Воспитательское мероприятие "Что такое заповедник"

  • docx
  • 12.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 11.10.docx


Классный час "Что такое заповедник?"


Воспитатель : «Что такое заповедник?», посвященный Всемирному дню охраны мест обитаний и дню заповедников и национальных парков.

Актуальность проблем окружающей среды, в частности, заповедников, бережного к ней отношения как к жизненно важному национальному богатству и достоянию всего человечества сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Заповедники - это образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями

Изучение охраняемых территорий помогает учащимся сформировать основы экологического мировоззрения. При рассмотрении территорий своего края реализуется краеведческий подход, который необходим в географии. Дети изучают свою малую родину с помощью виртуальных экскурсий, которые помогают узнать специфику родного края, уникальные и исчезающие объекты. Тем самым воспитывается бережное отношение, развивается познавательный интерес к природе малой Родины и страны в целом.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: Создание условий для формирования целостного представления о заповеднике Задачи:

  • раскрыть понятие, что такое заповедник, его назначение и какую роль играют люди в охране природы;
  • создать предпосылки для формирования чувства гордости, любви, ответственности за родную природу;
  • способствовать развитию способности наблюдать, мыслить, делать выводы, формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, умения работать в группах.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • активное участие в социально значимой деятельности;
  • бережное отношение к природе;
  • неприятие действие, приносящих врем природе.

Предметные:

  • представления о природных объектах как компонентах единого мира;
  • приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
  • стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.

Метапредметные:

  • формирование базовых исследовательских действий под руководством учителя;
  • работа с различными источниками информации;
  • понимание цели совместной деятельности;
  • построение речевого высказывания;
  • формулирование выводов.

2. Основная часть

ВОСПИТАТЕЛЬ. Здравствуйте, мои юные любители природы. Сегодня мы снова отправимся в путешествие по экологическим тропкам. Внимание на экран!

ВОСПИТАТЕЛЬ показывает фильм «История создания заповедника». Слайд 2

беседу с классом

- Как вы думаете, что решили изменить люди? (Ответы детей)

- На какой вопрос вы не смогли ответить? (Что решили изменить люди?)

- Давайте досмотрим мультфильм.

- Кто может сказать, что такое заповедники? (Ответы детей)

- Вы пришли к единому мнению, что такое заповедник? (Нет)

- С каким затруднением вы столкнулись? (Мы не смогли ответить точно на вопрос, что такое заповедник). Значит, какова тема нашего путешествия?

ВОСПИТАТЕЛЬ показывает слайд 3

- Сформулируйте цель нашего путешествия, используя опорные слова, представленные на доске:

https://urok.1sept.ru/articles/689703/img1.jpg

Учащиеся формулируют цель.

- Я вам немного помогу. Сейчас вы сами попробуете дать определение слову «заповедник». В словаре В.Даля есть два слова: заповедь и заповедовать и их значения.

На доске:

https://urok.1sept.ru/articles/689703/img2.jpg

- Попробуйте используя данные слова, дать определение слову «заповедник».

Дети высказываются

ЗАПОВЕДНИК - место, где запрещено рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться. Здесь полностью запрещена деятельность человека.

Учитель показывает фильм «Что такое заповедник? Слайд 4

- Есть в России уголки, которые охраняются особо, строже, чем другие. Их еще называют заповедными островами. Зачем нужны заповедники? (ответы детей)

- Я вам помогу. Посмотрите на эти слова и попробуйте продолжить, зачем нужны заповедники?

https://urok.1sept.ru/articles/689703/img3.jpg

- Действительно, сотрудники заповедников изучают, охраняют, просвещают, то есть распространяют знания.

- А теперь немного отдохнём.

Физминутка

Я буду показывать определенное движение, характеризующее деятельность сотрудников заповедника:

  • ИЗУЧАТЬ - «смотрим в бинокль»
  • ОХРАНЯТЬ - «грозим пальцем»
  • ПРОСВЕЩАТЬ - «разводим руки в сторону»

Вы повторяете движение, но в определённый момент я буду вас путать.

Молодцы! Всего в Воронежской области существует 4 заповедника:

Музей-заповедник «Дивногорье»

Археологический музей-заповедник «Костёнки»

Воронежский государственный природный биосферный заповедник

Хопёрский государственный природный заповедник

 

В России существует движение «Друзей заповедных островов».

Учащиеся надевают бейджи.

https://urok.1sept.ru/articles/689703/img4.jpg

- Отправляемся в виртуальное путешествие  в воронежский заповедник?

- Что получим от увиденного в природе?

(Ответы детей: новые впечатления, знания, насладимся красотой)

Учитель показывает фильм

 

Воронежский заповедник — одна из самых старых охраняемых природных территорий Российской Федерации. Заповедник был создан в 1923 году специально для охраны бобров, вид которых был практически истреблен на европейской территории России. На сегодняшний день, благодаря усилиям многих поколений работников заповедника, бобр стал обычным распространенным животным.

 

Лесостепная зона РФ, в которой находится Воронежский заповедник, в настоящее время сильно изменена человеком: бескрайние степи распаханы под поля, огромные лесные площади вырублены, а на их месте возведены дороги и города. Но, тем не менее, на протяжении уже многих десятков лет Воронежский заповедник охраняет уникальную экосистему Усманского бора — небольшого лесного острова среди сельскохозяйственных ландшафтов и населенных пунктов.

Животные Воронежского заповедника

Заповедник в Воронеже занимает территорию от реки Воронеж до реки Усмань. Здесь в лесах и реках, лугах и полянах, озерах и болотах живут самые обычные и очень редкие обитатели заповедного мира. Расположение заповедника, обусловливающее разнообразие природных условия обитания, обеспечивает сохранение и приумножение местной флоры и фауны.

Воронежский заповедник в цифрах:

·         345 видов позвоночных животных;

·         230 видов птиц;

·         62 вида млекопитающих;

·         39 видов рыб;

·         9 видов земноводных;

·         7 видов пресмыкающихся;

·         1 вид миног.

 

 

Млекопитающие

К самым крупным обитателям Воронежского заповедника относятся следующие млекопитающие: парнокопытные лоси и олени, кабаны и косули. Живут здесь также и хищные волки — две семьи на постоянной основе и несколько особей приходят с близлежащих сельскохозяйственных угодий. Больше всего в заповеднике лисиц. Есть на территории и несколько енотовидных собак, которые часто прячутся в старых норах бобров и барсуков.

»

В заповеднике зарегистрировано 9 видов куниц, самый известный из которых — барсук, живущий на лесных возвышенностях. Чуть ниже располагает свои норы лесная куница, а рядом с населенными пунктами можно встретить куницу каменную. На водных пространствах заповедника обитает норка и выдра.

Также в лесах живут зайцы: на полях и лугах здесь можно увидеть русаков, а вот беляк встречается достаточно редко. Большое количество грызунов удается сохранить в заповеднике — 23 вида. Крупнейшими представителями являются бобры, благодаря которым и был основан заповедник. На сегодняшний день их численность составляет около 300 особей. В заповеднике легко можно познакомиться с белками, полевками, хомяками и ондатрами, мышами, в том числе, и летучими, сусликами и тушканчиками, ежами.

Птицы

В Воронежском заповеднике обитает 228 видов птиц, из которых 137 — постоянно гнездятся на его территории, а остальные — периодически. Больше всего в лесах обитает представителей вида воробьев, соколов, гусей, кукушек, стрижей, сов и дятлов, голубей.

Из этих видов самыми многочисленными являются воробьинообразные: зяблики, дрозды, синицы, поползни, чижи и другие. На территории болот селятся овсянки, трясогузки, камышевки. В лесах обитают различные виды дятлов, вертишейки и тетеревятник. Редко можно здесь встретить коршунов, орлов, орланов, могильников. Постоянно обитают на территории заповедника совы: обыкновенная неясыть, ушастые и болотные совы. Из водоплавающих птиц в заповеднике встречаются утки, кулики, серые журавли, цапли и аисты.

 

 

Пресмыкающиеся

На сегодняшний день в Воронежском заповеднике зарегистрировано 7 видов пресмыкающихся: болотная черепаха, 3 вида ящериц (прыткая ящерица, веретеница ломкая и живородящая ящерица), 3 вида змей (обыкновенный уж, обыкновенная медянка, лесостепная гадюка — ядовитая).

Земноводные

Небольшое количество видов земноводных Воронежского заповедника уравновешивается их разнообразием: обыкновенный хвостатый тритон, обыкновенная чесночница, серая и зеленая жаба, остромордая лягушка, краснобрюхая жерлянка, 3 три вида зеленых лягушек (прудовая, озерная, съедобная).

Рыбы

На территории заповедника, а именно в реке Усмань, обитает 18 видов рыб: красноперка, плотва, линь, окунь, язь, налим, щука, ерш, вьюн, обыкновенный пескарь и многие другие. Есть здесь и представители уникального редкого вида круглоротых — украинская минога.

Беспозвоночные животные

Многообразие беспозвоночных обитателей заповедника определяется 5200 видами насекомых, из которых приблизительно 1500 видов жесткокрылых, 1200 видов перепончатокрылых, 1000 видов двукрылых, 700 видов чешуекрылых и 400 видов полужесткокрылых. Такое разнообразие обеспечивается сочетанием зоны лесов и степей. Посетители заповедника обычно обращают внимание на более крупных представителей вида: стрекоз, кузнечиков, бабочек, жуков, шершней, мух.

 

 к

- А теперь в завершении нашей встречи давайте проголосуем за дружбу.

Учащиеся поднимают руку.

- Заповедникам нужны друзья?

- Другом может стать каждый?

- От дружбы с природой выигрывают все?

- Предлагаю сделать фото на память о нашем путешествии с нашими карманными книжечками.






 

Скачано с www.znanio.ru