ТРУДОЛЮБИЕ - ПУТЬ К УСПЕХУ Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени. Чингиз Айтматов Упражнения Вводная часть Упражнение «Успех» Упражнение «Моя цель» Упражнение «Трудолюбие - ключ к успеху» Упражнение «Моя будущая профессия» Упражнение «Формула успеха» Ритуал прощания № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Время 5 мин. 3 мин. 10 мин. 5 мин. 10 мин. 10 мин. 2 мин. 45 мин. Тема урока: Цель урока: • создать условия для раскрытия возможности личности в ее стремлении стать трудолюбивее, а также для понимания необходимости сознательного руководства собственной жизнью, ее планирования; • формировать позитивное отношение к миру; • развивать у учащихся умение высказывать и отстаивать свою точку зрения. Оборудование: 1. Подготовить флипчарт, записав на нем высказывания известных людей на заданную тему: • «Существует лишь один способ достигнуть «превосходства», и это упорный труд» (Сидней Смит, 1771-1845, англ. сатирик и политический писатель). • «Жизнь всех истинно великих людей была жизнью напряженного и непрерывного труда» (Сидней Смит, 1771-1845, англ. сатирик и политический писатель). • «Если у вас есть талант, - трудолюбие улучшит его, а если у вас нет таланта, трудолюбие восполнит этот недочет» (Джон Рёскин, 1819-1900, английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт). • «Жизнь ничего не дает без труда» (Гораций, 8 век до н. э., Рим, древнеримский поэт «золотого века» римской литературы). • «Какой бы ни была ваша цель, вы сможете ее достигнуть, если только захотите потрудиться» (Опра Уинфри - телеведущая, в 2010 году возглавившая список самых богатых людей шоу-бизнеса). 2. На белых листах бумаги отпечатать для каждого ученика бланк «Моя цель». 3. Карточки «Выбор профессии» (3 экземпляра). План урока: 10 Итак, все эти люди добились в жизни успеха. Что такое успех? Каковы факторы успеха? Что такое успех для вас? Как добиться успеха в жизни? Следующие упражнения помогут нам лучше ответить на эти вопросы. 2. Упражнение «Успех» (2 мин.) Цель: сформировать понятие об успехе. Учитель: - Существуют разные толкования понятия «успех», это слово многозначно. • Успех – удача в достижении чегонибудь (то есть добиться успеха). • Общественное признание (например, шумный успех спектакля.) • Хорошие результаты в учебе, работе (к примеру, успехи в музыке, производственные успехи). Суть всех определений сводится к тому, что успех - это значимые результаты в достижении поставленной цели. 3. Упражнение «Моя цель» (10 мин.) Цель: научить учащихся ставить цели. Учитель: - Психологи считают, что первый и главный шаг на пути к жизненному успеху - правильная постановка цели. Попробуйте обозначить основную цель вашей жизни хотя бы на небольшой промежуток времени и составьте план ее реализации. Учитель предлагает индивидуально заполнить бланк «Моя цель». Ход урока: 1. Вводная часть (5 мин.) Цель: познакомить с высказываниями успешных людей о трудолюбии – качестве, которое помогло им добиться успеха; показать значение труда в жизни человечества. Учитель: - Так в чем же заключается успех? Над этим вопросом размышляли ученые, философы, литераторы разных стран и времен. Посмотрите на высказывания, которые написаны на доске. Обсуждение: • О чем эти высказывания? • Чему они учат? • Какова роль труда в развитии человечества в целом? • Кто эти люди - авторы высказываний? • Что обүединяет этих, на первый взгляд, разных людей? Возможные ответы: • «Труд сделал человека человеком». • «Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг». • «Все, что тысячелетиями создавалось на земле - от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни, - создано трудом». • «Авторов высказываний обүединяет успешность, известность». Вывод: Только труд приносит человеку счастье, дает уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом и назовут его творцом. 11 Моя цель • Цель Получить 10 пятерок • Сроки реализации Одна неделя • Что должен сделать я? 1) получать в день по две оценки «5»; 2) подготовиться к двум урокам основательно, отвечать на этих уроках. • Мои положительные качества, которые помогут мне в достижении цели Честолюбие, способности • Мои отрицательные качества, которые будут мешать, от них надо избавиться Лень, увлеченность Интернетом Пример заполненного бланка: Обсуждение: • Важна ли постановка цели? (Да) • Почему важна постановка цели? (Позволяет увидеть, к чему надо стремиться). • Хочется ли кому-то поделиться своими наработками? Если да, то расскажите о них. Возможные ответы: • «Опыт многих успешных людей говорит о том, что чем раньше они научились ценить время, планировать свой день, тем быстрее достигали успеха». • «Для достижения успеха в жизни психологи советуют каждый день составлять план и проводить анализ своего жизненного опыта». Учитель: - Но достаточно ли только иметь цель? Возможные ответы: • «Нет, нужно приложить усилия, чтобы ее достичь, т. е. иметь хорошо сформированные волевые качества». Вывод: Некоторым лентяям вовсе не скучно жить. Возможно, они даже не знают о том, что ленивы. Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, пропадает в Интернете, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще, бездельник всегда очень занят. Учитель: - Вам понятна эта ирония? Без трудолюбия, без цели успешным стать невозможно. 4. Упражнение «Трудолюбие - путь к успеху» (10 мин.) Цель: используя метод ранжирования, определить основные качества, необходимые для достижения успеха. Учитель: - Что необходимо, чтобы стать успешным в выбранной профессии? Учитель просит учащихся разделиться на 3 группы. Каждой группе написать 5 качеств, необходимых для успеха. Возможные ответы: • Талант. • Целеустремленность. • Трудолюбие. • Работа над собой. • Деньги. Учитель вывешивает наработки групп на доске и спрашивает, какое слово больше всех встречается на этих листах. 12 Учитель: - Отнесите предложенные профессии к разряду престижных/ непрестижных. Обоснуйте свой выбор. (Престиж - влияние, уважение, которым пользуется кто-либо. Престижный - имеющий высокий социальный статус). - Представители каких профессий имеют больше шансов найти работу в нашем городе? Учитель подводит учащихся к выводу: - Посмотрите вокруг, наверняка вам известны люди, которые достигли успеха благодаря своим умениям, знаниям, трудолюбию и упорству. Говоря современным языком, сделали себя сами. Но есть и такие, которые постоянно сетуют на то, что все не то и не так. И вместо того, чтобы проанализировать причины своих неудач, они ищут виновного. Бухгалтер Дизайнер Врач Газоэлектросварщик Воспитатель Повар Предприниматель Водитель Юрисконсульт Программист Квалифицированный рабочий Парикмахер - Нам нужно было выписать три важных составляющих успеха. Давайте посмотрим, что у нас получилось. • Успех в первую очередь зависит от нашего упорства и трудолюбия. Мы - строители своего успеха. У Чарльза Дарвина есть слова: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет». 5. Упражнение «Моя будущая профессия» (10 мин.) Цель: формировать чувство ответственности за свою судьбу, за выбор будущей профессии. Учитель: - Вы заканчиваете 9 класс. Многие из вас уже задумываются над будущей профессией. - Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы? - Чем вы руководствуетесь в своем выборе? Учитель предлагает классу разделиться на 3 группы. Каждой группе даются карточки с названием профессий. Подумайте, что вам ближе? Возможные ответы: • «Профессия может быть непрестижной на первый взгляд, но все зависит от человека». • «Если прилагаешь усердие и если ты трудолюбивый, то успех будет сопутствовать в любой профессиональной сфере». Учитель: - Задавайте себе каждый день 3 вопроса: • Что особенного мне удалось сделать сегодня? • Что я смогу сделать еще лучше? • Главные задачи на завтра? Не бойтесь делать ошибок. Помните: ошибок не совершают те, кто ничего не делает. Карточки с названиями профессий: 13 6. Упражнение «Формула успеха» (5 мин.) Цель: рефлексия информации, полученной на уроке; формировать способность анализировать, делать выводы. Учитель: - Перед вами слова: «самоанализ», «цель», «трудолюбие», «успех», а также знаки: «+», «+», «+». Составьте формулу успеха из этих слов и знаков. Возможные ответы: • «Конечная формула жизненного успеха выглядит так: Успех + цель + трудолюбие + самоанализ». 7. Ритуал прощания (2 мин.) Цель: позитивное окончание урока. Учитель просит учащихся посмотреть в глаза соседу по парте и сказать: «Трудолюбие – путь к успеху, мой друг!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.