Очень часто в жизни мы встречаемся с людьми, которые на нас не похожи... Цвет кожи, разговорный язык, манера поведения, принципы жизни...
Как воспринимать таких людей? Как с ними общаться? Как жить с такими людьми рядом? А самое главное, как относиться к таким людям?
Дилемма "Любить нельзя воспитывать... Где поставить запятую?
Дети рождаются с двумя инстинктами "агрессия" и "ненависть". Как воспитывается ребёнок? Сначала семья (если в семье даётся любовь, то потом ребёнок будет любить). Такая семья привила ребёнку уважение.
Потом, когда в детском саду ребёнок встречает коллектив, он применяет в обществе то, что дала ему семья: уважение, тактичность, сочувствие, понимание. Рядом должен стоять взрослый, который старается предупредить момент появления в коллективе "агрессора" и "жертвы". Он направляет, объясняет, прививает, воспитывает и разъясняет, как жить всем вместе одной семьёй...Данная разработка адресована учебно-воспитательному персоналу образовательных учреждений, работающих с особой категорией детей: с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей.
Материал поможет педагогу организовать и провести работу по воспитанию гражданина и социализации личности воспитанника, формированию правильного поведения в обществе.
Воспитательский час о толерантности.doc
Воспитательский час о толерантности «Учимся понимать друг друга»
Кириловская Людмила Анатольевна, воспитатель НОУ «Детский дом им.
Х.М. Совмена»
Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия,
сопереживания у учащихся.
Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей,
умения позитивно с ними взаимодействовать, помочь ученикам увидеть
взаимосвязь способности к толерантности с качествами личности.
Актуальность проблемы: сегодня на первый план выдвигаются ценности и
принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (идея
терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и
взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
План занятия:
1. Вводная беседа (мотивация);
2. Раскрытие понятия «толерантность»;
3. Заранее приготовленные рассказы воспитанников о своей национальной
принадлежности, о традициях своего народа;
4. Просмотр видеосюжета;
5. Мозговой штурм – как должен вести себя толерантный человек?
6. Рефлексия.
Оборудование и материалы:
1. Компьютер, мультимедиа проектор, экран.
2. Видео «ProShow Толерантность».
3. Презентация воспитательного часа.
4. Ватман с изображенным заранее силуэтом человека.
Ход занятия:
1. Вводная беседа учителя: Слайд 1.
Все мы живем в кругу родных, друзей, знакомых и незнакомых людей, с
которыми общаемся. У нас разные взгляды на жизнь, разные убеждения,
стремления, возраст и опыт. У нас есть друзья, с которыми нам легко общаться,
приятно проводить время. С друзьями многое видится одинаково. Но, если
человек не похож на нас, то разговор с ним может вызывать сложности, но, тем
не менее, он не станет менее информативным. Если мы сможем научиться
понимать непохожих на нас людей, то сможем научиться лучше понимать самих
себя. Мы должны понимать, что вокруг нас находятся люди разных культур и
национальностей, разных вероисповеданий, интересов, убеждений и так далее.
Наша беседа сегодня посвящена тому, чтобы учиться жить вместе,
принимать друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.
В нашей группе воспитываются представители разных народов. Сегодня вы
приготовили небольшой рассказ о культуре своих народов, о своей семье, о
традициях. Но, прежде чем мы начнем рассказывать, предлагаю подумать, что же
может обозначать следующее слово:
Слайд 2.
Tolerantia (Дети предполагают, что может обозначать это слово).
Слайд 3.
аа
(от лат. tolerantia — терпение, терпеливость,
2. Толер нтность
принятие) — термин, отермин, обозначающий терпимость к
иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не
равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения
или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в
соответствии с собственным мировоззрением.
Слайд 4. 16 ноября – Международный день толерантности. Символом является
радуга. Как вы думаете, почему именно радуга?
Как вы понимаете значение этого термина? (Толерантность это в первую
очередь уважение к различиям и правам других людей и себя). В конце занятия
мы еще раз вернемся к этому определению, чтобы еще раз его осмыслить.
3. А сейчас предлагаю прослушать подготовленные рассказы о себе.
(Воспитанники по очереди выступают и рассказывают о традициях своего
народа). После каждого выступления прослушиваем небольшие музыкальные композиции
(различные национальные мелодии).
Слайд 5. Во время выступления детей звучит стихотворение:
Людей неинтересных в мире нет!
Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое, своё,
И нет планет, похожих на нее…
Слайд 6. Толерантность.
Предлагаю вернуться к слову, которое мы с вами рассмотрели в начале занятия.
Сегодня мы увидели, какие мы разные, сколько разных и интересных моментов в
культуре каждого из нас. Все народы, населяющие Россию, живущие у нас в
Сибири, обогащают единую культуру нашей страны, ее традиции. Мы с вами
сильны, когда едины.
4. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеосюжет о том чувстве, которое
должен пытаться взращивать в себе каждый гражданин нашей
многонациональной страны.
(Просмотр видео «ProShow Толерантность», длительность 5,5 мин.).
5. Мозговой штурм – как должен вести себя толерантный человек?
(Дети отвечают на вопрос, комментируют ответы друг друга, задают вопросы на
понимание). Какими качествами должен обладать толерантный человек?
Толерантная личность
Интолерантная личность
Уважение мнения других, доброжелательность,
желание чтолибо делать вместе,
понимание и принятие,
чуткость, любознательность, доверие,
снисходительность, гуманизм.
Непонимание, игнорирование, эгоизм,
нетерпимость, пренебрежение,
раздражительность, равнодушие,
цинизм, немотивированная агрессивность.
6. Рефлексия.
Прочитаем стихотворение.
Слайд 7.
Человек! Он ведь тоже Природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он Зима, или Лето,
Или Осень с грозой и дождем.
Все вместе в себе: версты и время.
И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте Природу беречь!
Как человеку можно стать толерантным? (Оставаться самими собой, уметь
анализировать свои поступки). Как нужно относиться к другим людям, к другим
национальностям? Какие качества присущи толерантному человеку? Попробуем
изобразить на ватмане этого толерантного человека? На ватмане заранее изображен силуэт человека, каждый ученик по очереди подходит и пишет
качество, которое, по его мнению, должно быть у толерантного человека.
Получившееся изображение остается в классе как приме толерантности, к
которому нужно пытаться стремиться.
Подведение итогов, вопросы воспитанников друг другу и воспитателю,
окончание воспитательского часа.
Воспитательский час о толерантности
Воспитательский час о толерантности
Воспитательский час о толерантности
Воспитательский час о толерантности
Воспитательский час о толерантности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.