   учебный предмет   выполняет   свою   специфическую   функцию.    В   соответствии   с личностной парадигмой образования воспитательная цель при обучении любого предмета – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям   и   извлечение   учениками   нравственных   ценностей   из   их содержания.      Огромная роль в воспитании и формировании человека  принадлежит  ФИЗИКЕ ­ науке об окружающем мире. Чтобы найти пути  решения проблем, нужно хорошо представлять, как устроен наш мир,  знать основные фундаментальные физические законы, уметь их  анализировать, интерпретировать, применять, уметь прогнозировать  развитие ситуации и находить пути решения. Философская формула   урока физики ­ восхождение от конкретных фактов к явлениям, от  явлений ­ к жизненным закономерностям. Школьный курс физики —  системообразующий для естественно­научных учебных предметов,  поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии,  биологии, географии и астрономии. Обосновать научное, философское и  методологическое значение учебного материала и показать его важность;  раскрыть ценностные аспекты физики как науки;  проанализировать  ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на  примерах творчества выдающихся учёных – физиков  –  это основные  направления  воспитательной деятельности учителя физики  по  приобщению учащихся к ценностям научного познания.  В своей педагогической деятельности воспитательный потенциал  физики реализую через исторический  подход  , который позволяет  раскрыть  содержание физики, как составной части Мировой  общечеловеческой культуры, а так же показать учащимся общие  закономерности и принципы научного познания. Обращение к истории  физики – важнейший путь реализации воспитательного потенциала уроков  физики,  раскрытия человеческого смысла науки о Природе, так как  историзм формирует научное мировоззрение, развивает интерес к науке,  способствует повышению качества знаний, помогает нравственно  воспитывать учащихся, совершенствует методику преподавания физики. Многолетний труд по этой проблеме реализуется во время  проведения спецкурса  для учащихся 10­11­х классов  по теме: «Историяфизической науки: события, факты, люди».  На протяжении каждого  периода развития науки преобладали конкретные научные идеи, методы  исследований, связи с обществом, поэтому содержание спецкурса   совпадает с эпохами развития науки: 1. Эпоха возникновения первичных физических учений  ­ период  с древнейших времён до XVI в.н. э. 2. Эпоха формирования физики как науки ­ период с начала  XVII до конца XVIII в. 3. 4. Эпоха «классической» физики – период с 1800 г.  по 1912 г..  Эпоха квантово­релятивисткской и субатомной физики  ­  период  с 1900­1905 гг. по настоящее время.         Цель  курса ­  раскрыть учащимся эволюции важнейших идей   физики, определения этапов становления и развития научной картины  мироздания и позволяет решать следующие задачи: помочь школьникам овладеть знаниями о культурологических  ценностях как гуманитарного, так и естественнонаучного характера; о  единой научной картине мира; способствовать расширению научного и культурного     потенциала учащихся, формированию научного мировоззрения, развития  интереса к изучению физики, уважения к науке;  создать условия для  самостоятельного приобретения и  интеграции знаний, сотрудничества, осознанному использованию  информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и  саморегуляции.  Программа  позволяет формировать у школьников современную  картину мира, показав её становление  как итог длительного  исторического развития научных представлений об окружающей природе.  Занятия проходят в форме лекций, семинаров, дискуссий, которые  предполагают активную познавательную и творческую деятельность  учащихся. Они работают над  долговременными исследовательскими  групповыми проектами. Темы посвящены историческим обзорам:  по  фундаментальным  проблемам («История утверждения закона сохранения  и превращения энергии», «История утверждения и возникновения  концепции поля», «История создания основ СТО»), по обобщениям  исторического характера («История развития идеи атомизма», «История  развития идеи поля», «История развития идеи корпускулярно – волнового  дуализма», «Эволюция физической картины мира»). Результаты этой  деятельности  предъявляются в виде защиты проектов на специальных  занятиях.  Любовь к физике может начаться и с любви к физикам. «Наука нас  захватывает только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих  исследователей, мы начинаем следить за историей развития их открытий»,  ­ говорил Д.Максвелл. Ярко обрисованный облик людей, чьими усилиямираскрывались тайны природы, поможет приобщить школьников к физике и воспитать их хорошими людьми.  Ученые – люди различной судьбы: счастливцы и «мученики науки» и различных характеров: темпераментные и меланхоличные, застенчивые и  предприимчивые, снисходительные и придирчивые, веселые и суровые,  скромные и честолюбивые. Но всех настоящих ученых роднит главное:  бескорыстное служение науке, готовность идти на жертвы во имя научной  идеи, громадное трудолюбие и целеустремленность в достижении  поставленной цели, добросовестность и тщательность в своих  исследованиях, умение проявлять критицизм к полученным знаниям и  готовность признать свою ошибку. При изучении данного курса учащимся предлагается выполнить  небольшие собственные исследования, посвященные страницам биографии ученых. В  исторической копилке кабинета  физики содержится материал  о биографиях более 60 ученых – творцов физической науки.  Проекты   «Физика в лицах» выполняются учащимися с наибольшим интересом и  тщательностью, об этом свидетельствуют сами учащиеся:  Симанова Юлия:  «Занимаясь исследованием научной  деятельности Т. Юнга, я познакомилась и с его характером, жизненными  принципами, идеалами. Помимо феноменальных способностей Юнга (в два года научился читать), меня поразила его целеустремленность, тяга к  знаниям, разносторонняя занятость (от гениальных опытов до выступлений в цирке) и преданность науке. На примере Томаса Юнга я понимаю, что  главное и самое лучшее образование – это самообразование. «Физика в  лицах» ­ это интересно!»;  Хакимова Эльвира: «Работа над биографическими  материалами Г.Герца помогла мне осознать, насколько труд ученых  действительно велик. Новые открытия – это, прежде всего, кропотливая  работа над расчетами, вычислениями величин, выводами новых формул,  созданием установок, оборудования для опытного обоснования теории,  для подтверждения своих открытий и самое главное – найти в себе  смелость опровергнуть уже существующую теорию и утвердить свою. Я  считаю, что научным деятелям стоит создавать условия для работы, чтобы были возможны новые открытия именно в той стране, в которой ученые  начинали трудиться»;  Черепанова Мария: «Работая над данным проектом, я  открыла для себя человека, которого раньше считала просто великим  ученым. Познакомившись с историей жизни И.Ньютона, я поняла  настоящую ценность его научной деятельности. Чаще всего мы не  заостряем внимания на том, сколько лет ученому приходится потратить на доказательство того или иного закона, но в действительности – это годы  тяжелого кропотливого труда. И только люди верные науке, становятся еёстроителями. Я рада тому, что окунулась в историю легендарной  личности, человека, изменившего взгляд на мир, ­ Исаака Ньютона»;   Колбановская Анна: «Изучая биографию и научные труды  А.Эйнштейна, я была поражена столь неординарной личностью. В этом  ученом поражает все: характер, образ мыслей, великие достижения, да и  сама жизнь. Для многих образ Эйнштейна связан с чем­то сумасшедшим,  необъяснимым. На самом деле – это великий человек. За время своей  работы над проектом я прониклась огромным уважением и теплым  чувством к самой неординарной личности прошлого столетия. Надеюсь, и  в нашем столетии родится ещё один Эйнштейн»;  Шатунова Наталья: «Подводя итоги проделанной работы,  можно отметить, что более детальное знакомство с биографией Галилея  позволяет не только расширить свой кругозор, но и научиться отбирать  нужный материал для работы. Очень интересно было узнать о реальных  фактах из жизни ученого. Это помогло мне создать в своем воображении  не только его портрет как физика, но и духовный». Исторический подход изучения науки не является новым для многих преподавателей, однако, в настоящее время ценность его использования  подтверждается соответствием требованиям ФГОС СРЕДНЕГО  (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ к результатам освоения  обучающимися основной образовательной программы:  Личностным:  сформированность мировоззрения, соответствующего  современному уровню развития науки;    сформированность основ саморазвития в соответствии  с общечеловеческими ценностями; готовность и способность к  самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;   навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в  образовательной,  учебно­исследовательской, проектной деятельности;     готовность и способность к образованию, в том числе  самообразованию, на протяжении всей жизни;  Метапредметным:   умение продуктивно общаться и взаимодействовать в  процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников  деятельности, эффективно разрешать конфликты;     владение навыками познавательной, учебно­ исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения  проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов  решения практических задач, применению различных методов познания;  готовность и способность к самостоятельной информационно­ познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в  различных источниках информации, критически оценивать и  интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;   владение   языковыми   средствами   –   умение   ясно,   логично   и точно   излагать   свою   точку   зрения,   использовать   адекватные   языковые средства;   владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых   действий   и   мыслительных   процессов,   их   результатов   и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.              Предметным:   сформированность представлений о целостной современной  естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной  системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно­ временных масштабах Вселенной;  владение знаниями о наиболее важных открытиях и  достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию  представлений о природе, на развитие техники и технологий;   сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира;   владение понятийным аппаратом естественных наук,  позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по  естественнонаучным вопросам, использовать различные источники  информации для подготовки собственных работ, критически относиться  к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;      сформированность умений понимать значимость   естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его  профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать  оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь  критериев с определённой системой ценностей. Таким образом, и обучение, и приобретаемые знания воспитывают. Для  того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение  к самим знаниям, к учебе. Воспитание в обучении — это непрерывное  преобразование интеллектуальной деятельности человека с учетом  факторов его социализации. Дуков В.М. Исторические обзоры в курсе физики средней  Литература 1. школы. – М: Просвещение, 1983. 2. Ильин В.А. История физики. – М: Издательский центр  «Академия», 2003.3. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение : учебное пособие  для студ.   высш.учеб. заведений / Е.Б.Плотникова. — М. : Издательский  центр «Академия», 2010. — 176 с.