Воспроизводство населения
Оценка 4.6

Воспроизводство населения

Оценка 4.6
doc
30.05.2021
Воспроизводство населения
10.ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ.doc

Урок географии в 8 классе

 Тема: ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ

Цели урока:

1) установить особенности воспроизводства населения России и его основные исторические типы;

2) объяснить особенности демографического перехода.

ХОД УРОКА

Оргмомент.

I.                    Проверка домашнего задания.

1)      Фронтальный опрос:

- Объяснить, как менялась численность населения России.

- Что вы знаете о российских демографических кризисах 20 века?

- Дать понятие демографический кризис;  «демографическое эхо войны».

План урока:

1)      Определения:  демография, воспроизводство населения.

2)      Типы воспроизводства населения.

3)      Естественное движение населения России.

  • ДЕМОГРАФИЯ - наука о закономерностях воспроизводства населения,  изучающая его  численность,  естественный  прирост, возрастной и половой состав.
  • Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения.
  • ВОСПРОИЗВОДСТВО это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают смену поколений.

Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью.

! Для сохранения воспроизводства населения необходимо, чтобы

на 100 супружеских пар приходилось 258 детей.

! Учитель: Как тип хозяйства связан с ростом численности населения?

- В первобытном обществе наблюдалось естественное равновесие продовольственных ресурсов и численности населения, которая зависела от объема пищи, добываемой охотой, рыболовством и собирательством. Каждая территория могла прокормить только определенное число людей. Если население увеличивалось , то часть его должна была уходить на другие земли, иначе начинался голод. (ПРИМЕР: племена  Тропической Африки, Амазонии);

-  С появлением земледелия и животноводства, питание людей улучшилось, и рождаемость стала превышать смертность. Начался непрерывный рост населения.

Если  среднее число детей в семье, доживших до брачного возраста, меньше двух, то неизбежно сокращение численности населения, если больше 2-х , тогда, наблюдается рост населения.

На изменение численности населения влияет характер воспроизводства населения, который определяется соотношением численности поколений детей и поколения родителей.

2)      Типы воспроизводства населения

АРХЕТИП

ТРАДИЦИОННЫЙ или патриархальный

Переходный

 

СОВРЕМЕННЫЙ или рациональный

В первобытном обществе. Численность населения ограничена -  она такова, сколько может прокормить территория.

Очень высокая рождаемость и смертность, низкая средняя продолжительность жизни. Многодетность является традицией, способствует лучшему функционированию семьи в аграрном обществе. Высокая смертность — следствие низкого уровня жизни людей,  тяжелого труда и плохого питания, недостаточного развития образования и медицины.

Характерен для слаборазвитых стран связанных с аграрной экономикой.

Уровень смертности снижается до 6—10 ‰ вследствие успехов медицины. Традиционно высокая рождаемость сохраняется или снижается медленными темпами. Очень высокий прирост населения — 2,5—3 % в год. Характерен для Мексики, Бразилии, Индии, Китая в конце XX века наблюдаются высокие темпы роста населения в мире.

 

Пониженная рождаемость, близкий к среднему уровнем смертности, низкий естественный прирост и высокая средняя продолжительность жизни. Выживает большая часть детей. Низкая рождаемость связана с сознательным регулированием размера семей, а на уровне смертности сказывается высокий процент пожилых лиц.  Характерен для экономически развитых стран с высоким уровнем жизни и культуры населения.

! Объяснения учителя:

Традиционный:

    • высокая, неконтролируемая на индивидуально-семейном уровне рождаемость (4—8 живорождений на одну женщину в течение всего репродуктивного периода), обеспечивающая умеренный положительный естественный прирост
    • низкая средняя ожидаемая продолжительность жизни (25—45 лет), определяемая, главным образом, очень высокой младенческой и детской смертностью (до одного года умирает 150—350 из 1000 новорожденных)
    • вероятность для девочки дожить до среднего возраста материнства 30—70 %
    • период удвоения численности населения в среднем около 50 лет
    • высокая смертность — следствие низкого уровня жизни людей, тяжелого труда, низкого качества воды, плохого питания, недостаточного развития санитарно-гигиенического контроля среды обитания, зачаточного состояния профилактической и клинической медицины
  • Современный:
    • низкая рождаемость, связанная с сознательным регулированием размера семьи. Выживает большая часть детей
    • непрерывное повышение продолжительности жизни
    • Суммарный коэффициент рождаемости постепенно снижается, что приводит (после снижения ниже примерно 2,15) к сокращению населения. Например, в Испании суммарный коэффициент рождаемости на 1 января 2009 года составляет 1,31; в России 1,41; в США 2,05
    • улучшение уровня жизни

Характерен для экономически развитых стран с высоким уровнем жизни и культуры населения.

3. Естественное движение населения России.

 Задание:  проанализировать  таблицу

 Таб. №1.  Динамика численности населения и его естественное движение в России

Таб. 2 . Численность и размещение населения.

Запись конспекта. Численность  населения Российской Федерации на 1 января 2010 г. -  141,9 млн. человек, из которых 103,7 млн. человек (73%) – горожане, и 38,2 млн. человек (27 %) – сельские жители. Число россиян в 2009 г. увеличилось 10,5 тыс. человек, или на 0,01%.  

Таб. № 3.  Коэффициент рождаемости в России (1990г.-2009г.)

 

Анализ диаграммы  учащимися с дополнениями учителя:

Демографический спад 1990-х гг. был общим для всех регионов (таб. 3 ).

В 2000 г. коэффициент рождаемости был самым низким– 1,2 по России.

Минимальный показатель имели федеральные города (Москва и С-Петербург) и прилегающие к ним области (1,0 ребенка на женщину),

а максимум – республики Ингушетия (2,5), Дагестан, Тыва и Алтай (1,8).

За 2000-2006 гг. показатель немного вырос и в целом по стране (с 1,2 до 1,3), и во всех субъектах РФ.

К середине 2000-х межрегиональные различия в процессах воспроизводства населения сократились до минимума.

Задание:   проанализировать текст  учебника на  стр. 242.

Вопрос?  Почему в регионах Северного Кавказа и Сибири  коэффициент рождаемости   остается высоким?

Таб.4.  Коэффициент естественного прироста в 2010 и 2011 гг.

(на 1000 населения, с учетом данных переписи 2010 г.)

 

 Объяснения учителя.

Показатели 2011 г. – самые позитивные за весь переходный период, сдвиг по сравнению с показателями 2000-х очень существенный.

Во второй половине 2000-х в детородный возраст вошла более многочисленная часть населения 1980-х годов рождения, поэтому выросло количество родившихся. При этом пожилыми стали россияне военных и предвоенных лет рождения, а это малочисленная часть населения.

ПРОГНОЗЫ ( запись конспекта): С середины 2010-х все поменяется – в детородный возраст войдет крайне малочисленная возрастная категория  1990-х годов рождения, а пожилыми станут те, кто родился в послевоенный период. Демографы прогнозируют ухудшение показателей естественного прироста населения.

Таб.5. Естественный (2007-2011 гг.) и миграционный (2007-2010 гг.) прирост (убыль) населения в регионах РФ, на 1000 населения

 АНАЛИЗ ДИАГРАММЫ УЧАЩИМИСЯ:

Краткая запись  конспекта.

Почти все республики Северного Кавказа, кроме Адыгеи и Ингушетии  стали зоной миграционного оттока, а в Северной Осетии и Карачаево-Черкесии миграционный отток превысил естественный прирост населения. Продолжал снижаться миграционный отток из регионов Дальнего Востока, а  в Хабаровском крае  прекратился, а в Якутии был полностью компенсирован возросшим естественным приростом.

 

Вопросы:

      1. Дать определение «Демография» и  «Воспроизводство»
      2. Какие типы воспроизводства существуют в современном мире?
      3. Как влияет современное хозяйство на воспроизводство населения?
      4.  Для каких стран характерен традиционный тип воспроизводства
      5. Для каких стран характерен современный тип воспроизводства?
      6. Какие прогнозы дают демографы по показателям воспроизводства населения России?

 

Итоги урока.

  Выставление оценок.

   Домашнее задание:


Скачано с www.znanio.ru

Урок географии в 8 классе Тема:

Урок географии в 8 классе Тема:

Объяснения учителя: Традиционный: высокая, неконтролируемая на индивидуально-семейном уровне рождаемость (4—8 живорождений на одну женщину в течение всего репродуктивного периода), обеспечивающая умеренный положительный естественный прирост низкая…

Объяснения учителя: Традиционный: высокая, неконтролируемая на индивидуально-семейном уровне рождаемость (4—8 живорождений на одну женщину в течение всего репродуктивного периода), обеспечивающая умеренный положительный естественный прирост низкая…

Анализ диаграммы учащимися с дополнениями учителя:

Анализ диаграммы учащимися с дополнениями учителя:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021