Открытое занятие по теме: «Перелетные птицы весной».
Возраст: 10-11 лет
Цель занятия: закрепление знаний о перелётных птицах.
Задачи:
Образовательная: расширять и формировать представление детей о перелётных птицах.
Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, эмоционально-волевую сферу.
Коррекционная: коррегировать внимание и пространственную ориентировку путём выполнения практических заданий.
Воспитательная: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и окружающему миру.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентации Power Point, карточки с заданиями; карточки с ответами; листы оценивания.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть всех Вас! Давайте, поприветствуем, друг друга, повернитесь друг другу и улыбнитесь. И на этой позитивной ноте начнем наше занятие.
Релаксационный настрой « Полет птицы» музыка.
- Над вами теплое весеннее солнце и высокое голубое небо. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Птица свободно парит в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Подтянитесь на счет «три» сбросьте крыльями и откройте глаза. Молодцы! Настроились на рабочий лад.
- Ребята, а какое сейчас время года? (Весна…)
-Что происходит весной?
-Какие изменения вы заметили?
-Давайте еще раз вспомним весенние месяцы?
-Как светит солнце весной? (ярче)
-Какой стал день?
-Какой ветер весной?
-Что делают люди весной?
-Как одеваются люди весной? Почему?
Для того, чтобы наше занятие прошло плодотворно, давайте определим, чем мы будем заниматься. Определите тему занятия по данному стихотворению. Слайд 1.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
Ну когда же звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна?!
Что скворечник: ждет их новый,
Что проснулись луг и сад…
Всех гостей встречать готовы.
Что же гости не летят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец,
Прилетели…
Прилетели!
Прилетели, наконец!
- Кто сформулирует тему занятия? О чём или о ком, мы с Вами будем говорить на занятий? (О скворцах, о перелётных птицах…)
- Правильно, тема нашего занятия «Перелётные птицы весной». Слайд 2.
Итак, сегодня мы с Вами на занятии поговорим о перелётных птицах, закрепим материал, узнаем новое. Мы будем размышлять, рассуждать, читать, анализировать новую информацию. Вы будете выполнять интересные, познавательные задания, будете работать индивидуально, в парах, группах.
Оценивать будете себя и друг друга. А в конце получите заслуженную отметку.
У вас для этого есть листы оценивания.
Критерий оценивания: (на доске)
- Если задания выполнены верно, то получаете 2 балла;
- Если допустили 1 или 2 – 1 балл;
- Если не справились с заданиями – 0 баллов.
Но, я надеюсь, что со всеми заданиями справитесь, и у вас будут хорошие отметки.
Давайте, с вами организуем рабочие места. Посмотрите все ли в порядке на ваших столах?
-Сегодня на занятии вы должны быть внимательными, активными.
- Ребята, попробуйте сформулировать цель нашего занятия? Что мы изучим?
(Познакомимся с перелётными птицами…)
- Сегодня мы познакомимся с птицами, которые прилетают к нам в Шербакуль весной.
- Мы с вами помогали птицам зимой, а сейчас мы с вами научимся помогать птицам, которые прилетают к нам в весенние месяцы, как нужно оберегать и помогать птицам.
- Но мало только, любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожалению, не всегда задумывались над этим.
II. Актуализация знаний.
- А сейчас мы начнём своё знакомство с нашими гостями, которые уже некоторые прилетели к нам. Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи)
- Сейчас вы поработаете в парах (Определение пар…)
Пара №1, №2: На столах лежат картинки с изображением птиц и их описания на карточках. Вам необходимо сопоставить картинки с их описанием. Задание понятно?
Пара № 3, № 4: Вам необходимо дописать птенцов птиц по названиям перелётных птиц. На столах у вас лежат листочки с классификацией птиц, ручки. Прямо на этих листочках дописываете птенцов.
Работаете в парах сообща.
- Итак, ребята проверяем работу группы №1, №2. Им необходимо было сопоставить картинки с описанием птиц.
Слайд 3.
Как называется эта перелётная птица? (Ответы детей…)
– Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15-20 гнезд.
В народе говорят «грач - птица весенняя» конечно, он не обладает приятным голосом, зато очень полезен. Оперение чёрное с металлическим блеском. Грач является перелётной птицей, которая прилетает первой в марте месяце.
Питаются грачи на полях, лугах различными насекомыми и их личинками, зерновыми и огородными культурами.
Слайд 4.
В наши края в апреле прилетает скворец. Оперение чёрное с ярким металлическим отливом. Первые дни после прилета птицы держатся стаями. Найдя себе скворечник, поют около него. Песня у скворца громкая и по-весеннему, веселая. Скворцы питаются как, животной, так и растительной пищей. Весной вместе с грачами ходят по полям выбирают дождевых червей и личинок жуков, обитающих в почве. Любят сочные ягоды. Но их основная пища - различные вредные для сельского хозяйства насекомые. Ими они выкармливают птенцов. Скворец прилетает в апреле.
Слайд 5.
У ласточки красивое телосложение, короткие лапки. Спина окрашена в черный цвет с металлическим блеском, грудь белая. Гнездо ласточка сооружает из глины или из земли, склеивая ее своей слюной. В нутре оно выстлано мягкой - растительными ветками и перьями. Пища ласточки, только насекомые, добываемых на лету. Все эти насекомые в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. А вот когда приближается гроза, ласточки опускаются ближе к земле. Именно поэтому поведения ласточек, издавна служит подсказкой погоды. У многих народов мира гнезда этих птиц охраняются, и бытует поверье, что поселившаяся под крышей дома ласточка приносит людям счастье. Прилетают ласточки в середине мая.
- Справились группы №1, №2 с заданием?
- Давайте свои листы оценивания, проставлю вам баллы.
- 3 и 4 группа определяла птенцов по названиям птиц.
Слайд 6.
- Аист заботится об … (аистятах.)
-Грач заботится о … (грачатах.)
- Журавль заботится о … (журавлятах.)
- Лебедь заботится о … (лебедятах.)
- Чиж заботится о … (чижатах.)
- Соловей заботится о … (соловьятах.)
- Дрозд заботится о … (дроздятах.)
- Утка заботится об … (утятах.)
- Скворец заботится о … (скворчатах.)
- Гусь заботится о … (гусятах.)
- Справились группы №3, №4 с заданием?
- Давайте свои листы оценивания, проставлю вам баллы.
- А сейчас предлагаю поработать в группах.
Работа в группах (разделение на 2 группы).
1 группе необходимо помочь птичкам найти свое гнездо.
– Возьмите свой листок, лежащий у
вас на парте. Прочитайте, какие птицы прилетают в наши края по месяцам. Они
устраивают свои гнезда. Вы должны найти каждой птицы гнездо.
2 группе необходимо определить: какую пользу приносят птицы из
предложенных вариантов? Как надо относиться к птицам?
- Итак, ребята выполнили свои задания?
Проверяем работу 1 группы.
Слайд 7.
Слайд 8.
- Какую пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
- Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им, не разорять гнезда, не брать домой выпавших птенцов, не шуметь в лесу, не кричать, не включать громко музыку, не разжигать костров.)
Самооценивание (оценивают себя сами).
Физминутка.
- Всех прошу встать со своих мест и немного разомнуться.
Ну-ка птички полетели, (дети медленно бегут друг за другом)
Полетели и присели, (приседают)
Поклевали зёрнышки, (двигают носом сверху вниз)
Поиграли в полюшке (кружатся на месте)
Водичку попили, (двигают носом снизу вверх)
Перышки помыли (ставят, руки на пояс двигают локтями)
В стороны посмотрели, (смотрят по сторонам)
Прочь улетели, (разбегаются в разные стороны)
- Отдохнули? Присаживайтесь на свои места.
- К сожалению, многие птицы становятся редкими и нуждаются в особой охране.
В городе Омске у моста через реку Иртыш есть удивительное место – это природный парк «Птичья гавань».
Как вы думаете, почему он так называется?
(Да, это пристанище для птиц. Здесь работают ученые, орнитологи, биологи, которые следят за здоровьем птиц, за чистотой воды и всего парка, изучают их повадки.)
Среди обитателей Птичьей гавани зарегистрировано 155 видов птиц, 26 из которых занесены в Красные книги Омской области и России
Здесь водятся такие виды, как утка кряква, чайка-хохотунья, кулики, полевой и домовый воробей, синицы и трясогузки, озёрная чайка. Иногда появляются на водоёмах серый гусь, серый журавль, лебедь-кликун, в Омске были замечены краснокнижные лебеди-шипуны
- Как вы думаете, почему птицы, каждый год весной возвращаются с тёплых краёв и гнездятся в этом месте?
( Потому что, им там хорошо: много еды, рыб, насекомых. Их там никто не беспокоит. Это их Родина. )
Следующее задание выполните самостоятельно. У вас на столах лежат листочки с вопросами по данной теме. Вам необходимо выбрать правильный вариант. Затем с соседом меняетесь листочками и выполняете проверку задания. Всем понятно задание? Начинаем работу.
Вопросы:
-Какая первая птица прилетает к нам весной?
- Скворец;
- Попугай;
- Сорока
- В каком месяце прилетает грач?
- Август;
-Чем питаются грачи?
- А какую пользу приносят эти птицы?
- Кто ухаживает за птицами в лесу?
- Когда прилетают скворцы?
- Где живут скворцы?
- Чем кормят птенцов?
-Скворцы уже прилетели, кто ребята уже видел?
- Найдите, какой домик для птенцов ищет скворец, а потом в нем живут.
Взаимопроверка. Обсуждение вопросов. Выставление отметок друг другу.
Рефлексия.
- Какую пользу принесло занятие?
- Что было интересным для вас?
- В чём возникли затруднения?
Все ли были на занятии внимательными, активно работали, слушали меня и выполняли все предложенные задания?
Оценивание. Листы оценивания.
- А теперь давайте оценим вашу работу.
На этом наше занятие завершается. Я желаю вам быть внимательными не только друг к другу, но и заботится о братьях наших меньших, о природе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.